УДК 338.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУБСИДИРОВАНИЯ ПЛОДООВОЩНОГО КОМПЛЕКСА И ВИНОГРАДАРСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Бурковский Петр Васильевич преподаватель
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье представлен алгоритм распределения субсидий на поддержку отрасли растениеводства для сельскохозяйственных организаций Краснодарского края
Ключевые слова: СУБСИДИИ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ,
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЗАТРАТЫ
UDC 338.2
IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF GOVERNMENT SUBSIDIES AND GROWING FRUIT AND VEGETABLE COMPLEX IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF THE KRASNODAR REGION
Burkovskiy Pyotr Vasilyevich lecturer
Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia
In the article we present an algorithm for distributing subsidies to support plant growing for agricultural organizations of the Krasnodar region
Keywords: SUBSIDIES, PROFITABILITY, AGRICULTURAL PRODUCTION, COSTS
Крупнейшим регионом России по производству плодов, ягод, винограда и овощей является Краснодарский край, на долю которого приходится 20% площади плодово-ягодных насаждений и 40% валового сбора плодов и ягод по России. В 1990 году валовой сбор плодов и ягод в крае составил 457 тысяч тонн, в 2006 году - 184 тысячи тонн, в 2008 году - 256 тысяч тонн, в 2012 году - 205,8 тысяч тонн. Восстановление позиций данной отрасли сельскохозяйственного производства, утраченных в 90-е годы, особенно в части развития виноградарства и садоводства, является стратегической задачей в развитии сельского хозяйства края.
В развитии виноградарства, садоводства и овощеводства применение инновационных методов и современных технологий возделывания является существенным фактором эффективности производственной деятельности. Меры государственной поддержки должны стимулировать закладку виноградников и садов интенсивного типа с применением сортовой и клоновой селекции, а также использованием систем капельного орошения.
Плоды и ягоды занимают важное место в продовольственном балансе, их производство в дальнейшем должно увеличиваться, чтобы равномерно в течение года удовлетворять потребность населения в витаминной продукции[2].
В то же время, овощной подкомплекс Краснодарского края претерпел кардинальные изменения. Из крупномасштабной, высокотехнологической и специализированной отрасли овощеводство превратилось в мелкотоварное, резко сократилось производство овощей в крупных специализированных хозяйствах. Как следствие, произошел переход от крупного механизированного производства к элементарным способам выращивания и уборки овощей. На этом фоне возрастает себестоимость продукции, нестабильна коммерческая рентабельность в овощном подкомплексе сельскохозяйственных организаций края. Кроме того, на долю импорта в 2012 году приходилось около 631,8 тыс. тонн овощей или 65% от общего их потребления.
В виноградарстве сельскохозяйственные организации края сталкиваются с проблемой реализации урожая, так как, в основном, выращиваемый виноград имеет поздний срок созревания (сентябрь-октябрь). Практически, отсутствуют сорта более раннего срока созревания и, как следствие, появляется значительный объем импортного винограда. По экспертным оценкам, в Россию в 2012 году завезено около 400 тысяч тонн импортного столового винограда из таких стран, как Турция, Китай, Киргизстан, Италия, Узбекистан, Румыния.
Объектом исследования в данной статье является механизм государственной поддержки производства
растениеводческой продукции в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края.
Цель заключатся в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма распределения государственных субсидий на поддержку растениеводства в сельскохозяйственных организациях края.
Для достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
проанализировать основные производственные показатели растениеводческой продукции в сельскохозяйственных организациях края;
- проанализировать динамику распределения субсидий на производство растениеводческой продукции в сельскохозяйственных организациях края;
- предложить алгоритм распределения субсидий на растениеводство для сельскохозяйственных организаций
- обосновать целесообразность субсидирования продукции растениеводства по предложенному алгоритму распределения государственных субсидий;
- предложить направления по совершенствованию государственной поддержки производства овощей, плодов и ягод, винограда в сельскохозяйственном производстве.
Информационно-эмпирическую базу исследований составили официальные данные Краснодарстата, Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, данные отчетности сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края, информация, полученная в ходе авторского анализа и расчетов за период с 2008 по 2012 гг.
Показатели производства плодов и ягод, овощей и винограда в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Отраслевые показатели деятельности сельскохозяйственных
организаций Краснодарского края1
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. в % к 2008 г.
