Научная статья на тему 'Внедрение в законодательство государств - участников ЕАЭС и СНГ международно-правовых мер ООН по обеспечению финансовой безопасности, регулированию и контролю международного налогообложения'

Внедрение в законодательство государств - участников ЕАЭС и СНГ международно-правовых мер ООН по обеспечению финансовой безопасности, регулированию и контролю международного налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УКЛОНЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В СНГ И ЕАЭС / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАЗМЫВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП / TRANSFER PRICING / TAX CONTROL OVER EVASION OF TAXES OF MULTINATIONAL COMPANIES IN THE CIS AND EAEU / TO PREVENT EROSION OF THE TAX BASE / INTERNATIONAL REPORTING MULTINATIONAL GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Галина Владиславовна

В статье рассмотрены международно-правовые меры, направленные на проти-водействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компа-ний. Проанализированы проблема гармонизации финансовой и налоговой политики госу-дарств членов СНГ и ЕАЭС в свете расширения методов налогового контроля за сделка-ми, действующих на пространстве СНГ и ЕАЭС международных групп компаний. Дана оценка методам использования государствами ЕАЭС и СНГ Плана действий ОЭСР по противодей-ствию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS) 2013 г. Освящены вопросы международной отчетности ОЭСР для транснаци-ональный корпораций (CbCR) и мультинациональных групп по трансфертному ценообразо-ванию как новое направление в обмене информацией финансовых и налоговых органов государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the legislation of the States Parties EAEU and CIS UN international legal measures to ensure the financial security, regulation and control of international taxation

The article deals with international legal measures aimed at combating tax evasion and concealment of beneficial owners of companies. We analyzed the problem of harmonization of fiscal and tax policies of the Member States of the CIS and EAEU in the light of the extension methods of tax control over transactions, operating in the CIS and EAEC international groups of companies. The estimation methods used by States EAEU and CIS Plan of Action of the OECD on combating erosion of the tax base and output gains from taxation (BEPS Plan) of 2013. Sanctified questions OECD international reporting for multinational corporations (CbCR) and multinational groups on transfer pricing as a new trend in the exchange of information, financial and tax authorities countries.

Текст научной работы на тему «Внедрение в законодательство государств - участников ЕАЭС и СНГ международно-правовых мер ООН по обеспечению финансовой безопасности, регулированию и контролю международного налогообложения»

Внедрение в законодательство государств — участников ЕАЭС и СНГ международно-правовых мер ООН по обеспечению финансовой безопасности, регулированию и контролю международного налогообложения

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА

Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества доктор юридических наук, профессор МГИМО (У) МИД России

Аннотация: В статье рассмотрены международно-правовые меры, направленные на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний. Проанализированы проблема гармонизации финансовой и налоговой политики государств — членов СНГ и ЕАЭС в свете расширения методов налогового контроля за сделками, действующих на пространстве СНГ и ЕАЭС международных групп компаний. Дана оценка методам использования государствами ЕАЭС и СНГ Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS) 2013 г. Освящены вопросы международной отчетности ОЭСР для транснациональный корпораций (CbCR) и мультинациональных групп по трансфертному ценообразованию как новое направление в обмене информацией финансовых и налоговых органов государств.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, налоговый контроль за уклонением от уплаты налогов транснациональных компаний в СНГ и ЕАЭС, предотвращение размывания налоговой базы, международная отчетность мультинациональных групп.

Implementation of the legislation of the States Parties EAEU and CIS UN international legal measures to ensure the financial security, regulation and control of international taxation

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA

Deputy Director of the Institute of CIS security problems, head of the center international legal and political problems of the Eurasian Cooperation Doctor of Law, Professor of MGIMO (University) MFA Russia

Abstract: The article deals with international legal measures aimed at combating tax evasion and concealment of beneficial owners of companies. We analyzed the problem of harmonization of fiscal and tax policies of the Member States of the CIS and EAEU in the light of the extension methods of tax control over transactions, operating in the CIS and EAEC international groups of companies. The estimation methods used by States EAEU and CIS Plan of Action of the OECD on combating erosion of the tax base and output gains from taxation (BEPS Plan) of 2013. Sanctified questions OECD international reporting for multinational corporations (CbCR) and multinational groups on transfer pricing as a new trend in the exchange of information, financial and tax authorities countries.

Key words: transfer pricing, tax control over evasion of taxes of multinational companies in the CIS and EAEU, to prevent erosion of the tax base, international reporting multinational groups.

