УПРОЩЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИИ ПРИ ЭКСПОРТЕ И ВРЕМЕННОМ ВЫВОЗЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ продукции в части ВЫПОЛНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ФУНКЦИЙ АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Зыбина Е.В., ведущий консультант Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной
службой
В статье автор исследует нормативные правовые акты законодательства Российской Федерации и мероприятия, проводимые Правительством Российской Федерации с участием ФТС России, направленные на оптимизацию таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции и на совершенствование процедур таможенного контроля в отношении высокотехнологичной продукции, в том числе в части валютного контроля. Автором разработаны предложения по усовершенствованию классификации видов контрактов для целей заполнения паспортов сделок, применение которых позволило упростить и ускорить технологии таможенного контроля.
Ключевые слова: таможенные операции, высокотехнологическая продукция, валютный контроль.
SIMPLIFICATION OF CUSTOMS PROCEDURES FOR EXPORT AND TEMPORARY EXPORT OF HI-TECH PRODUCTS IN THE EXECUTION OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE FUNCTIONS OF CURRENCY CONTROL AGENTS
Zybina E., Leading Consultant, Department of Trade Restrictions, currency and Export Control of the Federal Customs Service
The author examines the legal acts of Russian Federation legislation and activities of the Government of the Russian Federation with the participation of the FCS of Russia, aimed at streamlining customs administration, export of hi-tech products and the improvement of customs control procedures for high-tech products, including part exchange controls. The author has developed proposals to improve the classification of contracts for the purpose of filling transactions passports that have enabled technology to simplify and speed up customs.
Keywords: customs operations, high-tech products, foreign exchange controls.
Экспорт высокотехнологичной продукции необходимое усло- имости товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошли-
вие развития экономики России и инструмент формирования поло- нами;
жительного имиджа государства, оказывающий, в том числе серь- - длительность сроков доставки необходимых для проведения
езное влияние на развитие инновационной деятельности российс- исследований образцов и материалов.
ких компаний или компаний, с зарубежным участием на российс- В целях обеспечения благоприятного инвестиционного клима-
кой территории. Учитывая, что объем рынка инновационной про- та, создания условий для увеличения экспорта отечественной продукции в России пока относительно не высок, возможность эффек- дукции и реализации положений Таможенного кодекса Таможен-
тивной работы на международном рынке является необходимым ного союза Правительственной комиссией по проведению админи-
условием окупаемости инновационных проектов. стративной реформы 24 апреля 2010 г. был одобрен План меропри-
Статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ятий по совершенствованию государственного управления в сфере
ТК ТС) установлено, что выпуск товаров, к которым не применя- таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной
ются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможен- продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля
ную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную в отношении высотехнологичной продукции, утвержденный поста-
процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Ко- новлением Правительства Российской Федерации 12 ноября 2010
миссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным года № 1974-р (далее - План).
