_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
позволивших исключить сжигание газа на эти цели. Эти устройства работают от ветрогенератора и солнечного модуля, которые устанавливаются на специальной монтажной мачте, и электрогенератора, располагаемого на шлейфе (выкидном трубопроводе от газовой скважины) и использующего тепло добываемого газа, достигающего в некоторых случаях температуры более 200°С. При этом электрогенератор, использующий тепло добываемого газа, компенсирует недостачу энергии в зимний период и в штилевую погоду. В данном случае можно говорить о зарождении нового направления альтернативной энергетики - газотермальной энергетики, связанной с получением электричества от тепла добываемого природного газа [4].
Таким образом, несмотря на прогнозируемое отдаленное наступление будущего альтернативной энергетики, уже сегодня можно найти некоторые точки соприкосновения отдельных ее направлений с газовой промышленностью. Это открывает перспективы для устойчивого развития, не только газовой промышленности, поставляющей на рынки такой источник энергии как природный газ, но и альтернативной энергетики.
Список использованной литературы:
1. Гафуров А.М. Энергоутилизационный комплекс по производству электроэнергии на газораспределительной станции для нужд газотранспортной системы России. // Энергетика Татарстана. -2013. - № 3 (31). - С. 12-17.
2. Топливные элементы. Вполне реальная альтернатива существующим ТЭС. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://portal-energo.ru/articles/details/id/802.
3. Альтернативная энергетика и газовая промышленность. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://neftegaz.ru/science/view/1044.
4. Гафуров А.М. Перспективные области применения энергетических установок на низкокипящих рабочих телах. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2015. - №1 (25). - С. 93-98.
© Гафуров Н.М., Гумеров И.Р., Кувшинов Н.Е., 2016
УДК 330.1
М.Н Григорьев
к.т.н., профессор,
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»
им. Д.Ф. Устинова г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
С.А. Уваров д.э.н., профессор,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЫРОЙ НЕФТИ
С АРКТИЧЕСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается практика транспортировки сырой нефти с арктических месторождений России. С логистических позиций даются рекомендации по ее совершенствованию.
Ключевые слова
Логистика, нефтедобыча, транспортировка сырой нефти, танкеры, точное земледелие, национальная
безопасность, стратегическое планирование.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
В соответствии с ныне действующей схемой транспортировки сырой нефти с арктических месторождений РФ этот продукт доставляется танкерами - челноками дедвейтом до 70 тыс. т на танкер-накопитель, дедвейтом до 360 тыс. тонн, предназначенный для приема и хранения нефти. С него затем идет перевалка на танкеры-транспортировщики дедвейтом до 200 тыс. т.
Местом дислокации танкеров - накопителей сырой нефти с наших арктических месторождений является Кольский залив. Наиболее известным среди них там был принадлежавший Роснефти танкер-накопитель «Белокаменка», который 12 лет проработал на рейде порта Мурманск возле села Белокаменка и покинул порт 22 ноября 2015 года. Эти функции с 15 января 2016 г стал выполнять принадлежавший Газпром нефти танкер Умба, который уже в начале февраля принял первые партии нефти. Таким образом, для ввода в действие нового танкера - накопителя потребовалось менее 2 недель.
Использование в схеме транспортировки груза комплекса для перевалки сырой на основе крупного танкера - накопителя в незамерзающем Кольском заливе позволяет, по сравнению с прямой доставкой, существенно повысить эффективность экспортных поставок. Такая логистическая схема сокращает время круговых рейсов танкеров - челноков усиленного ледового класса, обеспечивающих вывоз нефти с арктических месторождений, и дает возможность использовать для непосредственной доставки сырой нефти потребителям стандартные большегрузные танкеры - транспортировщики.
По сравнению с линейными танкерами арктические челночные танкеры, например «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. т каждый, относятся к усиленному ледовому классу, используют в работе принцип «двойного действия», т.е. имеют ледокольные формы носа и кормы для движения во льдах, что позволяет им работать в зимнее время во льдах толщиной до 1,2 м. без сопровождения ледокола. Их отличает высокая маневренность при выполнении швартовки к морским платформам без буксира в ледовых условиях, возможность динамического позиционирования в ледовых условиях при приемке нефти с платформы. Они оснащены вертолетной площадкой и системой носового приема груза в арктическом исполнении. Все перечисленное является излишним для стандартного танкера - транспортировщика, поэтому стоимость строительства и эксплуатации арктических танкеров - челноков много выше, чем транспортировщика. Экономически не целесообразно использовать арктические челноки там, где задачи доставки сырой нефти могут выполнить стандартные танкеры - транспортировщики. Отсюда возникает предложение переместить танкер - накопитель как можно ближе к границе льда.
