Агарков С.А., Матвиишин Д.А.
ВЛИЯНИЕ ОСВОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ УГЛЕВОДОРОДОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕЧОРСКОГО МОРЯ
Аннотация. Выполнена оценка запасов углеводородов, в том числе нефти, в акваториях арктических морей Российской Федерации. Рассмотрены действующие ресурсодобывающие проекты в акватории Печорского моря. Проведен комплексный анализ экологических вопросов эксплуатации объектов, связанных с разведкой месторождений нефти. Проанализированы перспективы освоения морских месторождений углеводородов континентального шельфа Печорского моря. Дана оценка основным экосистемным компонентам Печорского моря. Разработаны рекомендации по поддержанию устойчивого экологического состояния акватории континентального шельфа Печорского моря.
Ключевые слова. Арктика, нефть, морская транспортировка, экология, экологическая безопасность.
Agarkov S.A., Matviishin D.A.
THE EFFECT OF THE HYDROCARBONS REGIONAL RESOURCES DEVELOPMENT ON THE PECHORA SEA ECOLOGICAL STATE
Abstract. The assessment of hydrocarbon reserves, including oil, in the waters of the Arctic seas of the Russian Federation evaluated. There are considered existing resource projects in the Pechora Sea. A comprehensive analysis of the environmental issues of the operation of facilities related to oil exploration has been carried out. There are analyzed prospects for the development of offshore hydrocarbon deposits on the continental shelf of the Pechora Sea. An assessment is made of the main important ecosystem components of the Pechora Sea Developed recommendations for maintaining a sustainable ecological state of the continental shelf of the Pechora Sea.
Key words. Arctic, oil, sea transportation, ecology, environmental safety.
Вопросы освоения углеводородных ресурсов, включая нефть, продолжают оставаться в первых строчках повесток дня, поскольку их потребление продолжает расти, в том числе в энергетике, даже несмотря на развитие возобновляемых источников энергии. С учетом постепенного исчерпания материковых месторождений, все более остро встает вопрос о наращивании темпов освоения континентального шельфа арктических морей. Однако, учитывая особый статус Арктики и ее сложные природно-климатические условия, вопрос экологической безопасности разработки шельфовых месторождений арктических морей становится все более актуальным и принципиальным.
ГРНТИ 06.61.33
© Агарков С. А., Матвиишин Д. А., 2019
Сергей Анатольевич Агарков - доктор экономических наук, доцент, ректор Мурманского государственного технического университета.
Дмитрий Александрович Матвиишин - младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра морской деятельности Мурманского государственного технического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Матвиишин Д.А.): 183010, г. Мурманск, ул. Спортивная, д. 13 (Russia, Murmansk, Sportivnaya str., 13). Тел.: +7 (909) 561-22-20. E-mail: bestumik@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 18.02.2019.
В акваториях морей Российской Федерации разведано около 5% запасов нефти, 10% запасов конденсата и 18% природного газа от общего объема разведанных запасов страны. Начальные ресурсы нефти шельфовых морей разведаны слабо (4,6%), что позволяет ожидать открытия новых месторождений в процессе дальнейшей разведки. Геологическая изученность акваторий российских морей неоднородна, относительно хорошо исследованы прибрежная часть Баренцева и Печорского морей, Азовское и Каспийское моря, а также Охотское море (в районе острова Сахалин). Самые крупные запасы нефти (442,9 млн т) и конденсата (62,4 млн т) локализованы на шельфе Баренцева моря, при этом основные объемы газоконденсата учтены в уникальном Штокмановском газоконденсатном (ГК) месторождении, а нефти - в Приразломном, Долгинском и Медынское-море нефтяных месторождениях.
Среди сорока четырех открытых шельфовых месторождений природного газа четырнадцать являются крупными, а тринадцать - уникальными. Среди арктических морей следует отметить запасы природного газа Штокмановского ГК месторождения, которые оцениваются в размере около 6% от всех российских запасов. Еще примерно 5% разведано в акватории Карского моря, где находятся в том числе два крупных и семь уникальных месторождений (Русановское ГК, Ленинградское ГК, Се-маковское газовое, Юрхаровское нефтегазоконденсатное, Победа газонефтяное, Северно-Каменно-мысское ГК и Каменномысское-море газовое) [1, с. 11-62].
