СОВЕРШЕНСТРВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В МИНИ-ФУТБОЛЕ
(ФУТЗАЛЕ)
Алиев Э.Г., Губа В.П., Скорович С.Л.
Ассоциация мини-футбола России, Москва, Россия
В настоящее время подготовка высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в мини-футболе (футзале) обусловлена рядом значимых противоречий: между комплексом теоретических разработок по развитию координационных способностей человека и программно -методическим обеспечением физической подготовки высококвалифицированных футзалистов; между существующими разрозненными подходами к решению проблем развития координационных способностей футболистов и необходимостью создания единой целостной системы их подготовки; между нормативными основами координационной подготовленности футболистов и требованиями различных к подготовке спортсменов игровых амплуа.
Все выше перечисленные противоречия свидетельствуют о том, что в специальной и научно -методической литературе не достаточно освящен вопрос по совершенствованию координационных способностей футболистов, занимающихся мини-футболом, не учитывая при этом внимание на большом количестве исследовательских работ по этой тематике, касающихся футбола.
Анализ научно-методической литературы, а также результатов серии собственных исследований позволяет сделать заключение, что существующий в практике методический подход к совершенствованию технического мастерства не способствует в должной мере повышению эффективности данного вида подготовки спортсменов, занимающихся мини- футболом, ввиду слабого научного обоснования системы развития координационных способностей спортсменов.
Характерно, что вся система совершенствования отдельных компонентов подготовленности спортсменов, специализирующихся в мини -футболе (футзале), должна тесным образом увязываться с необходимостью установления условных компонентов соревновательной деятельности, так как между ними существуют чёткие субординационные взаимоотношения:
1) спортивный результат, как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;
2) основные компоненты соревновательной деятельности;
3) интегральные качества, определяющие эффективность выполнения основных составляющих соревновательной деятельности;
4) основные функциональные параметры, обеспечивающие эффективное выполнение соревновательного упражнения;
5) частные показатели.
Полученные нами экспериментальные данные по изучению влияния различных тренировочных программ на уровень физической и технической
подготовленности футзалистов дают возможность разобраться в некоторых закономерностях взаимосвязи двигательных качеств и особенностях их проявления в зависимости от характера применяемых тренировочных средств. Ведущие в структуре - физическая и техническая подготовка, которые тесно связаны между собой: комплекс физических качеств и показатели техники и координации.
В связи с выше изложенным, исследование структуры физической подготовленности высококвалифицированных футболистов и формирование на этой основе путей оптимизации тренировочного процесса по совершенствованию координационных способностей, определяющих уровень спортивных результатов в футболе, является актуальным.
Разработанная методика совершенствования координационных способностей высококвалифицированных футзалистов предусматривала во время первой дневной тренировки, после разминки, выполнение упражнений, направленных на развитие межмышечной и внутримышечной координации, используя системусаморегуляции произвольной активности человека.
Соотношение видов подготовки изменяется в зависимости от периода подготовки. Взаимосвязь физической и технической подготовки происходит за счет применения упражнений комплексного и избирательного воздействия, игровых фрагментов, учебных и контрольных игр, соревнований.
В ходе педагогического эксперимента установлена положительная динамика в развитии основных физических качеств и совершенствовании технических действий, необходимых футзалисту для успешного осуществления соревновательной деятельности. В общефизических тестах футзалисты показали достоверно лучшие результаты и высокие темпы прироста в челночном беге 5 х 30м и 7 х 50м, в тройном прыжке и прыжке вверх (р<0,05).
В проявлении специальных способностей спортсмены также показали достоверно лучшие результаты в сравнении с предыдущим сезоном тренировок из шести изученных показателей в трех: «дриблинге», жонглировании мячом удобной и неудобной ногой, и ударах на точность (р<0,05).
Анализ количественной стороны игры в ходе эксперимента выявил, что игроки к концу формирующего эксперимента достоверно улучшают свои показатели по обводке соперника с 40,1 ± 0,8 до 42,8 ± 0,9 раза (X =2,242; р<0,05), в перехватах мяча с 51,8 ± 1,7 до 61,8 ± 1,9 раза ^ =3,922; р<0,05), в ударах по воротам с 41,5 ± 0,9 до 44,5 ± 1,0 раза ^ =2,230; р<0,05), в потерях мяча с 20,4 ± 0,8 до 16,8 ± 1,3 раза ^ =2,358; р<0,05) и в плотности игровых действий с 8,1 ± 0,2 до 8,7 ± 0,2 действий в минуту ^ =2,242; р<0,05). Выявлена достоверность различий в показателях: « чистое» время игры звена за смену, время отдыха между сменами (р<0,05).
Достоверные различия между начальными и конечными показателями в период формирующего эксперимента выявлены по снижению процента брака при выполнении обводок соперника (р<0,01) и ударах по воротам (р<0,01), по качеству выполнения передач (р<0,01), перехватах мяча (р<0,01), ведения мяча (р<0,05) и общему количеству технических действий игроков (р<0,01).
Таким образом, предлагаемый подход к построению учебно -тренировочного процесса футзалистов позволяет в большей мере дифференцировать совершенствование различным способам выполнения технических приемов, что открывает, в определенной степени, новые возможности для повышения его эффективности.
Также результаты проведенных исследований позволили получить объективную фактологическую основу построения процесса подготовки:
- установлены существенные различия показателей игровых действий и качественная их оценка (% брака) при высоком их приоритете у высококвалифицированных футзалистов;
- обнаружено, что общий процент «брака» в регистрируемых игровых действиях в условиях игровой деятельности достоверно меньше у футзалистов в конце формирующего эксперимента, чем в период констатирующего.
При обосновании методов тренировки в данном конкретном случае исходили из теоретического анализа литературных источников, практического опыта работы тренеров команд - мастеров и сборной команды России, а также результатов собственных исследований. Учитывая особенности игровой деятельности мини-футболистов для воспитания координационных способностей, мы использовали метод саморегуляции произвольной активности, направленный на развитие и совершенствование межмышечной и внутримышечной координации, который позволял решать одновременно две задачи - совершенствовать технико-тактическое мастерство и развивать, совершенствовать физические качества, поддерживая специальную работоспособность игроков на оптимальном уровне.
Выявленный факт позволяет говорить о том, что данный подход к организации учебно -тренировочного процесса в мини-футболе эффективен и дает положительный результат.
Разработка указанных проблем и поиск ответов на другие нерешенные вопросы в перспективных исследованиях будут способствовать дальнейшему повышению эффективности многолетней подготовки спортсменов.