ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Образец ссылки на эту статью: Борщева А.В., Сурат И.Л. Совершенствование механизма налогообложения прибыли транснациональных компаний в условиях глобализации в рамках участия Российской Федерации в проекте BEPS // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 1.
УДК 338.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЕКТЕ BEPS
Борщева Алла Викторовна
НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, г. Москва, ул. Артюхиной, д.6, корп.1), кандидат экономических наук, [email protected].
Сурат Игорь Львович
НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, г. Москва, ул. Артюхиной, д.6, корп.1), кандидат экономических наук, [email protected].
Приоритетным направлением Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне и долгосрочной перспективе является стабилизация налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований, а также дальнейшее повышение эффективности налоговой системы.
В статье описан план BEPS как стратегия налогового планирования во многих транснациональных компаниях. Раскрыты основные направления действий Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения в рамках проекта BEPS.
Ключевые слова: план BEPS; налогооблагаемая база; прибыль; размывание налогооблагаемой базы; экономическая глобализация.
IMPROVING THE MECHANISM OF TAXATION OF PROFITS OF TRANSNATIONAL COMPANIES IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PARTICIPATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE BEPS PROJECT
Bors^eva Alla Viktorovna
NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of economic sciences, [email protected].
Surat Igor Lvovich
NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of economic sciences, [email protected].
The priority direction of the Government of the Russian Federation in the field of tax policy in the medium and long term is the stabilization of the tax system with the simultaneous application of tax incentives for structural changes, as well as further improving the efficiency of the tax system.
The article describes the BEPS plan as a tax planning strategy in many multinational companies. The main areas of action of the Organization for Economic Cooperation and Development to counteract the erosion of the tax base and the withdrawal of profits from taxation under the BEPS project.
Keywords: the BEPS plan; taxable base; profit; dilution of the taxable base; economic globalization.
Ситуация в мировой экономике такова, что в наше время такова, что налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.
Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, в первую очередь за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.
При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.
На фоне экономической глобализации национальное законодательство в сфере налогообложения не всегда развивается адекватно новым вызовам, возникающим вследствие усложнения процессов деятельности транснациональных корпораций и активного развития цифровой экономики.
При выработке основных направлений налоговой политики необходимо определить уровень налоговой нагрузки в российской экономике, а также провести ее сравнительный анализ с аналогичными показателями зарубежных стран.
При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, следующие обстоятельства:
- конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков. Структурная компонента
налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при средней внешнеэкономической конъюнктуре;
- величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки.
Поэтому анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы. Это обстоятельство в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.
Размывание налогооблагаемой базы и выведение прибыли из-под налогообложения (англ. Base Erosion and Profit Shifting, BEPS) - это стратегия налогового планирования во многих транснациональных компаниях, пытающихся уклониться от уплаты налога в юрисдикции, в которой они осуществляют свою деятельность. Свою прибыль они выводили в налоговые оазисы, в которых у них зарегистрированы связанные компании, в результате уплачивая налог на прибыль организаций в меньшем размере или не уплачивая его вообще. Особенно это касалось стран, в которых прибыль в большинстве случаев выводится в связи с налогом на прибыль организаций. Взвешенная оценка по результатам исследования ОЭСР, начиная с 2013 г., показывает, что BEPS приводит к ежегодному убытку в размере 100 - 240 млрд долларов.
Сегодня план BEPS - это рекомендуемая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) методология противодействия минимизации налогов на транснациональном уровне.
Основа плана BEPS - совершенно новая «философия» взаимодействия национальных фискальных органов с крупными налогоплательщиками, а также взаимодействия таких органов между собой. Разработчики документа исходят из того, что каждое государство вправе противодействовать транснациональным корпорациям в их стремлении снижать налоговые обязательства путем использования низконалоговых юрисдикций, получать налоговую выгоду благодаря нестыковкам налоговых систем разных государств и несовершенству международных соглашений в этой сфере, использовать другие незаконные методы оптимизации налогообложения [9, 10].
