DOI: 10.21122/2227-1031-2016-15-6-521-527 УДК 338.24 (476) (043.3):336.279
Совершенствование института несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь
Магистр экон. наук Ю. Е. Трубина1)
^Белорусский национальный технический университет (Минск, Республика Беларусь)
© Белорусский национальный технический университет, 2016 Бе1аг^ап National Technical University, 2016
Реферат. Экономическая несостоятельность (банкротство) в условиях рыночной экономики является важнейшим институтом гражданского права в сфере защиты прав и законных интересов субъектов экономической деятельности. Цель статьи - выявление проблем института экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: выявлены проблемы и даны рекомендации по совершенствованию института банкротства в Республике Беларусь; разработаны предложения по совершенствованию очередности удовлетворения имущественных требований кредиторов в Беларуси. Теоретической и методологической основой статьи являлись действующие нормативно-правовые акты по исследуемой проблеме, труды отечественных, российских и зарубежных авторов и другие публикации. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что в Республике Беларусь сложился достаточно эффективный институт несостоятельности (банкротства) и, в частности, система реализации прав кредиторов. Однако на практике часто встречаются вопросы, не в полной мере урегулированные законодательством, некоторые нормы нуждаются в совершенствовании. Кредиторы - одни из основных субъектов конкурсного права. Поэтому в национальных законодательствах большинства зарубежных стран подробно регламентируются их права и уделяется большое внимание установлению оптимальной очередности удовлетворения их требований. Белорусская очередность удовлетворения требований кредиторов социально ориентирована, лаконична, имеет ряд недостатков, впрочем, как и весь институт банкротства в целом. На основании выявленных недостатков автором даются методические рекомендации по совершенствованию института несостоятельности (банкротства), а также предлагается авторская очередность удовлетворения требований кредиторов.
Ключевые слова: экономическая несостоятельность, банкротство, права кредиторов, очередность, требования кредиторов
Для цитирования: Трубина, Ю. Е. Совершенствование института несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь / Ю. Е. Трубина // Наука и техника. 2016. Т. 15, № 6. С. 521-527
Improvement of Insolvency Institution (Bankruptcy) in the Republic of Belarus
Yu. E. Trubina1
1)Belarusian National Technical University ^insk, Republic of Beterus)
Abstract. Economic insolvency (bankruptcy) in the market economy conditions is the most important institution of civil law for protection of rights and legitimate interests of economic entities. Purpose of the paper is to identify problems of the economic insolvency (bankruptcy) institution in the Republic of Belarus and develop recommendations for its improvement. In order to achieve this goal a number of tasks have been assigned and the following problems have been solved: several weak points have been revealed and recommendations have been given with the purpose to improve institution of bankruptcy in the Republic of Belarus; proposals have been elaborated for the betterment of priority aimed at meeting creditors' property claims in the Republic of Belarus. Effective statutory and legal enactments on the studied problem, works of national, Russian and foreign authors and other publications have served as a theoretical and methodological basis for the paper. According to research results a conclusion has been made that rather efficient institution of insolvency (bankruptcy) and particularly a system for realization of creditors' rights were formed in the Republic of Belarus. However, there are a lot of points in practice
Адрес для переписки
Трубина Юлия Евгеньевна Белорусский национальный технический ул. Я. Коласа, 14,
220013, г. Минск, Республика Беларусь Тел.: +375 17 292-60-80 [email protected]
Address for correspondence
Trubina Yuliya Е.
Belarusian National Technical University 14 Ya. Kolasa str., 220013, Minsk, Republic of Belarus Tel.: +375 17 292-60-80 [email protected]
Наука
иТ ехника. Т. 15, № 6 (2016)
which are not fully regulated by law, some rules and regulations require their improvement. Creditors are among the main subjects of the competition law so national legislation in majority of foreign countries regulates their rights and pays a great attention to setting an optimal priority for meeting their claims. Belarusian priority for meeting creditors' claims is socially orientated; it looks rather concise and it has several drawbacks but it concerns the bankruptcy institution as a whole. The author proposes methodological recommendations on improvement of the insolvency (bankruptcy) institution and his priority for meeting creditors' claims on the basis of the identified drawbacks.
