ИССЛЕДОВАНИЕ
Бабикова А.В.1, Ткаченко Ю.Г.1
1 Южный федеральный университет, г. Таганрог
Государственные корпорации как механизм государственного регулирования экономики
АННОТАЦИЯ:
В данной статье рассматриваются вопросы развития и проблемы функционирования государственных корпораций в современной российской экономике. Представлен анализ основных функций и классификация государственных корпораций. Сделан вывод, что создание государственных корпораций является частью государственной промышленной политики, основной целью которой является инновационное преобразование промышленности за счет перераспределения инвестиционных ресурсов в наиболее значимые отрасли. Выявлено, что потенциал государственных корпораций позволяет рассматривать их с позиции институционального базиса технологической модернизации промышленности. Уделено внимание деятельности государственных промышленных корпораций на современном этапе в условиях кризиса. Разработана альтернативная модель институциональной трансформации государственных корпораций.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные корпорации, корпоративный сектор российской экономики, способы использования государственных корпораций, функции и виды государственных корпораций, технологическая модернизация, инновационное развитие
JEL: L31, O31, O38
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Бабикова А.В., Ткаченко Ю.Г. Государственные корпорации как механизм государственного регулирования экономики // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 17. — С. 2139-2152. — doi: 10.18334/rp.17.17.36525
Бабикова Анна Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия Института управления в экономических, экологических и социальных системах, Южный федеральный университет, г. Таганрог (аnnafeat@gmail.com)
Ткаченко Юлия Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института управления в экономических, экологических и социальных системах, Южный федеральный университет, г. Таганрог
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 15.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 15.09.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.17.36525
(с) Бабикова А.В., Ткаченко Ю.Г. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
2140
Введение
Оживление сектора реальной экономики России представляет собой достаточно многоаспектную задачу. В ее арсенале имеется широкий круг факторов и институтов, а именно государственных, в связи с тем, что при отсутствии политики современного государства, применяемые факторы не смогут функционировать в режиме реального времени. Анализируя состояние современного этапа развития экономики, следует отметить, что государство идет по пути государственно-корпоративного устройства, особенно учитывая активную поддержку государством корпоративных образований в кризисных условиях. Национальные направления развития ориентированы на создание государственных корпораций в таких ведущих отраслях, как авиация, судостроение, новые технологии. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Курс на инновационное развитие промышленности предопределяет государственную политику, направленную на поддержку инновационного сектора, развитие научных исследований и ускорение процессов внедрения результатов [7, с. 56]. Инновационная динамика напрямую зависит от готовности институциональной структуры решить технологическую проблему, сделать это решение экономически выгодным, осуществить внедрение в производство и распространение инновации. В качестве институтов инновационного развития целесообразно рассматривать государственные промышленные корпорации. Они интегрируют в своем составе промышленные предприятия, технологические комплексы, созданные еще в период плановой экономики и разобщенные в результате приватизации. На протяжении долгого времени наибольший рост наблюдается в добывающем секторе, при том, что потребности в инновационных разработках достаточно низкие. Сектор машиностроения на протяжении этого же периода реализовывал стратегию выживания, испытывая недостаток в инвестициях [7, с. 42-50.] Сформировав в промышленности государственные корпорации, государство при помощи этого институционального механизма попыталось решить проблему изменения структуры экономики посредством направления государственных инвестиций через эти компании в стратегически важные отрасли экономики. Таким образом, можно заключить, что в составе государственного сектора особое место занимает корпоративный элемент, особенностью которого является
«_» и 1 «_» I I «_»
интеграция организаций акционерной формы и корпораций. Данный
2141
сектор способствует объединению относительно самостоятельных производств, филиалов и организаций.
Функциональная роль государственных корпораций в производственно-технологическом развитии экономики
В современных литературных источниках существуют различные определения понятий корпорация. По мнению К.Р. Макконнелла, корпорацию можно представить юридическим лицом, способным приобретать необходимые ресурсы, а также владеть активами, быть участником хозяйственного оборота и представлять свои интересы в суде [10, с. 86-87]. С 2007 года крупные государственные корпорации стали основным элементом механизма осуществления российской государственной политики. Государственные корпорации наделены объемными функциями, которые будут способствовать развитию их деятельности на перспективный период, а также большими объемами финансирования из средств госбюджета [3, с. 7-9]. Достаточно активный рост новых государственных корпораций, а также интенсивное развитие их деятельности поставили вопрос в общественных кругах о целесообразности данного механизма государственной политики. Источники и способы использования государственных корпораций можно представить следующим образом (рис.1).
