Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 34-37
УДК 339.564
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЭКСПОРТЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО
© 2013 г. И.И. Борисова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 25.06.2013
Рассматриваются положения Конвенции УНИДРУА о международном факторинге 1988 г. и российского законодательства о факторинге, а также особенности применения факторинга отечественными экспортерами.
Ключевые слова: факторинг, уступка дебиторской задолженности, ВТО, совершенствование законо-
дательства.
Российская экономика примеряет на себя новые условия торговли на мировых рынках -условия, диктуемые членством во Всемирной торговой организации (ВТО). Руководство страны и бизнес-сообщество рассчитывают, что в результате вступления России в ВТО наша экономика станет более привлекательной для иностранных инвесторов, что членство в этой организации позволит наращивать объемы экспорта, снимет барьеры в отношении отечественных товаров, даст стимул развитию отечественного производства и развитию конкурентной среды.
Согласно прогнозу правительства, вступление нашей страны в ВТО обеспечивает:
- снятие дискриминационных барьеров на пути российского экспорта на внешние рынки;
- право обращаться в органы ВТО по разрешению споров;
- участие в переговорах и отстаивание интересов России внутри этой организации;
- полноценное участие в мировых экономических форумах;
- возможность присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР).
Однако следует заметить, что новые условия хозяйствования требуют и соответствующей правовой поддержки, скорейшей модернизации российского законодательства во многих областях, прежде всего в области поддержки отечественных производителей, в том числе в машиностроительной индустрии, агропромышленном комплексе. По оценкам специалистов, до вступления России в ВТО размер ущерба для отечественной экономики в связи с использованием ограничительных мер на импорт товаров из нашей страны превышал 2 млрд долларов в
год, а с учетом косвенных потерь эта сумма удваивалась [1]. Став членом ВТО, наша страна вполне может рассчитывать на отмену ряда ограничений на российский экспорт.
По результатам опроса Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, одной из необходимых мер адаптации бизнеса к условиям ВТО является разработка мер и механизмов поддержки интересов экспортеров. Одним из перспективных, опробованных в зарубежной практике инструментов является международный факторинг. По данным ВТО, 64% оборота международного экспорта осуществляется на условиях отсрочки платежа в размере 90 дней. В современных условиях произвести качественный, пользующийся спросом товар и застраховать его уже недостаточно. Необходимо также предложить конкурентные условия его оплаты. В этом аспекте именно международный факторинг может помочь российскому производителю.
Конвенция УНИДРУА (UNIDROIT) по международному факторингу, принятая в Оттаве в 1988 году, трактует международный факторинг как комплекс финансовых услуг, включающий финансирование экспортера на период отсрочки по экспортным контрактам, осуществление всех расчетов по экспортным контрактам, сбор (репатриацию) валютной выручки с нерезидентов и страхование от риска неоплаты поставки по-купателями-нерезидентами, в том числе путем выдачи поручительства [2]. В соответствии с Конвенцией, операция будет отнесена к международному факторингу, если в ней сочетаются по крайней мере два из следующих элементов:
- финансирование экспортера, включая займы и авансовые платежи;
- ведение счетов, относящихся к дебиторской задолженности (учет);
- сбор (инкассирование) дебиторской задолженности;
- защита от неплатежеспособности дебиторов.
В российском законодательстве определение
факторинга как таковое отсутствует. В Гражданском кодексе (гл. 43) дается определение процедуры финансирования под уступку денежного требования, в соответствии с которым по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование [3]. Кроме того, согласно ст. 824 ГК РФ, обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. Следовательно, термины «факторинг» и «финансирование под уступку денежного требования» в отечественной литературе зачастую используются как синонимы. В то время как время в международной практике факторинг понимается как частный случай финансирования под уступку денежного требования наряду с такими инструментами, как форфейтинг, проектное финансирование, рефинансирование, секьюритизация.