Keywords: economic insolvency, bankruptcy, creditors' rights, priority, creditors' claims
For citation: Trubina Yu. E. (2016) Improvement of Insolvency Institution (Bankruptcy) in the Republic of Belarus. Science & Technique. 15 (6), 521-527 (in Russian)
Введение
В условиях рыночных преобразований, проводимых в белорусской экономической системе, особую актуальность приобретают разработка новых и повышение эффективности предусмотренных действующим законодательством инструментов гражданско-правовой защиты отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в целом, и отношений в сфере экономической несостоятельности (банкротстве) в частности, что представляет собой механизм гражданско-правового регулирования отношений, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством), направленный на справедливое удовлетворение требований всех кредиторов с соблюдением баланса интересов должника. В действующей правоприменительной практике, связанной с экономической несостоятельностью (банкротством), имеется достаточное количество нерешенных правовых проблем, требующих глубокого научно-теоретического осмысления и необходимости дальнейшего совершенствования гражданского законодательства, регулирующего область исследуемых правоотношений.
Актуальность избранной темы заключается в том, что на фоне развивающихся рыночных экономических отношений, достаточно молодого института частной и иных форм собственности в Республике Беларусь ощущается недостаток теоретических исследований, в которых анализируются проблемы института экономической несостоятельности (банкротства), способы защиты прав участников правоотношений в сфере экономической несостоятельности (банкротстве). Также статья может быть востребована в современных условиях, поскольку с каждым годом растет количество дел о банкротстве, что свидетельствует об актуальности проблемы правового регулирования отечественного института банкротства. По мнению автора, особо актуальным становится институт защиты прав и интересов кредиторов, так как необходимо обеспечить справедливое удовлетворение имущественных требований всех кре-
диторов банкрота при распределении средств, полученных от реализации имущества должника, а также охрану их интересов в случае недобросовестных действий должника. Знание кредиторами своих прав позволит минимизировать потери при банкротстве должника.
Цель статьи - выявление проблем института экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В научной литературе вопросы института банкротства представлены трудами белорусских и российских исследователей, таких как А. Б. Агеев, В. Ф. Байнев, Е. А. Васильев, В. В. Витрянский, Д. В. Иевлев, В. С. Каменков, Л. Г. Козыра, К. И. Малышев, И.Ю. Михалев, А. А. Оболенский, В. В. Степанов, А. В. Чер-новалов, Г. Ф. Шершеневич и др. Роль института банкротства в развитии рыночной экономики и различные аспекты его функционирования освещаются рядом западных исследователей -Т. Бэкманом, Б. Зеллером, Т. Кейли, Р. Коулом, Р. Мертоном, Р. Найтом, А. Трунком, Р. Фосте-ром, В. Хаусманом и др.
Нормативная база исследования представлена источниками международного (Бельгии, Великобритании, Германии, Франции) и национального права.
Основная часть
Регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь во многом обусловлено социальной направленностью белорусской экономической модели. Имеет место уклон в сторону защиты интересов отдельных должников - естественных монополистов, государственных предприятий, режимных организаций, оборонных и стратегически значимых предприятий. К таким субъектам хозяйствования применяются исключительно меры по предупреждению несостоятельности (банкротства). Как следствие, регулирование в сфере экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь носит ограниченно-рыночный характер.