органом не позднее 4 часов с момента регистрации декларации на В целях реализации раздела 1 Плана мероприятий по оптими-
товары, а в случае, когда декларация на товары зарегистрирована зации таможенных процедур, связанных с экспортом и времен-
менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного ным вывозом несырьевых товаров, не облагаемых вывозными та-
органа - не позднее 4 часов с момента начала времени работы этого моженными пошлинами и произведенных на территориях госу-
таможенного органа. дарств - членов Таможенного союза и в сфере таможенного адми-
В начале 2011 года к числу главных проблем при осуществле- нистрирования экспорта высокотехнологичной продукции и совер-
нии экспорта высокотехнологичной продукции, влияющих на уве- шенствования указанного пункта Плана ФТС России проведены
личение сроков выпуска товаров относились: следующие мероприятия:
- большой объем документов, требуемых при таможенном дек- - сокращены до 4 часов сроки выпуска товаров, не облагаемых
ларировании; вывозными таможенными пошлинами, помещаемых под таможен-
- необходимость заявления и подтверждения таможенной сто- ные процедуры экспорта и временного вывоза (статья 196 ТК ТС);
В соответствии с Планом мероприятий ФТС России принимала участие в выполнении следующих поручений:
I. Мероприятия по оптимизации таможенных процедур, связанных с экспортом и временным вывозом несырьевых товаров, необлагаемых вывозными таможенными пошлинами и произведенных на территориях государств-членов Таможенного союза
1. Подготовка проекта решения Комиссии Таможенного союза об определении товаров, которые помещаются под таможенные процедуры временного вывоза с использованием упрощенных административных процедур, из числа товаров, не облагаемых вывозной таможенной пошлиной, и внесение его в установленном порядке в Комиссию Таможенного союза ФТС России
2. Обеспечение проведения мониторинга реализации мер по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высотехнологичной продукции и представление в установленном порядке доклада в Правительственную комиссию Минэкономразвития России ФТС России
II. Мероприятия по оптимизации процедур в сфере валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом несырьевых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины
1. Разработка и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов о передаче уполномоченными банками в ФТС России (в режиме реального времени в электронном виде) оформленных паспортов сделок, а также об исключении требования о представлении паспортов сделок в таможенные органы при декларировании товаров, сохранив требование об указании номера паспорта сделки в таможенной декларации. ФТС России Банк России (по согласованию)
2. Разработка и внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дифференцированного размера санкций за нарушение сроков зачисления выручки от экспорта товаров на банковские счета, максимально снизив размер санкций за нарушение сроков зачисления выручки от экспорта товаров по отношению к размеру санкций, предусмотренных за незачисление экспортной выручки, в том числе увязав размер санкций со сроком задержки зачисления выручки, а также со ставкой рефинансирования, установленной Банком России Минфин России Росфиннадзор
3. Разработка и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов об исключении требования к оформлению для учета валютных операций паспорта сделки по договорам, сумма которых составляет менее 50.тыс. долларов США в эквиваленте Банк России (по согласованию)
4. Разработка и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов о передаче уполномоченными банками в ФТС России (в режиме реального времени в электронном виде) оформленных паспортов сделок, а также об исключении требования о представлении паспортов сделок в таможенные органы при декларировании товаров, сохранив требование об указании номера паспорта сделки в таможенной декларации ФТС России Банк России (по согласованию)
- сокращен перечень сведений, заявляемых в декларации на товары и используемых для целей валютного контроля (сохранено лишь требование об указании номера паспорта сделки и цене товаров), что позволило дополнительно сократить перечень документов, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности при декларировании товаров для подтверждения заявляемых сведений и соответственно сокращены сроки выпуска товаров (статья 183 ТК ТС).
В целях реализации раздела 2 Плана мероприятий по оптимизации процедур в сфере валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом несырьевых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при участии ФТС России проведены следующие мероприятия, а именно:
1. Банком России издано Положение от 29.12.2010 № 364-П «О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде», зарегистрирован Минюстом России 11.02.2011, рег. № 19815,
опубликовано в «Вестнике Банка России от 16.02.2011 № 9, предусматривающее централизованную передачу в ФТС России через систему территориальных учреждений Банка России в электронном виде паспортов сделок по согласованным видам контрактов «1» (вывоз товаров с «территории Российской Федерации), «2» (ввоз товаров на территорию Российской Федерации) и «9» (смешанная сделка) в режиме, близком к реальному времени.
Указанный порядок предусматривает технологию, в соответствии с которой уполномоченные банки и территориальные учреждения Банка России выполняющие функцию по оформлению паспорта сделки или закрытия паспорта сделки, формируют в установленном Банке формате и структуре сообщение в электронном виде и направляют такие в Центр информационных технологий Банка России для их последующего направления в ГНИВЦ ФТС России.
Технология информационного обмена, установленная Положением № 364-П, предусматривает обеспечение безопасности каналов передачи информации и надежные средства криптографической защиты, организация которой выработана ФТС России совместно с ГНИВЦ ФТС России.