Особого внимания заслуживает исследование Печорского моря, где ведется разработка первого (и пока единственного) шельфового месторождения нефти среди арктических морей Российской Федерации. Поскольку Печорское море не является самостоятельным арктическим морем, а признается в качестве части Баренцева моря, исследователи редко рассматривают его отдельно. Однако, как юридический термин, наименование данной акватории закреплено Постановлением ЦИК СССР «О единых географических наименованиях Советской Арктики» [2], где Печорское море определяют как акваторию, расположенную в юго-восточной части Баренцева моря - к востоку от границ: по линии мыс Черный (южный вход в губу Костин Шар Новой Земли) - северная оконечность острова Колгуев, а также южная оконечность острова Колгуев - мыс Святой Нос (Тиманский). С учетом границ акватории Баренцева моря, с юга Печорское море упирается в материковую часть Российской Федерации (Заполярный район Ненецкого автономного округа). На востоке акватория моря ограничена островом Вайгач, при этом проливы Югорский Шар и Карские Ворота в акваторию моря не включаются. На севере акватория моря ограничена островом Южный архипелага Новая Земля.
Континентальный шельф Печорского моря включается в Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию и располагается в ее северной части. Остальная же акватория Баренцева моря входит в Баренцево-Карскую нефтегазоносную провинцию. Учитывая отнесение акваторий к различным нефтегазоносным провинциям, собственную историю развития Печорского моря, особенный рельеф дна, ледовый и гидрологический режимы, отличные от Баренцева моря [3, с. 927], а также тяготение акватории Печорского моря к северным территориям Заполярного района Ненецкого автономного округа, особенности хозяйственной деятельности Печорского моря требуют их отдельного рассмотрения.
Запасы нефти континентального шельфа Печорского моря с прибрежной территорией Ненецкого АО оцениваются на уровне 1,1 млрд т, а природного газа - 0,55 трлн куб. м. По запасам нефти этот регион входит в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации (после Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Красноярского края). Прогнозные извлекаемые ресурсы нефти в зонах поднятий Печорского моря оценены в размере 0,5 млрд т. Главный интерес для поискового бурения в Печорском море представляют перспективные структуры, расположенные в пределах восточной при-бортовой части Хорейверской впадины - Зап.-Варандей-море и Мадачагская [4, с. 13]. Залежи шель-фового природного газа Печорского моря достаточно малы и на текущий момент не находятся в промышленном освоении. В связи с этим среди углеводородов, разведанных на шельфе Печорского моря, более целесообразно рассматривать нефть, ее разведку, добычу и транспортировку.
Среди открытых нефтяных месторождений шельфа Печорского моря наибольший интерес представляют следующие (запасы на 01.01.2017 по категориям А+В1+С1 + В2+С2, млн т): Приразломное нефтяное (56,9 + 21,3), Долгинское нефтяное (0,9 + 234,9), Медынское-море нефтяное (63,5 + 33,9), Северо-Гуляевское нефтегазоконденсатное (13) и Варандей-море нефтяное. Месторождения открыты в 1989, 1999, 1997, 1986 и 1995 годах соответственно. С точки зрения настоящего исследования, главный интерес представляет Приразломное месторождение, единственное разрабатываемое нефтяное
месторождение как на континентальном шельфе Печорского моря, так и вообще в акватории всех арктических морей Российской Федерации.
Добыча нефти на месторождении начата с декабря 2013 года, ее первые отгрузки потребителям были выполнены в апреле 2014 года. Проектная пиковая добыча нефти в год оценивается на уровне 5,0 млн т.н.э. Максимальный суточный уровень добычи составляет 20 748 куб. м. Фактически добыча нефти в 2016 году составила 2,15 млн т, в 2017 году - 2,64 млн т, а план ПАО «Газпром нефть» на 2018 год - превысить объем в 3,0 млн т. Исходя из объемов извлекаемых запасов нефти Приразломно-го месторождения, плановый срок его эксплуатации оценивается в 36 лет.
Для добычи нефти на Приразломном месторождении на текущий момент пробурены горизонтальные скважины. Общее число скважин к 2023 году планируется довести до 32 единиц, включая девятнадцать добывающих, двенадцать нагнетательных и одну поглощающую. Длина скважин составляет от 4 132 до 8 100 м. При этом, из общего числа скважин одиннадцать будут пробурены под наклоном с глубиной по стволу более 6 000 м (горизонтальные участки до 1 000 м, смещение от центра скважин до 4 000 м) [5].
Добываемая на Приразломном месторождении нефть нового сорта была названа Arctic Oil (сокращенно ARCO). Нефть сорта ARCO имеет ряд особенностей по сравнению с обычной экспортируемой Россией нефтью - относительно более тяжелая, с высокой плотностью (примерно 910 кг на куб. м), содержание парафина низкое, а серы - повышенное. Нефть этого сорта доставляется в страны северозападной Европы, где проходит глубокую обработку для производства специализированных продуктов химической, фармацевтической и космической отраслей, а также для производства шин.