Международно-правовые меры,

направленные на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний

В международных налоговых отношениях все чаще возникают ситуации, когда появляется общая сфера регулирования налогообложения как для международно-правовых, так и национальных норм государств, которая может регулироваться одновременно в отношении одного и того же объекта налогообложения. Проблемы таких ситуаций заключаются в том, что международное и национальное налоговое право плотно взаимодействуют, создавая ранее не известные международно-правовой практике способы кодификации, гармонизации и унификации налогового права, опирающиеся на межгосударственные двусторонние соглашения о предотвращении двойного налогообложения, на итоговые декларации «Группы Двадцати» 2013-2016 гг., рекомендации Совета финансовой стабильности МВФ и Форума ОЭСР по налоговому администрированию, резолюции Совета Безопасности ООН о налогообложении бенефициарных собственников, на модельные конвенции ОЭСР о налогах и налогообложении, унифицированные стандарты и налоговые правила ОЭСР, международные соглашения о консолидированном налогообложении транснациональных корпораций, на структурные реформы налоговых систем и налоговые кодексы развитых стран мира, на источники налогового права интеграционных сообществ.

По инициативе ОЭСР в 2002 г. с целью развития диалога и обмена опытом между налоговыми органами ведущих стран мира, а также оказания влияния на глобальные тренды в налоговой сфере и формирование новых приемов налогового администрирования был создан Форум по налоговому администрированию Организации эко-

номического сотрудничества и развития (Форум ОЭСР). В настоящее время членами Форума являются 43 страны, включая все страны - участницы ОЭСР. Для участия в Форуме также приглашаются представители ОЭСР, Всемирного Банка и МВФ, ООН, Европейской организации налоговых администраций (IOTA)1. Российская Федерация является членом Форума ОЭСР с 2010 г. и платит членские взносы.

Основные вопросы, рассматриваемые Форумом ОЭСР, касаются:

• совершенствования налогового администрирования крупнейших транснациональных компаний, координации международных усилий по борьбе с искажением налоговой базы с целью ее переноса в низконалоговые юрисдикции;

• развития контроля за трансфертными ценами;

• создания и внедрения в налоговую практику автоматизированного обмена налоговой информацией;

• выработки эффективных подходов к урегулированию налоговой задолженности и борьба с офшорами и др.

Многие проблемы международного налогообложения, относящиеся к сфере внимания Форума ОЭСР, нашли отражение в Типовой конвенция ООН об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами 2013.2 Конвенция применяется к лицам, являющимся резидентами одного или обоих из договаривающихся государств применительно к налогам на доходы и капитал.

Национальный план мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев

1 Форум ОЭСР по налоговому администрированию - OECD Forum ON TAX ADMINISTRATION) / Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации // https: www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_cooperation/smo/oecd/

2 Типовая конвенция Организации Объединенных Наций об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами 2013 г. / http://www.bakertilly.ua/media/transfer_price/Model_UN%20Conven-tion_On%20the_Avoidance_of%20Double_Taxation.pdf

компаний был утвержден Постановлением Правительства РФ 30 апреля 2014 г. № 2672п-П13)3. Он включает всеобъемлющие меры по исполнению Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств по противодействию незаконного вывоза капитала, противодействию незаконным финансовым операциям и сокрытию бенефициарных владельцев компаний и другие меры обеспечения безопасности в финансовом секторе.

В конце июня 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»4. Этот закон затронул более 20 действующих нормативных актов, в том числе внес поправки в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»5. У компаний появилась обязанность предоставлять по запросу банка информацию о бенефициарных владельцах. Включение в российское законодательство этого положения связано с рекомендациями, которые подготовлены Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) и Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН А/ С0МР.227Д.1 15-11996 11/51 2014 г. о мерах по совершенствованию международного налогообложения бенефициарных собственников6.

