УДК 332.1
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
А.Ф. БАРАНОВА, аспирантка кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected] Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Статья посвящена экономическому регулированию в области обращения с отходами на региональном уровне, а также соответствующим целевым программам. Автором рассмотрены основные направления решения проблем, связанных с путями реализации приоритетных мероприятий в сфере образования, накопления и размещения отходов с учетом территориальной специфики Владимирской области.
Ключевые слова: Владимирская область; управление; отходы; природоохранные мероприятия; окружающая среда; ресурсосбережение
Сегодня образование и накопление отходов производства и потребления являются одними из ключевых экологических проблем. В последние годы в России наблюдается неуклонный рост образования твердых бытовых отходов. Почти 97% образующихся в стране отходов поступает на полигоны и свалки. Усилению экологической напряженности способствует не только ежегодное увеличение количества отходов, но и отсутствие развитой системы их переработки и экологически безопасной ликвидации [1, 3]. По данным Росстата, только на территории Российской Федерации ежегодно образуется до 3,9 млрд т твердых бытовых отходов, основная масса которых вывозится на плохо спроектированные и обустроенные полигоны, санкционированные и несанкционированные свалки. Действующая система мониторинга обращения с отходами не позволяет получать более достоверную информацию о реальных количествах образования отходов. В целом в России под мусорные свалки отчуждено уже около 1 млн га земель, среди которых - не только пустыри, овраги, карьеры, но и плодородные черноземы [3]. В российской практике
наиболее распространенным методом утилизации отходов является их захоронение на полигонах. По некоторым данным, это ведет к безвозвратной потере до 90% полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке [5].
В России пока нет единой концепции управления отходами, которая включала бы современную индустрию по переработке отходов и координацию полномочий на всех уровнях государственного управления [6, 7]. Одной из основных причин сложившейся ситуации является несовершенство законодательной базы. В настоящее время полномочия в сфере управления отходами распределены между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти не в полном объеме. Согласно действующему законодательству Российской Федерации организация утилизации и переработки бытовых отходов относится к полномочиям муниципалитетов. Они же обладают полномочиями по утилизации отходов (сюда входит организация полигонов и предприятий по их переработке). А вот полномочия по проектированию и строительству объектов размещения отходов, а также объектов их использования и обезвреживания, ранее относившиеся к полномочиям субъектов РФ, в настоящее время ни за кем не закреплены [8]. Передача в 2004 г. полномочий по организации обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) от субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления еще более усугубляет ситуацию. На практике существующая система организованного сбора ТБО охватывает менее 70% образующихся отходов.
Следует также отметить, что управление отходами на региональном уровне сопряжено со специфическими особенностями и такими факторами, как уровень экономической активности в регионе,
изменение демографической ситуации, новые технологии, образ жизни и общая структура производства и потребления. Поэтому эффективное управление отходами возможно только при построении рациональной системы управления и при наличии системных решений в сфере управления отходами [2, 5, 7].
По мнению специалистов, существенно улучшить ситуацию в сфере управления отходами должна была принятая в 2012 г. государственная программа Владимирской области «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы»1. В частности, госпрограммой предусмотрено участие субъектов РФ в мероприятиях по снижению негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду. Согласно программе в субъектах должны быть сформированы территориальные схемы обращения с отходами, построены полигоны и мусороперерабатывающие станции, должны вестись кадастры отходов.
Целью данного исследования является научно обоснованный подход к реализации приоритетных мероприятий в сфере образования, накопления и размещения отходов с учетом территориальной специфики Владимирской области.
В настоящее время Владимирская область, как и многие регионы России, сталкивается с целым рядом задач, возникающих при решении проблемы обращения с отходами различного происхождения. Производство отходов растет, опережая темпы их переработки и обезвреживания.
По данным учета, ежегодно во Владимирской области в результате производственной деятельности 4 654 хозяйствующих субъекта образуется более 4,4 млн т отходов производства и потребления 700 наименований. Из них 3,7 млн т обезвреживается либо используется на предприятиях, 0,5 млн т направляется на захоронение.