ПАО «Газпром нефть» (родительская компания оператора проекта - ООО «Газпром нефть шельф») разработало и в 2016 году запустило новую схему доставки нефти сорта ARCO европейским потребителям. В Кольском заливе (Мурманская область) размещено рейдовое плавучее нефтехранилище «Умба» грузовместимостью около 300 000 т с возможностью швартовки с обоих бортов. Танкер-накопитель состоит из семнадцати танков для хранения нефти и дооборудован комплексом ее перегрузки, за счет чего обеспечивает раздельное хранение различных сортов нефти (помимо ARCO нефтехранилище используется для перегрузки нефти сорта NovyPort, добываемой на Новопортов-ском месторождении). Использования плавучего нефтехранилища, размещенного в незамерзающем в Кольском заливе, позволило сократить продолжительность круговых рейсов специальных танкеров ледового класса, а также привлечь флот стандартных танкеров для дальнейшей отправки нефти потребителям. Максимальный проектный грузооборот комплекса перевалки оценивается в размере до 15 млн тонн ежегодно.
Бурение, добыча, хранение, подготовка и отгрузка нефти Приразломного месторождения на суда осуществляется круглосуточно (строительство скважин и добыча нефти - еще и независимо от погодных условий) с использованием специально построенной морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Это единственная в мире стационарная платформа, используемая для разработки месторождения в ледовых условиях (льды сохраняются в районе станции до 7 месяцев в году, высота торосов достигает двух метров). МЛСП находится в 60 км от береговой линии (пос. Варандей), глубины в месте ее расположения достигают 19,2 метров [6, с. 4]. При ее проектировании были учтены особенности ведения хозяйственной деятельности в арктических условиях (природно-климатических, экологических, ледовых) и соответствие жестким требованиям безопасности. «При-разломная» самостоятельно обеспечивает себя электрической и тепловой энергией, рассчитана на круглогодичное пребывание на ней до 200 человек. Небольшие глубины позволили установить платформу (вес около 0,5 млн т, размер - 126 на 126 м) прямо на морское дно, укрепив ее защитной щебне-каменной бермой (объем более 45 000 куб. м., вес около 0,12 млн т).
Первоначально планировалось сооружение полностью новой платформы, и в 1995 году на производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» были заложены первые секции платформы проекта «Печора». Но в 1996 году проектная документация была заменена, и началось строительство платформы «Приразломная», которое практически сразу приостановилось ввиду отсутствия финансирования. В 2002 году с целью удешевления платформы было принято решение ее верхнюю часть (буровой, жилой и технический модули) срезать со списанной иностранной буровой платформы, для чего у норвежской компании Monitor TLP Ltd была приобретена платформа «Хаттон» 1984 года постройки. В 2003 году после транспортировки в Мурманскую область платформа была
разделена на две части, и ее верхняя часть - «Хаттон ТЛП» - была доставлена на ПО «Севмаш». В течение 2004-2005 года была сооружена нижняя часть платформы «Приразломная» - кессон, а в 2006 году обе части были состыкованы, и началась достройка платформы на плаву, продолжавшаяся по 2010 год. В 2011 году платформа была транспортирована на 35-й Судоремонтный завод (Мурманская область), где были выполнены ее достройка и комплекс пуско-наладочных работ. К концу этого года «Приразломная» была размещена на месторождении и укреплена. В эксплуатацию МЛСП сдана в 2013 году [7, с. 24-27].
Первые опасения об экологических рисках реализации проекта были заявлены природоохранными организациями еще в 2004 году. Однако их повышенная активность пришлась на период финальной стадии строительства и подготовки платформы к эксплуатации - на 2011-2013 годы. Целый ряд организаций, включая Союз охраны птиц России, Гринпис России, WWF России, Социально-Экологический Союз и «Белонна Россия», совместно заявили в 2011 году о неприемлемости реализации проекта. В 2012-2013 годах активисты Гринпис России провели целый ряд провокационных акций протеста, в том числе пытались организовать палаточный «пикет» прямо на отвесной стене платформы «Приразломная», блокировали работу вспомогательного судна «Анна Ахматова», а также провели масштабную акцию, теперь известную как «Дело Arctic Sunrise», детально рассмотренную, к примеру, в статье [8, с. 70-79].
