3 (144) - 2012
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 336:63:005:936.5
совершенствование механизма обращения с отходами потребления: организационно-финансовый аспект
е. и. костюкова,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского управленческого учета E-mail: elena-kostyukova@yandex. ru ставропольский государственный аграрный университет
м. Ю. казаков,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления E-mail: Lyasau21@yandex. ru северо-Кавказский государственный технический университет
В статье рассмотрены вопросы регулирования процессов обращения с отходами потребления. Внесены предложения по совершенствованию концептуального механизма рационального природопользования в части обоснования необходимости применения финансовых инструментов в сфере обновления материально-технической базы мусо-роперерабатывающих предприятий.
Ключевые слова: природопользование, отходы потребления, селективный сбор отходов, финансирование природоохранных мероприятий.
Проблема утилизации и экологичного обращения с отходами потребления является одной из ключевых в области рационального природопользования. В настоящее время государством предпринимаются попытки построения действенно-концептуального механизма эффективного управления постоянно возрастающими потоками отходов. Особую актуальность и своевременность в этой связи приобретают вопросы рационального и экологичного обращения с отходами потребления с позиций эколого ориентированной концепции устойчивого экономического развития территорий,
предусматривающей такой тип развития, атрибутивные и сущностные характеристики которого удовлетворяют потребности настоящего времени, но не ставят под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Особую остроту приобрели проблемы экологически безопасного удаления и утилизации отходов потребления, к которым относятся отходы, которые образуются в жилом секторе, предприятиях торговли, административных зданиях, учреждениях, конторах, дошкольных и учебных заведениях и др.
Постоянная эскалация процессов урбанизации, агломерирования и метрополизации актуализирует ряд экологических проблем, среди которых возрастающее количество неутилизируемых отходов потребления. Концентрация производства и капитала, возросший уровень потребления прямо или косвенного увеличивают нагрузку на существующую систему обращения с отходами. Городские службы и предприятия не справляются с увеличением количества и номенклатуры образующихся отходов. Вблизи городов, а иногда и в его пределах сокращаются территории, свободные от несанкционированных свалок, расстояния легального
-25
вывоза отходов постоянно увеличиваются, что приводит к повышенным затратам на утилизацию.
Современная экологическая доктрина государства в качестве приоритетного направления предусматривает переход на новые экологические стандарты жизни. С этой целью, в частности, намечено совершенствование экономических механизмов в области охраны окружающей среды, в том числе путем совершенствования нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду и создания инструментов экологического страхования ответственности хозяйствующих субъектов, разработка механизмов государственной поддержки работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, принятие мер по обеспечению безопасности и комфортности среды проживания человека и разработка механизма поэтапного приведения экологической ситуации в загрязненных населенных пунктах в соответствие с нормативными требованиями, разработка и внедрение современной системы экологического аудита и др. [3].
Территориальные особенности реализации данной доктрины рассмотрены на примере Ставропольского края, в котором принята и реализуется краевая целевая программа «Отходы производства и потребления в Ставропольском крае на 2009-2013 годы». Она предусматривает в целях создания для жителей края благоприятной окружающей природной среды и повышения качества жизни населения осуществление мер по сохранению природных систем, поддержанию их целостности и жизнеобеспечивающих функций на основе рационального и экологически эффективного обращения с отходами производства и потребления на территории региона, а также создание полноценной и дееспособной отходоперерабатывающей отрасли [2].
В настоящее время самым распространенным способом обезвреживания отходов остается захоронение несортированных отходов на санкционированных и несанкционированных полигонах, что приводит к безвозвратной потере до 90 % полезной продукции, востребованной на рынке вторичного сырья, повышению нагрузки на окружающую среду.
Основными проблемами, препятствующими эффективному управлению в сфере обращения с отходами на уровне Ставропольского края и муниципальных образований, является отсутствие стратегии в области обращения с отходами, а также несовершенство нормативно-правовой базы.
В настоящее время планово-регулярная санитарная очистка осуществляется на территориях 172 населенных пунктов края из 762 имеющихся, что составляет всего 22,6 %. В большинстве сельских населенных пунктов отходы вывозятся, как правило, самими жителями или по их заявкам силами местных сельхозпредприятий. Вследствие неполного охвата населения централизованной системой санитарной очистки на территории края значительная часть отходов бесконтрольно размещается на несанкционированных свалках.
Ежегодный рост объемов образования отходов составляет 1 %, и к 2013 г. общий объем отходов, образующихся на территории Ставропольского края, превысит 9 млн м3 в год.
В крае ежегодно безвозвратно теряется около 380 тыс. т макулатуры, 130 тыс. т пластика, 60 тыс. т черных металлов, 13 тыс. т цветных металлов, 52 тыс. т стекла, 39 тыс. т текстиля. Проблема обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО) является одной из наиболее актуальных проблем в области охраны окружающей среды. На территории края основным методом обезвреживания ТБО является их захоронение, производимое на необустроенных свалках и полигонах ТБО. Исключением является регион Кавказских Минеральных Вод, где определенная часть отходов сжигается на Пятигорском мусоросжигательном заводе.
Одним из важнейших мероприятий в области обращения с твердыми бытовыми отходами является их селективный сбор. В настоящее время отсутствует система сбора, сортировки и приема ТБО на территории муниципальных образований края, функционируют разрозненные приемные пункты, ориентированные на сбор коммерчески выгодных компонентов отходов, что приводит к потере ценных компонентов ТБО, увеличению затрат на их вывоз и размещение, а также оказывает негативное влияние на окружающую среду за счет увеличения количества отходов, поступающих на свалки для захоронения (см. таблицу).