Источники Использование
Рисунок 1. Источники и способы использования государственных корпораций.
Источник: составлено автором
Создание современных государственных корпораций осуществляется по основным проблемным и значимым государственным направлениям [14, с. 41-43]. Следует обратить внимание на сжатые сроки формирования данных структур.
2142
Под государственной корпорацией можно понимать одну из форм некоммерческих организаций, учрежденную государством и действующую по принципу имущественного взноса. Основная цель данной структуры - выполнение различных функций: экономических, организационных и социальных. Для государственных корпораций характерно сокращение контроля органами Федерации и ограничение информации о деятельности. Каждой государственной корпорации установлена своя официальная цель. Цели деятельности корпораций достаточно разнообразны, они включают как формирование направлений в области нанотехнологий, так и управления средствами различных фондов. Основные цели функционирования корпораций условно можно разделить на группы: к первой относятся вопросы решения социально-экономических проблем, вторая группа объединяет цели диверсификации экономики, третья группа - увеличение конкурентоспособности российской продукции. Чаще всего государственные корпорации создаются для контроля над стратегически важными отраслями экономики. Одной из перспективных целей является разработка механизма модернизации и оптимизации государственной собственности [13, с. 12].
Влияние деятельности государственных корпораций на экономику носит двойственный характер. На уровне неформальных институтов, которые представляют собой некие нормы поведения, не контролируемые государством, ведущую роль играют принципы корпоративного управления, заимствованные из практик управления корпоративных компаний, которые внедряют государственные корпорации при управлении входящими в их состав предприятиями. На уровне формальных институтов государственные корпорации являются формой частно-государственного партнерства в форме осуществления государственных инвестиций в предприятия приоритетных секторов промышленности. Сочетание рыночных принципов хозяйственного управления, и в том числе привлечение частных инвесторов, с полномочиями государственного управления предприятиями промышленности делает государственные корпорации точками экономического роста [6, с. 18-19]. Несмотря на попытки повышения конкурентоспособности отечественных предприятий промышленного сектора на протяжении десятков лет сохраняется ассиметричность экономики в сторону добывающих отраслей и низкий уровень конкурентоспособности отечественной продукции промышленных предприятий на мировых рынках. Исключение составляет продукция
2143
военного назначения. Прямые инвестиции в реальный сектор не принесли положительных результатов, о чем говорит тот факт, что на сегодняшний день в условиях западных санкций промышленные предприятия оказались в тяжелых условиях вследствие отсутствия как иностранных инвестиций, так и ограничения экспорта комплектующих и технологий. В данном случае ресурсные возможности государственных корпораций делают их ключевым звеном в системе модернизации промышленности в сложных экономических условиях. Функционирующие в экономике с 2007 года, не раз подвергавшиеся реорганизации, они к настоящему моменту имеют значительный промышленный, инновационный и научный потенциал. Это подтверждает тот факт, что в период 2014-2015 годов Роснано и Ростех не прекратили своих инновационных проектов и проектов в рамках внешнеэкономического взаимодействия [12]. Так, госкорпорация Роснано активно ищет новых зарубежных партнеров, заключает соглашения о создании совместного фонда прямых инвестиций с Японией, реализует совместный инновационный проект с Китаем [11]. Инвестиции госкорпораций в развитие и модернизацию входящих в них производственных предприятий способствуют не только отраслевому развитию, но и совершенствуют инфраструктуру локальных территорий, оказывая положительное влияние на социально-экономическое положение регионов. Идентификации государственных корпораций как «точек роста» способствует тот факт, что в настоящий момент практически все предприятия среднетехнологичных и высокотехнологичных отраслей входят в состав корпораций Роснано, Росатом и Ростех. Согласно теории эволюции технологических укладов, трудам Глазьева, интеграция производств вышеуказанных секторов в рамках корпоративной компании позволяет обозначить данную технологическую совокупность как единицу технико-экономической эволюции [4, с. 8-27]. Имеющийся научный и производственный потенциал, а значит, способность создавать и распространять нововведения, использовать их результаты, делает государственные корпорации институциональной основой промышленной модернизации. Согласно указанным теориям ядром следующего технологического уклада будут наноматериалы, наноэлектроника, т.е. ключевым фактором станут нанотехнологии. Деятельность госкорпорации Роснано по развитию наноиндустрии иллюстрируют данные о количестве разработанных и используемых нанотехнологий (рис. 2)
2144
Рисунок 2. Анализ количества разработанных и используемых нанотехнологий.