В то же время, следует отметить, что для обеспечения экологической безопасности при проектировании непосредственно платформы и проекта в целом были реализованы следующие подходы:
• установка платформы прямо на морское дно и ее укрепление бермой обеспечивают отсутствие непосредственного контакта куста эксплуатационных скважин с водой;
• реализована защита верхней части платформы высокими (16,4 м) наклоненными стенами, называемыми ледовыми и волновыми дефлекторами;
• предусмотрена двойная защита от риска фонтанного выброса нефти - с помощью клапана-отсека-теля, расположенного на глубине 100-150 м от устья скважины, и дублирующего гидравлического клапана, который входят в состав фонтанной арматуры;
• хранение нефти реализовано в танках общим объемом 124 000 куб. м, расположенных в кессоне, стены которого сделаны из трехметрового слоя бетона, покрытого плакированной сталью (слой в четыре сантиметра) для большей устойчивости к износу и коррозии;
• предусмотрен «мокрый» способ хранения нефти в танках, исключающий возможность попадания кислорода в них, за счет чего практически полностью устраняется опасность взрыва;
• отгрузка нефти на суда обеспечивается двумя комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), оборудованными системой аварийной остановки отгрузки, которая полностью прекращает подачу нефти за 7 секунд;
• автоматика запускает подачу нефти через КУПОН исключительно после проверки 30 параметров данной операции;
• построенные специально для проекта челночные нефтеналивные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» (дедвейт 70 000 т каждый; ледовый класс Arc6; принцип «двойного действия», обеспечиваемый движительным комплексом с двумя винто-рулевыми колонками Azipod и двойным корпусом судов) обеспечивают бесконтактную швартовку с платформой за счет системы динамического позиционирования, удерживающей судно на одном месте в суровых природно-климатических условиях; среднее время загрузки одного танкера - около 8-9 часов (скорость отгрузки составляет в среднем 10 000 куб. м в час);
• управление всеми системами осуществляется дистанционно с использованием автоматической системы управления и безопасности, использование которой сводит риск «человеческого фактора» к минимуму;
• применение концепции «нулевого сброса», по которой не допускается попадание отходов от деятельности платформы во внешнюю среду: использованный буровой растрой, шлам и прочие отходы либо вывозятся на материковую часть для последующей утилизации, либо закачиваются в специальную поглощающую скважину;
• забортная вода для технологических нужд закачивается на платформу с использованием рыбоза-щитных устройств; сокращение шумового воздействия обеспечивается за счет осуществления вер-
толетами полетов на высоте не менее 0,5 км; в то же время, на МЛСП функционирует специальная шумовая установка для отпугивания птиц - издаваемые ею звуки не позволяют птицам гнездиться и создавать постоянные стаи на платформе;
• задействованы многофункциональные ледокольные суда «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов», которые обеспечивают завоз грузов на «Приразломную» и ее бункеровку топливом, а также, поскольку оборудованы специальными нефтесборными комплексами, несут дежурство рядом с платформой на случай необходимости ликвидации аварийных разливов нефти;
• соответствующее оборудование для защиты береговой линии от аварийных разливов нефти расположено в районе пос. Варандей;
• проводится ежегодные учения по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН);
• с 2012 года проводятся постоянные исследования жизни моржей, обитающих в районе работы платформы; исследования в районе островов Матвеев, Вайгач, Малый и Большой Зеленцы, Голец и Долгий подтвердили отсутствие серьезный изменений в миграциях и традиционных местах обитания морских млекопитающих в Печорском море.
Таким образом, МЛСП «Приразломная» оборудована достаточно внушительным перечнем защитных механизмов и систем для предотвращения каких-либо катастроф при разработке месторождения, и в рамках проекта подготовлены ресурсы для ликвидации аварийных разливов нефти. Каких-либо катастроф, включая разливы нефти, за весь период подготовки и добычи нефти с Приразломного месторождения по текущий момент не зарегистрировано - это свидетельствует о высокой экологической безопасности принятых при подготовке проекта решений.
Еще одним подтверждением возможности хозяйственного освоения углеводородных ресурсов в акватории Печорского моря с сохранением хрупкой экологии региона является запущенный компанией «ЛУКОЙЛ» еще в 2000 году проект «Варандейский терминал» для отгрузки нефти с месторождений компании в Ненецком автономном округе. В рамках данного проекта за весь период его реализации по текущий момент также не происходило каких-либо катастроф. При проработке вопроса транспортировки нефти с данных месторождений было рассчитано, что до ближайшего нефтепровода компании «Транснефть» (пользование которым для «ЛУКОЙЛа» возможно только на платной основе) Харьяга - Уса около 150 км неосвоенных земель, а до порта Варандей всего 35 км. Это стало решающим фактором в принятии компанией решения о строительстве морского терминала.
Первая отгрузка нефти была выполнена в августе 2000 года, когда в качестве рейдового терминала использовался ледокол «Капитан Николаев», переоборудованный для этих целей, и соединенный подводным дюкером с береговыми резервуарами. Такая схема отгрузки была выбрана в связи с тем, что ввиду мелководья у береговой линии реализовать отгрузку через причал было затруднительно. Положительный опыт эксплуатации терминала в таком виде привел к следующему этапу его развития - с 2002 по 2008 гг. отгрузка нефти велась через арктический подводный перегрузочный комплекс (АППК) в условиях волн до пяти метров. АППК управлялся радиосигналами и был автоматизирован. По запросу системы подошедшего к комплексу судна осуществлялось всплытие буя, который поднимался на борт судна и использовался для перегрузки нефти с производительностью максимум 5 000 куб. м в час.
