Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов борьбы с легализацией доходов, полученных незаконным путем'

Совершенствование механизмов борьбы с легализацией доходов, полученных незаконным путем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / НЕЗАКОННЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / БАНК РОССИИ / LEGALIZATION OF INCOME / ILLEGAL CURRENCY TRANSACTIONS / THE BANK OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыбина Е. В.

Государственный контроль и надзор за проводимыми валютными операциями это основное средство борьбы с легализацией доходов, полученных незаконным путем. В статье рассмотрена деятельность Банка России и ФТС России по противодействию осуществления участниками внешнеэкономической деятельности незаконных валютных операций, а также сделаны предложения по совершенствованию механизмов такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERFECTION OF MECHANISMS OF CONTROL OVER THE LEGALIZATION OF ILLEGAL REVENUES

Currency operations under the state control and supervision is the main mean of fighting against the legalization of illegal revenues. Activities of Bank of Russia and the Federal Customs Service of Russia on the implementation of measures against illegal currency operations conducted by the participants of foreign trade activity are explored in the article. There are also some proposals of the perfections of such activities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов борьбы с легализацией доходов, полученных незаконным путем»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ

Зыбина Е.В., ведущий консультант Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной

таможенной службой

Государственный контроль и надзор за проводимыми валютными операциями это основное средство борьбы с легализацией доходов, полученных незаконным путем. В статье рассмотрена деятельность Банка России и ФТС России по противодействию осуществления участниками внешнеэкономической деятельности незаконных валютных операций, а также сделаны предложения по совершенствованию механизмов такой работы.

Ключевые слова: легализация доходов, незаконные валютные операции, Банк России.

THE PERFECTION OF MECHANISMS OF CONTROL OVER THE LEGALIZATION OF ILLEGAL REVENUES

Zуbina E., Leading Consultant, Department of Trade Restrictions, currency and Export Control of the Federal Customs Service

Currency operations under the state control and supervision is the main mean offighting against the legalization of illegal revenues. Activities of Bank of Russia and the Federal Customs Service of Russia on the implementation of measures against illegal currency operations conducted by the participants of foreign trade activity are explored in the article. There are also some proposals of the perfections of such activities.

Keywords: legalization of income, illegal currency transactions, the Bank of Russia.

С начала 2008 года Банк России активизировал работу по надзору за деятельностью уполномоченных банков по предотвращению сомнительных валютных операций их клиентами. Это вызвано выявлением фактов осуществления авансовых платежей по импортным контрактам с представлением в банки копий поддельных таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации1. Такая работа начата была Банком России совместно с ФТС России и Росфин-мониторингом.

Банк России издал письмо от 01.11.2008 № 137-Т «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций» (далее - письмо № 137-Т).

Банком России в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями, а также информационного взаимодействия между Банком России и ФТС России было выявлено, что в 2008 г. существенно возросло количество паспортов сделок по импорту товаров, по которым стоимость товаров, отражаемых уполномоченными банками (далее - кредитные организации) в ведомостях банковского контроля на основании таможенных деклараций, значительно превышает аналогичные данные

о стоимости ввезенных товаров, имеющиеся в информационной базе ФТС России.

Во многих случаях денежные средства, отражаемые кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, юридическими лицами - резидентами переводились в пользу нерезидентов, зарегистрированных, как правило, в офшорных зонах, а также других государствах, в частности, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Новой Зеландии и являющихся клиентами банков Латвийской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Литовской Республики.

Анализ, проведенный Банком России, показал, что данные операции между резидентами и нерезидентами характеризуются следующими особенностями:

1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица - резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами платежей уставный капитал.

2. Операции по счетам юридических лиц - резидентов в кредитных организациях в большинстве случаев носят транзитный характер и связаны с поступлением денежных средств в валюте Российской Федерации от значительного числа других резидентов и последующим переводом их в полном объеме (либо в их значительной части) (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов.

3. Контрагентами юридических лиц - резидентов являются иностранные компании, государство - место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством - местом нахождения обслуживающих их иностранных банков.

4. Со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах.

Возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемых кредитными организациями, и в информационной базе ФТС России, позволяют предполагать, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами - резидентами могут представляться в кредитные организации несуществующие (фиктивные) таможенные декларации, а действительными целями таких операций могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.