Наиболее трудноразрешимой остается проблема экологически безопасного удаления муниципальных ТБО, ежегодный объем образования которых составляет около 1,5 млн м3 (350 тыс. т), причем более 30% ТБО размещается на несанкционированных и стихийных свалках2.
1 Государственная программа Владимирской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области на2014-2020 годы»: постановление губернатора Владимирской области от 22.10.2013 № 1194.
2 Ежегодные государственные доклады Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Вла-
димирской области «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области» за период с 2010-2012 гг.
Проблема утилизации отходов во Владимирской области стоит достаточно остро, и ее решение требует рационального построения управлением отходов. Реализация приоритетных мероприятий позволит уменьшить общее количество отходов, снизить их токсичность (и иных вредных свойств), а также увеличить долю отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
В настоящее время в области действуют три полигона захоронения ТБО, два из которых (Кир-жачский и Кольчугинский) построены в середине 1990-х гг. Зарегистрировано большое количество санкционированных и несанкционированных свалок ТБО на территории Владимирской области. По состоянию на 01.01.2010 в области зарегистрировано 205 объектов размещения отходов, в том числе:
- два полигона твердых бытовых отходов;
- три полигона захоронения промышленных отходов;
- 87 санкционированных свалок;
- 79 несанкционированных свалок;
- 34 закрытых свалки, но нерекультивирован-ных.
Стоит отметить, что более 30 мест захоронения отходов имеют разрешительную документацию, но не имеют защитных сооружений и не отвечают современным требованиям экологической безопасности.
В последнее время наблюдается перемещение отходов с территорий Московской области на приграничные районы Владимирской области, территории размещения отходов расширяются.
Несовершенство системы сбора и вывоза отходов с территорий населенных пунктов ведет к появлению несанкционированных мест накопления отходов на территории населенных пунктов. Установлено, что ежегодно в результате обследования территорий надзорными органами выявляется более 1 800 несанкционированных и стихийных свалок. Наибольшее количество несанкционированных свалок образуется на территории, где отсутствуют объекты размещения отходов. По этой причине местами несанкционированных свалок становятся земли сельскохозяйственного назначения, лесные массивы, водоохранные объекты. Общая площадь загрязненных территорий области составляет 89,9 га, объем отходов - 379 тыс. м3.
Данные по размещению и образованию отходов во Владимирской области за 2007-2012 гг. представлены в рис. 1. В регионе образуется примерно
100% п
80% ■
2010
2011
2012
■ Образование отходов □ Размещение
Рис. 1. Размещение и образование отходов во Владимирской области за 2007-2012 гг
полтора миллиона кубометров твердых бытовых отходов в год, а утилизируется около миллиона, и динамика образования отходов продолжает расти.
Так, за период с 2007 по 2012 г. образование отходов увеличилось почти в 2 раза, а размещение отходов уменьшилось, следовательно, значительную часть мусора вывозят на несанкционированные и стихийные свалки.
В то же время образование отходов существенно различается по районам (рис. 2).
Больше всего отходов образуется в крупных городах (областной центр, Ковров, Гусь-Хрустальный), имеющих высокую плотность населения и промышленных зон. Часть отходов вывозится в места без дальнейшего использования, а другая часть - в места временного накопления для д альнейшей сортировки и извлечения полезных фракций (рис. 3). Еще сложнее обстоит дело с переработкой отходов в местах их образования. На графике (см. рис. 3) четко показано, что основная часть отходов размещается без дальнейшего использования, без выделения полезных фракций.
С учетом указанных проблем в настоящее время во Владимирской области реализуется ряд региональных целевых программ. Их конечная цель -уменьшение объемов образования и накопления отходов путем формирования правового и экономического механизма регионального хозяйствования, стимулирующего уменьшение, сбор и переработку вторичного сырья, безопасного размещения и обез-
3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0
^ -С? Жл^ лСг -С? ^ <0^ ^ <
/
■2010
■2011
•2012
Источник: ежегодные государственные доклады Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области» за период 2010-2012 гг.
Рис. 2. Образование отходов в 2010-2012 гг., т
100% п
95% ■
90%
85%
80%
75%
2010
2011
2012
□ Без дальнейшего использования ■ Временного накопления
Источник: ежегодные государственные доклады Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области» за период 2010-2012 гг.