15 мероприятий плана BEPS (actions) предусматривают внедрение ряда инструментов, позволяющих участвующим в реализации плана государствам осуществлять борьбу с перемещением прибыли:
Опишем их в сжатом виде:
1. Подготовка мер по вопросам налогообложения компаний цифрового сектора. Данные меры направлены на выявление основных трудностей в применении текущих правил международного налогообложения к компаниям, ведущим деятельность в цифровом секторе. Основная цель - разработать подробные варианты решения данных проблем, учитывая общий глобальный подход и порядок прямого и косвенного налогообложения.
Меры по вопросам налогообложения компаний цифрового сектора предусматривают анализ и решение следующих вопросов:
- «цифровое» присутствие в стране без создания налогооблагаемого присутствия;
- отнесение стоимости, которая создается в результате передачи информации пользователям посредством продажи цифровых продуктов и услуг;
- квалификация и определение источника дохода в новых моделях ведения бизнеса;
- обеспечение налоговых сборов по НДС/налогу на торговую деятельность.
2. Устранение различий в налогообложении гибридных инструментов. Данное мероприятие предполагает разработку положений Модельной конвенции ОЭСР и рекомендаций по изменению положений национальных законодательств, чтобы устранить последствия использования гибридных финансовых инструментов, а именно:
- изменения в Модельную конвенцию ОЭСР, чтобы ограничить использование льгот по Соглашениям об избежании двойного налогообложения в ситуациях, приводящих к злоупотреблениям;
- разработка положений национальных законодательств, противодействующих полному освобождению на уровне получателя дохода, по которому выплачивающая сторона применяет налоговый вычет;
- положения национальных законодательств, которые бы ограничивали применение налогового вычета по платежам, не подлежащих налогообложению на уровне получателя дохода либо не подлежащих налогообложению в соответствии с правилами налогообложения контролируемых иностранных компаний.
3. Усиление правил о «контролируемых иностранных компаниях». Данные правила актуальны в рамках данного проекта, поскольку разработаны для противодействия выводу прибыли компаний-резидентов на уровень дочерних компаний, расположенных в низконалоговых юрисдикциях. Правила предполагают налогообложение прибыли в стране резидентства конечной материнской компании и положительно влияют на налогообложение в стране источника дохода, поскольку ограничивают перевод прибыли в низконалоговую юрисдикцию.
4. Ограничение размывания налогооблагаемой базы путем использования вычета процентных расходов, а также расходов по другим инструментам финансирования. Данная мера предполагает анализ эффективности различных ограничений по вычету процентных расходов, а также разработку рекомендаций по содержанию положений, противодействующих размыванию налогооблагаемой базы.
5. Усовершенствование мер по борьбе с налоговыми злоупотреблениями, в частности, порядка обмена информацией и требований к фактическому присутствию. Данные мероприятия касаются введения более эффективного
обмена информацией, а также требований к фактическому присутствию для применения налоговых льгот.
6. Меры, направленные против злоупотреблений, путем применения соглашений об избежании двойного налогообложения. Предполагается разработка положений Модельной конвенции ОЭСР и рекомендаций по изменению положений национальных законодательств для целей исключения злоупотребления положениями соглашений об избежании двойного налогообложения в определенных обстоятельствах.
7. Меры против искусственного избежания статуса постоянного представительства.
Отметим, что постоянное представительство (от англ. - permanent establishment) является одной из наиболее важных категорий международного налогового права, выработанной в целях определения правил налогообложения тех доходов иностранных организаций, которые извлекаются ими в результате деятельности в третьих странах. С помощью данного понятия определяется «степень присутствия» иностранной организации в налоговой юрисдикции третьей страны, с которым законодательства большинства стран связывают обязанность этой организации уплачивать установленные налоги.