Наука
итехника. Т. 15, № 6 (2016)
Экономическая несостоятельность (банкротство) - важнейший институт рыночной экономики, который призван защищать права и законные интересы субъектов экономической деятельности. Однако в сложившейся национальной системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства) имеются недостатки:
- негативное восприятие банкротства людьми и обществом в целом;
- недостаточная грамотность руководства и персонала предприятий в области экономической несостоятельности (банкротства);
- большая продолжительность процедуры банкротства предприятия вследствие неурегулированности отдельных ее процедур. Так, причиной длительного срока ликвидационного производства может стать вопрос реализации недвижимого имущества из-за отсутствия единого подхода к методике оценки объектов недвижимости и присутствия возможности влиять на оценку объекта недвижимости самим должником;
- неподготовленность судебной системы к рассмотрению и эффективному решению дел по банкротству и санации;
- непопулярность специализированных компаний по банкротству, санации и антикризисному управлению, что приводит к их малому количеству;
- разное отношение со стороны государства к предприятиям. Так, законодательно закреплено, что «не применяется ликвидационное производство... в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и (или) обязанных совершить сделки, исполнение обязательств по которым обеспечено имуществом Республики Беларусь либо ее административно-территориальной единицы, в том числе обеспеченных гарантией Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь, а также иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами» [1]. Производство по делу подлежит прекращению в отношении таких предприятий, даже если структура их баланса неудовлетворительна и предприятие неплатежеспособно;
- наличие коллизий в законодательстве Республики Беларусь. Так, статья 60 Гражданского
■■ Наука
иТ ехника. Т. 15, № 6 (2016)
кодекса Республики Беларусь предусматривает четыре очереди кредиторов, в то время как в статье 141 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [2] (далее -Закон) говорится о пяти очередях;
- очередность погашения требований кредиторов не является достаточно детализированной, что на практике вызывает конфликтные ситуации в работе с кредиторами;
- возможность преднамеренного банкротства (существуют бизнес-группы, сделавшие банкротство инструментом для заработка и сформировавшие рынок специфических услуг в этой области);
- недостаточная законодательная урегули-рованность вопросов в отношении солидарной ответственности, что затрудняет привлечение к субсидиарной ответственности виновных в банкротстве лиц. Согласно статье 11 Закона, привлечение к субсидиарной ответственности является лишь правом, а не обязанностью: «кредитор (кредиторы) или его (их) правопреемники, государственные органы, прокурор, контролирующие органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности...» - это создает предпосылки для должников по уходу от ответственности, а для управляющих - по «зарабатыванию»;
- фактически не работают содержащиеся в законодательстве нормы о финансовом оздоровлении, о чем свидетельствует статистика Высшего хозяйственного суда (табл. 1);
- несовершенство и запутанность действующего законодательства, отсутствие «видимых рамок ответственности руководителей и учредителей, а также практически отсутствие такого понятия, как стандарт справедливого и добросовестного обращения с инвесторами, кредиторами и т. п., в совокупности с довольно высокой правовой культурой» [3], что приводит к увеличению количества дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве хозяйственных судов Республики Беларусь (табл. 1);
- многочисленные ограничения со стороны государства, которые сдерживают развитие частной собственности, а значит, и возможность использовать рыночные механизмы, к которым относится институт банкротства [4];
- отсутствие системных экономических реформ, которые могут способствовать развитию новых или совершенствованию неразвитых институциональных структур;
Таблица 1
Количество дел о банкротстве в Республике Беларусь [5] Number of bankruptcy cases in the Republic of Belarus [5]
Наименование На На На На На На
01.10.2011 01.08.2012 01.09.2013 01.12.2014 01.03.2015 01.01.2016
Всего, шт., в т. ч. 1583 1637 1667 2009 2334 2576
количество организаций, имеющих значе-
ние для экономики и социальной сферы Республики Беларусь 58 44 33 38 58 70
Количество организаций, %,
в отношении которых:
принято решение о банкротстве 89,7 88,6 90,9 83,7 87,6 84,3
не принято решение о банкротстве 10,3 11,4 9,1 16,3 12,4 15,7
- отсутствие достаточного числа квалифицированных экспертов по антикризисному управлению и оценке имущества и т. д.