Рис. 3. Размещение отходов в местах временного накопления и местах без дальнейшего использования за период 2007-2012 гг
вреживания, а также производство по переработке отходов. Эту сферу планируется полностью реформировать и сделать ее эффективной.
На региональном уровне приняты документы, регламентирующие процессы обращения с отходами. Принята областная долгосрочная целевая программа «Оптимизация регионального баланса образования, использования, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления Владимирской области на 2012-2015 годы»3 (далее -ДЦП), в рамках реализации которой необходимо исполнение комплексной схемы обращения с отходами на региональном и муниципальном уровнях с учетом существующей и создаваемой инфраструктуры в сфере обращения с отходами (далее -комплексная схема)4.
В соответствии с законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред.
3 Долгосрочная целевая программа «Оптимизация регионального баланса образования, использования, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления Владимирской области на 2012-2015 годы»: утверждена постановлением губернатора от 31.10.2011 № 1175 (ред. от 31.12.2013).
4 Комплексная схема обращения с отходами на региональном и муниципальном уровне создаваемой инфраструктуры в сфере обращения с отходами: мероприятие подпрограммы 4 Государственной программы Владимирской области «Охрана
окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением губернатора Владимирской области от 22.10.2013 № 1194.
от 25.11.2013) продолжается работа по сбору и систематизации информации об объемах отходов производства и потребления, об условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания на территории Владимирской области. Порядок ведения регионального кадастра отходов во Владимирской области определен в рамках соответствующего постановления губернатора области5 (рис. 4).
Главными задачами регионального кадастра отходов являются:
- сбор, накопление и систематизация данных в области обращения с отходами;
- оценка и анализ состояния в области обращения с отходами;
- выявление закономерностей при обращении с отходами для разработки природоохранных мероприятий и принятия управленческих решений;
- оценка эффективности управления в области обращения с отходами.
Региональный кадастр ТБО, который включает полную информацию об объемах и составе отходов, мощностях по переработке и утилизации, местах их размещения, определяет количество отходов и должен помочь добиться стопроцентной утилизации ТБО.
В рамках реализации ДЦП и комплексной схемы предусмотрена замена более 200 официально действующих свалок шестью современными полигонами с предварительной сортировкой и последующим использованием утильных фракций отходов. Предложена также оптимизация системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по межмуниципальному принципу размещения инфраструктуры по переработке и размещению отходов производства и потребления. Все старые объекты решено закрыть. Во Владимирской области планируется централизовать схему утилизации отходов за счет объединения муниципалитетов, т.е. будет применен метод зонирования региона по принципу отнесения территорий нескольких образований к одному отходоперерабатывающему производству (см. таблицу). В области планируется создание
5 О порядке ведения регионального кадастра отходов: постановление губернатора Владимирской области от 18.12.2006 № 876.
Рис. 4. Структура регионального кадастра отходов Владимирской области
Переработка и захоронение отходов во Владимирской области
Номер группы Муниципальные образования
I Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Юрьев-Польский районы
II Владимир, Ковров, закрытое административно-территориальное образование г. Радужный, Камешковский, Ковровский, Судогодский, Суздальский районы
III Петушинский, Собинский районы
IV Меленковский, Муром, Муромский район
V Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальный район
VI Вязниковский, Гороховецкий районы
VII Селивановский район
Источник: Долгосрочная целевая программа «Оптимизация регионального баланса образования, использования, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления Владимирской области на 2012-2015 годы»: утверждена постановлением губернатора Владимирской области от 31.10.2011 № 1175 (ред. от 31.12.2013).
современной инфраструктуры экологически безопасного обезвреживания всей массы отходов, а концентрация мусора, сортировка, продажа его ценных фракций, а также прессование и транс-
портировка позволят сделать очистку территорий рентабельной.
Семь полигонов, построенных для массового сбора и окончательного захоронения отходов, которые будут представлять собой комплексные природоохранные сооружения, представлены на рис. 5. С начала 2012 г. такой полигон заработал в д. Марьинка Камешковского района. На Марьинском комплексе твердых бытовых отходов собираются потоки мусора, образующегося на территориях Владимира, Коврова, Камешковского, Ковровского, Судогодского и Суздальского районов. При строительстве полигона были применены передовые европейские технологии, позволяющие свести к минимуму негативное воздействие данного объекта на окружающую среду.
