Асипков В. С.
т
УДК 347.736.3
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Асипков Владислав Сергеевич,
студент Академии управления
при Президенте Республики Беларусь, г. Минск.
E-mail: [email protected]
В статье анализируется законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) Республики Беларусь и его практика применения. Автором выявлены новеллы действующего Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в сравнении с предшествующим законодательством в данной области, дана авторская оценка вышеуказанным изменениям и дополнениям. Кроме того, проведен анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а также Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» на предмет взаимодействия и взаимодополнения указанных норм. Автором проведено обобщение судебной практики в сфере экономической несостоятельности (банкротства), выявлены основные проблемы применения законодательства в исследуемой области. В заключение автором дана оценка действующему законодательству Республики Беларусь в сфере экономической несостоятельности (банкротства), его практике применения на основании анализа законодательных норм и судебных решений, определены тенденции дальнейшего развития законодательства в указанной области.
Ключевые слова: экономическая несостоятельность, банкротство, законодательство, судебная практика, субсидиарная ответственность, правоприменение.
Законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) является комплексным и состоит из отдельных положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) [1], Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) [2], Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012 г. № 415-З (далее - Закон № 415-З) [3] и иных законодательных актов [4], регулирующих комплексные общественные отношения, возникающие при неплатежеспособности субъектов, возникающих в связи с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, т. е. при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Основой правового регулирования банкротства в Республике Беларусь являются положения ГК [1], которые, в свою очередь, можно разделить на несколько групп. Первая группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, рассматривает общие положения о банкротстве как индивидуального предпринимателя (ст. 24), так и юридического лица (ст. 61), а также о статусе временных (антикризисных) управляющих в процедуре банкротства (п. 2 ст. 183). Вторая группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, регламентирует ответственность отдельных субъектов, таких, как учредители, собственники и другие лица (п. 3 ст. 52), один из участников общества с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 94), дочернее общество (ст. 105) [1]. Третья группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, касается вопросов ликвидации отдельных видов юридических лиц, например, коммерческой организации либо действующей в форме
потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда (ст. 57), об особенностях ликвидации коммандитного товарищества (п. 2 ст. 85). Четвертая группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, связана с выплатой долгов юридического лица и регламентирует порядок очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 60), а также возможность обращения взыскания по долгам вверителя на имущество, переданное им в доверительное управление (п. 2 ст. 901), и закрепляет возможность отмены дарения судом по требованию заинтересованного лица, если дарение совершено индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением положений акта законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) (п. 2 ст. 549) [1].
Исходя из вышеизложенного, в ГК законодатель учел специфику правоотношений, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством), и регламентировал основные спорные моменты, наиболее часто возникающие правоотношения в рассматриваемой сфере. Однако, несмотря на то, что ГК имеет большую силу по отношению к другим законам и кодексам, указал на необходимость специального законодательства. Следовательно, поэтому в п. 2 ст. 61 ГК определено, что основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) [1].
В отношении ХПК Закон № 415-З также является специальным, что регламентировано в ст. 265 ХПК, в соответствии с которой «дела об экономической несо-
стоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются судом, рассматривающим экономические дела, по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве)». Несмотря на это, некоторые процессуальные особенности дел об экономической несостоятельности (банкротстве) отражены в самом ХПК (например, в ст. 7, 54, 163, 193, 265, 362, 364) [2; 3].
Действующий Закон № 415-З во многом систематизировал законодательный опыт в сфере экономической несостоятельности (банкротства). Как минимум, это было обусловлено большим количеством нормативных правовых актов, уточняющих и дополняющих предыдущий Закон о банкротстве, его применение либо регулирующих осуществление процедуры экономической несостоятельности (банкротства). Предметом правового регулирования Закона № 415-З представлется почти весь комплекс общественных отношений, возникающих в связи с неплатежеспособностью отдельных видов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это предупреждение экономической несостоятельности (банкротства) потенциальных должников, досудебное оздоровление должника, критерии определения неплатежеспособности, основания для возбуждения дела о банкротстве, применения экономическим судом к должнику предусмотренных Законом № 415-З процедур: защитного периода, конкурсного производства, мирового соглашения. Исключение составляют только вопросы административной и уголовной ответственности [3].