Источник: [15]
Превышение числа использованных технологий над числом разработанных говорит об опережающем росте распространения инноваций в сравнении с процессом их создания. Деятельность государственных корпораций является частью государственной промышленной политики ускоренного развития промышленности, имеющей целью технологическое преобразование экономики на основе эффектов масштаба, мультипликативных эффектов. Тогда импортозамещение не будет носить временный характер до прекращения санкций, а станет концептуально обоснованным элементом стратегии экономического развития. Импортозамещающие программы присутствуют в программах развития промышленных государственных корпораций, целевыми установками которых является не только производство, но и стимулирование спроса на инновационную продукцию.
Рассматривая государственные корпорации в качестве институциональной основы, в рамках которой возникают и распространяются инновации, можно говорить об изменении структуры инвестиций, направляемых теперь в отрасли ключевого фактора развития, в сопутствующие отрасли. Как следствие, наибольший экономический рост наблюдается в отраслях, создающих базовые инновации, использующих результаты ключевых технологий. Промышленные государственные корпорации, интегрируя в своей структуре высокотехнологичные производства, технологически
сопряженные производства, обеспечивая синхронизацию отраслевого развития, реализуют совместные проекты диверсификации портфеля продуктов, имеющих высокий инновационный потенциал на внешних и внутренних рынках, получая мультипликативные эффекты отраслевого развития. Данные ежегодных мониторингов деятельности государственных корпораций, функционирующих в промышленности, демонстрируют не только выполнение ими ключевых показателей, но и обеспечивают реализацию программ реструктуризации, инновационного развития промышленности за счет собственных средств без привлечения значительных государственных инвестиций.
В качестве основных органов управления государственных корпораций выступают: совет директоров, правление, а также генеральный директор. Совет директоров состоит из представителей Президента РФ и представителей Правительства РФ. В результате государство выступает в роли собственника-инсайдера. Рассмотренная структура управления предоставляет преимущества в процессе реализации приоритетных направлений для государства.
Являясь одним из субъектов экономической системы, государственные корпорации обладают особыми возможностями ведения хозяйственной деятельности. В целях достижения поставленных задач по оптимизации результатов деятельности, государственные корпорации наделяются особыми правами, обязанностями и полномочиями, которые отличают их от других участников хозяйственного оборота [1, с. 17-19].
Функции государственных корпораций принято делить на три группы:
1. функции, которые непосредственно связаны с формированием и использованием их имущества;
2. координирующие функции, предполагающие отсутствие властных полномочий;
3. функции, основанные на властных полномочиях. К ним относятся такие функции, как распорядительные, регулирующие и контрольные.
Представленные функции способствуют определению роли государственных корпораций в экономической системе государства. Определяют их как инструмент, влияющий на повышение уровня экономического развития страны (рис. 3).
2146
Рисунок 3. Функции государственных корпораций. Источник: составлено автором
Как было описано ранее, функцию институционального проектирования можно рассматривать в качестве важнейшей, так как она определяет госкорпорации как целенаправленно сконструированное институциональное образование. Госкорпорации также являются и инициатором институциональных инноваций.
Типология государственных корпораций в контексте их функциональной роли в национальной экономике
В настоящий период затруднительно провести классификацию созданных и функционирующих государственных корпораций. Это прежде всего связано с их разнообразием и отсутствием ориентиров их основных характеристик [2, с. 113-116]. На настоящий момент можно выделить наличие следующих типов и видов госкорпораций:
— крупные отраслевые холдинги основных и обеспечивающих производств;
— государственные корпорации межотраслевого характера;
—холдинги, основной целью которых является продвижение российских производителей на мировые рынки (Ростехнологии);
—холдинги в инвестиционной области (Олимпстрой, корпорация в сфере ЖКХ);
— корпорации административно-производственного типа (Росатом) и др.
Проанализировав изменения в создании данных государственных структур, следует рассмотреть еще два типа компаний:
— первый тип - это корпорации, которые функционируют по инициативе государства («Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Банк развития»);
2147
—второй тип - созданные по инициативе самих компаний («Роснанотех, «ОАК», «Ростехнологии»).
Государственную корпорацию «Росатом» можно назвать исключением, поскольку она была создана в процессе реорганизации Федерального агентства по атомной энергии.