Перспективным местом для этого является бухта Белушья Губа на Южном острове архипелага Новая Земля, которая расположена в зоне влияния теплого течения. Это обстоятельство позволит осуществлять в том районе круглогодичное плавание танкеров-транспортировщиков с минимальными затратами на ледокольное сопровождение, поскольку даже в самые суровые зимы ширина полосы припая там не превышает 1 км при толщине льда не более 1 м [1] . Бухта хорошо защищена от волнений и проникновения на ее акваторию дрейфующих льдов. Глубина на входе в нее 30-50 м, в акватории бухты - 10-30 м. Бухта находится в центре расположения шельфовых месторождений и в 130-150 км от крупнейшего в мире месторождения руд цветных и благородных металлов, таких как марганец, свинец, цинк, серебро. В начале текущего века там предполагали построить крупный порт для перевалки нефти, газа, рудного концентрата и обслуживания Северного морского пути. Однако грандиозность расходов на строительство крупных инженерных сооружений в малонаселенной местности пока затормозило развитие идеи. Размещение в Белушьей Губе танкера - накопителя ниже по расходам по сравнению с такой операцией в Кольском заливе, где аренда акватории существенно выше. Расходы на дополнительное навигационное обеспечение района бухты Белушья Губа, например, с помощью спутниковых систем [2,3,4] сегодня составляют ничтожную часть стоимости проекта. Учитывая, что танкер-накопитель продолжает сохранять в процессе эксплуатации свою подвижность, его в случае плохого ледового прогноза на 1,5 - 2 месяца можно перемещать на временную стоянку в Кольский залив с тем, чтобы не создавать трудности плавания во льдах для танкеров-транспортировщиков. Кроме этого в неблагоприятный период, руководствуясь принципами логистики [5,6,7] и возможностями информационных технологий [8,9,10] можно так организовать график подхода судов к накопителю, что отгрузка в Белушьей Губе на танкеры-транспортировщики прекратится, а будет происходить только прием нефти от танкеров-челноков. В этом случае забалансная на данный момент нефть
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
с месторождений будет передаваться танкерами-челноками для перевалки в Мурманский порт. Учитывая, что неблагоприятная ледовая обстановка на восточном берегу Новой Земли возникает один раз в 3-5 лет и продолжается не более 2 месяцев, она не сможет существенно повлиять на достоинства сделанного предложения.
Список использованной литературы:
1. Парфенов А. Какой должна быть структура морского порта//Север промышленный —2006. — № 4.
2. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система «НАВСТАР» //Успехи современной радиоэлектроники. —1980. — № 8. — С. 52 - 83.
3. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы //Успехи современной радиоэлектроники. -1989. - № 1.
- С. 5 - 32.
4. Григорьев М.Н., Максютенко Ю.А., Шебшаевич В.С. Спутниковая радионавигационная система, патент на изобретение RUS 1840714 23.09.1977
5. Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика. Учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент" (3-е изд., перераб. и доп.) Сер. Бакалавр. Базовый курс, - М., 2012 - 825с.
6. Григорьев М. Н., С. А. Уваров. Логистика. Краткий курс лекций: учебник по направлению "Менеджмент".
- М., 2012 - 200с.
7. Григорьев М.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для студентов (2-е изд., перераб. и доп.). Сер. Бакалавр. Углубленный курс. - М., 2012 - 480с.
8. Григорьев М.Н. Уваров С. А Информационные системы и технологии в логистике. - СПб., 2006 - 232с.
9. Григорьев М.Н. Современные электронные системы поддержки принятия решений по управлению товарными запасами. - СПб., 2004 - 156с.
10. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система, патент на изобретение RUS 2133508 26.01.1998
© Григорьев М.Н., Уваров С.А., 2016
УДК 662.767
И.Р. Гумеров
студент 4 курса института теплоэнергетики, кафедры «ПТЭ»
Н.Е. Кувшинов
магистрант 1 курса института теплоэнергетики, кафедры «КУПГ» Казанский государственный энергетический университет
Г. Казань, Российская Федерация
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются основные перспективы развития газовой промышленности.
Ключевые слова
Природный газ, потребление, моторное топливо, сжиженный газ
По данным Международного энергетического агентства потребление природного газа к 2035 г. увеличится настолько, что позволит ему выйти на второе место после нефти. Ожидаемый в перспективе интенсивный рост потребления природного газа связан с очевидными преимуществами перед углем и нефтью. Так затраты труда на добычу газа в 37 раз ниже, чем на добычу такого же количества угля в пересчете на условное топливо. При этом газ отличается высокой теплотворной способностью, а с помощью