С 2008 года Варандейский терминал дооснащен стационарным морским ледостойким отгрузочным причалом (СМЛОП) «Варандей», установленным на глубине семнадцать метров в 22 км от береговой линии в районе пос. Варандей. В районе причала льды сохраняются на протяжении в среднем восьми месяцев года, а толщина льда составляет до 1,25-1,8 м. Высота СМЛОП превышает 50 метров, а его вес - более 11 000 т. Первая часть конструкции - опорное основание с жилым модулем, вмещающим до 12 человек, и технологическими системами. Вторая - поворотное швартово-грузовое устройство (ШГУ), откуда нефть по гибкому шлангу поступает на судно, со стрелой и вертолетной площадкой. Пропускная способность причала составляет 12 млн т нефти ежегодно [9, с. 28-29].
На сегодняшний день в Варандейский терминал, помимо СМЛОП, входят береговой резервуарный парк (БРП) объемом 325 000 куб. м, двухниточный подводный нефтепровод протяженностью 22 км (диаметр труб - 820 мм), межпромысловый нефтепровод протяженностью 158 км, насосная станция (производительность станции 8 000 куб. м в час) и объекты энергообеспечения [10]. Следует отметить, что нефтепроводы оборудованы системой подогрева коаксиальным кабелем, что исключает рис-
ки застывания нефти в процессе ее транспортировки и даже позволяет регулировать температуру нефти при ее отгрузке на судно. В весь проект целиком также входят танкерный и вспомогательный флот, рейдовый перевалочный комплекс и вахтовый поселок (Варандей). Отгрузка нефти ведется на арктические челночные танкеры «Василий Динков», «Капитан Готский» и «Тимофей Гуженко» (дедвейт около 70 тыс. т каждый; ледовый класс Аге6; принцип «двойного действия», обеспечиваемый движительным комплексом с двумя винто-рулевыми колонками Azipod). Среднее время загрузки одного танкера составляет 10-12 часов.
Вспомогательный флот проекта представлен многофункциональным ледоколом «Варандей» и буксиром ледового класса «Тобой», которые осуществляют дежурство в районе СМЛОП для обеспечения безопасной ледовой обстановки в процессе отгрузки нефти с причала на танкеры. Рейдовый перевалочный комплекс на протяжении основного периода реализации проекта был представлен танкером-накопителем «Белокаменка», расположенным в Кольском заливе, впоследствии замененным на перевалку нефти в норвежском порту Киркенес. С 2016 года начались тестовые перевалки нефти снова в Кольском заливе, и в 2017 году ЛУКОЙЛом было принято окончательное решение о возвращении пункта перевалки в Мурманскую область. В конце 2017 года в Кольском заливе у мыса Филин-ский был установлен танкер-накопитель «Кола» дедвейтом 309 000 т. Здесь осуществляется перевалка нефти на обычные танкеры без ледового усиления, которые далее доставляют ее потребителям.
На снижение экологических рисков направлены: организация трехступенчатой автоматической системы защиты от разливов нефти в любой ситуации, в том числе аварийной; применение концепции «нулевого сброса», в рамках которой все бытовые и производственные отходы собираются в специальные закрытые контейнеры, а утилизируются уже на берегу; суда вспомогательного флота оснащены соответствующим оборудованием, позволяющим им принимать непосредственное участие в ликвидации аварийных разливов нефти; проводится ежегодные учения по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН); поскольку строительство терминала выполнено в условиях вечной мерзлоты, стенки резервуаров для хранения нефти сооружены с двойными стенками по принципу «стакан в стакане», что практически исключает вероятность разливов нефти.
У дальнейшего развития акватории Печорского моря действительно неплохие перспективы в части расширения объемов добычи нефти на шельфовых месторождениях и увеличения объемов морской отгрузки нефти, в том числе с материковых месторождений. Так, ПАО «Газпром нефть» ведет активную проработку вариантов освоения Долгинского месторождения нефти, расположенного в центральной части Печорского моря, в 110 км к северу от береговой линии материковой части России и в 120 км к югу от острова Южный архипелага Новая Земля. Из находящихся в активах дочерних обществ компании месторождений Долгинское остается наиболее изученным. На месторождении пробурено четыре разведочные скважины, на которых проведены геофизические и гидродинамические исследования.
При выполнении работ по бурению разведочных скважин соблюдены все современные экологические нормы, сводящие риск нанесения ущерба внешней среде «к нулю»: применялись буровые растворы на водной основе, безопасные с точки зрения экологии; сокращены продолжительность бурения и объем бурового шлама за счет использования роторной управляемой системы автоматического поддержания вертикальности скважины; применение концепции «нулевого сброса», в рамках которой весь шлам и отработанный буровой раствор были вывезены на берег для последующей утилизации.
