ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Устойчивое развитие экономики
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Анна Валерьевна БАБИКОВАЯ,% Анна Владимировна ХАНИНАь
1 кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация avbabikova@sfedu. ги
ь кандидат экономических наук, ассистент кафедры менеджмента и инновационных технологий, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 15.04.2016 Принята в доработанном виде 20.05.2016 Одобрена 14.06.2016
УДК 330.322.5 JEL: С10, D52, F13
Ключевые слова:
государственные корпорации, механизм направленного инвестирования, инвестиции, экономический рост
Аннотация
Предмет. Инструменты и механизмы функционирования государственных корпораций в системе государственного инвестирования, обеспечивающего технологическую модернизацию и сопряженное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и государственных корпораций.
Цели. Формирование комплекса мер, направленных на совершенствование механизма развития государственных корпораций в высокотехнологичном секторе, включающего в себя модель сбалансированного государственного инвестирования приоритетных направлений промышленности, алгоритм определения целей и объемов финансирования госкорпораций, систему показателей оценки степени достижения целей деятельности госкорпораций и их сопряженности со стратегическими приоритетами развития отрасли для определения приоритетов и условий технологической модернизации.
Методология. На основе теоретического и эмпирического анализа предложен комплекс мер по совершенствованию инвестиционного механизма обеспечивающего сопряженное развитие государственных корпораций и отраслей высокотехнологичного сектора экономики. Результаты. Роль государственных корпораций в процессе их формирования и функционирования заключается в концентрации ресурсов и генерации инноваций в приоритетных высокотехнологических отраслях, обеспечивающих их экономический рост. В этом контексте совершенствование механизма государственного инвестирования для сопряженного развития отраслей и государственных корпораций обеспечивает экономические и технологические изменения посредством синхронизации ресурсов в приоритетных, с позиции реализации промышленной политики, программах технологической модернизации экономики на макро- и мезоуровнях.
Выводы. Внедрение такого механизма носит двусторонний характер и способствует не только оптимизации инвестиционного процесса в госкорпорации, но и процесса взаимодействия государственной корпорации с частными инвесторами и предприятиями, входящими в отрасли деятельности госкорпорации. Более того, повышение инвестиционной активности в отраслях, где созданы госкорпорации, которые в свою очередь являются приоритетными для развития страны, приведет к улучшению деятельности отраслей, а также рационализации промышленной экономики России в целом.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Мировой экономический кризис, низкая стоимость нефти, ослабление рубля, вызвавшие максимальное падение ВВП и спад промышленного производства, усугубляемые западными санкциями, негативно сказываются на инновационном развитии промышленности, а именно на темпах технологического развития предприятий и целых отраслей. Снижение уровня инвестиций в промышленный сектор существенно замедлит темпы промышленного развития, приведет к сокращению количества разработанных и внедренных инноваций. Нерациональное перераспределение инвестиций в финансовый сектор, чрезмерное увлечение операциями на
финансовых рынках вызывает отток капитала из производственного сектора, что препятствует технологической модернизации производства, закрытию предприятий, сокращению рабочих мест, доходов населения, спад экономики не только в нашей стране, но и других национальных экономик.
В российской экономике в долгосрочной перспективе, если не будет ослабления западных санкций и стабилизации политической ситуации в мире, существенных положительных сдвигов и роста отечественной экономики не ожидается. По мнению аналитиков, текущая ситуация
аналогична финансовому кризису 2008 г., но спад, начавшийся в 2015 г., скорее всего, будет носить долговременный характер. Все это приведет к резкому снижению инвестиций в промышленность и, как следствие, неспособности промышленных предприятий создавать и распространять инновации.
Согласно теориям цикличности экономического развития, формирования новой технико-экономической парадигмы [1] и смены технологических укладов [2], увязанных с наступлением экономических кризисов, концентрация инвестиций в условиях экономического спада на реальных активах может обеспечить рост отраслей, что будет означать выход из депрессии. При этом определяющую роль играет политика государства, направленная на выделение и реализацию направлений промышленного развития. В связи с этим следует указать, что инвестиционная политика действующих государственных корпораций включает формирование инновационных или территориальных промышленных кластеров, способствуя распространению и передаче инноваций. Являясь институциональным базисом, способным создавать и коммерциализировать нововведения, обладая как собственными инвестиционными ресурсами, так и потенциалом привлечения инвесторов извне, созданные в ключевых и наукоемких отраслях экономики, промышленные государственные корпорации интегрируют в своем составе ключевые предприятия и производства
высокотехнологичных, стратегически важных отраслей [3, 4].