Банк России в письме от 4 сентября 2013 г. № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» пояснял, что «сомни-

тельные операции - это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

С 2015 г. банки совместно с Росфинмонито-рингом стали активнее применять положения о контроле за сомнительными операциями, рассылая клиентам письма с требованием раскрыть бенефициарных владельцев, сталкиваясь со случаями отказов в открытии банковского счета из-за непредоставления этих сведений. Банки обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов (абз. 14 ст. 3, подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

В качестве лиц, которые вправе требовать раскрытия бенефициарных владельцев, в Законе № 115-ФЗ названы не только банки, но и дру-

3 Национальный план мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний (утв. Правительством РФ 30 апреля 2014 г. № 2672п-П13) / ГАРАНТ.РУ: ЬПр://шшш.2агап1 ru/products/ipo/prime/doc/70554930/#ixzz4Wz1mq80W

4 Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_209656/de/

5 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209656/de/

6 Резолюция ГА ООН А/С0МР227Л.1 15-11996 11/51 2014 г. о мерах по совершенствованию международного налогообложения бенефициарных собственников / http://www.un.org/ru/ga/documents/gares.shtml

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

гие организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. К ним относятся любые финансовые организации, включая кредитные организации, страховые компании, лизинговые компании, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др. (ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Федеральная служба по финансовому мониторингу выпустила Информационное сообщение от 23 декабря 2016 г. «О типовых нарушениях обязательных требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявленных Рос-финмониторингом при проведении контрольных мероприятий»7.

Росфинмониторинг может в любой момент запросить у банка сведения о бенефициарах конкретного клиента, а банк обязан предоставить эту информацию (подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). В противном случае ему грозит существенный штраф - от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 2.3 ст. 15.27 КоАП РФ).

По оценке экспертов-аналитиков, отток капитала из России и сокрытие сведений о бенефициарных собственниках происходили в различных формах и по различным мотивам, в частности: • когда банки выводили финансовые средства за рубеж, путем предоставления кредитов нерезидентам;

• посредством размещения облигаций, которые в России обычно выпускались через зарегистрированные в офшорных юрисдикциях компании специального назначения (SPV);

• проведением операций по покупке облигаций российских компаний или операций кредитования зарегистрированных за рубежом компаний, имеющих основные производственные мощности в России, и оформленных как кредитование нерезидентов;

• посредством операций банков, которым было выгодно кредитовать российские компании, зарегистрированные в зарубежных юрисдикциях;

• через финансовые сделки, заключенные по нормам английского права, что существенно повышало уровень защиты прав кредиторов и, соответственно, снижало риски финансовых операций;

• когда отток капитала из экономики России отражал рост кредитования российских компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях или через иностранные юрисдикции, и др.

Высокая доля нелегального оттока капитала из России и сокрытие сведений о бенефициарных собственниках непосредственно связаны с нецелевым использованием бюджетных средств, уклонением от уплаты налогов, теневой экономикой и высоким уровнем коррупции в государственном и корпоративном секторе как развитых, так и развивающихся стран мира. На долю 50 крупнейших транснациональных компаний и банков мира, активно занимающихся офшорными операциями, приходится почти половина оттока национального капитала государств, поскольку дочерние фирмы и значительные объемы финансовых ресурсов в офшорных зонах имеют практически все ведущие транснациональные корпорации и банки мира8.

7 Информационное сообщение Росфинмониторинга от 23 декабря 2016г. «О типовых нарушениях обязательных требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявленных Росфинмониторингом при проведении контрольных мероприятий // ЬИр:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209656/de/

8 Влияние оттока капитала на платежеспособность и инвестиционный климат в России / Андрианов В., Советник Департамента стратегического развития Внешэкономбанка, доктор экономических наук, профессор МГУ

Проблема гармонизации финансовой и налоговой политики государств — членов СНГ и ЕАЭС в свете расширения методов контроля за сделками, действующих на пространстве СНГ и ЕАЭС международных групп компаний

Международное право в последние 10 лет целенаправленно встало на защиту бюджетных интересов государств и их финансовой безопасности. Участники Третьей Международной конференции ООН по финансированию развития в Аддис-Абебе (Эфиопия) 13-16 июля 2015 г. четко выразили намерение улучшать управление бюджетными поступлениями в национальные бюджеты за счет использования усовершенствованных систем прогрессивного налогообложения, совершенствования налоговой политики и повышения эффективности сбора налогов в соответствии с Резолюцией ГА ООН А/С0^.227Д.1 15-11996 11/51 2014 г. о мерах по совершенствованию международного налогообложения бенефициарных собственников9.

Конференция в Аддис-Абебе поддержала инициативу ОЭСР «Налоговые инспекторы без границ». Важно сотрудничество между национальными налоговыми органами по международным налоговым вопросам в рамках Комитета экспертов ООН по международному сотрудничеству в налоговых вопросах10.

Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года» определены стратегические приоритеты финансового планирования и экономического развития ре-

гионов России и повышены меры финансовой ответственности11. Предусмотрено заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче полномочий по управлению зонами с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности, для развития которых были предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета и (или) в которых предусмотрены льготы по уплате федеральных и (или) региональных налогов и сборов, с определением мер финансовой ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за неисполнение обязательств по достижению конкретных результатов работы по управлению указанными зонами.

Россия, как и другие государства СНГ и ЕАЭС, внедряет в государственную практику меры обеспечения взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, в том числе установления в программных документах, включая инвестиционные программы субъектов естественных монополий, целей, задач и целевых показателей с учетом прогнозируемых параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Особая роль отводится финансовому контролю за внедрением механизмов гарантированного финансирования мероприятий по созданию

9 http://viperson.ru/articles/vliyanie-ottoka-kapitala-na-platezhesposobnost-i-investitsionnyy-klimat-rossii Резолюция ГА ООН А/С0МР227Д.1 15-11996 11/51 2014 г. о мерах по совершенствованию международного налогообложения бенефициарных собственников / http://www.un.org/ru/ga/documents/gares.shtml

10 Итоговый документ Третьей Международной конференции по финансированию развития: Аддис-Абебская программа действий от 16 июля 2015 г. / http://www.chemico roup.com/ru/images/stories/16.07.15/0utcome_document_of_the%20 Third_International_Conference_on_Financing_for_Development_rus.pdf

11 Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года» / http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=210967&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.28169457347667604#

отдельных видов производственной инфраструктуры, оказывающей определяющее воздействие на формирование и реализацию региональных и местных программ экономического развития, инвестиционных программ хозяйствующих субъектов. Отток капитала из бюджетов субъектов федерации за границу рассматривается как сомнительная операция и находится под особым финансовым мониторингом.

27 января 2017 г. эксперты стран СНГ согласовали Проект Договора государств - участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения12.

С учетом замечаний и предложений Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана эксперты доработали и согласовали проект договора на заседании в Минске 25-26 января 2017 г. Согласно документу страны СНГ будут сотрудничать и координировать свою деятельность, объединять усилия госорганов и общественных организаций для противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Для этого страны СНГ планируют гармонизировать национальные законодательства, оказывать друг другу правовую помощь, в том числе вручать документы, проводить аресты и конфискации, замораживать средства, полученные преступным путем и предназначенные для финансирования терроризма и покупки оружия. Страны СНГ также будут обмениваться информацией, проводить оперативно-розыскные мероприятия и консультации, обмениваться представителями, признавать пере-

чень физических и юридических лиц, групп и организаций, причастных к террористической деятельности и распространению оружия массового уничтожения.

В рамках ЕАЭС Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. № 128 был создан Консультативный комитет по налоговой политике и админист-рированию13.

Основными задачами Комитета являются:

• подготовка рекомендаций для Комиссии по вопросам гармонизации налогового законодательства государств-членов по согласованным направлениям и по разрешению проблемных ситуаций;

• выработка предложений о формирование единых подходов в проведении налоговой политики государствами-членами по согласованным направлениям;

• совершенствование законодательства государств-членов в области косвенного налогообложения во взаимной торговле на территориях государств-членов, оборота подакцизных товаров;

• совершенствование налогового администрирования государств-членов, в том числе налоговый контроль за трансфертным ценообразованием;

• совершенствование информационного взаимодействия налоговых органов государств-членов, необходимого для контроля за взиманием косвенных налогов во взаимной торговле, и за налогообложением доходов (имущества), получаемых (приобретаемых) юридическими и физическими лицами одного государства-члена на территории другого государства-члена;

• обсуждение практики применения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС в области налогообложения.

12 Проект Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, согласованный экспертами стран СНГ 27 января 2017 г. // Пресс-служба Исполкома Содружества Независимых Государств / http://www.interfax.by/news/ belarus/1219384

13 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии 28 сентября 2015 г. № 128 о создании Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/H15EK000128

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

С шмииишл.чи и диполиеимямя по сисхошиш) и4 I февраля 2003 года

С^ППТЕР

Консультативный комитет по налоговой политике и администрированию при Евразийской Экономической комиссии реализует свои функции по разработке и принятию мер по устранению налоговых барьеров во взаимной торговле ЕАЭС и внедрению прогрессивных и выгодных странам ЕАЭС международных стандартов налогового контроля и регулирования.