Поэтому понятие «постоянное представительство» закрепляется в национальных законодательствах, в соглашениях (конвенциях) об избежании двойного налогообложения.
Анализ модельных конвенций и двусторонних соглашений по вопросам избежания двойного налогообложения позволил выделить следующие виды постоянных представительств:
а) основное постоянное представительство, требующее наличия постоянного места деятельности в качестве основополагающего критерия;
б) строительное постоянное представительство, требующее наличия строительного или монтажного проекта [8];
в) агентское постоянное представительство, требующее осуществления деятельности через представителей с определенным статусом и полномочиями;
г) сервисное постоянное представительство, т.е. связанное с оказанием услуг;
д) страховое постоянное представительство, определяющим признаком которого является место получения премии;
е) постоянное представительство, определяющим признаком которого является место нахождения соответствующего оборудования;
ж) постоянное представительство, связанное с разведкой и добычей природных ресурсов в открытом море.
Отметим также, что наиболее распространенным видом постоянного представительства является основное постоянное представительство.
Выделим следующие основные признаки данной категории:
а) наличие места предпринимательской деятельности;
б) постоянство места предпринимательской деятельности.
8. Нематериальные активы. В рамках данного мероприятия планируется дополнить правила, регулирующие трансфертное ценообразование, положениями, противодействующими BEPS посредством передачи нематериальных активов внутри группы.
9. Риски и капитал. Планируется дополнить правила, регулирующие трансфертное ценообразование, мерами, противодействующими BEPS, в результате передачи чрезмерного объема рисков или распределения капитала внутри группы, особенно в отношении искусственного переноса прибыли в результате принятия договорных рисков либо предоставления капитала. Трансфертное ценообразование - это установление цены на товары и услуги, реализуемые между связанными юридическими лицами в рамках одного бизнеса. Например, если дочерняя компания продает товары материнской компании, стоимость этих товаров, выплаченная материнской компанией дочерней компании, является трансфертной ценой. Трансфертное ценообразование может применяться в качестве метода распределения прибыли с целью отнесения чистой прибыли (или убытка) до налогообложения транснациональной корпорации на страны, где она ведет свой бизнес [1].
10. Другие сделки с высоким уровнем риска. Предполагаемым результатом данного пункта плана являются рекомендации относительно типа информации и методологии для анализа информации.
11. Разработка порядка сбора и анализа информации о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения. Предполагаемым результатом данного пункта плана являются рекомендации относительно типа информации и методологии для анализа информации.
12. Разработка требований об обязательном раскрытии налогоплательщиками информации о сделках с использованием схем агрессивного налогового планирования.
13. Пересмотр требований к подготовке документации по трансфертному ценообразованию [7].
14. Усовершенствование механизмов разрешения споров. В рамках данного пункта плана предполагается разработка механизма разрешения проблем, связанных с применением соглашений, в частности, таких как отсутствие положений об арбитражном разрешении споров, а также возможность отказа в доступе к данной процедуре и арбитражном разбирательстве.
15. Разработка многостороннего инструмента для внесения изменений в двусторонние соглашения. Это мероприятие направлено на скорейшую реализацию вышеуказанных пунктов проекта [11, 12].
Таким образом, мы видим, что предлагаемые меры нацелены на борьбу с уходом от налогов крупными корпорациями, наблюдение за трансграничными операциями и противостояние различным схемам по оптимизации налогов в целом. Однако как будут выполняться меры в области BEPS?
Некоторые из этих мер можно немедленно применять, например, измененную редакцию руководства по трансфертному ценообразованию [2, 3]. Некоторые меры требуют внесения изменений в двусторонние налоговые соглашения, что может быть реализовано посредством многостороннего инструмента в рамках Action 15. И наконец, другие меры требуют выполнения закона на национальном уровне.