На основании выявленных недостатков предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию отечественного института экономической несостоятельности (банкротства):
- устранить противоречия в действующих белорусских нормативно-правовых актах об экономической несостоятельности (банкротстве);
- значительно усилить организационную роль суда в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) для обеспечения баланса интересов должника и кредитора. Один из вариантов достижения данной цели - создание в Республике Беларусь специализированных судов по рассмотрению и разрешению споров об экономической несостоятельности (банкротстве) с расширением их полномочий;
- установить контроль над выполнением мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), предусмотреть ответственность за их невыполнение (ненадлежащее выполнение) (ст. 17 Закона предусматриваются меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), однако не предусматривается контроль над выполнением данных мер или ответственность за их невыполнение (ненадлежащее выполнение));
- разработать и ввести в действие институт банкротства физических лиц. В рамках развития рыночной экономики и гражданского оборота введение данного института в Республике Беларусь является объективной необходимостью. Наряду с принятием соответствующих законов, следует обратить внимание на повышение уровня финансовой грамотности населения;
- более четко регламентировать вопросы ликвидации субъектов предпринимательской деятельности;
- установить жесткие условия инициирования процедур экономической несостоятельно-
сти (банкротства) должника и законодательно закрепить принцип реальной платежеспособности должника, поскольку процедура возбуждения такого дела с использованием существующих в настоящее время внешних признаков неплатежеспособности представляется достаточно рискованной, так как это может нанести непоправимый ущерб гражданскому обороту и формирующемуся институту частной собственности;
- дифференциация продолжительности реабилитационных процедур применительно к отдельным категориям должников. К примеру, в отношении таких категорий должников, как стратегические предприятия, градообразующие организации и субъекты естественных монополий, срок финансового оздоровления или внешнего управления должен быть увеличен;
- расширить полномочия суда. На сегодняшний день хозяйственный суд имеет недостаточно власти в делах о банкротстве. Так, за субъектами несостоятельности закреплено право самостоятельного выбора кандидатуры управляющего, суд же только утверждает ее. В частности, суду следует более активно принимать участие в обсуждении кандидатуры управляющего при его назначении, а также в случае его отстранения - при определении порядка реализации имущества. Иногда управляющие и кредиторы пассивны, что затягивает дело о банкротстве, и в таком случае суд мог бы вмешаться и принять необходимые меры;
- принимать во внимание мнение должника при проведении конкурсного производства, в этих целях следует скорректировать правовое регулирование и ввести в понятийный аппарат института экономической несостоятельности (банкротства) понятие «учет мнения должника». Это может служить разумным препятствием возможных злоупотреблений управляющих и кредиторов при распродаже бизнеса должника;
Наука
итехника. Т. 15, № 6 (2016)
- при разработке новых и усовершенствовании действующих норм, регулирующих вопросы экономической несостоятельности и банкротства, необходимо учитываться мировые подходы к регулированию данных отношений и т. д.
В мировой практике существующие национальные законодательства о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с их целевой направленностью разделяются на пять категорий: радикально прокредиторские, умеренно прокредиторские, нейтральные, умеренно про-должниковые и радикально продолжниковые. Одни национальные законодательства стремятся максимально защитить интересы кредиторов (банкротство становится способом возврата долгов кредиторам, что сопровождается ликвидацией должника, Великобритания [6-8], Германия [9]), другие (Бельгия [10], Франция [11]) -интересы должника. И тогда цель банкротства -восстановление платежеспособности организации путем проведения реорганизационных процедур. Исходя из этого, каждая страна предоставляет кредиторам разный объем прав и уровень влияния на ход процедуры ликвидации. Кроме того, в зависимости от проводимой политики государства законодательства по-разному ранжируют требования кредиторов.
Белорусское законодательство во многом соблюдает баланс интересов всех участников дела об экономической несостоятельности (банкротстве). По мнению автора, его следует отнести к умеренно продолжниковому, поскольку оно во многом направлено на реабилитацию юридического лица, сохранение и восстановление его платежеспособности, а не на ликвидацию должника как субъекта хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство делает белорусскую систему достаточно гибкой, позволяющей в полной мере учесть условия экономической несостоятельности должника применительно к каждому конкретному случаю. Однако очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларусь, имеет недостатки:
- очереди удовлетворения требований кредиторов описаны в общем, не прописываются детально все кредиторы, входящие в каждую из очередей;
- отсутствие ранжирования требований кредиторов внутри каждой очереди, как следствие - существуют два варианта: либо удовлетворяются требования всех кредиторов данной очереди, либо при недостаточности для этого ресурсов должника выплаты распределяются между ними пропорционально их требованиям;
- отсутствие отделения штрафных санкций от основного обязательства.
В области регламентации очередности удовлетворения требований кредиторов показательным является законодательство Бельгии [10] -каждая очередь детально описана, внутри очереди устанавливается последовательность удовлетворения требований кредиторов данной очереди. Помимо этого, рассматривается вариант конкуренции требований аналогичных кредиторов и поясняется, кто из них и при каких условиях будет иметь приоритет. В бельгийском законодательстве имеет место индивидуальный подход к каждой группе кредиторов - порядок удовлетворения требований четко и подробно описан. Примером может служить положение, что к требованиям необеспеченных кредиторов применяется принцип равной доли, обеспеченные же кредиторы не подчиняются правилу пропорционального участия в имуществе банкрота.
