СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
оборотным капиталом хозяйствующих субъектов апк
за счет агрофакторинга
а. с. Фролова,
соисштель, ассистент, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62;
Уральский государственный экономический университет тел. 879090101328; e-mail: fro_as@maN.™
Положительная рецензия представлена В. А. Кулигиным, доктором экономических наук, профессором, Уральская государственная сельскохозяйственная академия.
Ключевые слова: агрофакторинг, оборотный капитал, финансовый инжиниринг, дебиторская задолженность.
Keywords: agrofactoring, working capital, financial engineering, receivables.
Как известно, для осуществления производственного процесса предприятия нуждаются в оборотных средствах (это «совокупность денежных средств, авансируемая для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный оборот денег и возвращающихся в исходную форму после завершения каждого оборота» [1]). Их беспрепятственный кругооборот, как живительная сила, обеспечивает бесперебойное производство. Но как только происходит сбой в каком-то звене (особенно в звене «средства в расчетах, дебиторская задолженность»), то блокируется вся система предприятия за счет возникающего и накапливающегося дефицита финансовых ресурсов. Однако в современных условиях хозяйствования поставщик просто вынужден инвестировать огромные денежные средства в дебиторскую задолженность, а коммерческий кредит иногда является единственной формой финансирования. Кроме того, необходимо учитывать, что глобализация как ключевая особенность функционирования мировой экономики не сводится только к торговой интеграции и транснационализации; она проявляется также в увеличении объема и многообразия мирохозяйственного взаимодействия (международные сделки в товарах и услугах, международные потоки капитала и т. д.). Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособным, следует формировать более гибкие взаимоотношения между поставщиком и покупателем, разрабатывать новые технологии пополнения оборотного капитала, а не только искать сами денежные средства.
Как показывает мировая практика [1], наиболее востребованным в период дефицита финансовых ресурсов являются кратко- и среднесрочное кредитование клиентов под залог приобретаемых товаров и оборудования, форфейтинг, факторинг, краткосрочное коммерческое кредитование. Эти новые формы обслуживания клиентов в России возникли под влиянием международной практики банковского дела [1]. Поскольку они появились в области коммерческого кредитования, то наиболее полно с теоретической точки зрения в научной литературе проработан именно этот подход. Его суть состоит в следующем.
Большинство авторов [1] относят эти формы обслуживания клиентов к такому виду финансирования, как коммерческое кредитование. Наиболее востребованными среди них за рубежом (несмотря на дороговизну, т. к. ставки значительно превышают среднерыночные из-за финансового риска) являются факторинг и форфейтинг. Однако в России они не нашли достаточного применения, рынок форфейтинговых и факторинговых
услуг практически отсутствует, хотя как механизмы кредитования операций (особенно внешнеторговых) теоретически они известны давно [2].
Причину мы видим в недостаточной проработке теоретико-методологической базы и учета особенностей российской экономики, наличии законодательных ограничений, отсутствии четкого представления в российских деловых кругах о специфике данной услуги, а также высокой стоимости ссудного капитала в данном сегменте финансового рынка. В частности, до 2010 г. существовал целый ряд преград, создаваемых валютным и таможенным законодательством.
Тем не менее мы можем привести конкретные примеры применения факторинга и форфейтинга в России и в Свердловской области. Например, руководитель уральской дирекции факторинговой компании «Лайф» Н. Булдаков считает, что в последнее время факторинг [4]
набирает темпы и пользуется большой популярностью у уральских предпринимателей, в то время как в некоторых отраслях кредитования наблюдается стагнация. Причины этому он называет следующие:
— возможность быстрого реагирования на активизацию потребительского рынка (т. е. факторинг — это более гибкий инструмент);
— ориентация не на кредитный лимит (определяется на основании прошлых лет), а на потенциал компании, что позволяет ей резко вырасти, в т. ч. за счет нахождения перспективной ниши;
— учет локальной специфики и регионального рынка дебиторов.
В понимании сущности факторинга (от «factor») и форфейтинга (от «forfeit — something that you must give, pay, or do because you have done something wrong» [5]) практически нет разногласий. Так, например, Е. А. Паршина и Л. Е. Стровский определяют сущность этих форм пополнения оборотных средств через кредитование как «деятельность специализированного учреждения по взысканию дебиторской задолженности и управлению долговыми требованиями» [5], которая осуществляет финансовые операции, в которой предприятие-продавец уступает банку (спецфирме) право получения денежных средств с клиента по платежным документам за поставленную продукцию. Напомним, что если операция по рефинансированию дебиторской задолженности проводится путем передачи (индоссамента) переводного векселя, акцептованного покупателем, в пользу банка (спецфирмы), она называется форфейтингом [5].