Окончательный пакет мер в области BEPS предоставляет странам инструменты, гарантирующие, что прибыли облагаются налогом там, где выполняется хозяйственная деятельность, приносящая прибыль, и где создается стоимость. В то же время он обеспечивает большую определенность для бизнеса за счет сокращения споров по применению международных налоговых правил и стандартизации требований о соответствии [4].
7 июня 2017 г. Российская Федерация подписала Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (в международной практике Multilateral Instrument, MLI).
Последствия ее вступления в силу после ратификации весьма масштабные, поскольку страна приняла решение распространить действие документа на 66 соглашений об избежании двойного налогообложения из 82 действующих. Кроме того, Россия выбрала наиболее полный вариант реализации Конвенции, предполагающий выполнение не только «минимальных требований», но и других положений при максимально жестком варианте ограничения льгот налоговых соглашений.
Вступление в силу Конвенции способствовало существенным изменениям в соглашениях об избежании двойного налогообложения России с другими странами.
Важнейшим из них стало внесение в соглашения правил, ограничивающих применение налоговых льгот. Помимо непредоставления льгот, устанавливаемых соглашением (если основной или одной из основных целей совершения какой-либо сделки было получение этих льгот) РФ решила дополнить свои налоговые соглашения «упрощенным положением об ограничении льгот».
Упрощенное положение предусматривает получение преференций по соглашениям только в том случае, если претендующие на них лица соответствуют определенным критериям.
Россия намерена в полной мере интегрировать в свои налоговые соглашения положения Конвенции, которые либо оставляют выбор в отношении масштаба их применения, либо необязательны для включения во все соглашения.
В частности, планируется:
- ввести ограничения при применении льгот в отношении определенных видов пассивных доходов, включая дивиденды и доходы от продажи долей или акций компаний, стоимость которых преимущественно представлена недвижимым имуществом;
- ввести положения по противодействию различным типам искусственного избежания статуса постоянного представительства;
- нейтрализовать последствия различий в страновом законодательстве, в том числе в отношении налогообложения лиц с двойным резидентством.
Важно отметить, что несмотря на жесткость выбранного Россией подхода, итоговый объем изменений по конкретному договору об избежании двойного налогообложения будет зависеть от подхода иностранного государства-партнера. На все соглашения Конвенция будет распространена только в части «минимальных требований». По остальным положениям роль будет играть позиция обеих сторон соглашения.
Проект BEPS уделяет большое внимание трансфертному ценообразованию. С этой целью ОЭСР разработала систему страновой отчетности группы финансовой информации о многонациональных предприятиях высокого уровня для налоговых органов. Проблема собираемости налогов стоит не только перед странами, входящими в ОЭСР, но и другими участниками международной арены. Именно поэтому идеи, предложенные в ОЭСР, вызвали такой интерес повсеместно. В настоящее время идет процесс унификации и стандартизации документирования мероприятия данного проекта [5, 6].
Таким образом, проект BEPS уже влияет на всю международную систему налогообложения. Он требует повышенного внимания российских налоговых резидентов при структурировании бизнеса и правильной трактовки всех источников права в совокупности, поскольку положения Конвенции, по которым подходы России и стран-партнеров совпадут, станут элементами налогового режима наряду с национальным законодательством и заключенным ранее соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Список литературы
1. Борщева А.В. Реформирование системы управления производства предприятий // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 7 (234). С. 113-119.
2. Борщева А.В., Хайк М. Проект BEPS и его влияние на международный бизнес // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды. Материалы III международной научно-практической конференции. М.: Московский экономический институт, 2017. С. 272275.
3. Борщева А.В., Ильченко С.В., Хайк М. Проект BEPS: новая эра в области международного налогообложения // Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности. Сборник докладов и материалов VII Международной научно-практической конференции. М.: Институт непрерывного образования, 2017. С. 53-62.
4. Борщева А.В., Ильченко С.В. Факторы конкурентоспособности предприятия // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 6.
5. Борщева А.В., Ильченко С.В. Оценка эффективности кадровой политики организации // Вестник экспериментального образования. 2017. № 4 (13). С. 41-51.
