Научная статья на тему 'Проблемы повышения прфессиональо-прикладной подготовки курсантов вузов МВД'

Проблемы повышения прфессиональо-прикладной подготовки курсантов вузов МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВА / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / КУРСАНТИ / ПРОФЕСіЙНА ПіДГОТОВКА / ЯКОСТі / НАВИЧКИ / УМіННЯ / STUDENTS / PROFESSIONAL PREPARATION / QUALITIES / SKILLS / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несин А. Н., Сивоконенко Ю. В., Венжега Р. А., Кущ И. В.

В статье рассматривается необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций, позволяющих обеспечить курсантам необходимый уровень профессионально важных качеств, навыков и умений. Отмечается недостаточная научная проработку вопросов структуры и содержания данного процесса, В качестве объединяющего признака следует рассматривать научно-обоснованные нормативы по комплексному проявлению профессионально необходимых качеств и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несин А. Н., Сивоконенко Ю. В., Венжега Р. А., Кущ И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of increases of the professional applied preparation of students are institute of higher of MVD

In the article the necessity of development of scientifically grounded is examined Recommendations allowing providing necessary to the students level is professional important qualities, skills and abilities. It is noted insufficient scientific study of questions of frame and the contents of the given process, In the capacity of uniting attribute it is necessary to consider the scientifically-grounded specifications on complex exhibiting professionally necessary qualities and skills.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения прфессиональо-прикладной подготовки курсантов вузов МВД»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРФЕССИОНАЛЬО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

ВУЗОВ МВД

Несин А.Н., СивоконенкоЮ.В., Венжега Р. А., Кущ И.В.

Донецкий юридический институт Луганскогогосударственногоуниверситета внутренних дел имени Е.О.

Дидоренко

Аннотация. В статье рассматривается необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций, позволяющих обеспечить курсантам необходимый уровень профессионально важных качеств, навыков и умений Отмечается недостаточная научная проработку вопросов структуры и содержания данного процесса, В качестве объединяющего признака следует рассматривать научно-обоснованные нормативы по комплексному проявлению профессионально необходимых качеств и умений.

Ключевые слова: курсанты, профессиональная подготовка качества, навыки, умения

Анотація. Несін О.М., Сівоконенко Ю.В., Венжега Р.О., Кущ І.В. Проблеми підвищення професійно-прикладної підготовки курсантів ВНЗ МВС. В статті розглядається необхідність розробки науково обґрунтованих рекомендацій, що дозволяють забезпечити курсантам необхідний рівень професійно важливих якостей, навичок і умінь. Відзначається недостатнє наукове пророблення питань структури й змісти даного процесу, Як об'єднуючу ознака варто розглядати науково обґрунтовані нормативи комплексного прояву професійно необхідних якостей і вмінь.

Ключові слова: курсанти, професійна підготовка, якості, навички, уміння.

Annotation. Nesin A.N., Sivokonenko Y.V., Venjega R.A., Kush I.V. Problems of increases of the professional -applied preparation of students are institute of higher of MVD. In the article the necessity of development of scientifically grounded is examined Recommendations allowing providing necessary to the students level is professional important qualities, skills and abilities. It is noted insufficient scientific study of questions of frame and the contents of the given process, In the capacity of uniting attribute it is necessary to consider the scientifically-grounded specifications on complex exhibiting professionally necessary qualities and skills.

Keywords: students, professional preparation, qualities, skills, abilities.

Введение.

Социально-экономическим реформам и политическим преобразованиям в стране в значительной мере препятствует рост преступности Опасным изменением в характеристиках преступлений отмечается усиление их профессионализма, организованности и вооруженности. Нередко правонарушители оказывают открытое сопротивление сотрудникам милиции, угрожая их жизни при этом они зачастую достаточно образованы и финансово обеспечены, хорошо вооружены и технически оснащены, используют современные технологии и имеют высокий уровень физической подготовленности.