Конвенция УНИДРУА [6] раскрывает сущность факторинга через «факторингорвый контракт» — это контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком)
92
www. m-avu. narod. ru
и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым поставщик должен или может уступить финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками). Т. е. факторинг в данном случае характеризуется как комплекс финансовых услуг, оказываемых факторинговой компанией в обмен на уступку дебиторской задолженности, или их часть (кредитование в форме предварительной оплаты долговых требований, страхование поставщика от кредитного риска и т. д.).
Ряд авторов считают, что есть области международной торговли, где применим только факторинг (например, при работе с покупателями из развивающихся стран, для которых характерны более высокие уровни риска по сравнению с экономически развитыми странами).
Однако эти и подобные определения не раскрывают весь потенциал этих форм пополнения оборотных средств в условиях дефицита финансовых ресурсов: одни авторы делают акцент на участниках, другие на стоимости услуг, третьи на качестве. Кроме того, для понимания сущности факторинга необходимо учитывать, что он бывает как внутренний (если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной стране), так и внешний (когда поставщик и его клиент являются резидентами разных государств).
Не столько для более глубокого понимания сущности факторинга, сколько для эффективного управления им необходимо выяснить сходства и различия с другими инструментами финансирования (кредитования) торговли, особенно международной. В первую очередь это форфейтинг. В отличие от последнего, факторинг - это краткосрочный инструмент финансирования (как правило, до 180 дней), платеж в пользу поставщика осуществляется двумя частями и др. Кроме того, при факторинге происходит, как правило, управление именно целым портфелем долговых требований (или его частью).
Если обобщить все эти подходы, то ключевыми атрибутами факторинга являются следующие: «взыскание дебиторской задолженности», «договор между фактором и поставщиком», «беззалоговое финансирование», «поручительство за дебиторов по поставкам с отсрочкой платежа».
Среди других сущностных аспектов факторинга (таких как улучшение структуры актива баланса или ускорение оборачиваемости оборотных активов и т. д.) наиболее важным является минимизация рисков, а точнее, комплекса рисков, таких как кредитные, процентные, валютные.
Поскольку наиболее полно выразить сущность любого понятия позволяет системной подход [7], то представим понятие факторинга в виде общей концептуальной модели, а факторинга в агропромышленной сфере - в виде модификационной модели. Но прежде уточним, что мы уделяем внимание не традиционному (регрессному, финансовому) факторингу, который сегодня в мировой практике считается неполноценным, т. к. является простым способом пополнения оборотных средств, а комплексному, т. е. истинному (безрегресс-ному) факторингу, подразумевающему не только отсутствие регресса к клиенту, но еще и страхование риска неплатежа. Комплексный коммерческий факторинг - это
новая отрасль российской экономики, «призванная обеспечить необходимые ресурсы для стремительного роста бизнеса торговых, производственных компаний, объединяя в себе целый комплекс услуг, направленный на форсирование роста продаж, снижение вероятности потерь и нехватки ресурсов для поддержания роста, оказываемый клиенту взамен уступки дебиторской задолженности» [8]. Р. В. Огоньков, Председатель правления Национальной Факторинговой Компании, в целом придерживается этой же позиции, но уточняет, что комплексный факторинг объединяет в себе финансирование клиента по осуществленным отгрузкам и предоставление поручительства за дебиторов клиента, в результате чего регресс не наступает. Кроме того, существует и такой подход, когда в понятие комплексного финансового факторинга входит «принятие бизнеса клиента на аутсорсинг в части управления дебиторской задолженностью, ее юридического сопровождения и формирования политики кредитования дебиторов» [8]. Таким образом, мы видим, что определять факторинг необходимо именно как сложную (системную) финансовую операцию (сделку), состоящую из совокупности услуг.
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что ее авторы рассматривают факторинг только в промышленности, торговле и не затрагивают его на агропромышленный комплекс. Поскольку факторинг позволяет связать в единый комплекс основные субъекты факторинговых отношений [8], то возможно его применение и для сельхозпредприятий. В этом случае принципиальная схема факторинга в агропромышленной сфере может быть представлена следующими блоками:
— центральный блок схемы — это своего рода факторинговый центр, другими словами — структура, организующая и обеспечивающая факторинг в агропромышленном секторе экономики;
— второй блок представляет производителей сельской продукции и поставщиков и формирует вместе с блоком 3 (предприятия оптовой торговли) и блоком 4 (предприятия розничной торговли) своего рода основную вертикаль факторинговой сделки;
— блок 5 (финансовые институты) обеспечивает финансирование факторингового механизма;
— блок 6 (органы регулирования) отражает роль органов государственного управления.