Рассматривая государственные корпорации как институциональный инструмент инновационной деятельности государства, следует предположить, что условием выведения из кризисной ситуации ключевых отраслей промышленности будет активизация в них инвестиционной деятельности. Конечно, нельзя не отметить, что деятельность государственных корпораций неоднократно подвергалась критике1 [5, 6]. В частности, отмечалась их неэффективность и неспособность решать поставленные перед ними задачи модернизации высокотехнологичных отраслей и повышения конкурентоспособности
инновационной продукции. Действительно, в период создания современных промышленных
1 Карачаровский В.В. Российский высокотехнологичный промышленный комплекс: политико-экономические императивы и безопасность развития // Мир России. 2001. № 2. С. 128-148.
государственных корпораций инвестиции были направлены единовременно - в форме капитальных вложений, финансовых активов. Из годовых отчетов корпораций было видно, что большая часть средств не используется по прямому назначению, а находится на банковских счетах и приносит доход в виде процентов по вкладу, а не по направлениям, на которые направлена инвестиционная деятельность государства. Таким образом, очевидна необходимость совершенствования действующих механизмов инвестирования в государственные корпорации.
Рационализация инвестиционного процесса в высокотехнологичном секторе в условиях сокращения иностранных инвестиций и дефицита ресурсов предполагает наличие механизма и инструментов по привлечению и распределению инвестиционных ресурсов в приоритетные государственные корпорации, развитие которых приобретает все большее стратегическое значение для укрепления экономики страны2 [7-9]. Предлагаемый механизм инвестирования представляет собой набор факторов и критериев оценки, которые может использовать эксперт для реализации механизма направленного
инвестирования. Внедрение указанного механизма приведет к эффективному инвестированию со стороны государства, экономии средств, а также увеличению совокупного эффекта в разрезе региональных и страновых целей и задач.
Эффективность оценки инвестиций в проекты и предприятия оценивается в первую очередь с точки зрения финансовых возможностей предприятия или проекта, прогнозирования будущего денежного потока, расчета основных показателей эффективности, таких как срок окупаемости, внутренняя норма доходности, рентабельность инвестиций3 [10]. Каждый показатель является в то же время критерием принятия решения при выборе объекта инвестирования. Расчет данных показателей основан на дисконтных способах, учитывающих принцип временной стоимости денег. Эффективность инвестиций в государственные корпорации оценивается не только по скорости отдачи от инвестиций, но в большей степени по достижимости целей создания государственной
2 Guinet J. Public-private partnerships for research and innovation: An evaluation of the dutch experience. OECD. OECD, 2004. 37 p.; BlumbergPh.I. The multinational challenge to corporation law: The search for a new corporate personality, 1993.
3 Авдеев А.М., Павловец В.И. Экономические показатели инвестиционных проектов в условиях инфляции // Экономика и коммерция. 1994. № 3.
jurnal/national/ 29
корпорации4 [11]. Для количественной оценки достижения целей деятельности корпораций и, соответственно, эффективности инвестиций необходимо определить ряд показателей, отражающих достижение промежуточной цели деятельности корпорации, а также эффективность государственных вложений в государственную корпорацию. Механизм инвестирования в государственные корпорации в условиях цикличности экономики, а также сложности технических условий предлагается рассматривать через призму теории эндогенных циклов. Данная теория позволяет определять множество точек равновесия государственных корпораций, учитывая зависимость производительности от инвестирования, а также другие факторы.
Совершенствование подходов к анализу эндогенных циклов привело к разработке новой теории - эндогенного роста, вызванной к жизни нерешенностью острых проблем экономического развития. Главная особенность этой модели роста состоит в ориентации прежде всего на внутренние факторы и механизмы хозяйственного развития, на возрастание внутренних ресурсов, которые способны создать необходимые стартовые условия экономического роста и поддержания его оптимальных темпов в долгосрочном плане. То есть эндогенные теории объясняют точки поворота с ориентацией на внутреннее функционирование самой системы, как представлено на рис. 1.
