ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
КУРБАНОВА У.А.
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО РАСЧЕТА КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В статье рассматриваются ключевые аспекты экономического механизма управления на промышленном предприятии на основе внедрения коммерческого расчета и сопутствующих ему методов: ценообразование, управление конкурентоспособностью. Также в статье раскрываются некоторые особенности внутрифирменного расчета как составной части коммерческого расчета.
KURBANOVA U.A.
SOME OF CHARACTERISTICS OF THE COMMERCIAL CALCULATION AS THE BASES OF ECONOMIC MANAGEMENT MECHANISM ON THE INDUSTRIAL ENTERPRISES.
The article deals with the key aspects of economic management mechanism at the industrial enterprise based on the implementation of commercial profit and its accompanying methods: pricing, management of competitiveness. The article also dwells on some picularities of in-house profit as a compound part of a commercial culculation.
Ключевые слова: коммерческий расчет, экономические методы, методы управления, цены, конкурентоспособность, экономика предприятия, промышленное предприятие.
Keywords: commercial culculation, economic methods, management methods, prices, competitiveness, economy enterprise, industrial enterprise.
Главным ориентиром при применении экономических методов является обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия, его конкурентоспособности на рынке (в отрасли), что в конечном итоге способствует получению прибыли и росту капитала. Вместе с тем разные экономические методы имеют различную степень воздействия в зависимости от целей и задач. В данном разделе рассматриваются методы экономического воздействия на деятельность промышленного предприятия: коммерческий расчет (внутрифирменный расчет), цены и ценообразование, оценка конкурентоспособности предприятия, которые, на наш взгляд, составляют экономику конкретного промышленного предприятия [1].
Экономический механизм функционирования и развития предполагает использование метода коммерческого расчета, исходя из глобальной хозяй-
ственной политики и целеполагания промышленных предприятий. Основными направлениями здесь выступают рентабельность производства и сбыта; эффективность распределения капиталовложений и размещения производства; вопросы финансирования и кредитования; перспективы развития технологии; реализация кадровой политики, расширение организационной структуры предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения промышленных предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой его деятельности.
Для более полного понимания и раскрытия сути и содержания коммерческого расчета необходимо изучить и проанализировать природу возникновения этого важнейшего экономического метода. Сегодня привычный термин «хозяйственный расчет» заменяется термином «коммерческий расчет» как более точно обозначающим метод ведения хозяйства путем соизмерения в стоимостной (денежной) форме затрат труда и результатов хозяйственной деятельности. Это понятие совмещает в себе и экономические отношения партнеров, и организационно-управленческие аспекты деятельности организаций и их подразделений.
Введение коммерческого расчета обуславливает создание таких условий, при которых внешние коммерческие отношения предприятия и его внутрихозяйственные отношения строятся и реализуются в одном режиме, подчиняются единой цели[13]. Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности деятельности предприятия.
Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами деятельности промышленного предприятия, реализуемыми в рамках коммерческого расчета, являются:
❖ общая политика предприятия и инструменты ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), нацеленных на повышение конкурентоспособности и рост устойчивой прибыли;
❖ организация условий устойчивого финансирования (с учетом всех источников) производственной деятельности и развития предприятия.
Существуют различные рычаги и инструменты реализации коммерческого расчета, которые определяются в каждом конкретном случае поставленной задачей[6].
Определенный научный и практический интерес в случае расширения организационной структуры промышленного предприятия приобретает расчеты между подразделениями предприятия. Мы считаем этот аспект специ-
фическим для предприятий по производству безалкогольных напитков и минеральной воды, имеющих сложную организационную структуру, требующую наличия результатов обособленных структурных подразделений[7].
Необходимость разработки специфических методов и инструментов взаимодействия и расчета в этом случае вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых структурными подразделениями, в условиях предоставления им оперативной самостоятельности. Характер отношений между подразделениями предприятия в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.
Структурные подразделения предприятия (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе[12]. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Все расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании, то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия [4].
Отсюда возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.
Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли), основными условиями его применения являются: хозяйственное положение и правовое положение структурного подразделения предприятия.
Хозяйственно-экономическое положение конкретного подразделения определяется степенью его оперативной самостоятельности и предоставляемыми его руководителю полномочиями. В рамках внутрифирменного расчета каждое такое подразделение определяется как «сектор», от работы которого зависит целостность деятельности и финансовая независимость предприятия [5].