Налицо сочетание интересов производителей сельскохозяйственной продукции, ее потребителей и факторинговой структуры. Получаемый при этом эффект характеризуется рядом преимуществ, например, наряду с традиционными преимуществами факторинга перед другими формами и вариантами пополнения оборотных средств и управления дебиторской задолженностью. В этой схеме просматриваются и особые льготы, которые предоставляются не только со стороны фактора, но и со стороны государства.
Не менее важным блоком рассматриваемого механизма (вслед за определением понятия факторинга) являются его принципы, которые выражают сущность факторингового обслуживаия. Исходя из рассмотрения факторинга как инструмента кредитования, ему присущи такие общие принципы, как платность, возвратность полученных денежных средств, целенаправленность и конкретность, срочность и добровольность отношений, инновационность. Схема факторинговых отношений, рассмотренная выше по блокам, позволяет сформулировать такие дополнительные принципы, как равноправие
договорных отношений, экономическая заинтересованность. К сожалению, в практике существуют ситуации и случаи нарушения этих принципов, причем как объективные, так и субъективные. Среди причин нарушения основных принципов (как общих, так и специфических) и снижения эффективности факторинговых отношений следующие:
— увеличение размера оборотного капитала с использованием факторинга существенно зависит от различных стадий производства и времени года;
— пополнение оборотных средств для сельхозпредприятий актуально особенно в период проведения весеннее-полевых и уборочных работ;
— предприятия агропромышленного комплекса представляют собой многоотраслевые хозяйства, производящие различную растениеводческую и животноводческую продукцию (поэтому кругооборот капитала имеет дифференцированные периоды обращения в зависимости от технологических особенностей основных отраслей).
Все вышеизложенное отражает подход, базирующийся на понимании факторинга как формы коммерческого кредитования. Однако для более полного понимания сущности любого инструмента, способа, метода необходимо рассмотреть другие подходы. На наш
взгляд, факторинг необходимо рассмотреть с позиции финансового инжиниринга.
Наиболее полно этот подход представлен в работах
О. Б. Веретенниковой [9], В. В. Ковалева [10].
Внутри этого подхода также существует достаточно большой ряд различных точек зрения на финансовый инжиниринг - сведем их в табл. 1.
Изучение этих подходов позволяет рассмотреть факторинг как перспективный и эффективный финансовый инструмент, причем в некоторых случаях как инновационный, т. к. требует творческого поиска новых решений в области создания новых финансовых продуктов. Рассмотрение факторинга с позиции финансового инжиниринга позволяет нам дополнить комплекс принципов. Во-первых, основной задачей финансового менеджера является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью, что можно рассматривать как одноименный принцип. Во-вторых, принцип гибкости дополняется новым смыслом: как финансовая операция факторинг достаточно дорог, но он позволяют поддерживать структуру баланса на требуемом уровне. Кроме того, факторинг позволяет спроектировать сложную, но сбалансированную (с точки зрения соблюдения интересов сторон) и гибкую систему оплаты в рамках одного контракта.
Подходы Определение Обоснование
Системный Система методов и приемов, используемых для создания бизнеса, удовлетворяющего целям, поставленным перед организацией Система показателей, характеризующих работу бизнеса (количественные и качественные показатели). В. В. Бочаров
Процессный Процесс создания облигаций для удовлетворения специфических интересов эмитентов и инвесторов Взаимосвязь непрерывных действий по созданию и размещению ценных бумаг, основной целью которого является формирование желаемых денежных потоков в сочетании с наилучшим возможным соотношением риска, доходности и ликвидности созданного продукта, который уже достаточно прочно занял свое место на рынке корпоративных облигаций. А. В. Удовикин
Услуговый Проектирование, разработка и внедрение новых финансовых инструментов Проектирование, разработка и реализация инновационных финансовых инструментов и процессов, а также творческий поиск новых подходов к решению проблем в области финансов для удовлетворения потребностей клиентов. Дж. Ф. Маршалл, В. К. Банксал
Комбинированный Комбинирование или декомпозиция существующих финансовых инструментов для создания новых финансовых продуктов Экономический словарь
Технологический Разработка новых операционных систем для осуществления финансово-инвестиционных операций Составлено автором
Управленческий Разработка системы финансового управления и минимизация финансовых рисков Б. М. Рапопорт и А. И. Субченко
Комплексный Финансовые услуги по созданию инновационных продуктов, включающие в себя комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке экономического обоснования и анализа, а также разработке рекомендаций по организации и управлению инновационных проектов и дальнейших реализаций данных проектов с целью получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей финансового сектора Составлено автором
Инвестиционный Формирование инвестиционного проекта, более рискового, предусматривающего применение количественных вероятностных оценок Для каждого проекта рассчитываются вероятное значение чистого эффекта (NPV), взвешенное по присвоенным вероятностям, и среднее квадратическое отклонение от него
Банковский Разработка и внедрение банковских продуктов, удовлетворяющих потребность клиентов, направленных на форсированное развитие их бизнеса Составлено автором
Экономика
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы вводим понятие «агрофакторинг» и предлагаем следующее его определение в виде модификационной модели, учитывающее разнообразие подходов и полноту принципов. Агрофакторинг - это комплекс финансовых услуг, сложная системная финансовая операция, сущность которой состоит:
— в выполнении функций и задач по управлению портфелем долговых обязательств, основанных на таких
Яитература
1. Инженерная экономика : учебник / под ред. А. А. Колобова, А. И. Орлова. М.