Точки А и В, изображенные на рисунке, характеризуют состояние равновесия системы, а также процесс поворота направления деятельности в другую сторону с целью достижения нового равновесия. Применительно к инвестиционной стратегии государства, направленной на развитие отрасли путем создания государственной корпорации, эндогенный цикл можно трактовать как процесс смены направления инвестирования после достижения определенных результатов.
Основными факторами, обеспечивающими достижение основной цели деятельности государственной корпорации, являются:
— экономические факторы;
— социально-демографические факторы;
4 Бабикова А.В., Ханина А.В., Шевченко И.К. Анализ пространственной локализации государственных корпораций: тренды сопряженного развития // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 6. С. 87-91.
30 Шр://Ап^а1
- НИОКР;
— экономико-географические и экологические факторы.
Данные факторы в широком смысле охватывают большой ряд вопросов, касающихся процессов отраслевого развития. Согласно теории эндогенных циклов, для поворота направления деятельности системы необходимо привести ее в состояние равновесия. Тогда, применяя эту теорию к государственным инвестициям в госкорпорации, можно сказать, что не стоит инвестировать во все возможные направления развития госкорпорации [12]. Необходимо направленное цикличное инвестирование, то есть инвестиции должны быть постепенными после определения критериев и сроков каждого направления инвестиций (рис. 2).
Такое представление позволяет отразить количественный объем инвестиций в разные временные отрезки, совпадающие с этапами жизненного цикла (внедрение технологии, развитие отрасли и т.п.) и достаточные для развития заданных факторов и достижения целей каждого этапа. Обязательным условием является последовательное направление потока инвестиций как дополнение результатов предыдущего этапа.
Также при инвестировании необходимо учесть, что объем инвестиций должен соответствовать срокам инвестирования. Так, например, на рис. 2 видно, что кривая 11 соответствует большому и нерациональному объему инвестиций, который с лихвой покрывает необходимые для решения выделенных задач затраты. В то же время кривая 13 предполагает небольшой объем инвестиций на более короткий срок и не охватывает весь объем задач. Оптимальной для данного примера является кривая 12, которая предполагает нужный объем инвестиций на оптимальный срок. Таким образом, механизм направленных инвестиций регулирует сроки инвестирования, а также количество необходимых инвестиций на каждом этапе реализации проекта. При этом достижение результатов инвестирования должно быть оценено после каждого этапа. Алгоритм, по которому следует проводить оценку достижимости результатов, приведен на рис. 3.
Итак, на каждом этапе формируются три оценки:
1) фактические результаты (достигнутые
в заданном временном интервале, оценка
интегральная, включающая ряд частных показателей);
2) нормальные результаты (ожидаемые при наличии имеющихся внешних условий и ресурсов);
3) эффективность работы (степень использования наличествующих ресурсов и условий).
В ходе продвижения по этапам эксперт формирует критерии таким образом, чтобы они отражали реализацию текущего этапа и возможность перейти к последующему. Описанный механизм представлен на рис. 4.
Таким образом, механизм направленного инвестирования представляет собой
последовательное инвестирование в
государственную корпорацию в определенный промежуток времени выделенной суммы средств для достижения поставленных целей. Недоинвестирование, как уже упоминалось, приведет к недостижению целей деятельности госкорпорации в данном периоде. Излишек же инвестиционных средств, наоборот, будет характеризовать неэффективность использования денежных средств.
Положительными сторонами такого
инвестирования являются небольшой размер инвестиций по сравнению с теми, которые вкладываются единовременно в настоящее время, сокращение срока отдачи от инвестирования, возможность для государства использовать свободные денежные средства на покрытие других проектов и иные цели [13]. Отрицательными -сложность проведения расчетов количества необходимых средств и продолжительность процедуры привлечения инвестиций, а также бюрократические препоны.
Однако несмотря на все положительные и отрицательные стороны, данный механизм может дать существенные результаты в функционировании государственных корпораций за счет определения целей развития госкорпораций на всех уровнях, а также точечного, направленного инвестирования для достижения всех целей определенного периода.