На каждый такой сектор предприятия возложена цель содействия в получении наивысших результатов деятельности. За правильность постановки задач, показателей текущих и стратегических планов отвечает руководитель подразделения (сектора). При этом руководитель сектора несет материальную и административную ответственность за те результаты деятельности подразделения, которые непосредственно зависят от принимаемых им решений [13]. В рамках единой политики предприятия он может принимать меры по снижению издержек производства, намечать направления научных иссле-
дований и разработок по усовершенствованию продукта и повышению его качества, осуществлять внедрение новой продукции в производство, организовывать изучение рынка, рекламу, сбыт, транспортировку продукции. Руководитель сектора отвечает за эффективность использования основного капитала, определяет потребности в новых капиталовложениях и добивается от высшего управления гарантированного финансирования.
Оценка деятельности руководителей секторов производится по результатам выполнения установленных показателей по прибыли, и от этого зависит его вознаграждение. Тем самым стимулируются его инициатива и оперативная деятельность, и в то же время высшее руководство освобождается от необходимости осуществлять контроль по всем экономическим показателям деятельности каждого сектора[10].
Характер экономических отношений внутри крупных предприятий с широкой организационной структурой определяется в значительной степени наличием юридической самостоятельности у отдельных подразделений. Так, производственные отделения и филиалы, не имеющие юридической самостоятельности, не обладают правом заключать сделки на договорной основе внутри предприятия, их отношения с другими производственными подразделениями строятся на основе календарных планов, где отражаются все взаимные обязательства между секторами[11]. Каждый сектор наделен основными и оборотными средствами и отчитывается перед высшим управлением по важнейшим показателям рентабельности, прибыли, доли на рынке.
Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта (минимизации затрат) в рамках предприятия. В соответствии с этим строится система внутренних цен, отчислений и платежей, которые выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность предприятия и, следовательно, выполняют роль регулятора издержек производства.
Коммерческий и внутрифирменный расчеты представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед предприятием и ее отдельными подразделениями. Тем не менее существенным различием именно в механизме их функционирования является то, что внутрифирменный расчет осуществляется в границах единой собственности компании, в то время как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками [9]. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.
Ценам и ценообразованию принадлежит центральное место в экономическом механизме управления промышленным предприятием.
На первый план все больше выдвигается управленческий механизм установления цен, когда реализуются функции маркетинга на предприятии и во главу угла ставятся потребности рынка. Некогда отказ от системы планирования привел к краху многих крупных предприятий, и сегодня планирование
становится важнейшим среди экономических методов управления на предприятии. Долгосрочные планы и программы развития производства позволяют правильно сформировать ход деятельности предприятия, его секторов и дочерних компаний. Это выдвигает требования относительной устойчивости рыночных условий и стабильных цен или стабильных тенденций в их изменении [4].
Промышленные предприятия планируют свою политику цен в долгосрочной перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу. Учитывая эти изменения, политика ценообразования должна предопределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом. Эффективное ценообразование во многих случаях дает возможность увеличить прибыль предприятия.
Разработка структуры цены играет исключительно важную роль в механизме ценообразования [3]. Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности компании и ее отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и источниках прибыли.
В рамках внутрифирменного расчета ценообразование строится на иных принципах и цены выполняют свои функции в модифицированном виде. Важнейшая особенность ценообразования вытекает из того, что оборот внутри предприятия не имеет коммерческого характера и, по существу, не является товарным обменом, поэтому и цены на уровне отдельно взятого сектора не устанавливаются под влиянием рыночного спроса и предложения, а являются результатом хозяйственной политики в интересах всего предприятия в целом и носят в основном расчетный характер[11].
Ещё одним экономическим методом управления в условиях рыночной экономики, способствующим реализации принципа коммерческого расчета, является повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием, а значит, и самого предприятия, что позволит характеризовать его на рынке как надежного делового партнера и обеспечит упрочение его позиций на рынке. Этот факт определяет целесообразность включения данного инструмента экономического воздействия в общую систему управления предприятием, и мы считаем необходимым рассмотреть меры, предпринимаемые предприятиями для обеспечения их конкурентоспособности.
Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности [8].
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность.
Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные.
Понятие конкурентоспособности включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на отраслевом рынке (национальном или мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность самого производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое, поскольку по продукции судят о предприятии. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара, определяющую роль при этом играют методы экономического воздействия на деятельность предприятия [11].
На уровень конкурентоспособности промышленного предприятия важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.
Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия является важным составляющим элементом экономической системы управления, оказывающим существенное влияние на результаты деятельности производителя продукции. Она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые необходимо предпринять для обеспечения и упрочения конкурентных позиций на конкретном рынке [7].