Специфической особенностью этого предмета является наличие в нем не только материально-правовых, но и большого количества процессуальных норм. Объяснение такому сочетанию - своеобразие судебных процедур по делам об экономической несостоятельности (банкротстве). В Законе о банкротстве содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), - от возбуждения производства по делу до исполнения актов экономического суда.
Вместе с тем он содержит и нововведения. Так, например, Закон № 415-З устанавливает основания для признания экономическим судом должника экономически несостоятельным (банкротом), меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), режим проведения санации должника, а при ее невозможности или отсутствии оснований для ее проведения - порядок ликвидационного производства должника [3].
Наиболее существенные новеллы действующего Закона № 415-З заключаются в следующем. Во-первых, ранее основанием для подачи заявления должника являлась его неплатежеспособность, если она уже имела устойчивый характер, когда он был не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений. Согласно Закону № 415-З право должника подать заявление наступает, если неплатежеспособность лишь приобретает устойчивый характер, т. е. идет процесс ухудшения финансового состояния должника [3]. Во-вторых, в соответствии с ч. 5 ст. 64 Закона № 415-З [3] лицо, подавшее в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить не менее трех кандидатур управляющего. Ранее было достаточно одной кандидатуры [5]. Стоит отметить, что такая обязанность установлена как для должника, так и для кредитора.
В-третьих, уточнены государственные органы, которые имеют право подать в суд заявление о банкротстве должника. Отдельно таким правом наделены таможенные органы и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [3]. В-четвертых, в соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона № 415-З [3] расширены функции государства в сфере банкротства, в частности, предусматривается ведение Единого государственного реестра сведений о банкротстве. Установлено, что порядок и сроки включения сведений в реестр, а также размещения их в Интернете определяются Правительством. Кроме того, предусмотрен перечень сведений, подлежащих официальному опубликованию при проведении процедур банкротства. В-пятых, определено, что должны быть опубликованы также сведения об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника (ч. 8 ст. 21 Закона № 415-З) [3].
В-шестых, уточнен перечень документов, прилагаемых к заявлению должника. Ранее к заявлению прилагался бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, теперь вместе с заявлением нужно подать балансы за последние четыре квартала либо заменяющие их документы (нотариально заверенные копии). К заявлению также необходимо будет приложить документы, подтверждающие осуществление разработанных мер по досудебному оздоровлению или об их нецелесообразности (абз. 4, 7 ч.1 ст. 28 Закона № 415-З) [3]. В-седьмых, установлена обязанность прекращения трудового договора с руководителем организации со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства (ст. 86 Закона № 415-З) [3]. Из вышеизложенного анализа норм Закона № 415-З можно сделать
Асипков В. С.
вывод, что он направлен на активизацию досудебного оздоровления предприятий, оказавшихся в состоянии экономической несостоятельности (банкротства).
Особенностью белорусского специального законодательства о банктротстве является закрепление в ч. 2 ст. 2 Закона № 415-З полномочий Главы государства по регулированию данных отношений. Законодатель регламентировал указанные полномочия с учетом специфики правоотношений, складывающихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), их реальной возможности влияния на процессы, происходящие в экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества и государства. Аксиоматично, что эти полномочия, в первую очередь, должны быть направлены на защиту суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, общественного порядка, жизни и здоровья населения, прав и свобод граждан, преемственности и взаимодействия государственных органов [3].
Таким образом, можно утверждать, что Закон № 415-З [3] является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства), тем более что законодатель стремился комплексно решить все вопросы материально-правового и процессуального характера, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством). Вместе с тем Закон № 415-З [3] не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения в процессе банкротства.
Стоит также отметить, что многие правила Закона № 415-З существенно отличаются от правил ГК [1; 6]. Например, в Законе № 415-З [3] предусмотрены особенности применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), а также особенности определения состава и размера платежных обязательств, а также обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений, установлены более детальные правила очередности удовлетворения требований кредиторов и др. В связи с этим следует учитывать, что Закон № 415-З [3] является специальным по отношению к ГК. В этой части его нормы обладают приоритетом в процессе правоприменения. Кроме того, Закон № 415-З [3] является законодательным актом прямого действия, хотя в нем имеется небольшое количество отсылочных норм.