На основании анализа зарубежного и белорусского опыта регулирования очередности кредиторов с целью ее совершенствования автор предлагает внести коррективы в действующую очередность (табл. 2).
Законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) Республики Беларусь предусматривает наличие расходов, необходимых для ведения процедуры банкротства, которые должны быть возмещены вне очереди: «Вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных настоящим Законом, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства» (ст. 141 Закона [2]). Автор не оспаривает данную необходимость в возмещении вне очереди, однако предлагает внутри этой группы требований установить следующую очередность:
1) расходы, связанные с открытием конкурсного производства;
2) требования кредиторов, возникшие после открытия конкурсного производства. Данные требования удовлетворяются в очередности, установленной для требований кредиторов, возникших до момента открытия конкурсного производства. Выплаты по таким требованиям, в особенности оплата труда управляющего, необходимо производить прежде всего, поскольку именно от умения и заинтересованности управляющего во многом зависит успешность проводимой процедуры. Кроме того, деньги, потраченные на проведение процедуры, должны отдаваться вначале.
■■ Наука
иТ ехника. Т. 15, № 6 (2016)
Таблица 2
Действующая очередность и проект очередности удовлетворения требований кредиторов
в Республике Беларусь
Current priority and priority draft for meeting creditors' claims in the Republic of Belarus
Порядок очереди Очередность
Действующая (ст. 141 Закона [2]) Проект (авторская модель очередности)
Вне очереди Судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных Законом, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства: по требованиям физических лиц, которым причинен вред их жизни или здоровью; по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам; по уплате налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 1. Расходы, связанные с открытием конкурсного производства. 2. Требования кредиторов, возникшие после открытия конкурсного производства (удовлетворяются в очередности, установленной для требований кредиторов, возникших до момента открытия конкурсного производства)
Первая Требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей 1. Требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей. 2. Расчеты с работниками по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам
Вторая Расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование, иным платежам в Фонд социальной защиты населения, а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Требования по обязательным платежам только по основной части долга
Третья Требования по обязательным платежам (за исключением отнесенных ко второй и к пятой очередям) Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника только по основной части долга
Четвертая Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника Все оставшиеся требования, однако только по основной части долга
Пятая Другие требования кредиторов Требования кредиторов второй, третьей и четвертой очередей по неосновной части долга (штрафы, проценты): требования по обязательным платежам; требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника; все оставшиеся требования
Шестая Удовлетворение требований учредителей (участников)
ВЫВОД
В целом в Республике Беларусь сложился достаточно эффективный институт несостоятельности (банкротства) и, в частности, система реализации прав кредиторов. Однако в действующей системе регулирования экономической несостоятельности (банкротства) имеется ряд недостатков, которые необходимо устра-
нять, поскольку они в значительной степени затрагивают интересы не только субъектов экономической несостоятельности (банкротства), но и государства. Решением выявленных недостатков может стать следование предложенным автором рекомендациям по совершенствованию института несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь.
Наука
итехника. Т. 15, № 6 (2016)
ЛИТЕРАТУРА
1. О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства) [Электронный ресурс] : постановление пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, 2 декабря 2005 г. № 30 // Информационный портал «Бусел». Режим доступа: http://www.busel.org/texts/cat3aq/id5rwqeud.htm. Дата доступа: 06.03.2016.
2. Об экономической несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 13 июля 2012 г. № 415-З // Информационно-аналитический ресурс Банкротство.Ву. Режим доступа: http://www. bankrot. by/zak. Дата доступа: 15.04.2016.
3. Иевлев, Д. В. О проблемах законодательства в банкротстве [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011.
4. Байнев, В. Совершенствование системы экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь / В. Байнев // Финансы. Учет. Аудит. 2003. № 6 (113). С. 74.
5. Справка по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), находящимся в производстве хозяйственных судов [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический ресурс Банкротство.Ву. Режим доступа: http://www.bankrot.by/oa. Дата доступа: 04.04.2016.
6. Companies Act 1985 (Audit Exemption) (Amendment) Regulations 2000 [Electronic resource]. UK Statutory Instruments, 2000 № 1430 // The National Archives. Access mode: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2000/1430/re sources. Access Date: 13.04.2016.
