ЭКОНОМИКА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРПОРАТИЗАЦИИ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
М.А. МЕНЬШИКОВА, проф. каф. бух. учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ, д-р экон. наук
В условиях активной интеграции производственных объектов, формирования вертикально и горизонтально интегрированных корпоративных структур, активизации иностранного капитала вопросы укрепления и рациональной организации внутреннего контроля, аудита становятся важнейшим условием обеспечения единой методологии учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В лесах России сосредоточено около 30,0 % сырьевых ресурсов мирового рынка и 26,0 % мировых девственных лесов. В рамках Национальной лесной политики особого внимания заслуживает корпоратизация лесного сектора, которая является основным направлением повышения конкурентоспособности предприятий лесного сектора.
До сих пор лесной сектор представлен на 90-95 % мелкими экономическими субъектами (до 50 тыс. м.3 по заготовке в год). Многие из них являются убыточными, недостаточно платежеспособными, чтобы обеспечить покрытие затрат на лесное хозяйство и строительство лесных дорог.
В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности относительные масштабы государственного сектора невелики и характеризуются следующим:
- доля в общем объеме выпуска продукции 5,2 %;
- доля в общей численности работников 10,5 %;
- доля в полной балансовой стоимости фондов 9,5 %;
- интегральный показатель 8,4 %. Крупный лесной бизнес, представленный крупными лесными корпорациями, более устойчив в рыночных условиях, однако он не решает социальных проблем, связанных с занятостью населения, поскольку использует зарубежную технику, высвобождая излишнюю рабочую силу. Решение проблемы - в кооперации мелких и средних производи-
телей по заготовке, обработке и переработке древесины и объединение их между собою в ассоциации. Объединение малых и средних повысит их конкурентоспособность и платежеспособность. Такой кооперации посильно будет решать проблемы организации глубокой переработки древесины и строительства лесных дорог при условии поддержки государством.
Корпоративные образования обладают гибкими экономическими механизмами управления и высоким научно-техническим потенциалом, могут выпускать продукцию со сравнительно низкими издержками, быстрее адаптироваться в изменчивой рыночной среде и вести прибыльную хозяйственную деятельность. Корпорацию следует рассматривать как организационно-управленческую акциони-
рованную структуру, включающую управляемую и управляющую подсистемы, механизм взаимодействия которых основан на трансформации функций возмездных услуг.
Как для крупных хозяйствующих субъектов, так и для корпораций необходимы современные методы стратегического управления, планирования и контроля.
Контроль в условиях предпринимательской деятельности способствует согласованию интересов потребителей с эффективным использованием ресурсов. Актуальной становится задача перехода от традиционного пассивного констатирующего контроля к его активным формам, в частности, к аналитическому обеспечению управления информацией, прогнозированию и обоснованию организационных и экономических решений.
Необходимо активизировать контрольную функцию управления, чтобы с ее помощью успешно конкурировать на рынке за счет роста качества, снижения себестоимости продукции, знания потребностей рынка и повышения эффективности работы.
Эффективная система контроля позволяет оперативно получить необходимые ана-
162
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
литические данные. Она глубоко проникает в функции менеджмента, организационную деятельность предприятия, обеспечивает информацией о качестве управленческой деятельности, представляет руководству данные анализа, оценки, рекомендации, финансовые прогнозы о проверяемых объектах.
Одним из видов текущего, оперативного контроля внутрикорпоративного характера является сметный контроль. Он осуществляется путем измерения фактических результатов деятельности предприятия и сопоставления этих результатов с запланированными показателями. Непрерывный цикл контроля предусматривает:
- постановку задачи;
- измерение фактических результатов;
- сопоставление;
- осуществление корректирующих действий.
Сметный контроль способствует достижению поставленных целей, может быть использован для анализа различий между запланированными и фактическими результатами и, следовательно, вскрытия причин этих различий. Сметный контроль позволяет оценить первоначальные сметы, установленные для предприятия с точки зрения их практического исполнения. Повышение эффективности операций компании возможно путем проведения регулярного анализа фактических результатов относительно сметы. Рассматриваемый вариант контроля облегчает использование системы калькуляции по нормативным затратам, способствует применению метода учета затрат по центрам ответственности.
Теория сметного контроля может быть определена как сопоставление фактических и запланированных показателей и принятие решений на основе результатов этого сравнения.
При практическом осуществлении сметного контроля в системе корпоративного управления в лесном секторе существует несколько практических проблем:
- составление реально выполнимых
смет;
- поиск методов учета фактических результатов деятельности в той форме, которая подходила бы для сопоставления с показателями сметы;
- распределение ответственности за различные сметы и, следовательно, фактические результаты среди руководителей предприятий лесного сектора;
- принятие управленческих решений на основе анализа выполнения сметы.