Рынок факторинговых услуг стремительно растет, и в настоящее время такой инструмент активно используется в 55 странах мира, обслуживая более 400000 клиентов. На момент вступления в ВТО Россия занимала 42-е место в мире (из 69 стран) по обороту международного факторинга, при том что услуги международного факторинга предоставляются в РФ с 1999 года [1]. Доля международного факторинга в России - 1%, хотя по темпам роста рынка факторинга в 2011 году Россия оказалась на втором месте в мире после Китая. Количество российский компаний, использующих внутренний факторинг - 3800, международный - 53, из них доля малых предприятий составляет 0% [1]. По доле международного факторинга в общем обороте рынка Россия занимает последнее место в Европе и одно из последних мест в мире -наряду с Бразилией, Украиной, Таиландом.
В зарубежной и отечественной практике факторинговые компании обычно принадлежат банкам или контролируются ими и входят в международные объединения, что позволяет им опираться на достоверную информацию о кредитах иностранным покупателям.
Национальные финансовые структуры, оказывающие услуги по факторингу, как правило, являются членами международных факторинговых ассоциаций - Factors Chain International (FCI) и International Factors Group (IFG), что позволяет им получить доступ к надежной системе электронных сообщений между факторами (своего рода факторинговой системе SWIFT) и обязывает детально выполнять формализованные правила проведения международных факторинговых сделок. На российском рынке факторинговых услуг являются членами международных факторинговых организаций и активно работают с клиентами в основном 10 банков, среди них «Промсвязьбанк», «АльфаБанк», «ВТБ Факторинг», «ЮниКредитБанк»
[4].
Факторинг представляет собой приобретение банком (фактор-компанией) требований экспортера к импортеру и их инкассацию и имеет целью удовлетворить потребности клиента в оборотных средствах. В основном факторинг применяется при экспорте потребительских и серийных товаров с рассрочкой платежа на 90-120 дней. Экспортно ориентированные предприятия при использовании факторинга приобретают возможность превратить поставки с рассрочкой платежа в операции с немедленной оплатой.
Факторинг выгоден прежде всего экспортерам, торгующим по открытому счету, стремящимся увеличить размеры торговых сделок, реализуя больший объем по открытому счету. Среди основных преимуществ международного факторинга выделяют его открытый характер, а также отсутствие права регресса к поставщику на экспорт. Последнее обусловлено тем, что основной причиной факторингового обслуживания экспортера выступает обычно защита экспортера от кредитного риска.
Использование схемы экспортного факторинга дает предприятиям безусловные дополнительные преимущества. Так, банк берет на себя услуги по бухгалтерскому учету дебиторов, контролю и инкассации задолженности, сбору статистических данных по продажам и т.д. Малые и средние компании пытаются таким образом расширить продажи производимых ими товаров, выявить новые рынки сбыта продукции. Факторинг привлекателен также для предприятий, у которых доля экспорта в общем
обороте незначительна (по причине чего не имеет смысла содержать штат работников для обработки внешнеторговой документации) и которые стремятся минимизировать проблемы получения выручки от поставленных на экспорт товаров, уменьшить валютные потери и т.д.
Важно также, что экспортный факторинг выступает как форма кредитования банком экспортера, так как банк оплачивает счета-фактуры своего клиента в установленном проценте от суммы долговых обязательств без учета срока платежа за товар. Банк дает экспортеру деньги в виде досрочной оплаты проданных и поставленных в кредит товаров. Остаток средств экспортер получает после поступления платежа от покупателя. Когда же банк практикует факторинг без финансирования, экспортер получает суммы за отгруженный товар только после поступления платежа от импортера. Следовательно, факторинг без финансирования для экспортера выгоднее на величину платежей за кредит.
В факторинговых операциях банки обычно берут на себя риск неплатежа со стороны покупателя (факторинг без права регресса). Однако если финансовое положение покупателя представляется сомнительным или если экспортер хочет сэкономить, банк не принимает на себя такой риск. Но договор с правом регресса в мировой практике имеет место довольно редко.