В 2018 году «Газпромнефть-Сахалин» (дочерняя компания ПАО «Газпром нефть») завершила выполнение сейсморазведочных работ 3Б на Долгинском месторождении и Северо-Западном ЛУ. Исследования выполнены в объеме свыше 5 000 кв. км, существенно превышающем обязательства ПАО «Газпром нефть» по выполнению геологоразведочных работ, зафиксированные в лицензиях на указанные активы. Результаты данных исследований снимут первоочередные вопросы в части перспектив разработки активов и позволят сформировать программу дальнейшего выполнения геологоразведочных работ компании в Печорском море.
Следует отметить, что на более ранних этапах ПАО «Газпром нефть» рассматривала варианты разработки Долгинского месторождения с привлечением в проект иностранного партнера. Так, в апреле 2015 года было подписано соглашение о намерениях с вьетнамской компанией РйгоУшШат. Но в реальное сотрудничество данное соглашение так и не преобразовалось, хотя в марте 2017 года «Газпромнефть - Сахалин» заявляла о сохранении желания в сотрудничестве с вьетнамской компани-
ей и продолжающемся ожидании положительного ответа от нее по участию в проекте. По последним заявлениям ПАО «Газпром нефть», по состоянию на текущий момент, итоговое решение о потребности проекта в партнере для его реализации будет принято после получения дополнительных сейсмических данных.
Сейсморазведочные работы 3Б, завершенные в 2018 году, выполнены с использованием современных исследовательских судов ледового класса Лге4 (максимальный ледовый класс для судов такого типа), оснащенные адаптированным для использования в Арктике и уникальным для России оборудованием, которое позволяет получать детальные сейсмические данные высокого качества. Суда, привлеченные для выполнения работ, соответствуют актуальным мировым стандартам в области промышленной и экологической безопасности. К примеру, суда оснащены системой подогрева замков на спасательных плотах, перил, ступеней и палубы, что значительно повышает безопасность работы экипажа при обледенении судна.
С учетом выполненных разведочного бурения и сейсмических исследований ПАО «Газпром нефть» прорабатывает различные варианты разработки Долгинского месторождения. В качестве одной из концепций, возникшей после проведений сейсморазведочных работ, рассматривается использование МЛСП «Приразломная» для цели добычи нефти этого месторождения. С учетом невысокой удаленности Долгинского месторождения от Приразломного компания изучает возможности их совместной разработки с одной платформы.
Повышенное внимание к экологическим проблемам в Арктике, особенно акваториям арктических морей, обусловлено хрупкостью экосистем этого региона, особенностями ведения здесь хозяйственной деятельности и осложненными условиями ликвидации катастроф. В экологии существует термин «важный экосистемный компонент» (ВЭК), под которым понимается природный компонент экосистемы, выделяющийся из общего числа компонентов как обладающий особо ценным экологическим, экономическим и социально-культурным значением. Для Печорского моря ВЭК разделяют на четыре основные группы: морские млекопитающие, ихтиофауна, орнитофауна и донные беспозвоночные [11, с. 16-55].
Среди морских млекопитающих в Печорском море и прилегающих к нему территориях могут быть обнаружены до девятнадцати их видов, в том числе населяющие регион постоянно, сезонно или периодически. Из общего перечня к ВЭК отнесено пять из них - белуха, белый медведь, атлантический морж, морской заяц и кольчатая нерпа. Реализуемые и перспективные проекты по добыче и транспортировке [12, с. 272] нефти в Печорском море становятся критическими для морских млекопитающих в двух случаях: для кольчатой нерпы в январе-апреле Печорская и Хайпудырская губы, где в это время локализуются места щенки на припайном льду, а также для моржа круглогодично отдельные части акватории Печорского моря в его средней части между материком и островом Южный архипелага Новая Земля, поскольку здесь предполагаются места нагула моржа в районах с высокой биомассой бентоса.
Ихтиофауна Печорского моря представлена шестьдесят тремя таксонами (видами и подвидами), относящимися к 21 семейству рыб (доля таксонов рыб от общего числа, %): рогатковые (14,3%), бельдюговые (11,0%), сиговые (9,5%), тресковые (9,5%), камбаловые (9,5%), лососевые (6,3%), ли-паровые (6,3%), корюшковые (4,8%), стихеевые (4,8%), морские лисички (4,8%), сельдевые (3,2%), миноговые (1,6%), колючие акулы (1,6%), ромбовые скаты (1,6%), пресноводные угри (1,6%), нали-мовые (1,6%), колюшковые (1,6%), пинагоровые (1,6%), маслюковые (1,6%), зубатковые (1,6%) и песчанковые (1,6%). Среди представленных видов рыб 20 видов относятся к ценным (и массовым) промысловым видам, еще 15 - второстепенные (и малочисленные) виды, а 28 видов - непромысловые. Освоение месторождений углеводородов в Печорском море оказывает влияние на проходных рыб (атлантический лосось, омуль) в части нарушения путей и сроков их нерестовых миграций, а на полупроходных рыб (сиг, чир, ряпушка, пелядь, нельма) в части ухудшения условий среды на нагульных площадях.
