УДК 331.2
Н. В. Путинцева
Совершенствование механизма расчета заработной платы педагогических работников
Статья посвящена вопросам расчета фонда аудиторной занятости и заработной платы педагогических работников. Выявлены основные недоработки существующей методики расчета, основанной на ученико-часе. Рассмотрен и проанализирован расчет заработной платы учителя и фонда аудиторной занятости посредством количества педагогических ставок, необходимых для школ с определенной наполняемостью.
Ключевые слова: методика расчета заработной платы, фонд аудиторной занятости, количество педагогических ставок, наполняемость школ.
N. V. Putintseva
Improvement of the Mechanism of Calculating Wages of Pedagogical Workers
The article is devoted to the issues of calculating the fund of classroom employment and wages of pedagogical workers. It revealed major shortcomings of the existing methods of calculation. It reviewed and analyzed the calculation of wages of teachers and the fund of classroom employment by means of the number of the pedagogical rates which are necessary for certain schools with certain enrollment.
Keywords: methods to calculate wages, the fund of classroom employment, a number of pedagogical rates, enrollment of schools.
Важной задачей любого государства является достойный уровень оплаты труда его граждан. Именно поэтому в России в последнее время происходит множество преобразований в части оплаты труда, большинство из которых затрагивает отрасли, финансируемые из бюджетных средств: образование, культуру, здравоохранение.
Изменения в начислении заработной платы в образовании выражаются в переходе на новую систему оплаты труда (НСОТ) учителей. Но имеет место множество разногласий относительно НСОТ, в частности - ее разновидности, основанной на расчете ученико-часа. Предметом данных споров является целесообразность применения методики «ученико-час», а также ее соответствие нормативно-законодательным актам России, таким как Трудовой кодекс.
Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников го -
сударственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования [3] (методика «ученико-час»), рекомендована министерством образования и науки РФ. Основные аспекты данных рекомендаций состоят в делении фонда оплаты труда образовательных учреждений на составные части, каждая из которых имеет четкое направление расходования. Также в методике приводятся формулы расчета единицы стоимости образовательной услуги - ученико-часа и расчета оклада учителя посредством единицы «ученико-час».
Краткое описание методики в части фондов оплаты труда преподавателей представлено в Схеме 1.
Схема 1. Фонды оплаты труда преподавателей, включаемые в НСОТ
© Путинцева Н. В., 2013
Фонд оплаты труда (ФОТ) образовательного учреждения делится на базовую и стимулирующую части. Стимулирующая часть предназначена для выплат за определенные высокие результаты, достигнутые в работе. Базовая часть представляет сумму ФОТ административно-управленческого, младшего обслуживающего, учебно-вспомогательного и педагогического персонала. ФОТ педагогического персонала включает общий и специальный фонды. Денежные средства специального фонда расходуются на выплаты компенсационного характера, повышающие коэффициенты, доплаты за почетное звание, государственные награды. Общий фонд включает фонды оплаты аудиторной и неаудиторной занятости. В соответствии с положениями методики расчет оплаты труда учителя находится в зависимости не только от количества часов, которые ведет этот педагог, но и от количе -ства детей в классах, где он преподает данный предмет. В методике описано, что стоимость ученико-часа - «это стоимость, включающая 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом» [3]. Основополагающими параметрами расчетов является фонд аудиторной занятости, количество учащихся по разным ступеням обучения, количество учебных часов. Формула расчета стоимости ученико-часа имеет вид:
Ст.п. = ■
ФОТа з *34
(а1 * в1 +... + а11* в11)*52
, где (1)
Ст. п. - стоимость 1 ученико-часа; 52 - количество недель в календарном году; 34 - количество недель в учебном году (среднее);
ФОТ а. з. - часть годового фонда оплаты труда, отведенная на оплату часов аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс:
а1... а11 - количество обучающихся на соответствующей ступени (в классах) обучения;
в1... в 11 - годовое количество часов по учебному плану на соответствующей ступени обучения.