Несмотря на то что совокупный оборот российского рынка факторинга приближается к триллиону рублей в год [1], использование механизмов международного факторинга в целях поддержки отечественных экспортеров ограничено несовершенством российского законодательства. Действующее валютное законодательство предоставляет преференции иностранным компаниям и банкам при заключении договоров факторинга с российскими экспортерами, создавая дискриминационные условия для факторинговых компаний и банков России.
В то время как страны - члены ВТО используют механизм международного факторинга для поддержки национального экспорта, российские экспортеры лишены права использовать дебиторскую задолженность иностранных покупателей в качестве финансового актива. Российские экспортеры практически лишены доступа к международному факторингу, с помощью которого их иностранные конкуренты пополняют оборотные средства, страхуют риски неоплаты экспортных поставок и предотвращают кассовые разрывы на срок 90 дней (за этот период российская компания должна трижды заплатить налоги и заработную плату рабочим). В результате российская экспортно-
ориентированная несырьевая, высокотехнологичная продукция в сложившейся практике международного торгового оборота стран -членов ВТО не является конкурентоспособной по критерию условий оплаты.
Международный факторинг является индикатором развития национальной инфраструктуры расчетов и поддержки экспорта. Предпосылки создания инфраструктуры международных расчетов, ориентированной на поддержку экспорта, с использованием международного факторинга, по мнению представителей Российского союза промышленников и предпринимателей, можно разделить на внутренние и внешние [5].
К внутренним отнесем:
• повышение доли несырьевого экспорта и увеличение доли продукции малых и средних предприятий в структуре российского экспорта;
• рост числа российских экспортеров, в том числе путем вовлечения малых и средних предприятий во внешнеэкономическую деятельность.
Внешние предпосылки включают:
• повышение конкурентоспособности российских экспортеров и их продукции в условиях членства в ВТО;
• обеспечение притока капитала посредством внешнеторговых операций (очевидно, потребуется концептуальное изменение роли валютного регулирования и валютного контроля в государственной внешнеэкономической политике) [5-7].
В целях поддержки экспорта с использованием механизма экспортного факторинга российским факторинговым сообществом предлагается внести изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», позволяющие российскому экспортеру уступать дебиторскую задолженность нерезидента и засчитывать факторинговое финансирование в качестве валютной выручки. Такие поправки в законе приведут не только к увеличению оборота международных факторинговых операций, но и послужат эффективным инструментом поддержки экспорта и продвижения российской продукции на рынках стран - членов ВТО [5]. Кроме того, необходимы внесение определенных поправок в Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, а также ратификация Российской Федерацией Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям. Безусловно, подобные изменения возможны лишь при участии и заинтересованности соответствующих органов государственной власти.
Список литературы
1. http://www.raexpert.ru (дата обращения
23.03.2013).
2. Текст Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям. - ЦКЬ: www.unidroit.org. (дата обращения 05.04.2013).
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2010. 992 с.
4. Леднев М.В. Российский рынок факторинга: итоги и перспективы // Банковское кредитование.
2012. № 4. - иКЬ: www.reglament.net/bank (дата обращения 05.04.2013).
5. http://www.factoringpro.ru (дата обращения
23.03.2013).
6. Овсейко С. Факторинг: сравнительный анализ российского, зарубежного и международного законодательства и практики // Внешнеторговое право. 2007. № 1. С. 12-24.
7. Хотинская Г.И., Докукина Е.В. Рынок факторинговых услуг: состояние и тенденции развития // Маркетинг услуг. 2008. № 2. - ЦКЪ: www. grebennikoff.ru (дата обращения 05.03.2013).
IMPROVING THE MECHANISM OF SUPPORT FOR DOMESTIC EXPORTERS UNDER WTO MEMBERSHIP
I.I. Borisova
The article reviews the provisions of the UNIDROIT Convention on International Factoring of 1988 and the Russian law on factoring. Some peculiarities of factoring application by domestic exporters are examined.
Keywords: factoring, assignment of receivables, WTO, improvement of legislation.