Научная статья на тему 'Совершенствование композиционной грамоты на занятиях по живописи'

Совершенствование композиционной грамоты на занятиях по живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОЗИЦИОННАЯ ГРАМОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова С. Г.

Успешность процесса обучения базируется на взаимосвязи всех дисциплин. Изучение живописи должно увязываться и с рисунком, и с тематической работой с цветом на занятиях по цветоведению, а также с общей и специальной композицией. В статье рассматривается учебный процесс на занятиях по живописи у студентов художественных вузов, с точки зрения постановки и решения композиционных задач при работе над академическими постановками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING COMPOSITIONAL LITERACY AT THE LESSONS OF PAINTING

The success of the learning process is based on the relationship among all disciplines. Therefore, the study of painting should be connected with a picture and thematic work with colors at the lessons of chromatics, as well as general and special composition. The article deals with the educational process at the lessons of painting for students of higher education institutions of arts in terms of formulating and solving compositional problems while working at academic paintings.

Текст научной работы на тему «Совершенствование композиционной грамоты на занятиях по живописи»

2. Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учеб. пособие. М.: Изд-во «Архитектура С», 2007. 160 с.

3. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт Родник, 2009. 256 с.

УДК: 378.147.88

совершенствование композиционной грамоты на занятиях по живописи

Успешность процесса обучения базируется на взаимосвязи всех дисциплин. Изучение живописи должно увязываться и с рисунком, и с тематической работой с цветом на занятиях по цветоведению, а также с общей и специальной композицией. В статье рассматривается учебный процесс на занятиях по живописи у студентов художественных вузов, с точки зрения постановки и решения композиционных задач при работе над академическими постановками.

Ключевые слова: восприятие, композиция, целостность, выразительность, композиционная грамота.

Композиционная грамотность является важнейшей составляющей творческого процесса. Именно композиционной организацией картинной плоскости достигается цельность и выразительность в живописном изображении.

Сейчас обучение в системе высшего образования на художественных специальностях проводится в основном параллельно по нескольким дисциплинам, что создает определенные трудности в работе учащихся, которые, приступая к изображению, не в состоянии правильно расположить предметы на изобразительной плоскости, так как не умеют еще рисовать, не обладают чувством равновесия, ритма и формата.

Как правило, обучение на занятиях по живописи на начальных курсах освоения художественным специальностям содержит задачи, направленные на изучение основ цветоведения, пространственно-объемных характеристик натурной постановки, а усвоение основ композиции ограничивается соразмерным, ритмически нейтральным размещением элементов в картинной плоскости.

Чаще всего знания, полученные на занятиях по композиции, не находят свое применение на занятиях по живописи. Как известно, успешность обучения основана на взаимосвязи смежных дисциплин. Именно поэтому совершенствовать изобразительную грамоту необходимо одновременно с совершенствованием композиционной грамоты, так как это составляющие единого творческого процесса [1].

К композиционной грамотности относятся знания и умения, связанные со способностью использовать композиционные средства при работе над живописным произведением, обладающим такими качествами, как целостность и выразительность.

4. Бондаренко И. А. Жизнь сознания: Конституирова-ние новой онтологии сознания в культуре ХХ века. Омск: ОмГУ, 2002. 320 с.

© Ковтун В. В., 2015

С. Г. Костикова S. G. Kostikova

improving compositional literacy at the lessons of painting

The success of the learning process is based on the relationship among all disciplines. Therefore, the study of painting should be connected with a picture and thematic work with colors at the lessons of chromatics, as well as general and special composition.

The article deals with the educational process at the lessons of painting for students of higher education institutions of arts in terms of formulating and solving compositional problems while working at academic paintings.

Keywords: perception, composition, integrity, expressiveness, compositional literacy.

В. А. Фаворский большое значение уделяет понятию цельности: «Цельность - это слово важное, мы должны стремиться к цельному изображению, к цельности; и кроме того, мы надеемся, что цельность связана с красотой, которая нам крайне нужна. Цельность приводит нас к красоте. И пропорции вещей и пространственность выражаются в красоте. Грация - это красота отдельного предмета, а гармония - красота пространства, понятого как мир бес-конечно сложный и замкнутый. Но цельность предполагает сложность; только сложное цельно. И не простую сложность. Сложность такую, которая предполагает синтез противоположностей» [2, с. 11].

