ни (в мин) на 1 посещение по результатам фотохроно-метражных наблюдений; k - количество посещений на 1 заболевание
Годовой бюджет рабочего времени стоматолога (Б) составил 89 496 мин.
441 113,8 мин 441 113,8 мин Д1 =-=-= 4,93.
1 89 496 мин 89 496 мин Расчеты показали, что при сложившейся структуре патологии количество должностей стоматолога-терапевта в новой организационной форме труда по объему работы составила 4,93 должности на 10 000 взрослого населения
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости увеличения объема стоматологической помощи взрослому населению; увеличения норматива обеспеченности населения стоматологами; пересмотра нагрузки врача-стоматолога с учетом новых форм и технологий работы; необходимости увеличения соотношения количества врачей и медицинских сестер (1:1; 1:2); совершенствования учета объема работы врача и объективизации отчетных данных
Разработанная и апробированная в ходе эксперимента организационно-функциональная модель работы стоматолога с ассистентом стоматологическим, включающая алгоритмы и объем работы в новых условиях, а также нормирование труда врача и ассистента стоматологического и потребность в стоматологах в новых условиях работы, может быть использована органами и учреждениями здравоохранения в стоматологии
ЛИТЕРАТУРА
1. Садовский В. В. Новые технологии в работе стоматологических поликлиник: Автореф . дис . . . . д-ра мед . наук. - М . , 1998 .
2 . Бутова В. Г., Максимовский Ю. М., Ковальский В. Л., Гераскин
В. Л. Особенности организации предпринимательской деятельности в стоматологической практике . - М . , 2000.
3 . Роговой М. А. Изучение затрат рабочего времени работников
учреждений здравоохранения в целях нормирования: Метод . указания МЗ СССР ВНИИСГ и ОЗ им . Н . А . Семашко . - М . , 1979.
4 . Шипова В. М. Основы нормирования труда в здравоохранении
(учеб . пособие) / Под ред . О . П . Щепина. - М . , 1998 .
5 . Ковальский В. Л. Стоматологическая помощь детскому населе-
нию г. Москвы и пути ее реформирования . - М . , 2001.
Поступила 31. 08 .12
Образование и кадры
© А. Н. Плутницкий, 2013 УДК 614.2:616-051
А. Н. Плутницкий
совершенствование кадрового обеспечения муниципальных Больничных
учреждений
ФГБУ Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, 12, Россия
В статье показано, насколько важно проводить анализ совершенствования использования кадрового обеспечения муниципальных больничных учреждений в рамках совершенствования планирования их работы и оптимального определения потребности в кадровых и других видах ресурсов.
Ключевые слова: кадровое обеспечение, организационно-штатные мероприятия, укомплектованность медицинскими кадрами, муниципальные больничные учреждения
THE IMPROVEMENT OF MANPOWER SUPPORT OF MUNICIPAL HOSPITALS
A.N. Plutnitskiy
The article demonstrates the importance of analysis of improvement of implementation of manpower support of municipal hospitals in the framework of development ofplanning their activities. The optimal identification of demand in manpower and other types of resources is considered.
Key words: manpower support, organizational staff activities, medical staffing, municipal hospital
Медицинские кадры являются наиболее значимой и дорогостоящей частью ресурсного обеспечения здравоохранения, что требует существенных затрат на совершенствование подготовки сотрудников, в итоге они помогают обеспечить результативность и эффективность деятельности не только всей системы здравоохранения в целом, но и отдельных ее структурных подразделений [1-3].
Андрей Николаевич Плутницкий - канд . мед . наук, ст. науч . сотр . (plutnitsky@gmail . com)
Одним из главных факторов, влияющих на ценность кадровых ресурсов, является не наращивание численности медицинского персонала, а наличие квалифицированных специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем знаний и опыта в области здравоохранения, особенно эта проблема актуальна на муниципальном уровне [1, 3-5].
С целью более рационального использования и развития кадрового потенциала МУЗ Клинская городская больница нами был проведен анализ обеспечения кадровыми ресурсами, а также показатели работы кадрового состава данного лечебно-профилактического учрежде-
Таблица 1
Соотношение должностей врачебного и среднего медицинского персонала за 2009-2011 гг.
Количество занятых
Медицинские кадры должностей
2009 г. 2010 г. 2011 г.
Врачи 314,0 313,75 320,5
Средний медицинский персонал 587,75 588,5 590,25
Соотношение врачебного и среднего медицинского персонала 1,87 1,88 1,84
ния (ЛПУ) за 3 года . Деятельность больницы оценивали на основании формы статистической отчетности № 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении" .