Эту формулу можно упростить: знаменатель дроби представить как произведение количества недель в учебном году, количества обучающихся а1-а11 и недельных часов по учебному плану на соответствующей ступени обучения (с). Так как у разных классов различное число учебных недель, то возможно вычислить среднее количество недель в учебном году. Это будет 34. «Использова-
ние недельных часов позволяет повысить точность расчетов» [7, с. 22]. Таким образом, 34 сократятся в числителе и знаменателе. Тогда формула примет вид:
ФОТ
Ст.п. =--(2)
Ц *с1 +... + а11*с11)*52
Полученная таким образом формула будет представлять собой отношение Фонда аудиторной занятости к недельным ученико-часам, умноженным на количество недель календарного года.
Эксперты и специалисты выделяют следующие недоработки данной методики расчета оплаты труда:
1. Зависимость оплаты учителя от количества учеников в классе. Согласно расчетам кандидата экономических наук директора Центра универсальных программ Н. Г. Типенко, «разница в наполняемости двух классов, равная одному обучающемуся, приведет к различию в оплате ауди -торной нагрузки педагогов в 4,34 % при прочих равных условиях. Таким образом, для получения прибавки в 20 % учителю можно обучать 27 чел. в классе вместо 22 чел. Такое положение возможно, если, например, в одном классе изучают английский язык, а в другом - немецкий, то есть, чтобы получать одинаковую зарплату, первому не надо делать ничего, а второму необходимо работать над качеством и 20 % «добирать» за счет фонда стимулирования. Следовательно, в переполненном классе никто не заинтересован в улучшении качества (учитель и так получает больше) [7, с. 19].
2. В формуле «расчета стоимости ученико-часа не учтены часы, возникшие при делении класса на группы» [2, с. 28] в результате введения некоторых предметов школьной программы, например, труда, английского языка, то есть стоимость ученико-часа завышена, что может привести к недостатку Фонда аудиторной занятости при оплате учебных часов.
3. Противоречие методики нормам Федерального трудового законодательства, в том числе статье 129 ТК РФ, в соответствии с которой под окладом понимаются фиксированные размеры оплаты труда работника за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц без учета стимулирующих, компенсационных и специальных выплат.
Оклад педагогического работника по данной методике будет рассчитываться по следующей формуле:
О = Стм*У *Чаз* К * А + Днз (3), где
О - оклад педагогического работника, Ст. п. - расчетная стоимость ученико-часа, У - количество обучающихся по предмету в каждом классе
Ча. з. - количество часов по предмету в соответствии с учебным планом в месяц в каждом классе,
К - повышающий коэффициент за сложность, Д н. з. - доплата за неаудиторную занятость, А - повышающий коэффициент за категорию. В формулу расчета оклада входят компенсационные выплаты, что противоречит 129 статье ТК РФ.
4. В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ [6], должностной оклад не подлежит пропорциональному изменению в зависимости от проработанного времени или увеличения объема выполняемой работы. Для работников, оплачиваемых на основе должностных окладов, работа сверх установленной продолжительности рабочего времени в соответствии со статьей 97,152 Трудового кодекса РФ квалифицируется как сверхурочная, что предполагает оплату за первые два часа работы в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере. В случае установления ставок за определенную норму работы оплата труда при увеличении объема работы может пропорционально изменяться и не рассматриваться как сверхурочная работа. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 [4] предписывает установ-
ление нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая у школьных учителей равна 18 часам. В соответствии с этим приказом, «за преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере» [4].
Следовательно, будет иметь место противоречие в использовании тех или иных понятий при определении оплаты труда. Так, по мнению доктора экономических наук, директора Центра экономики образования г. Нижний Новгород А. Б. Вифлеемского, «должностные оклады не позволяют оплачивать труд учителей пропорционально учебной нагрузке» [1].
Таким образом, на основе анализа исследований ведущих экономистов по практическому применению методики «ученико-час», автор приходит к выводу, что действующая методика начисления оплаты труда учителей имеет свои отличительные черты, требующие внесения кор-ректировок.