Тенденции повышения эффективности международной интеграции стран - членов ЕАЭС в рамках Договора 2014 г. о создании ЕАЭС с 33 приложениями показывают его международную перспективу на расширение круга участников. Об этом говорят политические декларации о взаимодействии ЕАЭС с проектом «Экономического пояса Шелкового пути», двусторонние соглашения и переговоры о создании зон свободной торговли с более чем 40 странами мира, среди которых КНР, Египет, Индия, Иран, Пакистан, Зимбабве, Тунис, Сирия, Иордания, Монголия, Албания, Израиль, Таиланд, Индонезия, Камбоджа и другие страны. Активно идет взаимодействие с ООН, ОЭСР, ШОС, АСЕАН, БРИКС, АТЭС, МЕРКОСУР и другими международными организациями, в том числе в части совместных действий по противодействию нелегальному финансовому обороту, международной финансовой преступности, незаконному вывозу капитала и уклонению от уплаты налогов.

Проблема гармонизации финансовой и налоговой политики государств - членов ЕАЭС требует новых подходов в свете расширения методов контроля за сделками действующих на евразийском пространстве СНГ и ЕАЭС международных групп компаний, в сфере трансфертного ценообразования, движения капиталов, использования финансовых инструментов в капитализации активов и других сферах финансовых рынков, приводящих к возникновению невыгодного для бюджетов государств СНГ и ЕАЭС режима между-

народного налогообложения, когда налогооблагаемые доходы их стран СНГ и ЕАЭС вывозятся в юрисдикции с низким налогообложением.

Гармонизации налоговой политики посвящен 18-й раздел Договора о создании ЕАЭС, который определяет ее общие принципы (ст. 71), а также правила взимания косвенных налогов (ст. 72) и налогообложения физических лиц (ст. 72). Правила взимания косвенных налогов также регулируются отдельным протоколом (Приложение № 18 к Договору), определяющим сам порядок взимания, механизм контроля над их уплатой при экспорте/импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. Эти нормативно-правовые акты определяют общие, рамочные принципы налоговой политики Евразийского союза, конкретное применение которых может регулироваться дополнительными межгосударственными соглашениями14.

14 Гармонизация налоговой политики сулит выгоды каждой из входящих в ЕАЭС стран / http://www.ritmeurasia.org/news--2016-09-08--garmonizacia-nalogovoj-politiki-sulit-vygody-kazhdoj-iz-vhodjaschih-v-eaes-stran-25615

План действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS) и участие в нем стран СНГ и ЕАЭС

План действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения - Base Erosion and Profit Shifting (далее - План BEPS) был принят Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в 2013 г.

План BEPS предусматривает системные меры на национальном и международном уровне по противодействию «размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения15. Имеется в виду агрессивное налоговое планирование, в ходе которого часть прибыли международной группы компаний при помощи различных методов и способов трансграничного налогообложения не облагается налогами и направляется из стран с высоким налогообложением, где эта прибыль фактически создается, в страны с низким налогообложением.

План BEPS предусматривает изменение Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал, по предотвращению предоставления налоговых льгот в определенных обстоятельствах 2013 г., а также изменение положений внутреннего законодательства стран - участниц ОЭСР с целью предотвратить уклонение от налогообложения и размывание налогооблагаемой базы и др.

Особенно актуально, что План BEPS ОЭСР включает 15 основных направлений совершенствования налогового законодательства государств при регулировании налогообложения транснациональных компаний, действующих на национальных рынках государств, трансграничного движения капитала и предотвращения деформации международного налогообложения в целях обеспечения налоговых поступлений в

бюджеты государств по месту получения дохода и усиления финансовой безопасности государств16.

Указанные направления в основном охватывают следующие вопросы:

• регулирование проблем налогообложения в связи с развитием цифровой экономики;

• контроль за негативным воздействием смешанных финансовых инструментов на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль;

• ужесточение для целей налогообложения требований к контролируемым иностранным компаниям и контролирующим лицам;

• ограничение размывания налоговой базы через выплату процентов в финансовых сделках с ценными бумагами;

• противодействие агрессивному налоговому планированию (включая офшорные юрисдикции), приводящему к злоупотреблениям межгосударственными налоговыми соглашениями;

• предотвращение умышленного уклонения иностранного инвестора от определения постоянного представительства;

• разработка унифицированных правил контроля сделок взаимозависимых лиц при трансфертном ценообразовании в части нематериальных активов, включая осуществление операций движения капитала с высоким уровнем риска;

• предъявление налогоплательщикам требований о раскрытии схем агрессивного налогового планирования;

• разработка механизма разрешения споров между странами по вопросам налоговых соглашений и др.