Во-первых, проанализировали динамику изменения показателей состава медицинских кадров больницы за 2009-2011 гг. Установили, что медицинскую помощь населению, обслуживаемому Клинской городской больницей, оказывает персонал в составе 1633 штатных единиц, в том числе 19,9% врачей, 36,7% среднего медицинского персонала, 21,5% младшего медицинского персонала. При этом хотелось бы отметить, что показатель соотношения врачей и средних медицинских работников по занятым должностям составил в 2011 г. 1/1,84 (табл . 1) .
Важным направлением совершенствования развития кадрового потенциала становится проведение организационно-штатных мероприятий, в том числе укомплектование ЛПУ в соответствии с определенной потребностью в медицинских кадрах [4, 5].
В структуре штатных должностей врачей больницы в 2011 г. наибольшая доля приходилась на врачей-терапевтов - 22,6% (из них участковых врачей-терапевтов, включая приписные участки, 14,5%),
врачей акушеров-гинекологов - 10%, врачей-анестезиологов-реаниматоров - 8,8%, врачей-хирургов -6%, врачей-рентгенологов - 4,5%, врачей-травматологов-ортопедов - 4,3%, врачей-неврологов - 4,2%, врачей клинической лабораторной диагностики - 3,8% (табл 2)
Укомплектованность по подавляющему большинству врачебных должностей в больнице в 2011 г. составила в результате высоких коэффициентов совместительства, поэтому можно говорить о недостаточной доступности первичной и специализированной медицинской помощи . Так, врачи-онкологи и врачи-неонатологи работают на трех ставках, коэффициент совместительства врачей клинической лабораторной диагностики - 3,06, врачей функциональной диагностики - 3,67, врачей приемного отделения - 4,5. Высокие показатели совместительства также не могут не сказаться на качестве оказываемой медицинской помощи и требуют проведения мероприятий, направленных на улучшение использования кадрового потенциала ЛПУ
Огромное значение при анализе кадрового потенциала отводится соотношению между численностью физических лиц и численностью штатных должностей За анализируемый период в целом по ЛПУ отмечен рост численности как штатных должностей врачей, так и занятых (табл . 3), при этом численность врачей (физических лиц) несколько снизилась с 205 в 2009 г. до 202 в 2011 г. Возрос и процент укомплектованности, составив 98,54% по всем врачебным должностям, что во многом объясняется совместительством: коэффициент совместительства увеличился с 1,53 (в 2009 г. ) до 1,59 (в 2011 г. ) .
Результаты анализа состава средних медицинских работников по специальностям свидетельствуют о том, что в структуре штатных должностей среднего медицинского персонала больницы в 2011 г. наибольшая доля приходилась на медицинских сестер (65,1%), акушерок (5,6%), медицинских лабораторных техников (4,8%), рентгенолаборантов (3,7%) .
В целом по учреждению за последние три года наблюдалась неблагоприятная ситуация с обеспеченностью средним медицинским персоналом (табл . 4): при увеличении количества штатных и занятых должностей число физических лиц имело стойкую тенденцию к снижению с 426 в 2009 г. до 398 в 2011 г. (уменьшение на 6,6%) . Со снижением численности медицинских сестер в Клинской городской больнице возрастал коэффициент совместительства, который в 2011 г. составил 1,48 ставки
Коэффициент совместительства по среднему медицинскому персоналу несколько ниже, чем по врачам,
- 1,48 . На фоне общего показателя наибольший коэффициент совместительства наблюдали по следующим специальностям: лаборанты клинических лабораторий (1,75), акушерки (1,68), медицинские сестры функциональной диагностики (1,67) . Эти данные также указывают на необходимость принятия управленческих решений по разработке мероприятий, направленных на оптимизацию кадровых ресурсов среднего медицинского персонала ЛПУ района .