6. Ильченко С.В. Лингвистика современного документа. М.: Изд-во НУ ОАОУ, 2014.
152 с.
7. Ильченко С.В. Документационный менеджмент. М.: Изд-во НУ ОАОУ, 2014. 94 с.
8. Сурат И.Л. Оценка экономической устойчивости мобильного строительного предприятия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский институт коммунального хозяйства и строительства. Москва, 2004. 22 с.
9. Сурат И.Л., Тебекин А.В. Современные тенденции развития проектного управления в экономических системах // Транспортное дело России. 2014. № 6. С. 36-40.
10. Тебекин А.В., Сурат И.Л. Универсальные технологии принятия управленческих решений при управлении инновационной деятельностью // Транспортное дело России. 2017. № 6. С. 32-38.
11. Хайк М. Проект BEPS: глобальный подход к борьбе с налоговыми злоупотреблениями // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4 (8). С. 6.
12. Хайк М. План BEPS и его перспективы в России // Вестник экспериментального образования. 2018. № 1 (14). С. 1-8.
References
1. Borscheva A.V. Reformirovanie sistemy upravleniya proizvodstva predpriyatiy -Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2011. no 7 (234). p. 113-119.
2. Borscheva A.V., Khayk M. Proekt BEPS i ego vliyanie na mezhdunarodnyy biznes // Tendentsii i perspektivy razvitiya sotsiotekhnicheskoy sredy. Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M.: Moskovskiy ekonomicheskiy institut, 2017. p. 272-275.
3. Borscheva A.V., Ilchenko S.V., Khayk M. Proekt BEPS: novaya era v oblasti mezhdunarodnogo nalogooblozheniya - Innovatsii v otraslyakh narodnogo khozyaystva, kak faktor resheniya sotsialno-ekonomicheskikh problem sovremennosti. Sbornik dokladov i materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M.: Institut nepreryvnogo obrazovaniya, 2017. p. 53-62.
4. Borscheva A.V., Ilchenko S.V. Faktory konkurentosposobnosti predpriyatiya - Biznes i dizayn revyu. 2018. no 1 (9). p. 6.
5. Borscheva A.V., Ilchenko S.V. Otsenka effektivnosti kadrovoy politiki organizatsii -Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya. 2017. no 4 (13). p. 41-51.
6. Ilchenko S.V. Lingvistika sovremennogo dokumenta. M.: Izd-vo NU OAOU, 2014. 152 p.
7. Ilchenko S.V. Dokumentatsionnyy menedzhment. M.: Izd-vo NU OAOU, 2014. 94 p.
8. Surat I.L. Otsenka ekonomicheskoy ustoychivosti mobilnogo stroitelnogo predpriyatiya: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk / Moskovskiy institut kommunalnogo khozyaystva i stroitelstva. Moskva, 2004. 22 p.
9. Surat I.L., Tebekin A.V. Sovremennye tendentsii razvitiya proektnogo upravleniya v ekonomicheskikh sistemakh - Transportnoe delo Rossii. 2014. no 6. p. 36-40.
10. Tebekin A.V., Surat I.L. Universalnye tekhnologii prinyatiya upravlencheskikh resheniy pri upravlenii innovatsionnoy deyatelnostyu - Transportnoe delo Rossii. 2017. no 6. p. 32-38.
11. Khayk M. Proekt BEPS: globalnyy podkhod k borbe s nalogovymi zloupotrebleniyami -Biznes i dizayn revyu. 2017. T. 1. no 4 (8). p. 6.
12. Khayk M. Plan BEPS i ego perspektivy v Rossii - Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya. 2018. no 1 (14). p. 1-8.
Рецензенты:
Мальцева Е.С. - кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Ильченко С.В. - кандидат педагогических наук, НОЧУ ВО «Московский экономический институт».
Работа поступила в редакцию: 12.03.2018 г.