Значительные объемы образования ТБО, отсутствие их переработки и неудовлетворительное состояние мест захоронения свидетельствуют о том, что для решения проблем в сфере обращения с отходами на территории края необходимо создание межмуниципальных (зональных) мусороперераба-тывающих центров.
В настоящее время обращение с ТБО осуществляется на основе разрозненных мероприя-
3 (144) - 2012
Стратегия развития экономики
Количество пунктов селективного приема отходов потребления на территории Ставропольского края
Пункты по приему Количество, шт.
Макулатура 3
Лом цветных металлов 44
Лом черных металлов 48
Стеклотара 42
Текстиль, ветошь 1
ПЭТФ-бутылки 1
Всего... 138
Предприятия
тий, реализуемых отдельными муниципальными образованиями и направленных в основном на обеспечение текущего сбора и вывоза отходов из населенных пунктов.
Таким образом, применяемые в настоящее время схемы управления процессами утилизации отходов не всегда эффективны с эколого-экономической точки зрения, не адаптированы к конкретным условиям. В этой связи возникает вопрос о построении концептуальной схемы управления процессом обращения с отходами потребления, учитывающей современные реалии и императивы рационального природопользования. Особое место в ней должно отводиться рассмотрению отходов как специфического товара, который необходимо вовлекать в повторный оборот в максимальных количествах.
Немаловажное значение имеют также вопросы применения расширенного инструментария финансовых регуляторов, использование которого позволит открыть доступ к финансированию масштабных проектов в сфере обращения и переработки отходов потребления [1]. Исходя из этого авторами разработана концептуальная схема механизма управления потоками отходов потребления в регионе (рис. 1).
Практика показывает, что одним из эффективных способов финансирования целевых программ по обращению с отходами потребления может являться ли-
зинг, по сути представляющий одну из форм кредита. Как показывает опыт его применения, лизинг является эффективным финансовым механизмом, играющим большую роль в процессе обновления основных фондов мусороутилизующих предприятий, а также развития реального сектора экономики. В общем виде схема лизинговых операций в природоохранной сфере представлена на рис. 2.
Следует отметить, что данная лизинговая схема будет более эффективно работать при наличии единого координирующего и управляющего центра. В качестве такого центра может выступать как частная, так и государственная организация. Как правило, в лице государственной компании выступает администрация города или области, так как она на практике является заказчиком услуг по удалению отходов и гарантом осуществления сделки. Единственным недостатком административного управления может являться монополизм на право отбора участников для данной схемы. В этой связи необходимо законодательно регламентировать правила
СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Домашние хозяйства
Отходы (специфический товар)
Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей процесс обращения с отходами потребления, ориентированной на максимальное вовлечение отходов потребления в хозяйственный оборот
Разработка и реализация комплексно-целевых программ по формированию региональной системы селективного сбора, утилизации и переработки отходов потребления
Механизм реализации (на основе оптимального сочетания государственных нерыночных инструментов)
Экологическое страхование
Льготное кредитование и лизинг
Инструменты концессии
ззе:
Сфера обезвреживания отходов потребления
Повторное использование отходов Безвозвратные потери
Рис. 1. Концептуальная схема механизма управления потоками отходов потребления
отбора участников лизинговой схемы в сфере обращения с отходами потребления.
Использование лизинговых механизмов в природоохранной сфере имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами приобретения имущества, а именно:
> арендатору природоохранного оборудования фактически предоставляется долгосрочный кредит на 100 % стоимости поставляемого оборудования, который не требует немедленного начала платежей;
> лизинговые операции, как правило, осуществляются по фиксированной ставке, защищающей лизингополучателя от инфляционных колебаний, что особен-
Рис. 2. Схема лизинговых операций в природоохранной сфере
Рис. 3. Преимущества лизинга по сравнению с обычным кредитованием
в сфере обращения с отходами потребления но актуально для
предприятий, работающих в области охраны окружающей среды, из-за больших размеров необходимых средств;
> лизингополучатель получает значительные налоговые льготы в связи с ускоренной амортизацией, а учитывая тот факт, что в природоохранном законодательстве также закреплены налоговые льготы, использование лизинговых операций в области экологии позволит получить значительные налоговые послабления;
> лизинговые платежи являются эксплуатационными, включаются в себестоимость продукции и, как следствие, уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Подробно преимущества лизинга в сфере обращения с отходами потребления по сравнению с обычным кредитованием приведены на рис. 3.
Рассмотренные в рамках данной статьи организационно-экономические аспекты формирования механизма обращения с отходами потребления позволят органам отраслевого и территориального управления корректировать природоохранную по-
28-
литику с учетом рассмотрения отходов как товарной категории, организация системы переработки которой будет способствовать экологизации процессов развития территорий и получению дополнительных бюджетных доходов.
Список литературы
1. Костюкова Е. И., Гришанова С. В. Экономические решения внешних эффектов и экологизация экономики // Теория, методика и методология учета в условиях инновационного развития АПК: сб. науч. трудов. Краснодар, 2011.
2. Костюкова Е. И., Гришанова С. В. Принципы установления налогов и платежей за загрязнение окружающей среды // Теория, методика и методология учета в условиях инновационного развития АПК: сб. науч. трудов. Краснодар, 2011.
3. Костюкова Е. И., Гришанова С. В. Анализ объема выбросов, прибыли фирм и национального благосостояния при дифференцированном налогообложении продукции фирм // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 1. С. 73-76.