Так, по данным отчетности, проанализированной Банком России за 2008 г., разница между стоимостью товаров, отраженных кредитными организациями в ведомостях банковского контроля, и данными о стоимости ввезенных товаров, имеющимися в информационной базе ФТС России, составила в долларовом эквиваленте 60,8 млрд долл. США. При этом за 2007 г. указанная разница составляла в долларовом эквиваленте 22,6 млрд долл. США.

Письмом № 137-Т Банк России рекомендовал кредитным организациям уделять особое внимание операциям, характерные особенности которых приведены в письме № 137-Т, а также таможенным декларациям, представляемым юридическими лицами -резидентами, и при выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, отражаемых кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, обращаться в ФТС России.

Следует отметить, что письмо № 137-Т не является нормативным актом Банка России либо официальным разъяснением Банка России, не содержит норм права и доведено до сведения кредитных организаций в целях оказания практической помощи кредитным организациям по выявлению в деятельности своих клиентов операций, которые, возможно, совершаются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Используя рекомендации

1 Причиной возникновения данной проблемы стала ликвидация в 2004 году системы таможенно-банковского валютного контроля, предусматривавшей ежемесячное направление ГТК России в уполномоченные банки учетных карточек валютного контроля на основе оформленных паспортов сделок таможенных деклараций.

Банка России кредитные организации получают дополнительную возможность оценить риски, связанные с совершением их клиентами таких операций, а также принять при необходимости меры, направленные на снижение таких рисков.

Следует отметить, что кредитные организации самостоятельно определяют полноту применения рекомендаций, содержащихся в письме № 137-Т, в зависимости от специфики своей деятельности, специфики деятельности своих клиентов и с учетом оценки (степени) уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Для эффективной работы в данном направлении намечен комплекс мер о развитии информационного взаимодействия в рамках Соглашения об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2006 г. № 01-48/12, в рамках которого должна быть решена задача по выявлению фактов представления участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные банки недостоверных документов (таможенных деклараций) в обоснование проводимых платежей.

В целях обеспечения противодействия незаконным валютным операциям, уклонению от уплаты налогов, легализации доходов, полученных преступным путем, ФТС России уполномочила Специализированное государственное учреждение «Главный научноинформационный вычислительный центр ФТС России» (ГНИВЦ ФТС России) осуществлять по запросам кредитных организаций проверку фактов оформления таможенных деклараций, представляемых в качестве подтверждающих документов кредитным организациям при осуществлении валютных операций, в отношении резидентов, удовлетворяющих критериям, приведенным в письме № 137-Т.

При направлении заявки кредитной организации в ГНИВЦ ФТС России по вопросу подключения к системе проверки сведений, содержащихся в таможенных декларациях, а также при формировании запроса о проверке факта оформления таможенных деклараций должны быть указаны следующие сведения:

- наименование кредитной организации (ее филиала);

- регистрационный номер кредитной организации, присвоенный ей при регистрации в «Книге государственной регистрации кредитных организаций» (для филиала кредитной организации -регистрационный номер головной кредитной организации и порядковый номер филиала, разделенные символом «/»);

- сведения о лице, ответственном за организацию работы по взаимодействию с ГНИВЦ ФТС России, с указанием адреса электронной почты и 1Р-адреса рабочей станции, а также о лицах, уполномоченных формировать запросы.

Заявка рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня поступления в ГНИВЦ ФТС России.

После рассмотрения заявки кредитной организации ГНИВЦ ФТС России обеспечивает доступ к выделенному разделу на WEB-сайте ФТС России (www.customs.ru) и направляет письмо с сообщением о подключении к указанной системе. Доступ к указанным ресурсам осуществляется с использованием присвоенных кредитной организации идентификатора и пароля.

Финансирование работ по организации доступа и расходов в процессе информационного взаимодействия с системой внешнего доступа ГНИВЦ ФТС России осуществляется кредитной организацией.

Информация о доступе к выделенным ресурсам доводится до сведения кредитной организации по электронной почте на имя лица, ответственного за организацию работы по взаимодействию с ГНИВЦ ФТС России, указанного в заявке кредитной организации.

При формировании запросов о проверке факта оформления таможенных деклараций кредитными организациями учитывается структура информации, размещенная на WEB-сайте ФТС России (www.customs.ru), и используется общесистемное программное обеспечение.

Заключение по результатам рассмотрения запроса размещается в выделенном кредитной организации разделе WEB-сайта ФТС России (www.customs.ru) не позднее 20 рабочих дней со дня поступления запроса.