Схема информационное взаимодействие по получению ФТС России ПО и направлению их в таможенные органы
Для организации указанного информационного обмена ФТС России проведены мероприятия, направленные на оптимизацию процедур в сфере валютного контроля, а именно:
- проведены совещания участием представителей ФТС России и Банка России, на которых рассмотрены технологические и технические вопросы информационного взаимодействия Банка России и ФТС России в целях выполнения Положения № 364-П, а также вопросы, связанные с использованием средства криптографической защиты информации и организации канала связи;
- организована обработка получаемой информации из Банка России в рамках функционирующих в настоящее время программных средств автоматизированной системы «Валютный контроль»;
- издан приказ ФТС России от 05.08.2011 № 1604 «О реализации Протокола № 2 от 19 июля 2011 г. № 01-69/29 о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы»
- подготовлен проект регламента взаимодействия Центр информационных технологий Банка России и ГНИВЦ ФТС России при передаче уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы ПС по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде;
- обеспечено наполнение региональной базы данных валютного контроля и еженедельная актуализация, позволяющая таможенным органам Российской Федерации получать информацию для осуществления контроля за достоверностью заявляемых в декларации на товары сведений о паспорте сделки в отсутствие требования о представлении декларантом паспорта сделки при декларировании отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза.
В настоящее время согласно Положению № 364-П не осуществляется передача в таможенные органы информации о паспортах сделок по видам внешнеторговых договоров (контрактов) с кодами с кодами «3» (выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидентом) и «4» (выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нерезидентом). Это составляет определенные сложности при осуществлении таможенными органами Российской Федерации валютного контроля, так как в рамках данных видов контрактов нередко предусматривается перемещение товаров через границу Российской Федерации, связанное с выполнением работ, оказанием услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности (перемещение товаров после их переработки, модернизации, ремонта, обработки, сборки, при сдаче в аренду, лизинг, а также товаров, полученных в результате проведения маркетинговых и других исследований - книги, брошюры, отчеты, доклады, информационные материалы, либо в результате выполнения опытно-конструкторских работ - опытные и промышленные модели, макеты, чертежи и другая техническая документация, разработанных программных комплексов, записей на магнитном носителе и т.д).
В то же время, это не оказывает существенное влияние на эффективность осуществления таможенными органами Российской Федерации валютного контроля в проведении мероприятий по оптимизации процедур, связанных с экспортом и временным выво-
зом высокотехнологичной продукции, так как:
- количество паспортов сделок с кодами видов контрактов 3 и 4 незначительно и составляет не более 7 % от общего количества паспортов сделок, предъявленных при таможенном декларировании товаров в 2011 г;
- основной функцией по осуществлению таможенными органами валютному контроля является проверка заявлений в декларации на товары сведений для целей валютного контроля (сведений
о паспорте сделки, цене товаров), а также сверка наличия или отсутствия номера паспорта сделки, заявленного в декларации на товары с базой данных паспорта сделки, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, соответственно валютный контроль в основной части переносится на контроль после выпуска товаров и не влияет на сроки их выпуска.
Паспорта сделок с кодами вида контрактов 3 и 4 передаются Банком России в ФТС России в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии Федеральной таможенной службой и Центральным банком Российской Федерации в рамках Регламента взаимодействия Банка России и ФТС России при обмене информацией в электронном виде и поступают в базу данных валютного контроля с незначительной временной задержкой.
Указанные проблемы, по мнению автора, могут быть решены путем внесения изменений в классификацию видов контрактов, установленную приложением 4 к инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (ред. от 29.12.2010).
Предложения автора по усовершенствованию классификаторов приведены в приложении 1 к настоящей статье.
Необходимость уточнения классификаторов связана с тем, что в договорах (внешнеторговых контрактах) отсутствует прямое указание на намерения сторон о ввозе или вывозе соответствующих товаров. Такая проблема является общей для всех договоров, а не только для договоров возмездного выполнения работ, оказания услуг.