Основным критерием работы врача является его компетентность, которая включает квалификацию, широкий кругозор и правомочность в осуществлении принимаемых решений Поэтому одной из главных задач совершенствования кадровой политики в ЛПУ является проведение мероприятий по повышению профессионального уровня, сохранению стабильности и обеспечению высокого качества состава медицинского персонала
В связи с вышесказанным в результате сравнительного анализа системы подготовки и переподготовки врачебного и среднего медицинского персонала больницы установили, что число врачей, имеющих сертификат специалиста, за анализируемый период составило 100%, 5 врачей имеют ученую степень кандидата медицинских наук, также уменьшилось число врачей, имеющих высшую и I квалификационную категорию,
- 28,7 и 24,8% соответственно (табл . 5) . При этом число средних медицинских работников, имеющих сертификат, в 2009-2011 гг. увеличилось на 9,6%, однако наблюдается уменьшение числа средних медицинских работников, имеющих I и II квалификационную категорию (табл 6)
Одним из основных направлений работы по совершенствованию кадрового обеспечения является также организация работы по повышению квалификации всех специалистов В 2012 г в больнице запланировано проведение повышения квалификации 54 врачей и 84 средних медицинских работников . Профессиональную переподготовку пройдут 7 человек по следующим специальностям: кардиология, терапия, пульмонология, ревматология, анестезиология и реаниматология, организация здравоохранения Кроме того, проводится подготовка медицинского персонала, участвующего в реализации мероприятий, которые направлены на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и по программе формирования здорового образа жизни для центров "Здоровье"
Для совершенствования и развития кадрового обеспечения необходимо также разработать эффектив-
Таблица 2
Штатная численность, укомплектованность и коэффициент совместительства врачебного персонала Клинской городской
больницы за 2011 г.
Врачебная должность Структура штатных должностей, % Укомплектованность штатов, % Коэффициент совместительства в целом по учреждению
в целом по учреждению в том числе в поликлинике в целом по учреждению в том числе в поликлинике
Руководители учреждения и их заместители 1,84 0,61 100,00 100,00 1,00
Терапевты 22,60 19,68 97,28 96,88 1,28
Из них участковые участков (включая приписных) 14,53 14,53 95,77 95,77 1,10
Пульмонологи 0,46 0,46 100,00 100,00 1,50
Ревматологи 0,23 0,23 0,00 0,00 -
Кардиологи 3,54 0,85 100,00 100,00 2,30
Диетологи 0,31 - 100,00 - 1,00
Нефрологи 0,31 0,31 100,00 100,00 1,00
Эндокринологи 0,92 0,92 100,00 100,00 1,50
Инфекционисты 0,31 0,31 0,00 0,00 -
Физиотерапевты 0,69 0,38 100,00 100,00 2,25
Врачи по лечебной физкультуре 0,77 0,61 100,00 100,00 2,50
Врачи функциональной диагностики 3,38 1,69 100,00 100,00 3,67
Хирурги 6,00 2,08 100,00 100,00 1,30
Травматологи-ортопеды 4,30 0,46 100,00 100,00 1,56
Урологи 1,46 0,31 100,00 100,00 1,19
Нейрохирурги 0,15 - 100,00 - 1,00
Анестезиологи-реаниматологи 8,84 - 100,00 - 1,80
Эндоскописты 0,92 0,92 100,00 100,00 1,50
Онкологи 0,92 0,61 100,00 100,00 3,00
Стоматологи 1,23 1,23 100,00 100,00 1,00
Стоматологи-терапевты 1,54 1,54 100,00 100,00 1,25
Стоматологи-хирурги 0,92 0,77 100,00 100,00 1,50
Акушеры-гинекологи 10,00 4,77 100,00 100,00 1,41
Педиатры 0,46 0,46 100,00 100,00 1,50
Из них участковые участков (включая приписных) 0,46 0,46 100,00 100,00 1,50
Неонатологи 1,84 - 100,0 - 3,00
Офтальмологи 2,00 1,31 100,00 100,00 1,63
Отоларингологи 2,84 1,38 100,00 100,00 1,85
Сурдологи-отоларингологи 0,08 0,08 100,00 100,00 1,00
Неврологи 4,23 2,15 100,00 100,00 1,25
Психиатры-наркологи 0,15 0,15 100,00 100,00 1,00
Патологоанатомы 1,54 - 100,0 - 2,50
Врачи клинической лабораторной диагностики 3,77 2,69 100,00 100,00 3,06
Врачи ультразвуковой диагностики 2,77 1,69 100,00 100,00 2,25
Рентгенологи 4,46 2,00 100,00 100,00 1,81
Врачи приемного отделения 1,38 - 100,0 - 4,50
Рефлексотерапевты 0,15 0,15 100,00 100,00 1,00
Врачи общей практики (семейные) 0,92 0,92 100,00 100,00 1,00
Прочие 1,77 0,85 82,61 100,00 1,58
Всего.. . 100,0 52,57 98,54 97,81 1,59
Таблица 3
Численность должностей, физических лиц, укомплектованность и коэффициент совместительства врачебного персонала за 2009-2011 гг.
