УДК 330.322(470.621) ББК 65.263(2Рос.Ады) Г 51
С.Ш. Гишева
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Адыгейского
государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (928) 469 10 19, e-mail:
aUforsaida(a)rambler. ru.
Основные направления региональной инвестиционной политики (на примере Республики Адыгея)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается активизация региональной инвестиционной политики через комплексную реализацию системы управления процессом инвестирования: управление бюджетным инвестиционным потоком, управление мотивациями к инвестированию, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, доступность инвестиционной информации для потенциальных инвесторов.
Ключевые слова: региональная инвестиционная политика, инвестиционная
деятельность, режим наибольшего благоприятствования, государственно-частное партнерство, приоритетный инвестиционный проект, инвестиционные площадки, инвестиционные предложения, инвестиционный потенциал, управление региональным бюджетным инвестиционным потоком, управление мотивациями к инвестированию.
S.Sh. Gisheva
Candidate of Economics, Associate Professor of Economic Theory Department, Adyghe
State University, Maikop. Ph.: (928) 469 10 19, e-mail: [email protected]
Regional investment policy (based on the example of the Adyghea Republic)
Abstract. This paper describes measures to improve the regional investment policy through the comprehensive realization of the managing system of investment: management of the budget investment flow, management of investment motivation, formation and perfection of the legislative basis and investment information availability for potential investors.
Keywords: regional investment policy, investment activity, favorable regime, state-private partnership, investment grounds, investment offers, investment potential, regional budget investment flow management, investment motivation management.
Очевидна тесная взаимосвязь между направленностью осуществляемой в данном регионе экономической политики, стратегией, тактикой управления региональным инвестиционным процессом и результативностью развития этого региона. Либеральность экономической политики положительно сказывается на инвестиционном климате региона, на увеличении его инвестиционной привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов. В свою очередь, рост инвестиций приведет не только к росту важнейших показателей экономического благосостояния, но и к росту доходов регионального бюджета.
В сложившейся ситуации преодоления депрессионного состояния экономики возникает необходимость активизации региональной инвестиционной политики, создания системы управления инвестиционным процессом, способной дать ощутимый толчок региональной инвестиционной активности.
В регионах стратегия государственного регулирования и поддержки имеет свои черты,
особенности, возможности и каналы реализации, хотя и находится в общей системе российской социально-экономической политики и федерального законодательства.
В рамках реализации стратегии регионального экономического развития необходимы: создание уникальных производств, использующих специфические ресурсы региона и обеспечивающих достаточно быструю и высокую отдачу, интенсификация сельскохозяйственного производства с доведением его до стандартов мирового уровня, создание небольших предприятий с высокими технологиями с привлечением минимума кадрового потенциала очень высокого уровня квалификации.
Природно-климатические условия и соответствующая отраслевая структура региона обусловливает приоритетные направления развития экономики Республики Адыгея в целях преодоления дотационного характера республиканского бюджета и решения проблемы занятости населения: пищевая промышленность (агропромышленный комплекс), отдельные подотрасли лесной и деревообрабатывающей промышленности, производящие продукцию глубокой переработки исходного сырья (производство мебели, картона, ТНП).
23 января 1988 года Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея» (далее Закон), который в совокупности с иными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной активности на территории республики в целях увеличения инвестиций, роста их эффективности, ускорения отдачи и обеспечения поступательного развития экономики региона.
В частности, Законом предусматриваются при осуществлении инвестиционной деятельности в отношении отраслей и объектов, определенных приоритетными для инвестирования, субъектам инвестиционной деятельности налоговые льготы, которые
частично освобождают инвесторов от налога на прибыль и на имущество на период
реализации проекта. В некоторых случаях предприятие полностью освобождается от уплаты этих налогов на период окупаемости инвестиций (в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет).
На наш взгляд, целесообразно также снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет Республики Адыгея, для компаний,
осуществляющих лизинговые операции; страховых организаций, осуществляющих страхование инвестиции; банков в части сумм, направляемых на инвестиционные программы и проекты, реализуемые на территории Республики Адыгея.
В отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в Республике Адыгея, могут применяться следующие формы государственного
стимулирования инвестиционной деятельности [1]:
предоставление государственных гарантий: российские и иностранные инвестиции на территории Республики Адыгея пользуются правовой защитой, которая обеспечивается действующей нормативно-правовой базой; Кабинет Министров Республики Адыгея может выступать в качестве гаранта по обязательствам юридических лиц, вытекающим из их отношений с инвесторами. Гарантии обеспечиваются государственной собственностью Республики Адыгея: республиканским бюджетом Республики Адыгея, недвижимым и иным имуществом;
предоставление иных нефинансовых льгот: помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получению в аренду и приобретению в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных в установленном порядке к государственной и муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством;
предоставление субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков; на оплату процентной ставки, предусмотренной условиями кредитного договора;
размещение на конкурсной основе средств республиканского бюджета Республики Адыгея, которое осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за
пользование ими в размерах, определяемых законом Республики Адыгея о республиканском бюджете Республики Адыгея на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности Республики Адыгея соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доход республиканского бюджета Республики Адыгея; порядок размещения на конкурсной основе средств республиканского бюджета Республики Адыгея определяется Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Действительно, в целях определения инвесторов для реализации конкретного инвестиционного проекта в отношении объектов инвестиционной деятельности, представляющих особую значимость для социально-экономического развития республики и входящих в нее административно-территориальных образований, Законом предусмотрено проведение конкурса инвестиционных проектов [1].
Для стимулирования высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком окупаемости, как правило, не более двух лет в республиканском бюджете Республики Адыгея ежегодно предусматриваются финансовые средства, которые выделяются победителю инвестиционного конкурса проектов на получение лимитов капитальных вложений на строительство объектов и создание производственных мощностей, включенных в состав республиканских программ. При этом к участию в конкурсе допускаются проекты, по которым из необходимых для их реализации ресурсов не менее семидесяти процентов составляют собственные и заемные средства самих частных инвесторов, не менее двадцати процентов должны составлять собственные средства частного инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация) [1].
Действующий механизм возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Адыгея части затрат на уплату процентов по кредитным договорам с российскими кредитными организациями (включая лизинговые платежи по лизинговым договорам с российскими лизинговыми компаниями) (далее - субсидии), заключенным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Адыгея, способствует привлечению инвестиций для дальнейшего развития экономики республики, созданию условий для развития лизинга и поддержки реального сектора экономики, обеспечения рационального и целевого использования средств республиканского бюджета, доступности банковских кредитов.
Субсидии выплачиваются от сумм фактического погашения начисленных процентов по кредитам (лизингу), привлеченным с начала года, предшествующего году, в течение которого осуществляется субсидирование [2]:
в размере учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на соответствующую дату уплаты процентов на период до срока погашения кредита (лизинга), указанного в кредитном договоре (договоре лизинга); по заемным средствам, направленным на инвестиционную, инновационную деятельность и лизинг;
в размере 2/3 учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на соответствующую дату уплаты процентов на период до срока погашения кредита (лизинга), указанного в кредитном договоре (договоре лизинга), - по заемным средствам, направленным на пополнение оборотных средств.
Согласно Постановлению от 4 июня 2007 г. №89 «О порядке предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного» (с изменениями от 2 марта 2009 г.), основной целью предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного является предоставление государственной поддержки организациям, реализующим инвестиционные проекты по развитию отраслей хозяйственного комплекса Республики Адыгея.
Необходимыми условиями для предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного являются [3]:
экономическая и социальная значимость инвестиционного проекта для Республики
Адыгея;
увеличение объема выпуска или повышение качества и конкурентоспособности продукции;
создание новых рабочих мест;
неполное освоение инвестиций по проекту на момент подачи заявления; отсутствие просроченной задолженности по платежам в республиканский бюджет Республики Адыгея;
подтверждение источников финансирования.
При реализации приоритетных инвестиционных проектов в республике прежде всего рассматривается возможность применения механизма государственно-частного партнерства.
Целью государственно-частного партнерства является объединение материальных, финансовых и организационных ресурсов, а также привлечение средств внебюджетных источников для реализации общественно значимых проектов и программ в социальноэкономической сфере на территории Республики Адыгея с использованием средств республиканского бюджета Республики Адыгея и (или) имущества, находящегося в государственной собственности Республики Адыгея.
Государственная поддержка развития государственно-частного партнерства может осуществляться в следующих формах [4]: предоставление налоговых льгот;
предоставление инвестиционного налогового кредита; предоставление государственных гарантий Республики Адыгея; субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам и части лизинговых платежей;
иные формы, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Республики Адыгея.
Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе экономического развития общества является информация. Обладание достоверной и полной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Таким образом, предоставление такой информации улучшает качество регионального инвестиционного процесса и повышает эффективность взаимодействия органов государственной власти и потенциальных инвесторов в рамках существующей системы государственного регулирования инвестиционной сферы.
Так, Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея (далее Министерство) готовится интерактивное представление об инвестиционном потенциале республики. В связи с этим с каждым органом муниципального образования ведется работа по созданию инвестиционного паспорта. В этом году было решено вместо изготовления буклета об инвестиционном портфеле Республики Адыгея разработать мобильное приложение на iOS и андройд, в котором будет размещена информация об инвестиционных предложениях и инвестиционных площадках республики.
На официальном сайте Министерства представлены инвестиционные предложения: инвестиционные площадки в разрезе по районам Республики Адыгея и инвестиционные предложения по отраслевой специализации (агропромышленный, промышленный, туристско-рекреационный, строительный комплексы). На сегодняшний день инвестиционный портфель республики состоит из 36 инвестиционных проектов и 78 инвестиционных площадок [5].
Также представлено законодательство в инвестиционной сфере, регламентирующее функционирование экономических агентов в региональной инвестиционной среде.
Наиболее перспективными инвестиционными проектами, по мнению аналитиков Министерства, являются:
1. Завод по переработке бытового и промышленного мусора в Тахтамукайском районе. Проект предусматривает строительство завода по переработке бытового и промышленного мусора в Тахтамукайском районе. Предлагаемая структура сделки - прямые
инвестиции.
2. Строительство киноэтногородка в Майкопском районе. Задача проекта - создание в горной части Адыгеи киноэтногородка в виде киноцентра и архитектурно-ландшафтного комплекса. Киноэтногородок предполагается разместить на территории около 10 га в Майкопском районе рядом с поселком Хамышки. В него войдут:
технически оснащенный киноцентр «Адыгфильм» национального адыгского кинематографа;
студия спецэффектов и анимации;
студия-павильон;
творческий кинофотоцентр;
действующая модель черкесской княжеской усадьбы «Итам-Итыку»;
ресторан национальной адыгской кухни;
гостиный двор;
национальные мастерские.
Сотрудничество с инвестором предполагается в рамках государственно-частного партнерства. Государственные органы предоставляют землю в долгосрочную аренду и обеспечивают строительство инфраструктуры, а инвестор - прямые инвестиции.
3. Откормочный комплекс для КРС с переработкой в МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея. Проект предусматривает строительство откормочного комплекса для КРС с переработкой. Создание высокорентабельного производства по выращиванию скота поможет восстановлению поголовья КРС, а безотходная переработка мяса (говядины, баранины) будет производиться на основе передовых технологий. Предусматривается строительство новых корпусов для содержания КРС, цехов для переработки продукции, холодильных камер. Предлагаемая структура сделки - прямые инвестиции.
4. Жилой комплекс «Северный». Проект строительства жилого комплекса «Северный» предусматривает создание малоэтажного поселка на площади 13,3 га в северной части муниципального образования «Город Майкоп». Поселок с размещенной в нем инфраструктурой и инженерными коммуникациями будет являться полноценным жилым образованием в границах городского округа и соответствовать всем критериям современного жилья. Для реализации проекта необходимо: строительство 88 коттеджей; благоустройство территории, включающей рекреационную ландшафтно-парковую зону, детский игровой комплекс, спортивные площадки для игры в баскетбол, волейбол, теннис. Предлагаемая структура сделки - прямые инвестиции.
В рамках республиканской адресной инвестиционной программы с начала года ведется строительство 46 объектов, из них: 4 объекта туристско-рекреационного комплекса, 8 объектов социальной направленности, 2 спортивных объекта, 20 объектов газоснабжения, 5 объектов водоснабжения, 5 фельдшерско-акушерских пунктов, 1 школа (а. Гатлукай) и 1 промышленный комплекс (создание инфраструктуры промкомплекса по производству стройматериалов в п.Каменномостский ).
Анализ инвестиционной ситуации в регионе и региональной инвестиционной политики позволяет нам сделать ряд выводов.
Сегодня Республика Адыгея открывает для предпринимателей, заинтересованных в новых перспективах своего бизнеса, широкое поле для инвестиционного сотрудничества.
В Адыгее не просто создан благоприятный климат для инвесторов и гибкая нормативно-правовая база, но и предоставляются государственные гарантии и преференции.