Во Владимирской области предусмотрено 10 станций перегрузки отходов. Как правило, подобные объекты располагаются в небольших районных центрах и населенных пунктах. На основании статистических данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, наименьшая плотность
-fb О
Струнимо Ф Караганово Ф
- группы муниципальных образований; - мусороперегрузочные станции;
мусоросортировочные станции
Источник: составлено автором по данным ДЦП «Оптимизация регионального баланса образования, использования, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления Владимирской области на 2012-2015 годы»: утверждена постановлением губернатора Владимирской области от 31.10.2011 № 1175 (ред. от 31.12.2013).
Рис. 5. Схема расположения межмуниципальных комплексов по переработке и захоронению, перегрузке и сортировке ТБО
во Владимирской области (перспектива развития)
NJ
О
>
U 41
NJ О
населения наблюдается в Меленковском, Петушин-ском, Юрьев-Польском и других районах, соответственно на этих территориях будут распложены станции перегрузки. На рис. 5 такие объекты обозначены треугольником. Также Схемой предусмотрено, что весь объем отходов, который образуется на территории, будет подвергаться сортировке. Мусоросорти-ровочные станции, а их планируется увеличить до шести в регионе (см. рис. 5), обеспечат сортировку твердых бытовых отходов с выделением фракций, пригодных для вторичного использования (рецик-линга). Есть данные: если из коммунальных отходов извлечь ценные ресурсы, то для захоронения на полигонах останется не более четверти обезвреженных отходов, инертных отходов V класса опасности от общей массы твердых бытовых отходов [4]. Му-сороперегрузочные и мусоросортировочные станции являются неотъемлемой частью всей структуры обращения с отходами. Станции перегрузки отходов являются оптимальным решением для сокращения затрат, связанных с вывозом мусора на полигоны. В области между небольшими населенными пунктами расстояния могут доходить до 20-30 км, что в настоящее время делает эту сферу нерентабельной. Строительство сортировок планируется только в крупных населенных пунктах, городах - там, где есть экономическая целесообразность. Мусоро-сортировочные станции будут располагаться в Александровском, Гусь-Хрустальном, Ковровском, Муромском и Камешковском, Кольчугинском районах. Это территории экономической активности и, следовательно, высокой плотности населения. Пока в области только два комплекса сортировки отходов, а планируется организовать абсолютную сортировку и переработку. При реализации данной схемы планируется полностью реформировать сферу сбора, переработки и утилизации мусора, сделать ее эффективной.
Следует отметить, что сегодня основными проблемами управления отходами различного происхождения во Владимирской области являются:
- недостаточное количество современных полигонов, позволяющих принимать и обеспечивать экологически безопасное захоронение потока отходов;
- труднореализуемые современные технологии переработки и обезвреживания отходов потребления, позволяющие возвращать в хозяйственный оборот ресурсно ценные фракции, имеющиеся в отходах.
Для решения поставленных задач во Владимирской области нужны скоординированные действия всех заинтересованных структур: органов законодательной и исполнительной власти региона, объединений предпринимателей, крупных интегрированных коммерческих градо- и регионообразующих, инвестиционных и страховых структур.
Кроме того, необходимо сочетание современных технологий и природоохранных мероприятий, которые должны разрабатываться в комплексе, дополняя друг друга, с учетом местных особенностей региона. Также обязательно привлечение к участию в реализации программ социально активных групп населения, с которых начинается вся иерархия образования отходов.
Список литературы
1. Акимова Т.А., ХаскинВ.В. Экология. Человек -экономика - биота - среда: учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2007. 495 с.
2. Баранова А. Ф. Современные аспекты инновационного управления природоохранной деятельности. Книга. Второй Российский экономический конгресс: научные труды. Суздаль, 18-22 февраля 2013 г. Владимир: изд-во «Собор». 2013. С. 418-425.
3. Дмитриев Ю.А., Баранова А.Ф. Принципы и инструменты развития инновационной деятельности в природопользовании и охране окружающей среды: монография. Владимир: ВГУ, изд-во «Собор». 2014. 152 с.