Орнитофауна представлена 32 видами птиц, в том числе отнесенных к следующим экологическим группам: летающие, кормящиеся у поверхности (11 видов, включая глупышей, чаек и поморников), ныряющие, кормящиеся в толще воды (18 видов, включая бакланов, морских уток и чистиковых) и околоводные, кормящиеся на литорали (3 вида, включая куликов).
Среди донных беспозвоночных (бентос) следует отметить такие виды как двухстворчатый моллюск и исландский гребешок. Общий объем биомассы в акватории Печорского моря колеблется от 10 до 200 грамм на кв. м.
Суровые природно-климатические условия в Арктике [13, с. 101] стали причиной низкой изученности геологического строения акваторий арктических морей и слабого освоения природных ресурсов, включая углеводороды. В силу этих же причин освоение месторождений нефти, конденсата и природного газа не шельфе арктических морей, включая Печорское, сопряжено с особенными экологическими рисками. Устранение последствий техногенных катастроф, включая ликвидацию аварийных разливов нефти, становится еще большей проблемой в условиях низких температур и ледовых условиях. Поэтому проведение масштабных геологических и геофизических исследований на шельфе арктических морей является особо важным как для целей промышленного освоения, так и для изучения возможностей их экологически безопасной разработки. Более того, это предъявляет специальные требования к арктическим ресурсодобывающим проектам в части использования технологий, систем, оборудования и проч.
При выполнении геолого-разведочных работ и разработке месторождений углеводородов, включая нефть, нередко происходит загрязнение морской экосистемы, обусловленное разливами нефти на поверхности акватории, а также формированием техногенных залежей углеводородного ресурса в верхней части разреза (до 500-800 м) в основном в песчаных изначально водоносных пластах. Причем если выявление аварийных разливов нефти на поверхности морской акватории не составляет особого труда в процессе аэрокосмических и/или наземных наблюдений, то выявление техногенных залежей этого ресурса значительно затруднено. Техногенные залежи нефти обычно формируются в условиях протекания флюидодинамических процессов, которые возникают в пространствах около скважин ввиду целого ряда причин: некачественная герметизация скважины цементными растворами, разгерметизация муфтовых соединений, коррозия обсадных колонн, а также повреждение скважин в процессе эксплуатации или из-за природных сейсмических и тектонодинамических процессов. Техногенные залежи нефти становятся причиной серьезных загрязнений подземных экосистем и аварийных ситуаций, оказывающих влияние и на наземную экосистему и атмосферу.
Так, к примеру, последствия катастрофы, вызванной в 1980 году бурением скважины Кумжинская-9 при разведке Кумжинского ГК месторождения в дельте реки Печора, сохраняются и по сегодняшний день. Допущенные при бурении, цементировании и испытании скважины многочисленные нарушения стали причиной неконтролируемого выброса газа, для остановки которого в 1981 году был применен ядерный заряд «Пирит», прекративший постоянное горение газа. Но выброс газа на следующий же день продолжился, и полностью его прекратить удалость только в 1987 году. Проведенные в десятых годах 21 века исследования подтвердили отсутствие в газовом конденсате, газе и пластовой воде радионуклидов. Однако аэрокосмические снимки отражают значительные последствия данной катастрофы - отмечаются большие площади деструкции и загрязнения углеводородами ледовых покрытий, а исследования в районе месторождения констатируют высокий уровень экологического ущерба, по большей части в скрытой форме.
Дальнейшее развитие технологий и самые инновационные технологические средства и по сей день не способны застраховать на все 100% процесс поиска, добычи и транспортировки углеводородов, в том числе нефти, от «человеческого фактора». Так, согласно международной статистике повлекших разливы нефти аварий танкеров, число вызванных «человеческим фактором» достигает 84-88% от их общего числа [14, с. 82-83]. В то же время, в дополнение к многочисленным системам физической защиты от аварий и катастроф, снижение участия человека в выполнении рутинных операций путем все более полной их автоматизации является главным фактором достижения экологической безопасности.
Положительный в плане обеспечения экологической безопасности опыт эксплуатации МЛСП «Приразломная» [15, с. 742] и Варандейского терминала с СМЛОП «Варандей» должен выступить в качестве «живого» подтверждения, что соблюдение экологических норм в акваториях арктических морей при освоении месторождений углеводородов вполне реализуемо. Экологическая сторона данного вопроса должна оставаться весьма важной и не должна снижать высокие требования к безопасности эксплуатации объектов ресурсодобывающих компаний, но в то же время не должна препятствовать реализации проектов. Результатом работы экологов должны быть обоснованные рекомендации по реализации таких проектов, исключительно обязательные к применению компаниями.