Год
Показатель 2009 2010 2011
Штатные должности 320 322,75 325,25
Занятые должности 314 313,75 320,5
Физические лица 205 199 202
Укомплектованность штатов, % 98,13 97,21 98,54
Коэффициент совместительства 1,53 1,57 1,59
Таблица 4
численность должностей, физических лиц, укомплектованность и коэффициент совместительства среднего медицинского персонала Клинской городской больницы за 2009-2011 гг.
Показатель Год
2009 2010 2011
Штатные должности 594,0 593,0 599,25
Занятые должности 587,75 588,5 590,25
Физические лица 426 403 398
Укомплектованность штатов, % 98,95 99,24 98,50
Коэффициент совместительства 1,37 1,46 1,48
Таблица 5
Структура врачебного персонала больницы по квалификационным категориям и наличию сертификатов за 2009-2011 гг.
Год Общее количество (кроме зубных) Имеющие сертификат специалиста Имеющие квалификационную категорию
абс . % абс % высшая I II
абс . % абс . % абс . %
2009 205 100 205 100 62 30,2 55 26,8 6 2,9
2010 199 100 199 100 59 29,7 51 25,6 8 4,0
2011 202 100 202 100 58 28,7 50 24,8 6 3,0
ную систему экономических стимулов и социальных гарантий для специалистов [3, 5]. Поэтому Управлением здравоохранения района принимаются меры по оздоровлению медицинских работников путем предоставления оплаты 50% стоимости путевок на санаторно-курортное лечение . Кроме того, несмотря на ограничение возможности удерживать сотрудников от увольнения ростом заработной платы, ощутимого оттока кадров не наблюдалось, при этом огромную роль сыграли социальные гарантии в виде предоставления молодым специалистам жилищных условий на территории района
Таким образом, на основании проведенного анализа для совершенствования кадрового обеспечения муниципальных больничных учреждений рекомендуется:
- проводить анализ кадрового состава больничных учреждений с учетом организационно-штатных мероприятий, в том числе укомплектование ЛПУ в соответствии с определенными потребностями в медицинских кадрах;
- осуществлять контроль за рациональным планированием потребности в кадровых ресурсах на основе анализа численности персонала;
Таблица 6
Структура среднего медицинского персонала больницы по квалификационным категориям и наличию сертификатов в динамике за 2009-2011 гг.
Общее количество средних медицинских работников Имеющие сертификат Имеющие квалификационную
специали- категорию
Год ста
абс . % абс % высшая I II
абс . % абс . % абс . %
2009 426 100 382 89,7 268 62,9 74 17,4 - -
2010 403 100 396 98,3 261 64,8 67 16,6 5 1,2
2011 398 100 395 99,3 243 61,1 64 16,1 3 0,8
- оптимально планировать проведение мероприятий по повышению профессионального уровня, сохранению стабильности и обеспечению высокого качества состава медицинского персонала;
- разработать эффективную систему экономических стимулов и социальных гарантий для специалистов
ЛИТЕРАТУРА
1. Коротков Ю. А., Манин P.A., МирошниковаЮ. В. Кадровое обеспечение лечебно-профилактических учреждений в условиях структурных преобразований в здравоохранении России // Электрон . науч . журн "Соц . аспекты здоровья населения". - 2010 . -апр
2 . Кузьменко М. М. // Здравоохр . Рос . Федерации . - 1996. - № 2 . -
С . 32-34 .
3 . Кравченко Н. А., Поляков И. В. Научное обоснование прогнози-
рования ресурсного обеспечения здравоохранения России . - М . , 1998 .
4 . О концепции кадровой политики в здравоохранении в РФ //
Здравоохранение . - 2002 . - № 9 . - С . 83-95 .
5 . Михайлова Ю. В., Сон И. М., Сохов С. Т. и др . // Здравоохр . Рос .
Федерации . - 2008. - № 1. - С . 52-54 .
Поступила 10 . 09 .12
Из опыта организатора здравоохранения
© А. Ю. Федотов, 2013
УДК 614.2:616-006.04-08-039.57
А. Ю. Федотов
приоритетные направления совершенствования специализированной онкологической амбулаторной помощи
ГУЗ Онкологический диспансер № 2 САО г. Москвы, 121130, Старопетровский пр-д, 6; Россия
Представлены приоритетные направления развития и совершенствования организации специализированной амбулаторной помощи онкологическим больным с целью повышения качества их жизни. Ключевые слова: специализированная медицинская помощь, онкологическая служба, онкологический диспансер, новые организационные формы
THE PRIORITY DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF SPECIALIZED ONCOLOGIC OUT-PATIENT CARE
A.Yu. Fedotov
The article presents the priority directions of development and improvement of organization ofspecialized out-patient care of oncologic patients with purpose to enhance quality of their life.
