2. Грачев И. Способна ли ипотека быстро решить жилищный вопрос в России? // Эксперт. 2005. № 21.
3. Логинов М.П. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения // Деньги и кредит. 2002. № 4.
4. Нугаев Р.А. Региональные схемы ипотечного кредитования и проблемы их дальнейшего развития // Деньги и кредит. 2004. № 10.
5. Степанов А.Г. Об ипотечном жилищном кредитовании // Жилищное право. 2005. № 9.
Поступила в редакцию 10.04.2008 г.
Kudryavtseva N.Yu., Prosvirin A.V. On formation of the mortgage lending system in Russia. The article shows the contemporary state of mortgage lending system and reflects the basic trends and problems of its development. Besides, in this article the role of banks in the mortgage lending system is shown.
Key words: system of mortgage lending, mortgage lending credit, mortgage lending credit formation.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
И.В. Кондраков
Проанализированы теоретические аспекты, определяющие сущность коммерческой деятельности и конкурентоспособности промышленного предприятия. Предложены рекомендации по разработки механизма совершенствования коммерческой деятельности. Представлен алгоритм принятия решения как основное средство совершенствования коммерческой деятельности и повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Ключевые слова: коммерческая деятельность, конкурентоспособность предприятия, факторы успеха коммерческой деятельности, экономический потенциал, алгоритм принятия решения.
В современных условиях развития рыночных отношений все большее значение в хозяйственной деятельности промышленных предприятий занимает коммерческая деятельность. Поскольку от ее эффективности зависит основной результат деятельности промышленных предприятий - финансовая устойчивость, рентабельность, максимальное удовлетворение требований потребителей, что дает возможность рассматривать ее в качестве одного из ряда основных конкурентных преимуществ предприятий.
Следовательно, их стратегической задачей является совершенствование коммерческой деятельности, рассматриваемое в качестве инструмента повышения конкурентоспособности.
В контексте статьи мы рассматриваем коммерческую деятельность промышленного предприятия в качестве основного бизнес процесса, целью которого является осуществление и совершенствование торговотехнологических процессов и трансакционных отношений, направленных на удовлетворение с прибылью требований потребите-
лей в условиях высокой динамики конкурентной среды. При этом ее специфика для промышленного предприятия характеризуется составом осуществляемых процессов, к числу которых были отнесены: материальнотехническое обеспечение, осуществление хозяйственных связей с партнерами (трансакционные отношения), сбытовая деятельность, товарная политика. В свою очередь конкурентоспособность определяется состоянием развития экономического потенциала, позволяющего гибко подстраивать его деятельность под динамику конкурентной среды и требования потребителей.
На конкурентоспособность предприятия оказывает влияние множество факторов, без учета и анализа которых оно может потерять конкурентные позиции в отрасли. По этой причине в процессе совершенствования коммерческой деятельности важным условием является изучение природы и сущности конкурентоспособности. Кроме того, на эффективность данного процесса влияет:
- специфика промышленного производства (единичное, серийное, массовое);
- ориентация коммерческой деятельности на ключевые факторы успеха, в частности, ориентация на потребителя, наличие квалифицированного персонала и необходимых условий для самореализации, качество реализуемой продукции, информационное обеспечение коммерческой деятельности, постоянный учет и анализ фактора риска.
Вместе с тем, в процессе проектирования механизма совершенствования коммерческой деятельности следует определить к нему требования. Основные из них, касающиеся его содержания, структуры и функций, можно сформулировать следующим образом:
- механизм совершенствования коммерческой деятельности должен содержать набор таких методов, которые обеспечивали бы его адаптивность в условиях динамики конкурентной среды;
- по структуре механизм должен содержать в сбалансированном виде все входящие в него компоненты;
- по функциям - быть прогностическим, то есть заключать в себе возможность обновления каждого из компонентов и их взаимосвязи.
Предложенная интеграция подходов к совершенствованию коммерческой деятельности позволяет отразить основную теоретико-методологическую базу, характеризующую важность предлагаемых разработок, позволяет учесть весь спектр управленческих, организационных, экономических воздействий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Коммерческая деятельность, в сравнении с остальными функциями промышленного предприятия, является наиболее важной, поскольку она обеспечивает не только спрос на продукцию, доверительные отношения с партнерами, но и основные экономические показатели хозяйственной деятельности.
По этой причине способность руководства и сотрудников коммерческих служб подстраивать работу подразделения под изменяющиеся условия конкурентной среды предприятия способствует страхованию от возможных рисков, обеспечивает ее эффективность, создает конкурентные преимущества в данной области.
Основным средством, способным решить поставленные задачи, на наш взгляд, является алгоритм принятия рационального решения. С учетом специфики коммерческой деятельности промышленного предприятия и разработанных принципов алгоритм принятия решения имеет следующий вид (рис. 1).
В рамках данного алгоритма на первом этапе осуществляется анализ факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность промышленного предприятия. В исследовании факторы были разделены на прямые и косвенные. Таким образом, исследование осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Производство:
- особенности функционирования организации на конкретном сегменте рынка;
- материально-техническая оснащенность;
- уровень разработанности технологий изучения и удовлетворения потребностей клиентов;
- особенности промышленного производства товаров;
- ресурсное обеспечение производственных процессов;
- уровень использования инновационных технологий;
- качество производимой продукции.