В целях привлечения прямых инвестиций в экономику республики посредством стимулирования через предоставление налоговых льгот тем или иным проектам, соответствующим стратегическим планам развития республики, утвержден порядок предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного.
Разработана схема сопровождения инвестиционных проектов Республики Адыгея и определен порядок заключения инвестиционного соглашения.
При реализации приоритетных инвестиционных проектов в республике прежде всего
рассматривается возможность применения механизма государственно-частного партнерства: за счет бюджетных средств осуществляется строительство инфраструктурных объектов (строительство дорог, объектов газо-, водо-, электроснабжения) либо предоставление инвестиционных площадок для размещения бизнес-проектов, а за счет внебюджетных источников - строительство объектов бизнеса, приносящих доход [5].
Таким образом, управление процессом инвестирования в регионе означает создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для инвестирующих предприятий и должно осуществляться по двум направлениям:
управление региональным бюджетным инвестиционным потоком, т.е. региональное финансирование инвестиций на возвратной и безвозвратной основе - прямое воздействие на инвестиционную ситуацию в регионе;
управление мотивациями к инвестированию, т.е. создание режима наибольшего благоприятствования для стимулирования процесса самофинансирования и финансирования инвестиций - косвенное воздействие.
Достижение адаптации региональной модели инвестирования к конкретным условиям хозяйствования возможно через комплексную реализацию следующих направлений региональной инвестиционной политики:
определение приоритетных направлений развития региона; оказание государственной поддержки потенциальным инвесторам; предоставление инвестирующим предприятиям режима наибольшего благоприятствования;
формирование и совершенствование законодательной базы регулирования инвестиционной деятельности в регионе;
обеспечение доступности инвестиционной информации для потенциальных инвесторов (законодательства в инвестиционной сфере и инвестиционных предложений).
Примечания:
1. Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея: закон Республики Адыгея от 9 февраля 1998 г. № 64: [с изменениями от 29 января 1999 г., 7 июня 2001 г., 26 июля 2002 г., 19 марта 2004 г., 31 марта, 21 июля, 16 ноября 2005 г., 9 января, 3 мая 2007 г., 1 августа 2008 г., 30 марта 2010 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2013.
2. О Порядке возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Адыгея части затрат на уплату процентов по кредитным договорам с российскими кредитными организациями (включая лизинговые платежи по лизинговым договорам с российскими лизинговыми компаниями), заключенным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Адыгея: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 мая 2008 г. № 80: [с изменениями от 10 ноября 2008 г., 19 марта 2009 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана.
3. О порядке предоставления инвестиционному проекту статуса приоритетного:
постановление Кабинета Министров РА от 4 июня 2007 г. № 89: [с изм. и доп. от 19.06.2013] // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана.
4. О государственной политике Республики Адыгея в сфере государственно-
частного партнерства:закон Республики Адыгея от 8 августа 2011 г. N 33 // СПС КонсультантПлюс. М., 2013.
5. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли
Республики Адыгея. URL: http://minecora.ru.
References:
1. About the Investment Policy in the Adyghea Republic: The Law of the Adyghea Republic of 9 February, 1998 No. 64 (with the changes of 29 January 1999, 7 June 2001, 26 July 2002, 19 March 2004, 31 March, 21 July, 16 November 2005, 9 January, 3 May 2007, 1 August 2008, 30
March 2010) // Reference Legal System ConsultantPlus. M., 2013. Title from the screen.
2. On the subsidiary aspects of the Republican budget of Adyghea for the credit contracts with Russian credit organizations (including leasing payments to leasing agreements with Russian leasing companies made up by organizations and individual businessmen registered on the territory of the Adyghea Republic: the Decree of the Cabinet of Ministers of the Adyghea Republic of 12 May, 2008 No. 80 (with the changes of 10 November, 2008, 19 March, 2009) // Reference Legal System ConsultantPlus. M., 2013. Title from the screen.
3. On the priority status of the investment project: the Decree of the Cabinet of Ministers of the Adyghea Republic of 4 June, 2007 No.89: (with changes and additions of 19.06.2013) // Reference Legal System ConsultantPlus. M., 2013. Title from the screen.
4. On the State Policy of the Adyghea Republic in the sphere of state - private partnership: the Law of the Adyghea Republic of 8 August 2011 No.33 // Reference Legal System ConsultantPlus. M., 2013. Title from the screen.
5. The official site of the Ministry of Economic Development and Trade of the Adyghea Republic. URL: http://minecora.ru.