Key words: specialized medical care, oncologic service, oncologic dispensary, new organizational forms
Охрана здоровья граждан является важнейшей задачей и составной частью государственной социальной политики. Реализация государственной политики любой страны в области здравоохранения возможна путем комплексного решения таких задач, как снижение смертности и заболеваемости, инвалидности, улучшения качества жизни больных [1-4].
Злокачественные новообразования (ЗНО) являются одной из основных причин смертности и инвалидности, снижения продолжительности жизни населения . Поскольку ЗНО занимают значимое место в структуре заболеваемости и смертности взрослого населения, одной из актуальных проблем здравоохранения в настоящее время остается совершенствование оказания специализированной помощи онкологическим больным [5-8].
Решение данной задачи возможно с помощью реализации целевых комплексных противораковых программ, которые должны стать основой совершенствования онкологической службы, в том числе ее первичного звена
Целью проведенного нами исследования являлось научное обоснование основных направлений развития и совершенствования организации специализированной амбулаторной помощи онкологическим больным для повышения качества их жизни
Исследование проведено на базе ГУЗ онкологический диспансер № 2 Москвы (ГУЗ ОД № 2), обслуживающего население САО и СЗАО города, численностью составляющее около 2 млн человек
Проведенный комплексный анализ деятельности ГУЗ ОД № 2 показал, что в современных условиях существуют внутренние резервы для повышения эффективности деятельности ЛПУ, оказывающих внебольничную онкологическую помощь . Это свидетельствует о необходимости разработки программ по совершенствованию организации и управления данными медицинскими организациями
Уровень организации специализированной медицинской помощи и хорошая оснащенность ГУЗ ОД № 2, относительно благоприятная ситуация в отношении распространенности онкологических заболеваний на территории обслуживания базового ЛПУ (САО и СЗАО Москвы) позволяют использовать имеющиеся резервы, внедрять новые организационные
А. Ю. Федотов - гл . врач, канд . мед . наук (Alexlen91@yandex . ru)
и современные медицинские технологии
В последние годы нами была разработана собственная правовая, финансово-экономическая и нормативная база для ГУЗ ОД № 2 Наряду с этим внедрен в практику комплекс новых организационных и современных медицинских технологий, которые позволили повысить доступность и качество специализированной амбулаторной помощи больным, находящимся под наблюдением в базовом ЛПУ
На базе ГУЗ ОД № 2 созданы следующие формы повышения эффективности оказания специализированной амбулаторной помощи онкологическим больным
• Открыто отделение паллиативной онкологии (отделение противоболевой терапии), что позволило снизить на 30% нагрузку на врачей-онкологов общей онкологии на приеме, поднять уровень качества жизни больных с тяжелыми формами заболевания, до минимума свести количество жалоб пациентов и их родственников, сократить на 60% количество вызовов скорой помощи к онкологическим больным IV клинической группы, существенно снизить случаи нарушений при назначении наркотиков в районных поликлиниках (в 2008-2010 гг. комиссией по контролю за использованием наркотических лекарственных средств не выявлено ни одного нарушения в САО и СЗАО)
• Организовано бюро медико-социальной экспертизы, что значительно улучшает качество обслуживания онкологических больных (своевременно решаются вопросы установления группы инвалидности с учетом ближайшего и отдаленного прогноза заболевания, у больных с прогрессирующими и тяжелыми формами онкологических заболеваний группа инвалидности своевременно устанавливается на дому и др )
• Создано межокружное маммологическое отделение, в связи с чем появилась возможность организации потока больных, страдающих заболеваниями молочных желез, повышения обеспеченности и доступности специализированной амбулаторной онкологической помощи для жителей САО и СЗАО Москвы, что способствует увеличению ранней выявляемости патологии молочных желез у женщин и др
В базовом ЛПУ хорошо отработаны механизмы преемственности между онкологическим диспансером и лечебно-профилактическими учреждениями САО и СЗАО в плане решения сложных диагностических и лечебных вопросов, а также с другими ЛПУ (Московский городской онкологический диспансер, ГКБ № 62, ГКБ № 33 и др . ), оказывающими специализированную помощь онкологическим больным . Такое взаимо-