Механизм направленного инвестирования целесообразно реализовывать через создание государственного фонда инновационных инвестиций, который будет непосредственно распределять финансовые потоки и оценивать направления для инвестирования5 [14]. Модель
5 Ханина А.В. Государственные корпорации в отраслевом развитии: межстрановые сопоставления трендов экономического роста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 25. С. 59-64.
сбалансированного государственного
инвестирования промышленного сектора представлена на рис. 5.
На рис. 5 изображена модель сбалансированного государственного инвестирования, которая реализуется посредством создания
государственного фонда инновационных инвестиций. Данный фонд необходим для выбора и анализа приоритетных направлений для инвестирования, принятия решений о направлении инвестиций в проекты и создание государственных корпораций, проведения мониторинга показателей эффективности инвестирования и анализа инновационной и инвестиционной деятельности государственных корпораций. Бюджет
государственного фонда будет складываться из средств государства и средств частных инвесторов. Создание подобного фонда позволит наиболее детально контролировать деятельность как мелких, так и крупных инновационных компаний в рамках реализации государственной поддержки развития приоритетных направлений экономики промышленности.
Исходя из анализа факторов и показателей деятельности государственных корпораций, можно предположить, что изменение в отрасли после создания в ней государственной корпорации в совокупности с механизмом направленного инвестирования может дать результаты, изображенные на рис. 6.
Представленный механизм направленного инвестирования государственных корпораций и оценка возможности регулирования инвестиционных потоков в отрасли за счет внешних и внутренних ресурсов позволяют выделить субъекты, заинтересованные во внедрении механизма направленного
инвестирования:
• органы государственной власти, органы местного самоуправления, структуры по поддержке и развитию государственно-частного партнерства;
• организации, входящие в отрасль и нуждающиеся в дополнительной поддержке;
• финансовые институты, обслуживающие предприятия высокотехнологичного сектора;
• организации, не входящие в отрасль, но получающие финансирование от государства (за счет распределения средств они могут получить необходимый объем финансирования раньше).
На основании приведенного анализа можно разработать стратегию внедрения механизма направленного инвестирования в развитие государственных корпораций приоритетных отраслей, являющихся точками экономического роста страны.
Исходя из целей деятельности и стратегии развития государственных корпораций, а также существующих инвестиционных механизмов целесообразно выделить следующие этапы внедрения:
— выбор критериев для выделения отраслей, наиболее нуждающихся в государственной поддержке;
— осуществление целенаправленного нормативно-правового и финансового регулирования хозяйственной деятельности госкорпораций со стороны органов государственного регулирования;
— выбор критериев для определения направлений развития государственных корпораций, нуждающихся в государственной поддержке в первую очередь (экономическое направление, НИОКР, географическое направление, экологическое направление и т.д.);
— определение количества необходимых инвестиций и сроков выполнения по направлениям;
— четкое разграничение инвестиционных и текущих расходов государственного бюджета;
— правовое обеспечение в части трансформации денежных средств юридических лиц в инвестиционные ресурсы;
— создание системы определения и обоснования потребностей развития отраслевой структуры государства в увязке с существующим ресурсным обеспечением, то есть системы целеполагания и ее реализации на основе государственно-частного взаимодействия.
Совокупный экономический эффект
инвестиционной активности в государственные корпорации будет достигнут за счет сокращения необходимого количества инвестиционных средств в определенный период времени; уменьшения срока окупаемости и отдачи от инвестиций, особенно частных; увеличения числа предприятий в отрасли за счет внедрения механизма направленного инвестирования и усиления тесноты связей между государственными корпорациями и частными организациями. Распределение инвестиций по периодам и направлениям позволит структурировать деятельность госкорпорации. Направленные инвестиции будут решать проблемы рисков, связанных с внешним финансированием. Используя этот механизм, риски можно свести к минимуму, так как объемы денежных потоков в определенные периоды времени снизятся; также снижаются риски кризиса или инфляции, которым подвержены денежные потоки вследствие быстрого их освоения.
Снижение рисков в большей степени возможно за счет:
• планирования стратегии и программ развития государственных корпораций;
• расчетов о необходимости инвестиций по периодам и направлениям.