В последние годы отчетливо прослеживается повышение числа погибших сотрудниковМВД в процессе выполнения оперативно-служебных задач и, наиболее часто, при задержании правонарушителей. Это объясняется нерешительностью в применении табельного оружия, отсутствием навыков ведения единоборства низким уровнем реализации физических качеств, показателей технической и психологической подготовленности экстремальных условиях С.В.Непомнящий [4].

В типовых учебных программах при, казалось бы, стройном и обоснованном содержании обучения налицо разобщенное функционирование составляющих компонентов поскольку последние не объединены единой целевой направленностью. Это обуславливает необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций, позволяющих определить комплексное проявление двигательных способностей и профессионально-прикладных умений и навыков в обстановке, максимально приближенной к реальной Ю.Ф. Подлипняк [8]; В. П. Вдовиченко [2]; В. Г. Колюхов[3]; С. В. Непомнящий [4].

Несмотря на наличие определенного количества научных и методических работ по формированию профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) курсантов МВД, особенности структуры подготовленности, значимость двигательных способностей на различных этапах формирования готовности, взаимосвязь показателей физической и технической подготовленности изучены еще недостаточно полно. Имеющиеся данные разрознены, а иногда и противоречивы, что затрудняет их теоретическое обобщение и практическую реализацию, требует дальнейшего исследования

Работа выполнена по плану НИР Донецкого юридического института Луганского государственного университета внутренних дел им. Е.О. Дидоренко.

Формулирование целей работы.

Цель исследования - разработать оптимальную форму организации учебных занятий, обеспечивающих необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовки курсантов учебных заведениях МВД

Задачи исследования:

1. Разработать единую целевую направленность организации учебного процесса позволяющую эффективно управлять профессиональным становлением бу дущихспециалистов ОВ Д

2. Определить поэтапное формирование физической готовности будущихспециалистоц которое будет обеспечивать преемственность средств, методов и организационных форм проведения учебных занятий.

Результаты исследования.

Под процессом обучения понимают деятельность обучающего и обучаемых направленную на усвоение определенных знаний, приобретение умений и навыков, а также на формирование высоких морально-волевых и психологических качеств.

Системный подход в обучении можно представить в виде трех принципов. Во-первых, знание требований будущей профессии, а если шире, то и своего будущегообраза жизни. Во-вторых, определение пригодности к выбранной профессии. В-третьих, внедрение в специализированную систему подготовки нормативов, позволяющих определить динамику уровня своей профессионально-прикладной готовности.

Перечисленные принципы предполагают подробный анализ различных сторон профессионального обучения в частности, вопросов физического развития человека Причем, успешное решение этих вопросов невозможно без профилирования процесса физической подготовки в соответствии с особенностями будущей профессии

Профессионально-прикладная физическая и боевая подготовка представляет собой одно из направлений системы физического воспитания, призванное формировать определенные прикладные знания, качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности

Исследования профессиональной деятельности работников ОВД [3, 4] доказали необходимость повышенных требований не только к определенным двигательным способностям (ДС) человека (выносливость, сила, ловкость), но и к двигательным навыкам (быстро и точно выполнять сложно-координационные двигательные действия, применять табельное оружие в обстановке значительного физического и психологическогонапряжения).

Основы построения тренировочной и обучающей деятельности, применительно к задачам ППФП, предусматривают определение наиболее значимых двигательных способностей, умений и навыков на основе анализа профессиональной деятельности [4,8]. Следовательно, постановка задач ППФП предполагает конкретную целевую ориентацию на профессиональную деятельность, особенности выполняемых операций, требований к двигательным способностям, уровню их проявления [4,5].

При обосновании средств физической подготовки военнослужащих учитывались особенности службы в различных родах войск, а также условия несения службы На основе полученных данных разрабатывались содержание, организация и методы контроля ППФП специалистов, военнослужащих срочной службы и курсантов различных военных учебных заведений [8].