Виноград
Валовой сбор винограда, тыс тонн 109,0 73,1 123,8 174,9 131,8 120,9
Выручка, млн руб 991,2 1245,1 1087,0 1614,0 1260,0 127,1
Себестоимость реализации, млн руб 601,5 720,8 791,3 969,8 1095,6 182,1
Прибыль, млн руб 389,7 524,3 295,8 644,2 164,4 42,2
Рентабельность реализации винограда, % 64,8 72,2 37,4 66,4 15,0
Овощи открытого грунта
Валовой сбор овощей открытого грунта, тыс тонн 76,8 74,4 114,8 139,9 70,9 92,3
Выручка, млн руб 460,7 521,8 627,6 667,6 362,4 78,7
Себестоимость 480,7 493,2 607,3 617,5 393,3 81,8
1 Рассчитано по данным отчетности сельскохозяйственных организаций
http://ej.kubagro.rn/2013/09/pdf/87.pclf
реализации, млн руб
Прибыль, млн руб -19,9 28,7 20,3 50,1 -30,9 -
Рентабельность реализации овощей, % -4Д 5,8 3,3 8,1 -7,9
Плоды и ягоды
Валовой сбор семечковых, тыс тонн 162,4 149,6 121,7 165,4 191,6 118,0
Валовой сбор косточковых, тыс тонн 18,6 22,1 15,9 12,1 14,06 75,6
Валовой сбор ягод, тонн 67,6 83,8 73,8 7,5 4,9 7,2
Выручка, млн руб 2316,0 2272,0 2558,9 2855,4 3538,2 152,8
Себестоимость реализации, тыс руб 1750,4 1933,6 2167,0 2417,4 3146,8 179,8
Прибыль, млн руб 565,6 338,4 391,9 438,1 391,4 69,2
Рентабельность плодов и ягод, % 32,3 17,5 18,1 18,1 12,4
По данным таблицы 1 видно, что рост производства винограда в сельскохозяйственных организациях края в 2012 году на 20,9%, по сравнению с 2008 годом не обеспечивается получением большей прибыли, которая сократилась за рассматриваемый период более чем в два раза, соответственно сократилась и коммерческая рентабельность винограда. Еще хуже ситуация складывается при производстве овощей открытого грунта, где наблюдается сокращение валового сбора на 7,7%, сокращение выручки, получение убытка и отрицательной коммерческой рентабельности. При производстве плодов и ягод за рассматриваемый период прибыль сократилась на треть, а коммерческая рентабельность упала на 20 процентных пункта.
Таким образом, мы видим, что в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края производство овощей, плодов, ягод и винограда сопровождается падением коммерческой рентабельности этих сельхозкультур.
Автор считает, что производство перечисленных сельскохозяйственных культур должно стимулироваться государством в виде дополнительных субсидий на каждое хозяйство, так как необходимо преодолевать проблему роста доли импортной продукции.
Распределение субсидий сельскохозяйственным организациям на производство отдельных видов продукции представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Структура субсидий на производство продукции
растениеводства в сельскохозяйственных организациях края2
2 Рассчитано по данным отчетности сельскохозяйственных организаций
http://ej.kubagro.m/2013/09/pdf/87.pdf
Показатель 2010 г. 201 г. 2012 г. Темп роста, о/ /О
тыс руб % тыс руб % тыс руб %
Субсидии на зерновые и зернобобовые культуры 63719 42,4 287390 50,3 432620 49,1 в 6,8 раз
Субсидии на овощи открытого грунта 15 0,003 102 0,01
Субсидии на кормовые культуры 2799 1,9 2080 0,4 1092 од 39,0
Субсидии на плодово-ягодные насаждения (семечковые, косточковые, ягодники) 26628 17,7 127329 22,2 215246 24,4 в 8,1 раз
Субсидии на виноградники 57215 38 154674 27,1 231862 26,3 в 4 раза
Итого субсидии 150361 100,0 571488 100,0 880922 100 в 5,8 раз
Доля субсидии в выручке от реализации, %
Зерновых и зернобобовых 0,2 0,8 0,8
Овощей открытого грунта 0,002 0,03
Плодово-ягодных насаждений (семечковые, косточковые, ягодники) 1,04 4,4 6,1
Винограда 5,2 9,6 18,4 -
Всей продукции 0,4 1,4 1,4 -
По данным таблицы 2 видно, что наибольшая доля субсидий в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края приходится на зерновые и зернобобовые культуры, а наименьшая на овощи открытого грунта. Кроме того, наблюдается снижение величины господдержки кормовым культурам на 61% за период с 2010 по 2012 годы.
