УДК 378.147.88
С. Г. КОСТИКОВА
Омский государственный педагогический университет
ПОВЫШЕНИЕ
КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ_
В статье рассматривается значение междисциплинарных связей между предметами живопись и композиция, а также выделяется важность такого аспекта в повышении композиционной грамоты, как развитие чувства ритма. Предлагается проведение занятий по живописи у студентов начальных курсов художественных специальностей с включением задач, направленных на развитие чувства ритма. Ключевые слова: живопись, композиция, чувство ритма, ритм.
Постоянно повышающиеся требования к профессиональному уровню будущих художников-педагогов требуют комплексной подготовки специалистов, свободно владеющих не только специальными умениями и навыками, высокой эстетической и художественной культурой. Известно что, композиционная грамотность является важнейшей составляющей творческого процесса. Именно композиционной организацией картинной плоскости достигается цельность восприятия и выразительность в любом изображении. Содержание любого учебного живописного изображения, ее идея неразрывно связанны с форматом картины, ритмом, симметрией, асимметрией, соразмерностью, контрастами и т.д.
Для методики обучения живописной композиции огромное значение имеет осмысление опыта педагогической деятельности и творческой работы выдающихся российских художников и педагогов П. П. Чистякова, Д. Н. Кардовского, Е. А. Кибрика, В. А. Фаворского, К. Ф. Юона, Н. Н. Волкова, Е. В. Шоро-хова, считавших основной целью обучения изобразительному искусству развитие у обучающихся гибкости композиционного мышления.
Несмотря на исследовательский интерес современных ученых к многогранной проблеме композиционного построения, все-таки определенные ее кардинальные вопросы остаются еще не решенными.
В этом контексте следует подчеркнуть, что процесс совершенствования композиционной грамоты неразрывно связан с процессом развития творческих способностей — и этот процесс управляемый и формирующий личность художника. А. В. Петровский пишет: «Способность, не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания» [1].
Важнейшим компонентом существования композиции является ритмическая составляющая живописного изображения. Известно, что ритмические закономерности достаточно обстоятельно изучаются в музыковедении, танцах, поэтике, архитектуре и других творческих областях [2].
Своеобразие ритма в живописи, прежде всего, проявляется в конфликте трехмерного восприятия предметов изображения и двухмерности изобража-
емой плоскости. Изображение мы обозреваем с различных точек зрения и направлений [3].
Линейный ритм, чередование величин и акцентов по одному направлению легко оценить. Но если действие картины разворачивается не линейно, если внутренняя структура имеет более сложное строение? Тогда возникает вопрос о критериях оценки ритмичности картины.
Оценки «ритмично», «неритмично» по отношению к живописи основаны на необъяснимом для авторов «чувстве ритма». Исходя из этого чувства происходит выбор того или иного качества изобразительных средств, для выражения идеи, замысла композиции [4].
Выбор формата будущей живописной композиции — в нем уже заложено ритмическое чередование — чередование горизонтали и вертикали, и если формат приближается к квадрату, то ритмически он более спокойный; если вытянутый, то внутренняя структура его более динамична.
Соотношение изображения к формату, это тоже своего рода ритм, т.к. наше восприятие отделяет предметы от фона, в этом случае ритм спокойный тогда, когда изображение соразмерно формату, когда ему не слишком тесно и не слишком свободно в формате. Если происходит конфликт этих двух величин (или затерянность, или вытеснение), то изменяется восприятие ритма, он становится беспокойным.
Цвето-тональное решение живописной работы так же определяется ритмом светлотных и цветовых отношений; если они сближены, т.е. интервалы между цвето-тональными градациями не велики, то композиция будет восприниматься более спокойно и наоборот.
Силовые линии, они пронизывают любую живописную работу. Линии присутствуют как сами по себе, так и в силуэте цветовых пятен, из которых организуется живописное полотно и воссоздается предметный мир. Силовые линии активно участвуют в ритмической организации. Меняя свое направление, размер, интенсивность, пластику, они так же замедляют или ускоряют восприятие зрителя.
Линия, пятно, цветовое, тональное, фактурное — элементы живописного произведения, которые мы
можем воспринять как цельное произведение, лишь когда они находятся в определенном соотношении, взаимосвязи, т.е. в ритме.
Ритм пронизывает всю живописную работу, ритмической организации подчиняется весь арсенал композиционных средств, которые выбирает художник для выражения своего замысла.