Таким образом, внедрение предложенного механизма направленного инвестирования и инструментов регулирования отраслевой структуры может принести существенные теоретические и практические результаты в контексте обеспечения комплексного социально-экономического развития экономики. Это возможно вследствие активизации
инвестиционной деятельности всех субъектов экономики, за счет сокращения инвестиционных затрат государства в краткосрочном периоде, сопряженности факторов развития
государственных корпораций, консолидации экономических интересов государства.
Рисунок 1
Точки поворота в эндогенном производственном цикле Figure 1
Turning points in the endogenous production cycle
НИОКР
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 2
Схема направленного инвестирования Figure 2
Special purpose investment scheme
Рисунок 3
Алгоритм проведения оценки достижимости результатов Figure 3
Result availability evaluation algorithm
Этапы оценки
Необходимые услови:
Выбор критериев экспертной труппой В долгосрочной перспективе набор критериев на каждом этапе будет отличаться от критериев в краткосрочной и среднесрочной перспективе
Определение «нормального результата» За «норму» для предприятия, имеющего данные ресурсы и условия функционирования, принимается средний результат, полученный другими предприятиями с близкими ресурсами и условиями функционирования
На основе полученных оценок «нормальных результатов» и фактических результатов для каждого п одразд ел ения определяется эффективность его работы Возникающая разница интерпретируется как следствие эффективной или неэффективной работы и необходимость продолжения инвестиций в другое направление. Если для оценки результатов работы предприятие использует одновременно несколько критериев, то степень их важности определяется руководителем или экспертом
т
1. фактические результаты
2. Нормальные результаты
3. Эффективность работы
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 4
Механизм направленного инвестирования Figure 4
Special purpose investment mechanism
Рисунок 5
Модель сбалансированного государственного инвестирования приоритетных направлений развития промышленного сектора
Figure 5
A model of balanced public investment in the industrial sector's priority development
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 6
Модель реализации механизма направленного инвестирования Figure 6
A special purpose investment mechanism implementation model
Список литературы
1. Перес К. Технологические революции и финансовой капитал. Динамика пузырей и периодов процветания: монография. М.: Дело, 2011. 232 с.
2. Дементьев В.Е. Финансовый кризис и теория длинных волн в экономике // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2009. № 2. С. 9-17.
3. Явлинский Г.А. Плановая экономика СССР: особенности, эволюция, причины краха // Экономическая наука современной России. 2005. № 1. С. 25-38.
4. Темиров Э.В. Государственная инвестиционная политика в контексте экономического роста и макроэкономической стабилизации // TERRA ECONOMICUS. 2008. Т. 6. № 1-3. С. 300-304.
5. Златкис Б., Подвинская Е. Управление государственным внутренним долгом. В. кн.: История министерства финансов России. Т. 4 (1986-2002). М.: ИНФРА-М, 2002. 391 с.
6. Энфенджян Т.А. Высокотехнологичный комплекс и обеспечение экономической безопасности России // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 440.
7. Tinbergen J., Polak J.J. The Dynamics of Business Cycles. University of Chicago Press, 1950. P. 253.
8. Berle A.A.Jr. The Developing Law of Corporate Concentration // University of Chicago Law Review. 1952. Vol. 19. Iss. 4. P. 639. doi: 10.2307/1597746
9. Sala-i-Martin X. The Global Competitiveness Index 2010-2011: Looking Beyond the Global Economic Crisis. In: The Global Competitiveness Report. World Economic Forum 2010. P. 4-5.
10. Мун Д.Е. Оценка интенсивных факторов экономического роста предприятий и отраслей промышленности // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 2. С. 183-192.
11. Андрющенко О.Г. Эффективная стратегия промышленного развития в системе факторов модернизации региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2012. № 4. С. 13-24.
12. Инновационный путь развития для новой России: колл. монография / под ред. В.П. Горегляда. М: Наука, 2005. 343 с.
13. Кетова Н.П. Модернизационный потенциал экономики России: приоритеты формирования, условия использования, механизмы управления // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. 2011. № 17. С. 8-16.
14. Ханина А.В., Бабикова А.В. Совершенствование механизма государственного инвестирования приоритетных отраслей промышленности // Креативная экономика. 2014. № 11. С. 115-124.