В живописной композиции целостность определяется как основной закон построения художественной формы. Выражается она в ее неделимости и означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, даже в небольшой степени самостоятельных частей. Закон целостности, вытекает из закономерностей зрительного восприятия действительности. Со-держание нашего восприятия всегда целостно, а не представляет собой набор разобщенных элементов. Эта основная особенность нашего восприятия может быть выражена простой формулой: мы воспринимаем объект всегда целостно, как отдельную фигуру, или вообще никак не воспринимаем. В живописной композиции объединяет все компоненты в единое целое найденная автором конструктивная идея, замысел.

Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции.

На наши органы чувств в каждый момент времени действует много предметов, но не все они воспринимаются

с одинаковой степенью активности. Одни из них выделяются нами, выступают в качестве доминанты, и мы сосредоточиваемся на них. Другие - отходят на второстепенный, второй план, сливаются друг с другом воспринимаются менее отчетливо. В соответствии с эти различают объект восприятия, т. е. то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план» [3].

Создание живописного образа требует сформиро-ванности художественного восприятия; его особенности необходимо рассматривать через специфику творческой деятельности, в которой они формируются и развиваются. Художественное восприятие, определяемое задачами изобразительной деятельности, обусловлено спецификой установки, мотивов и интересов личности [4, с. 45].

Для создания целостной композиции необходимо так расставить приоритеты, выделить главное и соотнести с ним второстепенное, чтобы восприятие завершенной работы воссоздавало ту последовательность и ту степень активности сосредоточения внимания, в которой воспринимается объект в реальной действительности. В качестве элементов композиции может выступать как объект изображения, так и часть его, например освещенный или теневой участок, а также группа элементов, которые объединены в композиционный узел общим цветовым или светлотным тоном.

В связи с особенностью зрительного восприятия, окружающая действительность отражается в нем последовательно и избирательно. В первую очередь воспринимается то, что имеет определенную степень активности (цветовую, тональную), и то, что отличается от окружающей среды по какой-либо характеристике (размером, формой, фактурой). Этот первый, самый активный элемент композиции является композиционным центром, доминантой. Остальные композиционные элементы согласуются с ним по активности, напряженности, значимости и организуют общий ритм, который может быть спокойным или беспокойным, прерывистым или плавным, нарастающим или убывающим, простым или сложным, может развиваться по горизонтали или в каком-либо другом направлении. Композиционный центр редко помещают в центре картинной плоскости, обычно это область, распложенная в области золотого сечения, которая наиболее гармонична для восприятия. Если главный элемент помещают в центре или близко к краю картинной плоскости происходит ощущение фрагментарности, конфликта формата и изображения, дискомфорта в восприятии, который, в свою очередь, может повлиять на выразительность композиции, основанную на определенном эмоциональном содержании.

После абстрагированного восприятия объекта изображения методом анализа обобщенного образа перед студентами необходимо ставить задачу на выявление общей композиционной структуры постановки, его смысловой эмоциональной составляющей.

Первоначально необходимо прочувствовать замысел, а затем проанализировать его эмоционально-ассоциативную составляющую с точки зрения статики и динамики, общей напряженности, направленности образа. На этом этапе решается, каким пропорционально будет формат:

вертикально или горизонтально расположенным, приближенным к квадрату или вытянутым, насколько соразмерным будет изображение к формату картинной плоскости, статичной или динамичной будет композиция, решаются вопросы равновесия, выявляется общий цвето-тональный строй композиции, а также соотношение главного и второстепенного, т. е ведется работа по поиску выразительных средств композиции.

Выразительность в живописи - это передача композиционными средствами какой-либо идеи или эмоции.

Композиция в живописи всегда связана со смыслообра-зующей составляющей. Функцию замысла в учебных постановках может выполнять образ постановки, оформленный преподавателем в задачу, которая отражает характерные особенности постановки [5].

Замысел может быть основан на образе обобщенном, обусловленным ассоциацией, эмоциональной или опирающейся на восприятие органов чувств: агрессивный, звонкий, глухой и т. д., а также на образе более конкретном, содержащем в себе какую-то ситуацию или действие: осенний натюрморт, спортивный и т. д. Четкой границы в подходе к замыслу нет, варианты взаимно дополняют друг друга, но основой любого образа является эмоциональное восприятие окружающей действительности.