Так называемое «чувство ритма», «ритмичность» — отнюдь не является каким-то необъяснимым и необычайным «шестым чувством». Название это образное, и обозначает оно умение человека устанавливать и воспринимать соотношения отдельных моментов движения, образующих законченное органическое целое, то есть умение создавать, выявлять и воспринимать «ритм». В основном это умение сводится к учету конкретных ритмических соотношений, в которых протекает какой-либо процесс (бытовой, трудовой или творческий). Несомненно, что чем полнее человек осознал смысл и воспринял содержание данного процесса, тем легче ему воспринять конкретные ритмические соотношения, то есть раскрыть и воспринять ритм, присущий данному процессу.
Но в работе над выявлением своего замысла человек часто встречается с целым рядом препятствий, возникающих или на почве присущих ему органических недостатков, или вследствие неразвитости навыков к работе с данным материалом.
Развитие чувства ритма у студентов художественных направлений целесообразно осуществлять на начальных курсах обучения, так как именно в этот период происходит освоение дисциплин по основам теории композиции. Студенты знакомятся с законами композиции и возможностями их применения в различных видах изобразительной деятельности.
Так же необходимым условием развития чувства ритма, является активное участие в творческой деятельности.
Именно в процессе творчества наступает момент, когда вычленение и осознание ритмических соотношений представляет собой осознанную задачу. Продуманная последовательность таких заданий и упражнений в порядке постепенного их усложнения обеспечит целенаправленное понимание ритмических закономерностей.
Безусловно, повышение композиционной грамоты обучаемых соотносится с требованиями к практическим занятиям.
Поскольку развитие чувства ритма связано с развитием чувствительности зрительного анализатора, а занятия по живописи носят приоритетно практический характер — наглядный показ образцов живописных произведений, колористических схем, работа с натуры являются принципиально важным условием.
Теоретическая часть должна включать в себя сведения о понятии ритма, его видах, проявлениях в живописи, закономерности ритмических построений и т.д.
Огромно значение имеет наличие межпредметных связей (включение материала по рисунку, композиции, цветоведению, колористке, воздушной и линейной перспективы). Сейчас обучение проводится в основном параллельно по нескольким дисциплинам, что создает определенные трудности в работе обучаемых, которые, приступая к изображению не в состоянии правильно расположить предметы
на изобразительной плоскости, т.к. не умеют еще достаточно хорошо рисовать, не обладают чувством равновесия, ритма и формата.
Подача материала в виде схем — упражнений, максимально сжатых, схематичных, позволяет развивать образное мышление и развивать чувствительность зрительного анализатора (зрительное восприятие и зрительную память) (сравнивать, находить ритмы) задания, содержащие в себе виды ритмических построений. При этом необходимо проводить связь схемы с ее реальным применением. Н. В. Рождественская отмечает, что чувство ритма проявляется через образное мышление. Представление материала в схемах с указанием связей позволит развивать образное мышление. Схематизация учебной информации позволит сократить периоды длительного удерживания внимания, а значит, будет способствовать более полному ее восприятию студентами. Но подавая материал в схемах, необходимо проведение связи между схемой и способом применения этой схемы в живописной работе.
Важным этапом для повышения композиционной грамоты студентов на занятиях по живописи являются мотивационные установки преподавателя, направленных на выявление скрытых ритмических взаимодействий в учебной постановке.
Очень важно найти последовательный переход от выполнения формального задания по композиции к композиции в формате [5]. Намеченные на этапе форэскиза композиционные связи, образующие композиционные узлы и паузы, необходимо перенести на этап подготовительного рисунка. И в процессе работы в цвете учитывать те композиционные связи, которые наметились в процессе поисковой работы. Выбор цветового решения так же должен исходить из задачи, которую диктует композиция. Если ритмически композиция плавная, спокойная, или, напротив, ритм прерывистый и напряженный, то и колорит должен выразить характер живописной композиции. В ходе практической деятельности студентам приходится систематизировать и синтезировать информацию, касающуюся закономерности ритмических построений, применяя ее в процессе работы над живописным решением натюрморта.
Библиографический список
1. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев [и др.] ; под. ред. В. А. Саластенина. — М., 2004. — 368 с.
2. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. — М. : Педагогика, 1981. - Т. 1. - 328 с.
3. Фаворский, В. А. Литературно-теоретическое наследие / В. А. Фаворский. — М. : Советский художник, 1988. — 588 с.
4. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М. : Искусство. — 1975. — 263 с.
5. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. — М. : Просвещение, 1986. — 207 с.
КОСТИКОВА Светлана Геннадьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры академической живописи и рисунка.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.12.2014 г. © С. Г. Костикова