2. Коммерческая деятельность:
- особенности позиционирования организации;
- адаптивная сбытовая и ассортиментная политики промышленного предприятия;
- традиции и механизмы взаимодействия с целевой аудиторией;
- формы дистрибутивных каналов;
- средства стимулирования сбыта;
- инновационные подходы в системе сбыта.
3. Управление предприятием:
- наличие свободных коммуникаций по вертикальным и горизонтальным уровням компетентности и ответственности;
- адаптивность системы управления;
- разработанность системы стратегического планирования;
- наличие механизма формирования, поддержания и развития организационной культуры;
Рис. 1. Алгоритм принятия решения в сфере коммерческой деятельности промышленного предприятия
4. Маркетинг:
- средства реализации целей деятельности организации;
- технологии разработки и позиционирования новых услуг;
- система принятия маркетинговых решений;
- механизм изучения потребительских предпочтений внутренних и внешних потребителей;
- система управления маркетинговыми программами.
5. Финансы:
- ценовая политика организации;
- уровень рентабельности коммерческой деятельности;
- система механизмов управления затратами.
6. Кадровый потенциал:
- уровень профессиональной компетентности специалиста в конкретной предметной области;
- уровень сформированности умений адекватного выбора средств современных информационных и коммуникационных технологий, с целью оптимизации и повышения эффективности реализации профессиональных функций;
- уровень сформированности умений использования инструментальных средств моделирования в процессе изучения изменений потребительских предпочтений и создания условий их удовлетворения;
- уровень сформированности профессиональной культуры специалиста;
- уровень сформированности индивидуально-психологических навыков (адапци-онная мобильность, контактность, стрессо-устойчивость, доминантность).
7. Международное окружение.
По результатам анализа выявляются сильные и слабые конкурентные стороны промышленного предприятия, состояние экономического потенциала, формируется стратегический план развития предприятия. Это создает предпосылки к формированию стратегии повышения конкурентоспособности, при этом обязательным условием является ее соответствие стратегическому плану развития предприятия.
Было выявлено, что эффективность коммерческой деятельности обеспечивается ее направленностью на ключевые факторы ус-
пеха, к числу которых в диссертационном исследовании были отнесены:
- ориентация на потребителя;
- наличие квалифицированного персонала и необходимых условий для самореализации;
- качество реализуемой продукции;
- информационное обеспечение коммерческой деятельности;
- постоянный учет и анализ фактора риска.
Наличие этих факторов обеспечит адаптивность коммерческой деятельности к условиям конкурентной среды, ее результативность, позволит избежать возникновения рисковых ситуаций.
На сегодняшний день четкой регламентации факторов не существует, следовательно, коммерческий успех целиком и полностью зависит от эффективности организационных решений принятых в результате их выявления.
В рамках следующего этапа руководства осуществляется анализ и выбор подходов к управлению коммерческой деятельностью. В ходе проведения исследования было выявлено, что в современной практике предприятий управление коммерческой деятельность осуществляется в двух аспектах: самостоятельное управление и управление коммерческой деятельностью как части системы управления предприятием. Анализ осуществляется на основе выявленных положительных и отрицательных последствий. В результате осуществляются управленческие функции: организация, планирование, мотивация, координация и контроль, направленные на регулирование коммерческих процессов.
К основным коммерческим процессам промышленного предприятия были отнесены:
1. Материально-техническое обеспечение:
- исследование рынка сырья и материалов;
- составление плана и организация закупок материальных ресурсов;
- обеспечение квалифицированным персоналом в области коммерческой деятельности.
2. Осуществление хозяйственных связей с партнерами (трансакционные отношения):
- отбор наиболее выгодных партнеров (в сфере рекламы, консалтинга, сбыта, производства и т. д.);
- оценка их результатов деятельности;
- установление хозяйственных связей.
3. Сбытовая деятельность (включая маркетинговую и рекламно-информационную деятельность):
- анализ рынков сбыта;
- поиск и установление коммерческих связей с посредническими и конечными покупателями;
- документальное оформление операций по отпуску товаров;
- контроль над исполнением договорных обязательств;
- организация товароснабжения;
- осуществление торгово-технологических операций;
- анализ и использование методов стимулирования продаж;
- взаимодействие с рекламными агентствами.
4. Товарная политика:
- определение величины товарных запасов (номенклатура предоставляемых услуг);
- поддержание необходимого уровня товарных запасов;
- принятие мер по ускорению оборачиваемости товарных запасов.
В результате осуществленных мероприятий сопоставляются результаты коммерческой деятельности промышленного предпри-
ятия эталонному сценарию развития, т. е. запланированные результаты деятельности, заявленные в стратегическом плане предприятия. Если выявляются отклонения, механизм осуществляется заново до получения положительных значений.
Таким образом, посредством алгоритма принятия решения оптимизируются результаты коммерческой деятельности, повышается ее адаптивность к условиям конкурентной среды, что является ключевыми условиями ее эффективности. Это дает возможность рассматривать данный подход в качестве эффективного инструмента повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Поступила в редакцию 15.04.2008 г.
Kondrakov I.V. Commercial activity improvement as an instrument of competitiveness rising in entrepreneurial structures. In the paper the theoretical aspects of commercial services quality management are analyzed. Recommendations are suggested as to elaboration of the mechanism of commercial activity improvement. The decision-taking algorithm is presented as a basic means of commercial activity improvement and rising the competitiveness of an industrial plant.
Key words: commercial activity, plant competitiveness, factors of successful commercial activity, economic potential, decision-taking algorithm.