Предлагаемая автором статьи классификация контрактов позволит сортировать информацию для обеспечения информационного взаимодействия Банка России и таможенными и налоговыми органами как агентами валютного контроля в соответствии с их компетенцией. При этом в случае отсутствия в контракте сведений, позволяющих однозначно классифицировать контракт, ответственность за их представление в уполномоченный банк (возможно, путем подачи заявления) возлагается на резидента.
2. В целях приведения в соответствие положений законодательства Российской Федерации в области валютного регулирования и валютного контроля в соответствие ТК ТС, а также во исполнение пункта 6 Плана при участии ФТС России Банком России внесены изменения в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок1, исключающие требование об оформлении паспорта сделки по договорам, сумма которых составляет менее 50.тыс. долларов США в эквиваленте (ранее требование об оформлении паспорта сделки
Соотношение сделок на сумму до 50 $ и свыше 50 $ на конец 2010 г.
По количеству, % По общей сумме, млрд.долл. США
0,4
■ менее 50 тыс. долл. США
распространялось на валютные операции, осуществляемые по контракту (кредитному договору), заключенному между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения договора, с учетом внесенных изменений и дополнений).
Внесение изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И, исключающих требование об оформлении паспорта сделки (ПС) по договорам, сумма которых составляет менее 50 тыс. долларов США позволило сократить на четверть количество оформляемых ПС, сумма контролируемых валютных операций по которым составляет всего лишь 0,15% от общего объема контролируемых в рамках автоматизированной технологии валютных операций.
Таким образом, либерализация системы учета валютных операций (без оформления паспорта сделки) не снижает эффективности валютного контроля, а позволяет сосредоточить его на более крупных сделках, нарушение валютного законодательства в рамках которых действительно может оказать негативное влияние на состоянии экономики.
3. В целях повышения эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации, по мнению автора, необходимо внесение изменений в статьи 3.5 и
15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих дифференцированную ответственность за нарушение сроков зачисления на банковские счета резидентов в уполномоченных банках выручки от экспорта това-
ров, работ, услуг, переданных (оказанных) нерезидентам, и за ее незачисление.
Для исключения дискриминации резидентов, осуществляющих ввоз товаров на территорию Российской Федерации (получение на территории Российской Федерации), расчеты за которые проводятся посредством авансовых платежей, в целях надлежащей реализации принципов валютного контроля2 (статья 3 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» необходимо внести изменения в часть 5 статьи
15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установив дифференцированные меры ответственности за невозврат денежных средств и нарушение установленных внешнеторговым договором (контрактом) сроков возврата денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам за неввезен-ные на территорию Российской Федерации (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Целесообразно установить норму закона, в соответствии с которой при зачислении выручки с нарушением контрактных сроков размер штрафа должен определяться пропорционально количеству дней просрочки с учетом ставки рефинансирования Банка России.
4. В марте 2011 г. издан и с 6 июня 2011 г. вступил в силу приказ ФТС России № 513 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза», согласно которому декларирование и выпуск товаров, не облагаемых вывозными та-
1 В ред. Указания Банка России от 29.12.2010 № 2557-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», зарегистрировано Минюстом России 08.02.2011 рег. № 19730, опубликовано в «Вестнике Банка России» от 16.02.2011 № 9, вступило в силу 27.02.2011
2 Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций
моженными пошлинами, осуществляются без представления ПС.
Приказ ФТС России предусматривает исключение требования о представлении паспорта сделки при подаче декларации на товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их помещении под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза, с сохранением требования об указании его номера в декларации на товары.
Таким образом, сокращен перечень документов, представляемых таможенным органам при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (статья 232 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
В рамках Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (ред. от 22.06.2011), перечень сведений, заявляемых в декларации на товары, и используемых для целей валютного контроля ограничен только сведениями о номере паспорта сделки и цене товаров, что позволило дополнительно сократить перечень документов, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности при декларировании товаров для подтверждения заявляемых сведений (в рамках ранее действовавших правых норм необходимо было документально подтверждать другие заявляемые сведения, например, о сроках расчетов за декларируемые товары).