7. Законодательство Великобритании о банкротстве [Электронный ресурс] // Комитет по вопросам собственности. Режим доступа: http://komitet2-5.km.duma.gov.ru/site. xp/051052051 .html. Дата доступа: 11.03.2016.
8. Insolvency Act 2000. Chapter 39. UK Public General Acts // The National Archives [Electronic resource]. Access Mode: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2000/39/con tents. Access Date: 13.04.2016.
9. О регулировании порядка производства по делам о несостоятельности [Электронный ресурс]: Закон Федеративной Республики Германия, 5 октября 1994 г. // Корпорация антикризисного управления. Режим доступа: www. kay. by/ documents/Insolvenzordnung .doc. Дата доступа: 11.02.2016.
10. Gesetz über die Kontinuität der Unternehmen von 31. JANUAR 2009 [Electronic resource]. Access Mode: http://www.scta.be/MalmedyUebersetzungen/downloads/2 0090131.eco.doc. Access date: 13.04.2016.
11. В отношении оздоровления и судебной ликвидации предприятий (Relative au Redressement et a la Liguida-tion Judiciaire des Enterprises) [Электронный ресурс]: Законодательный акт Республики Франция в области банкротства, 25.01.1985 № 85-88. Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/afFichTexte.do7cidTexte =J0RFTEXT000000693911. Дата доступа: 13.04.2016.
REFERENCES
1. On Some Issues for Practical Application of Legislation Regulating Problems on Economic Insolvency (Bankruptcy): Decree of Plenum of Supreme Economic Court of the Republic of Belarus, 02 December 2005, No 30. Information portal "Busel" [Stork]. Available at: http://www.busel. org/texts/cat3aq/id5rwqeud.htm. (Accessed: 6 March 2016) (in Russian).
2. On Economic Insolvency (Bankruptcy): Law of the Republic of Belarus, 13 July 2012, No 415-3. Information and Analytical Resource BY - Bankruptcy. Available at: http://www.ban krot.by/zak. (Accessed: 15 April 2016) (in Russian).
3. Ievlev D. V. (2011) On Issues for Legislation in Bankruptcy. Consultant Plus. Belarus. Electronic Resource. Minsk.
4. Baynev V. (2003) Improvement of System for Economic Insolvency (Bankruptcy) in the Republic of Belarus. Finansy. Uchet. Audit [Finances. Records. Audits], 113 (6), 74.
5. History of Cases on Economic Insolvency (Bankruptcy) Being Examined by Economic Courts. Information and Analytical Resource BY - Bankruptcy. Available at: http://www.bankrot.by/oa. (Accessed: 4 April 2016) (in Russian).
6. Companies Act 1985 (Audit Exemption) (Amendment) Regulations 2000. UK Statutory Instruments No 1430. The National Archives. Available at: http://www.legi-slation.gov.uk/uksi/2000/1430/contents/made. (Accessed: 13 April 2016).
7. UK Legislation on Bankruptcy. Property Committee. Available at: http://komitet2-5.km.duma.gov.ru/site.xp/0510 52051.html. (Accessed: 11 March 2016) (in Russian).
8. Insolvency Act 2000. Chapter 39. UK Public General Acts. The National Archives. Available at: http://www.legi slation.gov.uk/ukpga/2000/39/contents. (Accessed: 13 April 2016).
9. On Regulation of the Procedure for Insolvency Cases: Law of Federative Republic of Germany, 5 October 1994. Corporation of Anti-Crisis Management. Available at: www.kay.by/documents/Insolvenzordnung.doc. (Accessed: 11 February 2016) (in Russian).
10. Gesetz über die Kontinuität der Unternehmen von 31. JANUAR 2009. Available at: http://www.scta.be/Mal-medy Uebersetzungen/downloads/20090131.eco.doc. (Accessed: 13 April 2016) (in German).
11. Relative au Redressement et a la Liguidation Judiciaire des Enterprises [On Health Restoring and Judicial Liquidation of Enterprises Bankruptcy Legislation Act of the French Republic, 25.01.1985 No 85-88]. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte= JORFTEXT000000693911 . (Accessed: 13 April 2016) (in French).
Received: 18.04.2016 Accepted: 20.06.2016 Published online: 29.11.2016
Поступила 1S.04.2016 Подписана в печать 20.06.2016 Опубликована онлайн 29.11.2016
■■ Наука
ит ехника. Т. 15, № б (201б)