Автор предлагает подход к расчету оплаты труда учителей, основополагающим параметром в котором целесообразно считать ставку, соединив данный механизм с основами нормативного финансирования. Данный подход представлен в Схеме 2.
Схема 2. Механизм соединения оплаты труда посредством ставки и нормативных принципов финансирования
Методика расчета заработной платы учителей будет иметь следующее представление. На первом этапе необходимо рассчитать количество ставок для школы с различной наполняемостью. Выделим формулу, отражающую данный расчет. Составными частями формулы будут являться годовое количество учебных часов на >й ступени обучения комплектацией в один класс в соответ-
ствии с базисным учебным планом, количество годовых учебных недель для >й ступени обучения, количество классов на каждой ступени обучения и нормативное число часов на ставку, то есть 18 часов. При этом в годовом количестве часов для >й параллели будут учитываться часы от деления классов на подгруппы при ведении
отдельных предметов учебного плана. Формула примет вид:
Кст. = Е ТГ*^ * К (4), где Нгч *18
Ч1 - количество годовых учебных часов на >й параллели наполняемостью 1 класс;
Н г. - количество учебных недель в год для >й ступени обучения;
К1 - количество классов на >й параллели.
Следующее действие в данной методике - определение фонда аудиторной занятости с учетом-количества ставок, необходимых школе.
В методических рекомендациях, предписываемых Письмом Минобрнауки от 29.06.2006 г. № АФ - 157/02 [5], норматив по фонду заработной платы в расчете на одного обучающегося в обычных классах определяются по формуле:
ЗГ = а / а * Ь * с * е * / *12 * п * „ * к * г , где (5)
т
а - количество часов по базисному учебному плану;
а - число часов за ставку заработной платы (18 часов);
Ь - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС по 1-му муниципальному образованию;
с - коэффициент отчислений в пенсионный фонд, ФСС, ФФОМС;
е (1,02) - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с квалификационной категорией и т. п.;
/ (1,33) - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;
12 - количество месяцев в году;
т - нормативная наполняемость классов;
п (1,33) - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал;
w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов;
к - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов;
г - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.
Отсюда фонд аудиторной занятости в месяц будет рассчитываться по формуле:
а / а * Ь
Фа з =-* Куч, где
т
Куч - количество учеников в школе. (6)
В расчет фонда аудиторной занятости не будет входить коэффициент отчислений в фонды, а также коэффициент, учитывающий надбавки, доплаты и стимулирующие выплаты. Отношение недельных часов по базисному учебному плану к количеству часов на ставку корректирует размер оплаты одной ставки, так как фактически в среднем недельная аудиторная занятость учителя составляет более 18 часов. Тем не менее, точность расчетов по данной формуле не будет высокой, так как в этом случае при расчете фонда не будет учитываться оплата труда всех педагогических работников, необходимых для школы. Школы имеют различную наполняемость и количество классов по ступеням обучения. Следовательно, потребность в педагогических кадрах у каждой школы также будет отличаться.
На наш взгляд, фонд аудиторной занятости возможно рассчитать посредством количества ставок преподавателей. Основными параметрами в данном случае будет являться общее количество ставок по школе, общее количество классов и ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС. Формула расчета фонда аудиторной занятости примет вид: Ь * Ст
Фаз =-*п*12, где (7)
К *25
Ь - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС;
Ст. - общее количество ставок по школе;
К - количество классов;
п - количество учащихся в школе.
Стоимость одной ставки будет находиться посредством деления годового фонда аудиторной занятости на количество ставок и количество месяцев в году, то есть 12 месяцев.
тг Фазгод , ч
У =-(8), где
Ст *12
У - размер 1-й ставки.
Размер оплаты ставки будет изменяться в зависимости от категории учителя, то есть за каждую категорию устанавливается повышающий коэффициент (высшая категория - 15 %, 1-я категория - 10 %, 2-я категория - 5 %).