ISSN 2311-875X (Online) Sustainable Development of Economy
ISSN 2073-2872 (Print)
IMPROVEMENT OF THE INVESTMENT ACTIVITIES OF PUBLIC CORPORATIONS IN THE CONTEXT OF THE STATE INDUSTRIAL POLICY IMPLEMENTATION
Anna V. BABIKOVAa% Anna V. KHANINAb
a Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation avbabikova@sfedu. ru
b Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 15 April 2016 Importance The article studies the tools and mechanisms of public corporations' functioning in the
Received in revised form public investment system ensuring the technological modernization and development of high-tech
20 May 2016 industries and public corporations.
Accepted 14 June 2016 Objectives The paper aims to form a complex of measures aimed at improving the mechanism for
the development of State-owned corporations in the high-tech sector. JEL classification: C10, D52, F13 Methods For the study, we used the methods of theoretical and empirical analysis.
Results We propose a set of measures to improve the investment framework which ensures the associated development of Government-owned corporations and industries of high-tech sector of the Keywords: State-owned economy.
corporation, mechanism, special Conclusions The introduction of such a mechanism is bilateral in nature, and it optimizes not only purpose investment, economic the investment process inside the Government-owned corporation, but also the interaction of the growth corporation with private investors and enterprises within its own branches.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Perez C. Tekhnologicheskie revolyutsii i finansovoi kapital. Dinamika puzyrei i periodov protsvetaniya [Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages]. Moscow, Delo Publ., 2011. 232 p.
2. Dement'ev V.E. [Financial crisis and the theory of long waves in the economy]. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki = Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics, 2009, no. 2, pp. 9-17. (In Russ.)
3. Yavlinskii G.A. [The planned economy of the USSR: features, evolution, the reasons for the collapse].
Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economic Science in Modern Russia, 2005, no. 1, pp. 25-38. (In Russ.)
4. Temirov E.V. [State investment policy in the context of economic growth and macroeconomic stabilization]. TERRA ECONOMICUS, 2008, vol. 6, iss. 1-3, pp. 300-304. (In Russ.)
5. Zlatkis B., Podvinskaya E. Upravlenie gosudarstvennym vnutrennim dolgom. Vkn.: Istoriya ministerstva finansov Rossii. T. 4 (1986-2002) [Management of State internal debt. In: The history of the Ministry of Finance of Russia, vol. 4 (1986-2002)]. Moscow, INFRA-M Publ., 2002, 391 p.
6. Enfendzhyan T.A. [High-tech complex and the economic security of Russia]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economy, 2009, no. 4, p. 440. (In Russ.)
7. Tinbergen J., Polak J.J. The Dynamics of Business Cycles. University of Chicago Press, 1950, p. 253.
8. Berle A.A.Jr. The Developing Law of Corporate Concentration. The University of Chicago Law Review, 1952, vol. 19, iss. 4, p. 639. doi: 10.2307/1597746
9. Sala-i-Martin X. The Global Competitiveness Index 2010-2011: Looking Beyond the Global Economic Crisis. In: The Global Competitiveness Report. World Economic Forum 2010, pp. 4-5.
10. Mun D.E. [Evaluation of the intensive factors of economic growth of enterprises and industries]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Pacific State University, 2012, no. 2, pp. 183-192. (In Russ.)
11. Andryushchenko O.G. [Effective strategy for industrial development in the system of factors of modernization of the regional economy]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics and Entrepreneurship, 2012, no. 4, pp. 13-24. (In Russ.)
12. Innovatsionnyi put' razvitiya dlya novoi Rossii: koll. monografiya [An innovative way of development for new Russia: a collective monograph]. Moscow, Nauka Publ., 2005, 343 p.
13. Ketova N.P. [Modernization potential of the Russian economy: priorities of formation, conditions of use, the mechanisms of governance]. Vestnik instituta druzhby narodov Kavkaza. Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaistvom = Bulletin of Institute of Friendship of Peoples of the Caucasus. Theory of Economy and Management of National Economy, 2011, no. 17, pp. 8-16. (In Russ.)
14. Khanina A.V., Babikova A.V. [Improving the mechanism of State investment in priority industries].
Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2014, no. 11, pp. 115-124. (In Russ.)