По признаку ориентации госкорпорации также делятся на группы: первая - это корпорации инвестиционной ориентации (инвестфонды), вторая группа - промышленно ориентированные корпорации (Росатом, Ростехнологии и др.), в третью группу входят корпорации с программной ориентацией (Олимпстрой, АРКО и др.).
По мнению представителей государственной власти, государственные корпорации являются наиболее оптимальным механизмом консолидации стратегических отраслей экономики, усиления контроля и управляемости со стороны государства.
В настоящее время обнажились проблемы функционирования и развития данного государственного механизма. Их появление политически обосновано, прежде всего, действиями самого государства.
Государственные корпорации представляют собой инструмент государственного перераспределения собственности. Процесс формирования госкорпораций способствовал формальному сокращению государственной доли в экономике [5, с. 403-406]. Однако реальный государственный сектор экономики значительно вырос. Это в первую очередь результат расширения масштабов хозяйственной деятельности государственных корпораций.
Существующие недостатки функционирования государственных корпораций связаны с низким уровнем законодательной регламентации. Основная часть корпораций была в состоянии реализовать собственные функции через определенное время, которое понадобилось для согласования необходимых документов.
Создание корпораций серьезным образом повлияло на систему государственного управления. Передача принятия отдельных управленческих решений на уровень корпораций существенно повысила возникающие риски.
Создание госкорпораций было недопустимо до момента формирования их стратегий. Закрытость процесса подготовки проекта создания госкорпораций способствовала ухудшению бизнес-климата и недоверию к госкорпорациям со стороны общества.
2148
Значительный рост разнородных корпораций повлиял на общественное мнение о том, что созданный механизм государственной политики должен быть расширен. В результате появились множества вариантов по формированию новых корпораций и усилилось лоббирование [9, с. 184-188]. Это отрицательным образом сказалось на риске превращения данного инструмента из исключительного в массовый.
Альтернативами институциональной трансформации
госкорпораций могут стать: создание гибридных институциональных структур, акционирование госкорпораций, трансформация в иные институты (рис. 4).
Ликвидация
(акционирование госкорпорации по примеру Роснано)
Создание гибридных институциональных структур
на основе госкорпораций (проекты с государственным участием, _ЧГП)_
Трансформация
в иные институты-нормы
Рисунок 4. Альтернативы институциональной трансформации госкорпораций.
Источник: составлено автором
Одной из эффективных форм реорганизации государственной корпорации является акционирование, но только при условии 100%-ого закрепления акций в государственной собственности. Реорганизация государственной корпорации в форме акционирования не повлияет на выполнение политических задач, которые в настоящее время решают корпорации. Государственные корпорации в настоящий момент являются экономическим стержнем «вертикали власти». Они, как и прежде, выполняют роль инструмента федеральных властей, особенно при реализации региональной политики. Акционирование этих компаний будет способствовать установлению со стороны правительства более эффективного контроля деятельности руководства корпорацией.
2149
Государственные расходы будут сокращены, хотя полностью освободить госказну от нагрузки не удастся.
Российская государственная корпорация нанотехнологий (РОСНАНО) - первая корпорация, которая завершила реорганизацию в форме акционирования. Согласно распоряжению правительства РФ от 17декабря 2010 года с 11 марта 2011 года она перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО». Общество является правопреемником государственной корпорации, 100% его акций закреплено в государственной собственности. Что же касается других государственных корпораций, то вопрос об их акционировании зависит от эффективности сферы их деятельности.
В настоящий период большое количество компании с государственным участием проявляют интерес к механизмам ГЧП. Правительства, развивая социальные отрасли, реализовывают инвестиционные модели с их созданием, чаще всего это касается сфер водоснабжения и водоотведения, газификации и строительства инфраструктуры. Важную роль в развитии механизмов ГЧП (государственно-частного партнерства) в России призваны сыграть государственные корпорации. К примеру, одной из стратегических целей государственной корпорации «Банк развития» является обеспечение объема финансирования проектов, реализуемых на принципах ГЧП, на уровне не ниже 30%. Для этих целей при Внешэкономбанке был создан «Центр ГЧП». Насколько успешно будет реализована данная роль, покажет время.
Внедрение указанного механизма посредством внедрения в практику государственного управления рыночных принципов хозяйствования усовершенствует инвестиционные процессы, оптимизирует бюджетные расходы. С 1 января 2016 года в России действует Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Данное законодательство позволит эффективней решить основные проблемы в сферах ЖКХ, здравоохранения, дорожного и рекреационного строительства без вложения бюджетных средств.