Тематика практических работ призвана обеспечить возможность изучения основных законов композиционного построения. На начальном этапе обучения необходимо ставить задачи на нахождение композиционного решения темы, опирающейся на ассоциацию, выделяя один из композиционных приемов в качестве главного, ведущего, с помощью которого должна решиться проблема эмоционального содержания. Например: решение темы на весовую, эмоциональную ассоциацию в натюрморте: «тяжеловесный, наглый, напористый» необходимо решить за счет пропорций самого формата и пропорций соотношения изображения к формату. Сам натюрморт в данном случае должен соответствовать поставленной задаче и вызывать подобные эмоциональные ассоциации. Задачи цельности, равновесия, ритмической организованности, в данном случае, должны решаться в общем контексте, не претендуя на роль главных средств выразительности. По мере усложнения учебных постановок, усложняются и композиционные задачи, и способы их решения. Для того чтобы избежать заучен-ности композиционного приема, «штампа» в творческой работе, необходимо предлагать различные подходы к раскрытию содержания, смысловой составляющей.

Целесообразно вести работу по поиску композиции на форэскизе. Часто студенты недооценивают его роль, не понимают его назначения, а ведь именно на этом этапе закладываются основные композиционные связи, решается, с помощью каких композиционных средств будет выражена основная идея постановки. При композиционном поиске на форэскизе целостное видение помогает абстрагироваться и уловить композиционные связи между элементами.

Зачастую у студентов вызывает затруднение переход от формальной композиции, найденной на форэскизе, к композиции в формате. Перенос композиционного решения в плане размещения элементов в листе может осуществляться чисто механическим способом - методом сетки, но в даль-

72

Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)

нейшем найденное композиционное решение необходимо еще раз уточнить, подвергнув зрительному анализу и корректировке, так как восприятие композиции может измениться на большом формате. На этапе подготовительного рисунка учебной постановки, когда ведется работа над линейно конструктивным построением, необходимо учитывать, то, как распределятся в дальнейшем акценты в решении больших цветовых отношений, необходимо расставлять приоритеты с помощью частичного введения тона, использования различной активности линии, напряжение которой усиливается в той части композиции, где присутствует активность, тональный или цветовой контраст.

Работу над живописной композицией на всех уровнях: в композиционном поиске, при работе над подготовительным рисунком и непосредственно при работе в формате, необходимо вести от общего к частному, от больших отношений к детализации, а на завершающем этапе производить обобщение там, где это необходимо. Этот метод работы является классическим и при правильном его использовании (в большинстве случаев) обеспечивает обучающимся наиболее продуктивное и грамотное решение живописной композиции.

Целостное восприятие изображаемой натуры на каждом этапе работы обеспечивает целостность и выразительность воспроизведения натуры на картинной плоскости.

Работа в цвете начинается с больших отношений. Первая прописка в какой-то степени повторяет работу над форэскизом, но необходимо избегать прямого копирования. Возможно, что при определенных условиях работа на формате она будет кардинально отличаться от задуманного варианта на форэскизе, если это композиционно оправдано, выразительно и работает на художественно-образное решение постановки.

При работе в цвете будущий образ живописной композиции необходимо держать мысленно в голове, при этом выстраивать композицию, ориентируясь на закон целостности и выразительности. То есть, другими словами, образ восприятия должен перейти на другой уровень познания действительности и оформиться в образ представления. Это требует от студента определенного опыта в подобной деятельности. Чем ярче и богаче образ представления, тем легче и продуктивнее студенту передать задуманное в живописной композиции.

Студенты начальных курсов, зачастую увлекаются, пытаясь передать цветовое многообразие постановки, в результате чего колористическое решение учебных работ получается чрезмерно пестрым и дисгармоничным. В этом случае необходимо ограничить палитру определенными цветами, соотношение которых соответствуют эмоциональному образу учебной постановки, поставленной композиционной задаче.

Живописный художественный образ строится из соотношения цветовых пятен, различных по размеру, напряженности, пластичности, цветовой и тональной характеристик и т. д., объединенных композиционной структурой [6].

Выразительную живописную композицию студент сможет создать тогда, когда на эмоциональном уровне прочувствует ритм своей идеи, определит композиционные средства, необходимые для ее выражения, обозначив главное и откинув второстепенное, и воплотит сложившийся в его представлении образ в живописном материале на картинной плоскости. Композиционная грамотность является важнейшей составляющей творческого процесса, она дает возможность, начинающему художнику-педагогу развиваться в художественном отношении.

1. Медведев Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования Омск: Издат. дом «Наука», 2008. 290 с.

2. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Совет. худ., 1988. 588 с.

3. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1975. 263 с.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 4 е изд., доп. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 200 с.

5. Шорохов Е. В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. 207 с.

6. Данилова О. Н., Шеромова И. А., Еремина А. А. Архитектоника объемных форм. Владивосток: ВГУЭС, 2005. 98 с.

© Костикова С. Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.