В тоже время, доля субсидий в выручке от реализации продукции растениеводства составляет 1,4%, что является неоптимальным распределением бюджетной поддержки на производство конкретных видов сельхозкультур. Слабая государственная поддержка мероприятий по растениеводству не обеспечивает расширенное воспроизводство и недостаточно стимулирует производителей к эффективному хозяйствованию в подотраслях овощеводства, кормопроизводства, плодово-ягодного подкомплекса и виноградарства.
В связи с этим, мы предлагаем распределять общую величину субсидии на растениеводство для Краснодарского края, взятую как 100%, на три части:
1 Общая субсидия на растениеводство для всех сельскохозяйственных организаций края. Данную субсидию следует рассчитывать исходя из доли посевных площадей зерновых и зернобобовых культур (включая кукурузу на зерно) в общей посевной площади, так как производством зерна занимаются практически все хозяйства. В 2012 году площадь посева составила 1376,6 тыс га или 60% от общей посевной площади.
2 Субсидия на производство кормовых культур, овощей открытого грунта, плодов и ягод, винограда. Данную субсидию предлагается определять исходя из доли посевной площади указанных культур в общей посевной площади. В 2012 году посевная площадь данных культур составила 379,2 тыс га, или 16,5% от общей посевной площади.
3 Субсидия на мелиорацию и повышение почвенного плодородия. Данную субсидию предлагается рассчитывать исходя из оставшихся 23,5%, и распределять между сельскохозяйственными организациями края
пропорционально площади орошаемых и осушенных сельхозугодий в расчете на 1 га посева.
Таким образом, общий предусмотренный объем субсидий на растениеводство для Краснодарского края в 2013 году, который составляет 1740033 тыс. руб. следует распределять по следующей пропорции:
- 60% - погектарная субсидия для всех сельскохозяйственных организаций в расчете на 1 га посевной площади;
- 16,5% - размер субсидии на кормовые культуры, плодово-ягодные насаждения, овощи открытого грунта и виноград;
- 23,5% - размер дополнительной субсидии, исходя из площади мелиорированных земель.
2 Погектарная субсидия на растениеводство для всех сельскохозяйственных организаций Краснодарского края составит:
Собщ=( 1740033 X 0Д)/2485127 = 420Д руб/га 1740033 X 0,6)/2485127 = 420Д руб/га
(1)
где:
1740033 - общий размер субсидии на растениеводство Краснодарского края в 2013 году, тыс руб;
2485127 - посевная площадь сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края за 2012 год, га
Данную субсидию получают все хозяйства.
3 Общая величина субсидии на кормовые культуры, плодово-ягодные насаждения, овощи открытого грунта и виноград распределяется пропорционально производственным затратам соответствующих культур. В 2012 году производственные затраты сельскохозяйственных организаций Краснодарского края по кормовым культурам, плодово-ягодным насаждениям (семечковые, косточковые, земляника), овощам открытого грунта и винограду составили 7912135 тыс руб из них:
-28,9% - плодово-ягодные насаждения;
- 7,2% - овощи открытого грунта;
- 43% - кормовые культуры;
-20,9% - виноградники.
Размер субсидии на плодово-ягодные насаждения составит:
287105.4 X 0,289 287105,4 X 0,289
------------------= 3922,3 --------------------= 3922,3
Сплод= 21154 21154 руб/га; (2)
где:
287105,4 - общий размер субсидии на кормовые культуры, плодово-ягодные насаждения и овощи открытого грунта на 2013 год, тыс руб;
21154 - посевная площадь плодово-ягодных насаждений (семечковые, косточковые, земляника) в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края за 2012 год, га;
Размер субсидии на овощи открытого грунта составит:
287105.4 X ОД 287105,4 X ОД
Совощ= 8296 8296 =3422,1 руб/га; (3)
где:
8296 - посевная площадь овощей в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края, га.