С 1 января 2015 г. порядок налогообложения при импорте товаров в пределах ЕАЭС регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных

15 Актуальные тенденции международного налогообложения: план ВЕРБ от 29 сентября 2015 г. / https://www2.deloitte. com/content/dam/Deloitte/ua/Documents/tax/beps/BEPS%20Presentation_ACCA%20Master.pd

16 Организация Экономического Сотрудничества и Развития ( ОЭСР). План ВЕРБ 2013 г. / http://oecdru.org/oecd_rf.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС. Протокол о косвенных налогах). Налогообложение в рамках ЕАЭС регламентируется также Протоколом от 11 декабря 2009 г. об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

Евразийской экономической комиссией начата объемная работа по анализу мероприятий, проводимых государствами - членами ЕАЭС в целях реализации Плана ВЕРБ17. В настоящее время совместно с представителями финансовых и налоговых органов государств - членов ЕАЭС готовится аналитический материал по данному вопросу.

План ВЕРБ, реализуемый вместе со всеми странами - членами ООН и государствами - членами Евразийского экономического союза и СНГ является новым вектором международного налогового сотрудничества и основой усиления финансовой безопасности государств ЕАЭС и СНГ. Страны ЕАЭС и СНГ поэтапно присоединяются к Плану ВЕРБ, включая в законодательные акты меры предотвращения умышленного уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов через формально законные схемы офшорных юрисдик-ций и невыполнение ими обязанности обеспечивать налоговые поступления в национальные бюджеты государств. Однако во всех странах этот процесс идет неодинаково.

Минфин России принял Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы. Пункт 11 данного документа включает План по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-

под налогообложения» в целях имплементации норм и стандартов ОЭСР, выработанных в рамках Плана ВЕРБ18. Также планируется внесение изменений в 2017 г. в Налоговый кодекс РФ в части автоматического обмена финансовой информацией и документацией о сделках международных группах компаний.

Главой 21 Налогового кодекса РФ регулируется режим налогообложения в случаях, когда документы ЕАЭС содержат ссылки на национальное законодательство стран ЕАЭС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ЕАЭС. Элементы имплементации Плана ВЕРБ отражены в новых статьях Налогового кодекса РФ, введенных в 2014-2017 гг.

Например, ст. 105.17 НК РФ «Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами» устанавливает, что проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика в соответствии со ст. 105.16 НК РФ19.

Приказом ФНС России от 13 декабря 2016 г. № ММВ-7-13/679@ утверждены форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок ее заполнения и представления в электронном виде20. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица о контролируемых ими иностранных компаниях. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего

17 Мамбеталиев Н. Реализация Плана ВЕРБ в государствах - членах ЕАЭС / http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/ article/20718

18 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы от 30 ноября 2016 г. / http://minfin.ru/ru/document/?id_4=116206

19 Налоговый кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru/law/review/2919678.html

20 Приказ ФНС России от 13 декабря 2016 г. № ММВ-7-13/679@ // http://www.consultant.ru/law/review/2919678.html

за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании.Таким образом, первые уведомления о контролируемых иностранных компаниях должны быть представлены в срок не позднее 20 марта 2017 г.

В Республике Армения в процессе изменения налогового законодательства частично внесены элементы Плана BEPS в соответствии с рекомендациями ОЭСР, которые направлены на ограничение возможностей сокрытия или необоснованного занижения налогооблагаемой базы налогоплательщиками, введены определенные правила трансфертного ценообразования21. В законодательство Республики Армения введено правило тонкой капитализации, когда налоговое законодательство закрепляет правило, согласно которому в случае неполучения результата за авансовый платеж организациям, зарегистрированным в офшорных зонах, в течение одного года со следующего дня выполнения авансового платежа для приобретения товаров или основных средств от такой организации налог на прибыль рассчитывается по ставке 20%.