Информация о порядке подключения к системе проверки сведений об используемых программных обеспечениях, о применяемых нормативных документах, о наиболее часто задаваемых кре-

дитными организациями вопросах размещена на WEB-сайте ФТС России (www.customs.ru) в разделе «Система проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях».

В связи с тем, что различные кредитные организации имеют различные потребности по проверяемым объемам информации, ГНИВЦ ФТС России разработал два вида возмездных договоров по предоставлению услуг кредитным организациям с разными тарифами на предоставляемые услуги. При формировании тарифов по услугам, оказываемым кредитным организациям, учитывая ситуацию кризиса и сложностей в банковской системе, сознательно закладывалась минимальная прибыль.

Так, для кредитных организаций, имеющих большие объемы проверяемых данных, предложен договор с абонентским обслуживанием (стоимость абонентского обслуживания три тысячи рублей в месяц с учетом НДС). Объем предоставляемого трафика в рамках абонентского обслуживания составляет 50 кб/мес. и позволяет осуществить проверку от 600 ГТД до 1300 ГТД в месяц.

Для кредитных организаций, имеющих небольшие объемы проверяемых данных (в частности, для небольших банков и филиалов) предложен договор без абонентского обслуживания. Плата взимается по факту обращения и учитывается к оплате фактическое количество деклараций, направленных на проверку.

Стоимость услуги по подключению к системе проверки на время действия договора взимается с кредитных организаций однократно и составляет десять тысяч рублей. При переходе кредитной организации с одного вида услуги (с абонентской платой) на другой (без абонентской платы) плата повторно не взимается.

По анализу фактических результатов работы стоимость проверки одной ГТД составляет для банков 2,50 руб.- 3,50руб.

По состоянию на июнь 2009 г. заключены договора с 460 кредитными организациями, из них к системе проверки уже подключены и активно пользуются услугой 422 организации, в том числе, имеющие разветвленную филиальную сеть, а по состоянию на июнь 2010 г. количество кредитных организаций многократно возросло, что подтверждает востребованность услуги.

ГНИВЦ ФТС России проработал вопрос о возможности подключения и работы филиалов кредитных организаций в рамках одного договора, заключаемого головным офисом кредитной организации и технической аспекты реализации такого договора.

При этом следует отметить, что информационный обмен ФТС России с уполномоченными банками действующим законодательством не предусмотрен исходя из следующих положений.

Согласно пункту 1 статьи 10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 этой же статьи таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к указанной информации в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.

Предоставленную информацию таможенные органы передают федеральным органам исполнительной власти, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации, в порядке, согласованном между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части защиты государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

Федеральные органы исполнительной власти, их должностные лица, иные лица, получившие в силу закона доступ к информации, полученной от таможенных органов, не вправе разглашать, распространять, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам указанную информацию, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Банк России как орган валютного контроля в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) получает информацию на основании Соглашения.

Таким образом, таможенные органы как агенты валютного контроля могут передавать информацию только на основании ТК РФ и или иного федерального закона.

В соответствии со статьей 22 закона № 173-Ф3 Банк России определяет порядок взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с таможенными и налоговыми органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля, а также объем передаваемой информации в рамках соответствующего взаимодействия.

До настоящего времени нормативный правовой акт предусматривающий передачу таможенными органами как агентами валютного контроля информации уполномоченным банкам, подотчетным Банку России, в соответствии со статьями 22 и 23 Закона № 173-ФЗ, Банком России не издан.

Вместе с тем, в издаваемых нормативных правовых актах (инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок») Банк России не учитывает предложения ФТС России (в виду отсутствия у службы статуса органа валютного контроля) по вопросам, касающимся более эффективной организации и автоматизации контроля валютных операций, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации.

Любая информация, получаемая от участников ВЭД требует проверки как со стороны таможенных органов, так и со стороны уполномоченных банков, на предмет подтверждения фактов нарушений валютного законодательства Российской Федерации и исключения технических ошибок (опечаток) в таможенных декларациях при заявлении в ней сведений, используемых банками при учете и контроле валютных операций. Результаты таких проверок могут представлять интерес для Росфинмониторинга как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего фун-кции2 по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, а также выработке государственной политики, нормативно - правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Схемы незаконных валютных операций заключаются в осуществлении операций по внешнеэкономическим контрактам с представлением в банки поддельных таможенных деклараций, в первую очередь, для подтверждения обоснованности платежей за товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

В настоящее время ФТС России совместно с Банком России проводит необходимые мероприятия в целях противодействия проведению указанных незаконных операций.