Такая оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость («продуктовая дифференциация»); ценовая политика предприятия и механизм формирования цен на конечную продукцию; набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приемов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг. Результаты таких исследований берутся за основу при разработке стратегии предприятия, его технической, ассортиментной и сбытовой политики [14].
В современных условиях конкурентоспособность производителя на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.
В решении этих вопросов целесообразно изучить опыт ведущих мировых держав. В Японии считают, что для обеспечения конкурентоспособности
компании на мировом рынке необходима, прежде всего, конкурентоспособность ее продукции на внутреннем рынке. Внутренний рынок Японии характеризуется многими специфическими особенностями, что накладывает существенный отпечаток на конкурентоспособность японских компаний:
❖ наличие более высокой конкуренции на внутреннем рынке, чем на мировом, которая стимулирует постоянные нововведения и высокий уровень конкурентоспособности японской продукции на мировом рынке;
❖ предпочтение на внутреннем рынке отдается высококачественным изделиям. Акцент на качество продукции обусловлен в первую очередь конкуренцией на внутреннем рынке и уже во вторую очередь на внешнем;
❖ зарубежным компаниям приходится придавать своим товарам особые потребительские свойства, чтобы закрепиться на японском рынке. Дешевые низкокачественные товары там не покупаются (например, фотокамера Кодак, дешевые традиционные часы с циферблатом);
❖ товары, продаваемые на японском рынке, должны строго учитывать специфические требования японского потребителя, направленные на повышение надежности, удобства, размеров изделий, отвечающих национальным обычаям. Например, бесшумность и малые габариты - обязательные требования к стиральным машинам, холодильникам, электробритвам, автомашинам;
❖ высокая доля компаний-производителей на внутреннем рынке, не обеспечивающих достаточной конкурентоспособности на мировом рынке из-за высоких транспортных издержек и отсутствия технологического превосходства над зарубежными конкурентами. К таким товарам относятся пиво, цемент, продукция стекольной промышленности.
Японские компании благодаря внедрению принципов экономного управления, ориентированного на конечный результат предприятия, и контроля за качеством одержали в современных условиях победу на многих мировых рынках технологически сложной продукции.
Таким образом, экономическое воздействие на промышленное предприятие в основном определяется степенью использования коммерческого расчета в его деятельности как решающего фактора при проведении глобальной политики хозяйствования. То есть, отталкиваясь от принципа коммерческого ведения деятельности предприятия, формируются и другие экономические методы воздействия: ценообразование и оценка конкурентоспособности предприятия. Рыночный характер рассматриваемых экономических методов управления определяется главной целью деятельности предприятия - получение прибыли[15].
Сегодня, когда происходит усложнение управленческих проблем, что связано с возникновением принципиально новых задач, значительно возрастает необходимость постоянного развития механизма управления промыш-
ленным предприятием и его совершенствования на основе коммерческого расчета, который объединяет ресурсы, организацию управления и производства, а также обобщение зарубежного опыта решения данных проблем и возможности его применения в условиях российской экономики.
_Литература_
1. Акмаев Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Аникин Б.А., Рудная И.Л. Аутсорсинг и аустафинг : Высокие технологии менеджмента. - М.: Инфра-М, 2007.
3. Волкова И.О., Кобец Б.Б. Управление активами энергетических компаний: зарубежный опыт. - СПб.: ГПбГПУ, 2007.
4. Генкин Б.В. Основы экономической теории и методы организации эффективной работы. - М.: Норма, 2007.
5. В.Д. Грибов «Менеджмент». Учебное пособие. - М.: 2007. - С. 60-76
6. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник, 8-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007-2008.
7. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2006.
8. Лукъянова Л.М. Теоретико-методологические основы структурно-целевого анализа и синтеза организационно-технических комплексов. -СПб.: Наука, 2006.
9. Медников В.И., Орехов С.А. Эффективное управление предприятием// Экономика и управление, 2007, №2 (28)
10.Мильнер Б.З. Теория организаций. Изд. 3. - М.: ИНФРА-М, 2008.
11. Попов Е.П. Эволюция институтов микроэкономики. - М.: Наука, 2007.
12. Попов Ю., Яковенко О. Управление проектами. - М.: ИНФРА-М, 2007.
13. Российский статистический сборник. 2007: Стат. сб./ Росстат. - М., 2007.
14. Савельев А.А. Методы управления потенциалом промышленного предприятия. - СПб.: Политехника, 2006.
15. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М., 2008.