Размер субсидии на кормовые культуры составит:
287105.4 X 0,43 287105,4 X 0,43
Скормов= 329423 329423 =374,7 руб/га; (4)
где:
329423 - посевная площадь кормовых культур в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края,
Размер субсидии на виноград составит:
287105.4 X 0,209 287105,4 X 0,209
--------------------= 2947 6 -----------------------= 2947 6
Свиноград= 20357 ' 20357 ' руб/га; (5)
где:
20357 - посевная площадь виноградников в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края, га.
Размер дополнительной субсидии исходя из площади мелиорированных земель в сельскохозяйственных
организациях Краснодарского края составит:
1740033 X 0,235 1740033 X 0,235
Смелиор = 144897 = 144897 = 2822 руб/га; (6)
где:
144897 - площадь мелиорированных земель в сельхозорганизациях Краснодарского края, га.
Величина субсидии конкретному хозяйству на 2013 год, в соответствии с предложенным алгоритмом распределения субсидии на растениеводство определяется по следующей формуле:
Г = 420 1 +
'-'хозяйству 1 I
(7)
где:
Схозяйству - величина субсидии на растениеводство конкретному хозяйству в 2013 году, руб/га ^плодов - посевная площадь плодово-ягодных насаждений (семечковые, косточковые, земляника) в конкретном хозяйстве, га;
^овощ - посевная площадь овощей открытого грунта в конкретном хозяйстве, га;
8КОрм - посевная площадь кормовых культур в конкретном хозяйстве, га;
8виноград - посевная площадь виноградников в конкретном хозяйстве, га;
^мелиорир - площадь мелиорированных земель в конкретном хозяйстве, га;
8Посев - посевная площадь конкретного хозяйства, га.
Расчет субсидии на растениеводство для сельскохозяйственных организаций Краснодарского края по предложенному алгоритму необходимо определять на основе ежегодной корректировки общей величины распределяемых субсидий, с учетом изменяющегося размера посевных площадей и производственных затрат.
Примерный расчет субсидии на растениеводство на 2013 год для отдельных сельскохозяйственных организаций Краснодарского края представлен в таблице 3.
Таблица 3 -Расчет субсидии на растениеводство для отдельных
сельскохозяйственных организаций Краснодарского края
Наименование сельскохозяйственной организации Размер субсидии на растениеводство, руб/га Темп роста, %
2012 год (фактически) 2013 год (проект)
Агроинвест- союз - 443,8
Волготранс-Ейск 194,8 786,2 в 4 раза
Заводское 128,3 482,1 в 3,7 раза
Агроуслуги 75,2 554,1 в 7,4 раза
Ясенские Зори - 581,9 -
Воля 732,8 673,5 91,9
им. Данильченко В.И. 521,4 426 81,7
По данным приведенной таблицы видно, что при таком подходе к распределению субсидии на растениеводство для сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, больший размер выплаты будут получать те хозяйства, которые производят помимо зерновых культур, также овощи, кормовые культуры, плодово-ягодную продукцию и виноград, а также проводят мелиоративные работы для повышения плодородия сельхозугодий.
В целях увеличения объемов производства овощей, плодов, винограда государственной поддержкой в форме субсидирования затрат законом Краснодарского края от 07.06.2011 №2253-К3 «О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Краснодарского края» предусмотрены следующие направления:
1) производство оригинальных и элитных (семян элиты) семян;
2) приобретение средств химизации и минеральных удобрений;
3) реконструкцию и строительство теплиц и овощехранилищ;
4) страхование урожая сельскохозяйственных культур;
5) приобретение сельскохозяйственной техники, поставленной по договору финансовой аренды (лизинга);
6) уплату процентов по кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах и используемым на приобретение материалов и оборудования для ведения овощеводства защищенного грунта, материалов для установки шпалеры при закладке садов и виноградников, строительных материалов для строительства производственных помещений, сооружений и теплиц;
7) закладку и уходные работы по выращиванию винограда столовых и технических сортов, установку шпалеры;
8) закладку и уходные работы по выращиванию садов, установку шпалеры;
9) изготовление проектно-сметной документации на закладку и уходные работы за многолетними насаждениями;
10) приобретение систем капельного орошения для ведения овощеводства, садоводства и
Научный журнал КубГАУ, №93(09), 2013 года виноградарства[ 1 ].
Органам государственной власти, а также органам местного самоуправления в Краснодарском крае необходимо усилить внимание на важность развития малых форм хозяйствования в производстве винограда плодово-ягодной и овощной продукции.