Что касается вопросов ППФП курсантов учебных заведений МВД, то в доступной нам литературе удалось обнаружить сравнительно небольшое количество работ, в которых рассматривалась данная проблема: это исследования В. И. Андреева [1], С. В. Непомнящего [4], Ю.Ф. Подлипняка [8], В. В. Яншина [9].

В названных работах изучается структура ППФП, предлагается методика ее совершенствования Авторы единодушно отмечают, что традиционная методика практически не способствует подготовке работников органов внутренних дел (ОВД) к действию в экстремальных условиях. А ведь при возникновении и развитии экстремальных ситуаций всех масштабов и видов (природные, техногенные, социальные и т.д.) личный состав подразделений ОВД продолжает решать оперативно-служебные задачи. Часто в повседневной деятельности сотрудников возникают экстремальные ситуации особого периода: задержание вооруженного преступника, борьба с террористами, оперативные действия при стихийных бедствиях, массовых беспорядках Результаты проведенных исследований учеными подтверждают, что 93% работников правоохранительных органов, действовавших в экстремальных условиях, указали на неадекватное самочувствие и поведение в этих ситуациях, 34% опрошенных испытывали растерянность при возникновении необходимости применять оружие, 21% респондентов указали на боязнь стрельбы в человека, хотя и преступника По данным специалистов ознакомление с материалами уголовных дел и служебных расследований свидетельствует: оружие в руках преступника порой действует парализующе на сотрудника и заставляет забыть навыки самообороны, сформированные в спортивном зале.

Преследование и последующая в единоборстве схватка требуют большого физического и психического напряжения, отметили 35% из всего числа опрошенных

Таким образом, практика показывает, что для управления эмоционально-волевыми качествами в экстремальных условиях работникам подразделений ОВ Д необходимаспециальная тренировка

В ходе занятий наряду с общими дидактико-педагогическими принципами обучения (доступность, наглядность, прочность, последовательность, сознательность, активность) используются и специфические закономерности спортивной тренировки (разносторонность, систематичность, непрерывность, повышение физической нагрузки, цикличность, индивидуализация, направленность к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки, единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность)

По мнению Л. А. Вейднер-Дубровина, особенности профессионально-прикладной подготовки требуют в дополнение к перечисленным следующие принципы: прикладность, комплексность, оптимальность,

конкретность. Такая необходимость определена спецификой формирования и совершенствования, профессиональных двигательных действий у курсантов в ходе обучения

Вместе с тем, многие специалисты [4,8] отмечают необходимость существенного совершенствования системы профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях системы МВД, так как профессиональная подготовленность выпускников, приходящих в ОВД, отстает от предъявляемых к ней

требований современной практики. Это позволяет предполагать, что существующая до последнего времени модель профессионального обучения в учебных заведениях МВД исчерпала себя, и возникла необходимость поиска более совершенных систем подготовки молодых кадров. По мнению многих специалистов [4,8,9], система физической и огневой подготовки курсантов учебных заведений МВД требует серьезного анализа и корректировки.

Авторами предлагаются основные причины изменения программы:

■ отсутствие единых критериев оценки психофизической подготовленности в решении служебно-боевых задач, а также преемственности в технологии обучения на всех уровнях образовательного процесса;

■ отрыв содержания физической и боевой подготовки в учебных заведениях от современной практики;

■ изоляция системы физической и боевой подготовкикадров для ОВД от аналогичных зарубежных структур;

■ недооценка роли науки и как следствие эмпирический путь совершенствования образовательного процесса данной направленности.