Для минимизации рисков заявления в декларации на товары недействительного, подложного паспорта сделки либо ошибочных сведений о номере паспорте сделки таможенные органы осуществляют проверку достоверности заявляемых сведений о паспорте сделки с использованием центральной базы данных валютного контроля.
Порядок осуществления форматно-логического контроля и достоверности информации, отражаемой в электронных копиях декларации на товары, при осуществлении валютного контроля заключается в следующем.
При проверке соблюдения правил заявления в декларации на товары сведений о паспорте сделки должны осуществляться следующие действия:
1) проверяется наличие номера паспорта сделки под кодом 03031 в графе 44 декларации на товары «Дополнительная информация/Предоставленные документы»;
2) с использованием программных средств АИС «АИСТ-М» устанавливается наличие или отсутствие номера паспорта сделки, заявленного в декларации на товары, в базе данных паспортов сделок, имеющейся в распоряжении таможенных органов;
3) в случае отсутствия в базе данных валютного контроля номера паспорта сделки, заявленного в декларации на товары, выпуск товаров должен производиться в установленные Таможенным кодексом Таможенного союза сроки, а завершение проверки соблюдения правил оформления паспорта сделки осуществляется после выпуска товаров путем дополнительной сверки с базой данных паспорта сделки с учетом сроков ее формирования.
В случае отсутствия в электронной базе данных валютного контроля паспорта сделки, заявленного в декларации на товары, более двух месяцев должна осуществляться проверка соблюдения актов органов валютного регулирования и валютного контроля в установленном порядке;
4) в случае наличия в электронной базе данных паспорта сделки номера, заявленного в декларации на товары, с использованием программной задачи «Доступ ПС» производится визуализация указанного паспорта сделки с целью установления соответствия номера паспорта сделки, заявленного в декларации на товары номеру паспорта сделки, оформленного на внешнеторговый договор (контракт), на основании которого осуществляется таможенное декларирование товара. При этом сверка должна осуществляться по следующим сведениям:
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в паспорте сделки сверяется со сведениями, заявленными в графе 9 декларации на товары «Лицо ответственное за финансовое урегулирование»;
- номер контракта, указанного в ПС, сверяется со сведениями, заявленными в графе 44 декларации на товары «Дополнительная информация/Предоставленные документы» под кодом 03011 в соответствии с классификатором видов документов, используемых при таможенном декларировании (приложение № 8 к решению
Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»).
При несовпадении любого из указанных сведений по данному паспорту сделки выпуск товаров должен осуществляться с применением системы управления рисками.
Паспорт сделки является не разрешительным, а технологическим документом, который оформляется для целей учета и отчетности по валютным операциям. В случае заявления в декларации на товары сведений о подложном паспорте сделки, в базе данных валютного контроля ФТС России по мере ежемесячного поступления от Банка России ведомостей банковского контроля формируется информация об отсутствии по такому паспорту сделки экспортной выручки, на основании чего проводятся проверки соблюдения соответствующим экспортером валютного законодательства. При подтверждении факта не зачисления денежных средств на банковские счета, а также за нарушение правил оформления ПС экспортеры несут ответственность по части 4 и 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом проверка достоверности сведений о номере паспорта сделки, заявленном в декларации на товары, осуществляемая с использованием базы данных паспортов сделок, позволяет своевременно выявлять ошибки и минимизировать проверочные мероприятия по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Учитывая изложенное можно сделать вывод, что выполненные ФТС России мероприятия по оптимизации процедур в сфере валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом несырьевых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, а также реализация предложений по внесению изменений в классификации видов контрактов, в дальнейшем позволят плавному переходу на систему электронного декларирования и отказу от представления паспорта сделки на бумажных носителях в не зависимости от вида товаров.