Заключение
В современной России происходит укрепление государственной роли в развитии стратегических отраслей экономики. Главной задачей государства в перспективе является создание инновационных
2150
механизмов для управления структурированной хозяйственной деятельностью. Данный процесс можно осуществить путем создания вертикально-интегрированных отраслевых холдингов - государственных корпораций.
Достаточно сложно определить, эффективна либо неэффективна деятельность современных государственных корпораций. Следует заметить, что в настоящее время усложненная организационная структура функционирующих корпораций отрицательно оценена специалистами. Оценка эффективности влияния государства на развитие системы хозяйственных отношений не может быть эффективной при отсутствии прозрачности структуры собственности. Государственным корпорациям в целях более эффективной деятельности необходимо стать прозрачнее и более управляемыми. Представители государства, войдя в состав наблюдательных советов, смогут более четко решать задачи регулирования порядка деятельности корпораций и их отчетности. Все вышесказанное дает основание сделать вывод о том, что и акционирование, и применение механизма государственно-частного партнерства смогут стать достаточно эффективной альтернативой институциональной трансформации государственных корпораций.
ИСТОЧНИКИ:
1. Алехин Б. Государственные корпорации: облеченные властью и гибкие // Экономика
России: XXI век. - 2008. - № 20.
2. Аштаева С.С. Госкорпорации в современной России: функции, структура и особенности
деятельности // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2012. - № 1. - С. 113-116.
3. Бахтина Т.Н. Государственный сектор и государственные финансы: теоретические
основы // БИЗНЕСИНФОРМ. - 2009. - № 11. - С. 7-9.
4. Глазьев С.Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики //
Экономическая наука современной России. - 2012. - № 2. - С. 27-42.
5. Глухов А. Госкорпорации в современной системе развития экономики // РИСК: Ресурсы,
информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 4. - С. 403-406.
6. Дементьев В.Е. Корпоративные структуры в период макроэкономической
нестабильности // Теория и практика институциональных преобразований в России. - 2009. - № 15. - С. 6-21.
7. Зуев В.Е. Детерминанты управления устойчивым развитием промышленных
предприятий: Монография. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. - 156 с. - С.42-50.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ,
2000. - 606 с. - С. 56.
2151
9. Кирдина С.Г. Российские госкорпорации - ответ на глобальные экономические вызовы
// Академический вестник. - 2012. - № 2. - С. 184-188.
10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: ИНФРА-
М, 1999. - 972 с.
11. Подписано соглашение о сотрудничестве между РОСНАНО и Министерством науки и
техники Китая [Электронный ресурс] // РОСНАНО. - 2016. - 25 июня. - Режим доступа: http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/20160625-rosnano-podpisano-soglashenie-sotrudnichestva-s-ministerstvom-nauki-tekhniki-kitaya
12. Исследования [Электронный ресурс] // Ростех. - Режим доступа:
http://rostec.ru/research/article/615
13. Ручкина Г.Ф., Ручкин О.Ю. Имущественная основа деятельности государственных
корпораций в Российской Федерации: правовой аспект // Юридический мир. -2008. - № 6. - С. 26-30.
14. Степанов К.С. Государственные корпорации: внешние эффекты и противоречия
развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2011. - № 2. - С. 41-44.
15. Технологическое развитие отраслей экономики [Электронный ресурс] // Федеральная
служба государственной статистики. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydev elopment/
2152
Anna V. Babikova, Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Corporate Economics of the Institute of Management in the Economic, Ecological and Social Systems, Southern Federal University, Taganrog Yulia G. Tkachenko, Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of State and Municipal Management of the Institute of Economics, Ecological and Social Systems, Southern Federal University, Taganrog
State corporations as the mechanism of state economy regulation
ABSTRACT
The authors discuss the issues of the development and problems of functioning of state corporations in modern Russian economy. The analysis of the main functions and classification of state corporations have been presented. It has been concluded that creation of state corporations is part of the state industrial policy the main goal of which is innovational transformation of by means redistribution of investment resources and their allocation in the most important spheres. It has been revealed that the potential of state corporations allows to consider them from the position of institutional basis of technological modernization of manufacturing industry. The authors pay attention to the activities of state industrial corporations at the present stage in the conditions of crisis. An alternative model of institutional transformation of state corporations has been developed.
KEYWORDS: state corporations, corporate sector of Russian economy, ways of use of state corporations, functions and types of state corporations, technological modernization, innovation development