Для совершенствования системы физической и боевой подготовки (ФиБП) учёные [9] предлагают интенсифицировать занятия с помощью игровых, заданий и моделирования реальных ситуаций, использовать системный подход в обучении рукопашным единоборствам В тематическом планировании предлагается рассматривать обучение приемам рукопашногобоя в комплексе с другими единоборствами

Существующие типовые программы учебных заведений МВД предусматривают обучение разнообразным техническим действиям, а это, в свою очередь, не позволяет прививать стойкие навыки приёмов рукопашногобоя с целью самозащиты и задержания. Разработаны предложения по пересмотру существующей программы рукопашного боя (боевым приемам борьбы) для учебных заведений: сократить технические действия, оставив приемы, имеющие универсальный характер [3,8].

Рассматривая особенности управления системой подготовки курсантов учебных заведений МВД, заметно отсутствие взаимосвязи между общей физической подготовкой (ОФП), специальной физической подготовкой(СФП), навыками единоборства и навыками стрельбы в рамках учебно-воспитательного процесса в целом. В реальной практике системы обучения при, казалось бы, стройном и обоснованном содержании обучения, налицо разобщенное функционирование составляющих компонентов, поскольку последние не объединены единой целевой направленностью [4].

Все это делает весьма актуальным разработку научно обоснованных рекомендаций по нормативам, позволяющим определять комплексное проявление двигательных способностей и профессиональноприкладных умений и навыков, а также совершенствование учебного процесса, направленного на проявление данных качеств и умений в обстановке, максимально приближенной к реальной.

Выводы.

Подводя итог анализа особенностей учебного процесса по физической и боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД, следует отметить, во-первых, недостаточную научную проработку вопросов структуры и содержания данного процесса, а также целевых и нормативных требований к проверке его результатов Во-вторых, определенную разобщенность составляющих частей, формирующих профессионально важные качества и умения будущихработников ОВД При этом в качестве объединяющего признака следует рассматривать научно-обоснованные нормативы по комплексному проявлению профессионально необходимых качеств и умений, как некоего перманентного состояния, обеспечивающего успешность действия сотрудниковОВ Д

В дальнейших исследованиях предполагается определить комплексные физические возможности, двигательных умений и навыков в обстановке, максимально приближенной к реальной, которая будет характеризовать уровень физической и боевой подготовленностикурсантов

Литература

1. Андреев В. И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России: Авто-реф. дис... канд. пед. наук — М., 1995. - 24 с.

2. Вдовиченко В. П., Кузнецов С. В. Положение об оценке качества работы преподавателей физической и боевой подготовки в вузах МВД РФ // Совершенствование учебно-воспитательного процесса по боевой и физической подготовкев Вузах МВД РФ.: Мат. межвуз. науч-метод конф. - Орел: ОЮИ МВД России, 1998. - 91 с.

3. Колюхов В. Г. Проблемные вопросы боевой подготовкив учебных заведениях МВ Д России // Современная концепция преподавания борьбы и физической подготовкив учебных заведениях России - М.:

4. Непомнящий С.В. Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки работников ОВД: Автореф. дис. ... канд. пед. наук -М., 1987.-24 с.

5. Заярін Г.О., Матюхін С.О., Несін О.М. Загальна та спеціальна підготовка працівників міліції: Підручник для курсантів МВС України/ - Донецьк: ДІВС, 2002.-304 с.

6. Заярін Г.О., Несін О.М., Мельніков Г.Б. Психофізична підготовка курсантів навчальних закладів МВС: Навчальний посібник / - Донецьк: ДІВС, 2001.-240 с.

7. Несін О.М., Мартинюк С.В., Івлєв О.М. Організація спеціальної фізичної підготовки у практичних підрозділах ОВС: Навчально-методичні рекомендації /- Донецьк: ДЮІ ЛДУВС, 2006-166 с.

8. Подлипняк Ю. Ф. Физическая подготовкав вузах МВД СССР. -Тбилиси: ТГУ, 1985. -205 с.

9. Яншин В. В. Профессионально-прикладная физическая подготовкав вузах МВД СССР: Дис. канд. пед. наук - М., 1989. - 196 с.

Поступила в редакцию 03.10.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.