Необходимо совершенствовать земельные отношения в части их предоставления малым формам хозяйствования на приоритетной основе при активном содействии со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Участки должны предоставляться за счет фонда перераспределения земель Краснодарского края, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, используемых не по целевому назначению, а также за счет изъятия земель у неэффективных собственников в судебном порядке.
Обязательными требованиями к малым формам хозяйствования при выделении земельных участков для ведения садоводства, виноградарства и овощеводства должны быть государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, наличие специализированного образования, отсутствие просроченной задолженности по уплате налоговых платежей, положительная кредитная история и регистрация по месту пребывания на территории Краснодарского края.
В целях эффективного использования выделенного земельного участка необходимо провести почвенный анализ участка и составить проектно-сметную документацию с научно обоснованным заключением на проведение работ по закладке многолетних насаждений. Проведение указанных мероприятий позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям компетентно осуществлять уходные работы и повысить результативность своего труда.
Требуется получение специальных знаний на базе ведущих высших учебных заведений края об особенностях современных методик по закладке многолетних насаждений для малых форм хозяйствования. По результатам обучения проверяется уровень полученных знаний и навыков и выдается свидетельство, дающее право на получение земельного участка для ведения садоводства, виноградарства или овощеводства.
Кравченко Н.П. считает, что в развитии виноградарства, садоводства и овощеводства применение инновационных методов и современных технологий возделывания является существенным фактором роста малых форм хозяйствования и показателем эффективности их производственной деятельности. Меры государственной поддержки должны стимулировать закладку виноградников и садов интенсивного типа с применением сортовой и клоновой селекции, а также использованием систем капельного орошения[3].
Для выращивания винограда столовых сортов и качественных плодов в садах интенсивного типа необходимо с максимальной эффективностью использовать уникальные по своим химическим, физическим и агрохимическим свойствам земли Крымского района и отдельных муниципальных образований Анапо-Таманской природно-климатической зоны. Предоставление земельных участков малым формам хозяйствования для выращивания винограда столовых сортов, производства плодово-ягодной и овощной продукции в отдельных муниципальных образованиях края: Крымский район, Темрюкский район, город Новороссийск, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик - является пилотным проектом по реализации стратегии развития мелкотоварных форм сельскохозяйственного производства в крае.
Высокая социально-экономическая мотивация к товарному производству в сочетании с эффективной реализацией мер государственной поддержки позволит малым формам хозяйствования достойно заполнить свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве края.
Таким образом, государственное регулирование по развитию плодоовощного комплекса и виноградарства в
Краснодарском крае должно быть направлено на выполнение следующих задач:
1) проведение мероприятий по выделению участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях предоставления сельскохозяйственным организациям и малым формам хозяйствования для ведения виноградарства, садоводства и овощеводства;
2) проведение работ по изъятию земельных участков сельскохозяйственного назначения у неэффективных собственников, из числа используемых не по целевому назначению и предоставление их сельскохозяйственным организациям и малым формам хозяйствования для ведения садоводства, виноградарства и овощеводства;
3) развивать систему арендных отношений земель сельскохозяйственного назначения в целях предоставления малым формам хозяйствования для ведения садоводства, виноградарства и овощеводства;
4) осуществлять контроль по исполнению договоров аренды земельных участков, предоставленных для ведения виноградарства и садоводства, овощеводства малыми формами хозяйствования.
Управление по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края должно реализовать следующие меры государственной поддержки отрасли виноградарства и виноделия:
1) разработать предложения по организации взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления с малыми формами хозяйствования в целях выделения земельных участков для ведения садоводства и виноградарства;
2) обеспечить организацию процесса по преимущественному праву выделения земельных участков малым формам хозяйствования для ведения садоводства и виноградарства в муниципальных образованиях края;
3) проводить на ежегодной основе выездные совещания в муниципальных образованиях края по вопросу выделения земельных участков сельскохозяйственного назначения в целях их предоставления малым формам хозяйствования для ведения садоводства и виноградарства;
4) проводить информирование населения края через средства массовой информации о перспективах развития многолетних насаждений и выращивания овощей в малых формах хозяйствования;
5) осуществлять контроль по соблюдению технологического процесса по выращиванию плодово-ягодной продукции на выделенных малым формам хозяйствования земельных участках.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края должно осуществлять ряд мер, направленных на стимулирование производства овощей в крае, а именно:
1) создать систему взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления с малыми формами хозяйствования с целью выделения земельных участков для производства овощной продукции;
2) создать необходимые организационно-правовые условия и всячески поддерживать предоставление земельных участков для производства овощной продукции в сельскохозяйственных организациях края;
3) подготовить программу обучения производству овощей с целью подготовки кадров для сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования.