В Республике Беларусь при разработке мер налогового администрирования и их применения государство придерживается общих принципов ОЭСР, однако Республика Беларусь не является ни членом, ни наблюдателем ОЭСР, вследствие

чего документы ОЭСР не могут являться частью белорусского законодательства или быть обязательными для исполнения. Вместе с тем, Республикой Беларусь проводятся следующие мероприятия, отражающие основные положения Плана BEPS. Налоговый кодекс Республики Беларусь (редакция, вступившая в силу с 2017 г.) дополнен ранее принятыми положениями, направленными на предотвращение вывода прибыли в рамках механизма тонкой капитализации; усовершенствованы правила трансфертного ценообразования, расширены положения законодательства, устанавливающие право налоговых органов истребовать у нерезидента - получателя дохода документы в целях установления того, является ли он подлинным владельцем дохода, получаемого из источников в Республике Беларусь.

В Республике Казахстан на сегодняшний день План BEPS изучается и прорабатывается Правительством. Планируется, что данная работа будет завершена в 2017 г. После завершения такой работы Республика Казахстан предполагает внесение соответствующих изменений в национальное законодательство. Работа в данном направлении, в том числе по руководству и межотраслевой координации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, будет вестись Министерством финансов Республики Казахстан.

Международная отчетность транснациональный корпораций (CbCR) и мультинациональных групп по трансфертному ценообразованию ОЭСР как новое направление в обмене информацией финансовых органов государств

В рамках Плана BEPS (Мероприятие № 13) в 2015 г. была разработана Модельная конвенция ОЭСР о трехуровневой структуре документации по трансфертному ценообразованию, которая представлена для подписания странам -

участницам ОЭСР и странам «Группы Двадцати», включающая порядок подготовки Сводного отчета по странам (Country-by-Country Reporting -CbCR) для отчетности мультинациональных групп компаний, а также Стандартный отчет - Мастер

21 Налогообложение в ЕАЭС / http://eurasmedia.ru/2015/12/227/

файл и Стандартный отчет - Локальный файл для представления их национальным налоговым органам.

Это позволит обеспечить согласованные действия налоговых служб, служб финансового мониторинга, органов валютного контроля, других финансовых регуляторов, государственных, межгосударственных органов разных стран в части проверки добросовестности вывоза капитала, трансфертного ценообразования для целей налогообложения в сделках транснациональных (мультинациональных) корпораций, представляющих группы взаимозависимых лиц, различных национальных юрисдикций.

Сейчас уже более 20 стран приняли поправки в национальное законодательство относительно подготовки и подачи указанной документации. При этом в тех странах, где такие поправки были приняты (например, Нидерланды, Испания, Великобритания), первым отчетным периодом в целях подачи СЬСР является 2016 г22.

В конце января 2016 г. 31 государство, включая Великобританию, Германию, Китай, Швейцарию и прочие страны, подписало конвенцию также в части СЬСР.

Отчет «Мастер файл» включает общее описание деятельности мультинациональной группы компаний, общее описание ее подходов по применению вопросов трансфертного ценообразования и предоставляется в налоговые органы соответствующих стран по месту получения дохода. Он включает также: организационную структуру группы; общее описание бизнес-процессов; общее описание нематериальных активов в распоряжении группы; описание внутригрупповых финансовых операций; финансовое и налоговое состояние группы.

Отчет «Локальный файл» содержит более детализированную информацию о конкретных вну-

тригрупповых транзакциях в рамках определенной юрисдикции, подготовленную в соответствии с требованиями местного законодательства о трансфертном ценообразовании.

Сводный отчет и сводная информация для мониторинга налогообложения мильтинациональ-ных компаний СЬСР являются новейшей практикой международного сотрудничества государств в контексте построения цифровой экономики и цифрового общества, защиты и безопасности национальных бюджетов23.

СЬСР отражает сводную информацию об экономической деятельности Группы в разрезе юрисдикций, в которых присутствует данная группа.

СЬСР позволяет оценить методику распределения прибыли между участниками группы, а также общую налоговую нагрузку Группы за рассматриваемый период. Рекомендации ОЭСР предусматривают подготовку и подачу СЬСР головной компанией Группы в стране ее регистрации (с последующим предоставлением другим национальным налоговым администрациям в рамках механизмов обмена информацией). Данный документ также может быть подготовлен и представлен вниманию налоговых органов отдельными участниками Группы по месту их налогового ре-

22 Требования по подготовке и подаче трехуровневой отчетности по трансфертному ценообразованию. Приложение к Конвенции ОЭСР https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/kz/Documents/tax/other/KZ_CBCR%20brochure.pdf

23 Ступаков В.И. Перспективы сотрудничества евразийских государств в развитии информационного общества: новые векторы сотрудничества стран СНГ, БРИКС в свете информационных и коммуникационных технологий // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. №3. 2016. С.57-69.