4. Колычев Н.А. Концепция достижения лидерства в области ресурсосбережения // Твердые бытовые отходы. 2013, сентябрь.
5. Панченко А.Н. Проблемы переработки вторичных материальных ресурсов в России // Российское предпринимательство. 2010. № 12. Вып. 1.
6. Падалко О.В., Псарева Н.Ю. Методология планирования и реализации региональных программ ресурсосбережения и охраны окружающей среды // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. № 2.
7. Шамсутдинова А.И., Мустафин С.К. Эколо-го-экономическое регулирование в сфере управления твердыми бытовыми отходами: региональные особенности и перспективы рециклинга // Экономика природопользования. 2011. № 5.
8. Шелухина Е.А. Применение экономических инструментов для нейтрализации экономического ущерба в региональном аспекте // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 37.
Management and economy DEVELOPMENT OF A REGIONAL WASTE-MANAGEMENT SYSTEM Alla F. BARANOVA
Abstract
The article deals with economic regulation of waste management at a regional level and the appropriate target programs. The author considers the main ways of the problem solution connected with priority activities in education, accumulation and allocation of waste regarding the territorial specific character of the Vladimir region.
Keywords: Vladimir region, management, waste products, environmental measures, environment, resource-saving
References
1. Akimova T.A., Khaskin V.V. Ekologiia. Chelo-vek - ekonomika - biota - sreda: uchebnik dlia studen-tov vuzov [Ecology. Man - economy - biota - environment: a textbook for students of higher education institutions]. Moscow, Iuniti-Dana Publ., 2007, 495 p.
2. Baranova A.F. [Modern aspects of innovation management of nature protection]. Vtoroi Rossiiskii ekonomicheskii kongress: nauchnye trudy. Suzdal', 18-22 fevralia 2013 [Proc. 2nd Russ. Economic Congress. Suzdal, February 18-22, 2013]. Vladimir, Sobor Publ., 2013, pp. 418-425.
3. Dmitriev Iu.A., Baranova A.F. Printsipy i instrumenty razvitiia innovatsionnoi deiatel'nosti v prirodopol'zovanii i okhrane okruzhaiushchei sredy: monografiia [The principles and instruments for development of innovation activities in environmental management and environmental protection: a monograph]. Vladimir, Vladimir State University Publ., Sobor Publ., 2014, 152 p.
4. Kolychev N.A. Kontseptsiia dostizheniia lid-erstva v oblasti resursosberezheniia [The concept of achievement of leadership in resource-saving]. Tverdye
bytovye otkhody - Solid household waste, 2013, September.
5. Panchenko A.N. Problemy pererabotki vtorich-nykh material'nykh resursov v Rossii [Problems of processing of secondary material resources in Russia]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo - Entrepreneurship in Russia, 2010, no. 12, vol. 1.
6. Padalko O.V., Psareva N.Iu. Metodologiia planirovaniia i realizatsii regional'nykh programm resursosberezheniia i okhrany okruzhaiushchei sredy [Methodology of planning and implementation of regional programs of resource-saving and environmental protection]. Menedzhment i biznes-administri-rovanie - Management and business administration,
2010, no. 2.
7. Shamsutdinova A.I., Mustafin S.K. Ekologo-ekonomicheskoe regulirovanie v sfere upravleniia tver-dymi bytovymi otkhodami: regional'nye osobennosti i perspektivy retsiklinga [Ecological and economic regulation of solid-domestic-waste management: regional peculiarities and recycling perspectives]. Ekonomika prirodopol'zovaniia - Nature management economy,
2011, no. 5.
8. Shelukhina E.A. Primenenie ekonomicheskikh instrumentov dlia neitralizatsii ekonomicheskogo ushcherba v regional'nom aspekte [Use of economic tools for neutralization of economic damage in regional aspect]. Regional'naia ekonomika: teoriia iprak-tika - Regional economics: theory and practice, 2013, no. 37.
Alla F. BARANOVA
Vladimir State University (named after Alexander and Nikolay Stoletovs), Vladimir, Russian Federation [email protected]