В рамках такой работы регулярно ФТС России проводится анализ центральной базы данных валютного контроля и в отношении выявленных сомнительные внешнеэкономические операции таможенными органами проводятся проверочные мероприятия, в результате которых возбуждаются уголовные дела по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» и дела об админист-

ративных правонарушениях по части 5 статьи 15.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушения валютного законодательства».

В ходе проверочных мероприятий, проводимых таможенными органами, выявлены факты осуществления авансовых платежей по импортным контрактам с представлением в банки копий поддельных таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Предположительно данные схемы могут использоваться для оплаты контрабанды, отмыванию доходов, полученных преступным путем, уклонением от уплаты налогов, а также использоваться в оплате «серого импорта».

Одной из причин возникновения данной проблемы стала ликвидация в 2004 году системы таможенно-банковского валютного контроля, предусматривавшей активное информационное взаимодействие таможенными органами с уполномоченными банками.

Контроль валютных операций, осуществляемый таможенными органами, основан на автоматизированной технологии валютного контроля и информационных ресурсах ФТС России и позволяет осуществлять целенаправленную выборку информации из таможенных деклараций, содержащихся в ведомостях банковского контроля, но отсутствующих в центральной базе данных ФТС России.

Для создания эффективной системы противодействия незаконным валютным операциям, в том числе в отношении авансовых платежей, которые осуществляются до представления подтверждающих документов (таможенных деклараций), а также незаконного возврата НДС, представляется целесообразным организовать сопряжение информационных ресурсов, позволяющих в режиме, приближенному к реальному времени, осуществлять валютный контроль таможенным и налоговым органам, территориальными учреждениями Банка России.

В целях повышения эффективности организации работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений участниками ВЭД требований Закона № 173-ФЗ ФТС России издан приказ от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности», регламентирующие действия таможенных органов и их должностных лиц в случае выявления при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования.

Для создания эффективной системы противодействия незаконным внешнеэкономическим операциям, а также уклонения от уплаты налогов ФТС России представляется необходимым:

- наделить ФТС России статусом органа валютного контроля и возобновить механизмы ранее действовавшей системы таможенно-банковского валютного контроля;

- обеспечить сопряжение информационных ресурсов ФТС России, ФНС России и Банка России, для проведения оперативных мероприятий, позволяющих государственным контролирующим органам получать оперативную информацию по внешнеэкономическим операциям, необходимую для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 (ред. от 22.02.2008) № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» и от 23.06.2004 № 307 (ред. от 27.10.2007) «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».

3 По направлению валютного контроля ФТС России представляет в Росфинмониторинг:

- информацию, содержащуюся в базах данных ФТС России, о перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты;

- информацию по административным правонарушениям, предусмотренными статьями 15.25, 16.4 и 16.19 КоАП России;

- информацию о паспортах сделок и поступлении выручки от экспорта товаров.

2) Росфинмониторинг представляет в ФТС России:

- информацию, необходимую для целей таможенного контроля и реализации функций ФТС России, установленных нормативными правовыми актами (по запросам ФТС России);

- информацию из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, путем организации доступа к этим ресурсам;

- информацию, содержащую результаты обобщенной практики применения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма.

- совершенствовать информационное взаимодействие между ФТС России с Росфинмониторингом, которое в настоящее время осуществляется в соответствии с Соглашением об информационном сотрудничестве между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу от 20.04.2007 № 01-08/12 и № 01-1-13/13.

Список использованных источников:

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009).

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от

22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле».

Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 26.11.2004 № 01-48/12.

Протокол о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Феде-

рации и Федеральной таможенной службы от 18.05.2009 № 01-12/ 0019.

Соглашение об информационном сотрудничестве между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу от 20.04.2007 № 01-08/12 и № 01-1-13/1.

Письмо Банка России от 01.11.2008 № 137-Т(с изм. от

23.01.2009) «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций».

Письмо Банка России от 23.01.2009 № 8-Т «В дополнение к письму Банка России от 01.11.2008 № 137-Т».

Приказ ФТС России от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

Письмо ФТС России от 23.12.2008 № 01-28/54547 «Об организации рассмотрения запросов кредитных организаций о подтверждении фактов оформления таможенных деклараций».

В отношении статей: «Совершенствование информационного взаимодействия ФТС России с Федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения экономической безопасности России» и «Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий» автора Зыбиной Е.В., опубликованных в журнале № 1, 2010 изданием была сделана опечатка. Слово «Литература» необходимо читать как «Список используемых источников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.