Органы местного самоуправления должны проводить работу по координации деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в отраслях садоводства, виноградарства и овощеводства. Конкретные меры должны предусматривать:
1) проведение консультаций с гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, индивидуальными предпринимателями, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, используя при этом возможности
территориальных сельскохозяйственных информационно-консультационных центров, по реализации на территории края мероприятий, направленных на предоставление земельных участков малым формам хозяйствования для ведения садоводства, виноградарства и овощеводства;
2) предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, малым формам хозяйствования для ведения садоводства, виноградарства и овощеводства.
В заключении отметим, что государственная поддержка овощеводства, кормопроизводства, садоводства и виноградарства должна осуществляться с учетом реальных производственных затрат в сельскохозяйственных организациях для обеспечения условий достижения расширенного воспроизводства. В качестве наиболее важных обобщений отметим следующие положения:
1 Динамика основных производственных показателей винограда, плодов и ягод, овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края свидетельствует о кризисном состоянии перечисленных отраслей, и невозможности преодолеть высокую долю импорта. Особо остро проблема наблюдается при производстве овощей открытого грунта, где коммерческая рентабельность отрицательная.
2 Характеристика видов бюджетной поддержки отрасли растениеводства в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края показала довольно слабый удельный вес субсидий в выручке от реализации практически всех сельскохозяйственных культур, что свидетельствует об их неоптимальном распределении на производство конкретных видов сельскохозяйственных культур.
3 Автором предложен алгоритм распределения государственных субсидий на производство продукции растениеводства, который направлен на стимулирование производства овощей, плодов и ягод, винограда, кормовых культур, а также проведение мелиоративной работы по повышению почвенного плодородия.
Список литературы
1. Закон Краснодарского края от 7 июня 2011 г. № 2253-K3 О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Краснодарского края.
2 Кравченко НП. Проблемы функционирования отрасли растениеводства в современных условиях / НП. Кравченко // Модернизационный потенциал российской экономики и общества Ч. 1. - Ставрополь, 2011. - С. 186-189.
3 Кравченко Н.П. Оценка эффективности производства овощей в Краснодарском крае с использованием стохастической функции расстояния / В.И. Нечаев, НП. Кравченко, Н.Р. Сайфетдинова // Модернизация экономики России и стран СНГ: Материалы международного конгресса. - ЧII / Под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Е. Бельских. - Волгоград, 2010. - С. 112-120.
4. Нечаев, В.П., Бершицкий, Ю.И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства / В.И. Нечаев, Ю.И. Бершицкий. - СП-б.: Лань, 2009 - 553 с.
References
. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 7 ijunja 2011 g. № 2253-KZ О merah gosudarstvennoj podderzhki sub#ektov malogo predprinimatel'stva v agropromyshlennom komplekse Krasnodarskogo kraja.
2 Kravchenko N.P. Problemy funkcionirovanija otrasli rastenievodstva v sovremennyh uslovijah / N.P. Kravchenko // Modemizacionnyj potencial rossijskoj jekonomiki i obshhestva Ch. 1. - Stavropol', 2011. - S. 186-189.
3 Kravchenko N.P. Ocenka jeffektivnosti proizvodstva ovoshhej v Krasnodarskom krae s ispol'zovaniem stohasticheskoj funkcii rasstojanija / V.I. Nechaev, N.P. Kravchenko, N.R. Sajfetdinova // Modernizacija jekonomiki Rossii i stran SNG: Materialy mezhdunarodnogo kongressa. - Ch II / Pod red. d-ra jekon. nauk, prof. I.E. Bel'skih. - Volgograd, 2010. - S. 112-120.
4. Nechaev, V.I., Bershickij, Ju.I. Regional'nye aspekty gosudarstvennogo regulirovanija agropromyshlennogo proizvodstva / V.I. Nechaev, Ju.I. Bershickij. - SP-b.: Lan', 2009 - 553 s.