Р еспувя икиказ

О НАЛОЯХ ПЛАТЕЖАХ

зидентства в случае соблюдения определенных критериев24.

Руководство ОЭСР по международной отчетности ОЬОР устанавливает, что субъекты ОЬОР -все транснациональные корпорации (ТНК), осуществляющие деятельность в странах, присоединенных к СЬСК с доходами не менее 750 млн долл., входящих в «Группу Двадцати», ОЭСР и др. Международный отчет СЬСР готовится и представляется в юрисдикции, в которой находится материнская компания, или юрисдикция, в которой ТНК ведет деятельность.

Международными финансовыми группами в соответствии с Планом BEPS и межстрановой отчетностью СЬСР:

• предоставляется более детальная информация о внутригрупповых сделках;

• подтверждается соответствие цены рыночному уровню по существенным сделкам в конкретной юрисдикции;

• предоставляется сводная финансовая и налоговая информация по каждой юрисдикции, в которой находится участник группы для оценки рисков;

• предоставляется полная информация об операциях международных корпораций в части анализа факторов, влияющих на прибыль, об основных этапах формирования добавленной стоимости, нематериальных активах и структуре финансирования.

В 2017 г. Минфин России, министерства финансов и налоговые службы стран ЕАЭС и СНГ стран активизировали процесс присоединения к Плану BEPS, состоящему во взаимных мерах ОЭСР и «Группы Двадцати», направленных на взаимное раскрытие имеющейся информации относительно налогоплательщиков.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Резолюция ГА ООН А/СОМГ227Д.1 15-11996 11/51 2014 г. о мерах по совершенствованию международного налогообложения бенефициарных собственников / http://www.un.org/ru/ga/documents/ gares.shtml

2. Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года» / http://www.consultant.ru/cons/cgi/online

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. № 128 о создании Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию Информационно-пра-

вовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Н15БК000128

4. Проект Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, согласованный экспертами стран СНГ 27 января 2017 г. // Пресс-служба Исполкома Содружества Независимых Государств http://www.interfax.by/news/ belarus/1219384

5. Модельная конвенция ОЭСР Требования по подготовке и подаче трехуровневой отчетности по транс-

24 Требования по подготовке и подаче трехуровневой отчетности по трансфертному ценообразованию. Приложение к Конвенции ОЭСР. Руководство ОЭСР по международной отчетности СЬСР. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/kz/

Documents/tax/other/KZ_CBCR%20brochure.pdf

фертному ценообразованию. Приложение к Конвенции ОЭСР / https://www2.deloitte.com/content/ dam/Deloitte/kz/Documents/tax/other/KZ_CBCR%20 brochure.pdf

6. Форум ОЭСР по налоговому администрированию - OECD Forum ON TAX ADMINISTRATION) // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации / https:

7. www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_ cooperation/smo/oecd/

8. Типовая конвенция Организации Объединенных Наций об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами 2013 г. / http://www.bakertilly.ua/media/ transfer_price/Model_UN Convention_

9. Конвенция ОЭСР по противодействию размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения 2013 г. План BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) / http://www.bakertilly.ua/media/ transfer_price/Model_UN

10. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы от 30 ноября 2016 г. / http:// minfin.ru/ru/document/?id_4=116206

11. Налоговый кодекс Российской Федерации / http://www.consultant.ru/law/review/2919678.html

12. Национальный план мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний (утв. Правительством РФ 30 апреля 2014 г. № 2672п-

П13) // Гарант. РУ: http:// www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70554930/

13. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_209656/de/

14. Влияние оттока капитала на платежеспособность и инвестиционный климат в России // Андрианов В. Советник Департамента стратегического развития Внешэкономбанка, доктор экономических наук, профессор МГУ / http://viperson.ru/articles/ vliyanie-ottoka-kapitala-na-platezhesposobnost-i-investitsionnyy-klimat-rossii

15. Ступаков В.И. Перспективы сотрудничества евразийских государств в развитии информационного общества: новые векторы сотрудничества стран СНГ, БРИКС в свете информационных и коммуникационных технологий // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 3. С. 57-69.

16. Актуальные тенденции международного налогообложения: план BEPS от 29 сентября 2015 г. / https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ua/ Documents/tax/beps/BEPS

17. Мамбеталиев Н. Реализация Плана BEPS в государствах - членах ЕАЭС 2016. / http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/20718

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.