Таким образом, использование данной формулы при расчете фонда аудиторной занятости будет учитывать все педагогические ставки, необходимые для школы с определенной наполняемостью и распределением учащихся по ступеням
обучения, а следовательно, снизится вероятность формирования неэффективных расходов в части оплаты труда. Отличительной чертой будет являться отсутствие прямой зависимости оплаты труда учителя от количества учеников в классе. Использование ставки как основополагающего параметра в начислении заработной платы приведет к оплате отработанных свыше 18 часов в одинарном размере. Использование данного подхода не будет противоречить нормативным принципам формирования фонда оплаты труда.
Библиографический список
1. Вифлеемский, А. Б. Региональный опыт введения новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / А. Б. Вифлеемский // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008 - № 9. - Режим доступа: URL: http:// http://www.lawmix.ru/bux/42222 (дата обращения 23.05.2013)
2. Лапушинская, А. С. Практика использования модельной методики НСОТ в условиях кризиса [Текст] / А. С. Лапушинская // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 11. -С. 24-32.
3. Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования (в ред. от 22.11.2007 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru. (дата обращения 22.10.2012)
4. О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников: Приказ Министерства образования и науки РФ № 2075 от 24.12.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // document.Kremlin.Ru / doc (дата обращения: 20.12.2012).
5. Письмо Минобрнауки РФ от 29.06.2006 № АФ -157/02 о Методических рекомендациях по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news-city.info/akt/instructions-88/tekst-tf-sovet-russia.htm (дата обращения 22.12.2012)
6. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон: принят Гос. думой 30 дек. 2001 г. по состоянию на 25.01.2013]. - М.: Омега-Л, 2013. - 198 с.
7. Типенко, Н. Г. Анализ новой системы оплаты труда [Текст] / Н. Г. Типенко // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 11. -С. 15-24.
Bibliograficheskij spisok
1. Vifleyemskiy, A. B. Regional'nyy opyt vvedeniya novykh sistem oplaty truda v obrazovatel'nykh uchrezh-deniyakh [Elektronnyy resurs] / A. B. Vifleyemskiy // Byudzhetnyye uchrezhdeniya obrazovaniya: bukhgal-terskiy uchet i nalogooblozheniye. - 2008 - № 9. - Rez-him dostupa: URL: http:// http://www.lawmix.ru/bux/42222 (data obrashcheniya 23.05.2013)
2. Lapushinskaya, A. S. Praktika ispol'zovaniya mo-del'noy metodiki NSOT v usloviyakh krizisa [Tekst] / A. S. Lapushinskaya // Spravochnik rukovoditelya obrazova-tel'nogo uchrezhdeniya. - 2009. - № 11. - S. 24-32.
3. Model'naya metodika formirovaniya sistemy oplaty truda i stimulirovaniya rabotnikov gosudarstvennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy sub"yektov RF i munitsi-pal'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy, realizuyush-chikh programmy nachal'nogo, osnovnogo, srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya (v red. ot 22.11.2007 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://mon.gov.ru. (data obrashcheniya 22.10.2012)
4. O prodolzhitel'nosti rabochego vremeni (norme chasov pedagogicheskoy raboty za stavku zarabotnoy platy) pedagogicheskikh rabotnikov: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF № 2075 ot 24.12.2010 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: // docu-ment.Kremlin.Ru / doc (data obrashcheniya: 20.12.2012).
5. Pis'mo Minobrnauki RF ot 29.06.2006 № AF -157/02 o Metodicheskikh rekomendatsiyakh po opre-deleniyu normativov byudzhetnogo finansirovaniya os-novnykh obshcheobrazovatel'nykh programm [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://news-city.info/akt/instructions-88/tekst-tf-sovet-russia.htm (data obrashcheniya 22.12.2012)
6. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: [Federal'nyy zakon: prin-yat Gos. dumoy 30 dek. 2001 g. po sostoyaniyu na 25.01.2013]. - M.: Omega-L, 2013. - 198 s.
7. Tipenko, N. G. Analiz novoy sistemy oplaty truda [Tekst] / N. G. Tipenko // Spravochnik rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. - 2008. - № 11. - S. 15-24.