Внедрение надежной системы сметного контроля требует значительного времени и ответственности, при этом необходимо использование современных методов учета затрат и высокого организационно-технического уровня на предприятии.
Жизненно важным элементом сметного контроля являются гибкие сметы, так как они позволяют выполнить более достоверное сопоставление фактических результатов с плановыми, скорректированными на фактический объем. Гибкие сметы могут применяться в области планирования доходов и расходов. Методы составления гибких финансовых смет могут использоваться при условии неопределенности ожидаемого объема производства для отражения возможных результатов деятельности предприятия при различных уровнях объема производства.
Для эффективного внутрикорпоративного контроля на предприятии лесного сектора должно быть разработано положение о бюджетной структуре, в котором выполняется закрепление ответственности за формирование и исполнение бюджетных статей. Положение о бюджетной структуре включает описание состава бюджетов и бюджетных статей.
Разработка положений по конкретным бюджетам детализирует информацию о них и включает формулировку цели их составления, таблицу закрепления статей бюджетов за центрами ответственности, определяет порядок бюджетного контроля, бюджетный регламент. Закрепление ответственности за формирование, исполнение, учет и контроль бюджетных статей на предприятиях лесного сектора рекомендуется выполнять с использованием методики матричных проекций.
Таблица закрепления ответственности формируется наложением видов бюджетов и бюджетных статей на организационные звенья финансовой структуры лесопромышленного предприятия. Необходима детальная проработка связей между подразделениями.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
163
ЭКОНОМИКА
В положении следует предусмотреть порядок корректировки бюджетов.
Определение политики бюджетирования и регламентация бюджетных форм и процедур на лесопромышленных предприятиях может проводиться в специальных положениях или в отдельном разделе учетной политики.
Сметное планирование и калькулирование по нормативным затратам, осуществляя контроль, предполагает сравнение фактических результатов с ожидаемыми и предусматривает в случае необходимости принятие мер на основе результатов этого сравнения.
Основная проблема, связанная с использованием на лесопромышленном предприятии системы калькулирования по нормативным затратам, состоит в их расчете. Определение нормативных затрат зависит от наличия и точности данных прошлых периодов и наличия прогнозируемых данных, а также от практического опыта руководящего персонала.
В составе внутрикорпоративного контроля важными составляющими являются отклонения и дисперсионный анализ. Результаты анализа дают основания администрации лесопромышленной корпорации принимать решения о необходимости корректирующих мер, а возможно, и к установлению новых целей и планов.
Чтобы результаты дисперсионного анализа могли быть использованы руководством, они должны обладать всеми свойствами качественной информации управленческого учета. Руководители должны получать данные о тех отклонениях, которые связаны с затратами и доходами, находящимися под их контролем, так как эти данные являются единственными факторами, на основании которых они могут принять, в случае необходимости, меры по корректировке.
Эффективный контроль в лесопромышленных корпорациях позволит предугадывать, отслеживать и эффективно реагировать на изменяющиеся внешние обстоятельства. Действенная система контроля выбирает несущественные ошибки и исключает их влияние, позволяет сократить затраты лесопромышленного производства, повысить его рентабельность.
Внутрикорпоративный контроль может быть предварительным, текущим и после-
дующим. Предварительный контроль должен быть сосредоточен на качестве и количестве ресурсов, которые корпорация получает из окружающей среды (до их поступления). Текущий контроль обеспечивает соответствие качества продукции стандартам и установленным требованиям. Последующий контроль обеспечивает информацией для перспективного принятия управленческих решений.
Система внутрикорпоративного контроля может рассматриваться как совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством лесной корпорации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения бизнеса, которая включает проверку:
1) соблюдения требований законодательства;
2) достоверности и полноты документации бухгалтерского учета;
3) выполнения организационно-распорядительных действий;
4) предотвращения ошибок и искажений;
5) обеспечения сохранности имущества предприятий.
В процессе контроля можно выделить несколько основных этапов:
1) разработка стандартов;
2) измерение эффективности деятельности;
3) сравнение достигнутых показателей с предусмотренными стандартами;
4) оценка эффективности, корректирующие действия.
Контрольный стандарт - это совокупность плановых показателей, с которыми возможно сравнивать последующие показатели. Стандарты необходимы для определения показателей эффективности деятельности. Измерение эффективности является постоянной текущей задачей. Период, за который сравниваются показатели и стандарты, зависит от многих факторов, включая важность и сложность деятельности, подвергающейся контролю. Если отклонение значительно, то необходимы корректирующие действия.
Эффективная система контроля должна учитывать корпоративные цели. Она должна быть простой и понятной, эффективной по
164
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008