2008. С. 139-141.
2. Ярыгина И. З. Банковские системы и банки в условиях развития геоэкономики академия при Правительстве РФ, 2008. С. 93.
3. Факторинг: чтобы деньги работали (Итоги года 2011: Екатеринбург. Лидеры бизнеса.) // National Business. 2011. C. 20-21.
4. McMillan English Dictionary. C. 554.
5. Стровский Л. Е. Указ соч. С. 255.
6. Конвенция Унидруа по международным факторным операциям, заключена в Оттаве 28.05.1988 г.
7. Гольдштейн С. Л. Системная интеграция бизнеса, интеллекта, компьютера. Екатеринбург : ПироговЪ, 2006.
8. Трейвиш М. И. Банковская судьба небанковской услуги // Банковское дело в Москве. 2006. № 3. С. 28-30.
9. Веретенникова О. Б. Финансовое планирование хозяйствующих субъектов. Екатеринбург : АМБ, 2004. 380 с.
10. Ковалев В. В. Курс финансового менеджмента. М. : Велби, 2008. 448 с.
общих принципах, как гибкость, и таких специфических принципах, как сбалансированность и лояльность, путем взыскания дебиторской задолженности и финансирования поставок на основе договора между фактор-фирмой и сельхозпредприятием с целью минимизации рисков и активизации продаж, пополнения оборотных средств и улучшения финансового состояния предприятия.
Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, монография. М. : Финансовая
организация консалтинговых компаний в области оказания информационно-консультационных служб сельскохозяйственным товаропроизводителям в условиях присоединения россии к вто
з. Б. ХМЕЛЬНИЦКАЯ,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и международного бизнеса,
С. Ю. зоЛоТУХИН, 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42;
преподаватель, Уральская ГСХА тел. 89022597076; е-та'|: ^44@там.ги
Положительная рецензия представлена О. Н. Яшиной, кандидатом экономических наук, доцентом, заведующей кафедрой мировой экономики Института экономики, управления и права.
Ключевые слова: ВТО, консалтинг, информационно-консультационная служба, экстеншн. Keywords: WTO, consulting, information consulting service, extension.
Решение вопроса присоединения России к ВТО находится на стадии завершения. Предположительный срок присоединения конец 2011 г. Для некоторых отраслей экономики (металлургия, добыча углеводородов, нефтехимия, и др.) данный факт будет означать расширение рынков сбыта, улучшение конкурентной среды.
Для большинства предприятий малого и среднего бизнеса, предприятий АПК присоединение России к ВТО повлечет за собой процесс повышения уровня конкурентоспособности предприятия во всех сферах его деятельности. Те компании, которые окажутся не готовыми к изменениям как организационно, так и на стратегическом уровне, вынуждены будут уйти с рынка под давлением все возрастающей конкуренцией со стороны зарубежного бизнеса, зачастую более опытного, финансово устойчивого и высокоорганизованного.
Быстрый процесс преобразования российских компаний с точки зрения уровня менеджмента, использования современных методов управления, эффективности бизнес-процессов, маркетинговой ориентированности, глубины освоения информационных технологий,
возможен, по нашему мнению, при широком применении консалтинговых услуг в своей деятельности. Именно привлечение консалтинговых компаний и независимых консультантов может помочь пройти процесс приведения российского малого и среднего бизнеса, предприятий АПК к уровню зарубежных компаний в наиболее короткий срок.
Под консалтингом понимается вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационноэкономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Фактически консалтингом является любая помощь в решении стоящих перед предприятием проблем, оказываемая внешними консультантами. При этом основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства и управляемости предприятия, повышении эффективности его деятельности в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого сотрудника [1].