Таким образом, для поддержания устойчивого экологического состояния акватории континентального шельфа Печорского моря необходимо:
• продолжить разработку инновационных методов разведки, бурения, добычи, подготовки, отгрузки и транспортировки нефти, в том числе с их адаптацией к природно-климатическим условиям Арктики;
• проектирование, монтаж и эксплуатацию оборудования и систем осуществлять таким образом, чтобы обеспечить двух-, трех- и при необходимости более ступенчатую защиту от аварийных ситуаций (к примеру, дублирование защитных механизмов, двойные корпуса судов, корпуса нефтехранилищ по принципу «стакан в стакане» и проч.);
• продолжить дальнейшую автоматизацию систем эксплуатации и безопасности объектов, которая, при этом, исключает влияние «человеческого фактора» не только в случае аварийных ситуаций, но и обеспечивает всю цепочку процессов освоения месторождений нефти с минимальным участием человека;
• распространить на уровне федерального или наднационального законодательства принцип «нулевого сброса» для любых объектов, подлежащих эксплуатации в акваториях арктических морей;
• сохранять жесткий контроль со стороны ответственных и надзорных органов за соблюдением законодательства в области ЛАРН;
• природоохранным организациям и соответствующим органам власти на постоянной основе выполнять мониторинг влияния реализации ресурсодобывающих проектов на экологическую обстановку.
Статья подготовлена в рамках НИОКР № 13-19ГЗ «Совершенствование методов оперативной и долгосрочной диагностики среды обитания морских гидробионтов в условиях активного промышленного освоения углеводородов арктического шельфа», проводимой по государственному заданию Министерства науки и высшего образования РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2016 и 2017 годах». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/upload/ iblock/902/gosdoklad.pdf (дата обращения 12.12.2018).
2. Постановление ЦИК СССР от 27 июня 1935 года «О единых географических наименованиях Советской Арктики» // Бюллетень Арктического института СССР. 1936. № 8/9.
3. Павлидис Ю.А., Никифоров С.Л., Огородов С.А., Тарасов Г.А. Печорское море: прошлое, настоящее и будущее // Океанология. 2007. Т. 47. № 6. С. 927-939.
4. Захаров Е.В., Толстиков А.В. Еще раз о целесообразности поисков нефтяных месторождений в Баренцевом и Печорском морях // Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений. 2014. № 9. С. 13-16.
5. Проект «Приразломное». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/company/ busi-ness/exploration-and-production/new-projects/prirazlomnoe (дата обращения 12.12.2018).
6. Воронина Е.П. Влияние освоения и транспортировки углеводородных ресурсов арктического шельфа на развитие Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 6 (43). С. 3-6.
7. ХализеваМ. Арктический проект «Севмаша» // Наука в России. 2013. № 2 (194). С. 21-27.
8. Егорова А.И. Дело судна "The Arctic Sunrise": анализ международно-правовой позиции Российской Федерации // Электронный сборник статей по материалам LVI студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки». Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. С. 70-79.
9. Губайдуллин М.Г., Дронг О.В. Комплексная оценка потенциального воздействия Варандейского нефтеотгру-зочного терминала на окружающую среду // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2012. № 6. С. 28-32.
10. Варандейский терминал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trans.lukoil.ru/ru/About/Structure/ VarandeyTerminal (дата обращения 12.12.2018)
11. Болтунов А.Н., Дубинин М.Ю., Ежов А.Е., Ларионов М.В., Новоселов А.П., Пухова М.А., Фролова Е.А. Районы ограничения антропогенной деятельности: Печорское море. Нефтегазовый комплекс. Мурманск: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2014. 76 с.
12. Козьменко С.Ю., Савельев А.Н., Щеголькова А.А. Экономическое развитие арктических коммуникаций под влиянием оборонной и хозяйственной деятельности в Арктике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 272.
13. Татаркин А.И., Логинов В.Г., Захарчук Е.А. Социально-экономические проблемы освоения и развития российской Арктической зоны // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. № 2. С. 99-109.
14. Богоявленский В.И., Богоявленский И.В. Стратегия освоения ресурсов нефти и газа Арктики - обеспечение энергетической, экологической и экономической безопасности России // Геополитика и безопасность. 2017. № 3 (39). С. 72-86.
15. Фадеев А.М., Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д., Агарков С.А. Особенности стратегического управления нефтегазовым комплексом и транспортировки углеводородной продукции при освоении морских нефтегазовых месторождений Арктики // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2017. Т. 20. № 4. С. 742-754.