По мнению автора проведенные ФТС России мероприятия по совершенствованию процедур в сфере валютного контроля позволили оптимизировать проверку документов и сведений, заявляемых в декларации на товары, в том числе, за счет исключения субъективного фактора при проверке представляемых декларантами паспортов сделок, что способствовало реальному сокращению сроков выпуска товаров, но при этом не повлекло увеличения количества нарушений правил оформления паспорта сделки.
В настоящее время проверка достоверности сведений о паспорте сделки в декларации на товары осуществляется в 2 этапа, что является крайне неудобным:
- проверка наличия паспорта сделки с соответствующим номером в базе данных валютного контроля;
- визуализация паспорта сделки (с выходом из АИС «АИСТ-М») и проверка его на соответствие представленному договору (по сведениям о российском лице, заключившем договор, и номеру договора).
Сейчас основной задачей является обеспечение возможности автоматизированной проверки достоверности заявленных в декларации на товары сведений о паспорте сделки с использованием программных средств «АИСТ - М».
После этого ФТС России необходимо рассмотреть возможность отказа от требования о представлении паспорта сделки при декларировании товаров вне зависимости от вида товаров с проведением в случае необходимости проверки соблюдения правил оформления паспорта сделки после выпуска товаров.
Приложение 1
Предложения по усовершенствованию классификации видов
контрактов для целей заполнения паспортов сделок
Классификацию видов контрактов, указанную в приложении 4 к Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И (ред. от
29.12.2010), предлагается изложить в следующей редакции.
«1» - договоры, предусматривающие расчеты и переводы за вывозимые с территории Российской Федерации товары;
«2» - договоры, предусматривающие расчеты и переводы за ввозимые на территорию Российской Федерации товары;
«3» - договоры, предусматривающие расчеты и переводы за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них, а также передачу товаров в аренду/ лизинг резидентов нерезиденту, выполнение обязательств, связанным с перемещением товаров через границу Российской Федерации;
«4» - договоры, предусматривающие расчеты и переводы за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также передачу товаров в аренду/ лизинг нерезидентом резиденту, выполнение обязательств, связанным с перемещением товаров через границу Российской Федерации;
«5» - договоры, предусматривающие предоставление займа резидентом нерезиденту;
«6» - договоры, предусматривающие предоставление займа нерезидентом резиденту;
«7» - договоры, предусматривающие расчеты и переводы за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также передачу товаров в лизинг/ аренду резидентом нерезиденту, за исключением договоров, классифицируемых под кодом «3»;
«8» - договоры, предусматривающие расчеты и переводы за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также передачу товаров в аренду/ лизинг нерезидентом резиденту, за исключением договоров, классифицируемых под кодом «4»;
«9» - смешанные сделки, содержащие элементы договоров разных видов, для которых предлагаемым классификатором предусмотрены самостоятельные коды.
Список использованных источников:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010)
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 22.06.2011) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»)
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (ред. от 07.04.2011) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»
4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от
11.07.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от
18.07.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле»
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011)
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 № 1974-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции»
8. Положение о порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде (вместе с «Порядком обеспечения информационной безопасности при использовании СКЗИ», «Порядком формирования сводного архивного файла территориального учреждения») (утв. Банком России 29.12.2010 № 364-П) (Зарегистрировано Минюсте России от 11.02.2011, рег.№ 19815)
9. Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И (ред. от
29.12.2010) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (Зарегистрирована Минюстом России от 17.06.2004, рег.№ 5859)
10. Приказ ФТС России от 05.08.2011 № 1604 «О реализации Протокола № 2 от 19 июля 2011 г. № 01-69/29 о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Централь-
ного банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы»
11. Приказ ФТС России от 09.03.2011 № 513 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза»
12. Приказ ФТС России от 17.11.2009 № 2075 (ред. от 27.11.2009) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации»
13. Письмо ФТС России от 15.03.2011 № 14-99/11092 «Об указании номера ПС в декларации на товары»
14. Письмо ФТС России от 21.04.2011 № 14-99/18399 «О направлении разъяснений»