После принятия Закона № 415-З был принят Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2013 г. № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» [4], который регламентировал отдельные аспекты процедуры ликвидационного и конкурсного производства. В этом законодательном акте, в
частности, установлено, что в процедуре ликвидационного производства допускается продажа предприятия как имущественного комплекса должника, принадлежащих ему капитальных строений (зданий, сооружений), иных объектов без наличия документов, удостоверяющих их государственную регистрацию; в процедуре конкурсного производства обороты по реализации предприятия как имущественного комплекса должника и прибыль от его реализации не подлежат обложению налогами, сборами (пошлинами). Необходимость отдельного закрепления этих норм в Указе № 63 [4], а не в Законе № 415-З [3], думается, вполне обоснована, так как затрагивает, кроме лиц, участвующих в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), еще и иных субъектов права, в частности, органы государственной регистрации объектов недвижимости, прав на них и сделок с ними. Кроме того, в сфере экономической несостоятельности (банкротства) действуют иные нормативные правовые акты.
Несмотря на попытку белорусского законодателя всесторонне урегулировать вопросы экономической несостоятельности (банкротства), существуют проблемы в применении вышеуказанного законодательства. Об этом свидетельствует судебная практика, анализ и обобщение которой указывает на существование проблем в практике применения законодательства.
Одной из таких проблем практики применения законодательства является возвращение заявлений о банкротстве. Так, при подаче должником заявления о своей экономической несостоятельности нередки случаи, когда нарушаются требования, предъявляемые к форме и содержанию такого заявления, установленные ст. 27 Закона № 415-З [3]. Например, указываются не все сведения, которые должны быть указаны, либо не прикладываются все документы, установленные ст. 28 Закона № 415-З [3]. Исходя из анализа судебной практики Республики Беларусь в сфере экономической несостоятельности (банкротстве), самыми распространенными случаями возвращения заявлений о банкротстве можно назвать следующие: непредставление истребуемых судом документов, определенных ст. 28 Закона № 415-З; несоответствие заявления и (или) представленных документов требованиям ст. 27 Закона № 415-З, предоставление незаверенных копий; непредставление кандидатур управляющих (ст. 64 Закона № 415-З установлено, что лицо, подавшее в экономический суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в экономический суд не менее трех кандидатур управляющего); непредставление документов, подтверждающих полномочия на подписание заявления (ст. 27 Закона № 415-З); неполное представление доказательств, свидетельст-
вующих о неплатежеспособности должника (ст. 12 Закона № 415-З) [3; 7; 8].
Второй проблемой представляется привлечение к субсидиарной ответственности учредителей и директора коммерческой организации [9; 10; 11]. Третьей проблемой правоприменения законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве) является практика о признании недействительными сделок должника [12-14].
Таким образом, законодательный опыт Республики Беларусь в сфере экономической несостоятельности (банкротства) представляется достаточно прогрессивным, о чем свидетельствует анализ специфики норм, закрепленных в ГК и ХПК Республики Беларусь. Очевидно, что действующий Закон № 415-З обобщил все, что регламентировали все предшествующие ему нормативные правовые акты в области экономической несостоятельности (банкротства). Кроме того, при принятии Закона № 415-З законодатель ввел ряд существенных новелл. Однако после принятия Закона № 415-З были приняты и вступили в силу еще ряд актов законодательства, закрепляющих некоторые аспекты в процедуре признания экономически несостоятельными субъектов хозяйствования. В свою очередь, судебная практика позволяет выявлять недостатки законодательства и тем самым указывает законодателю вектор направления развития и совершенствования законодательства в сфере экономической несостоятельности (банкротства). Это свидетельствует об интенсивном развитии общественных отношений в указанной сфере и, как следствие, необходимости систематического внесения изменений и дополнений в законодательство, регламентирующее экономическую несостоятельность (банкротство).
Литература
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г., № 218-З:принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 дек. 1998 г., № 219-З : принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 26нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
3. Об экономической несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 415-З : в ред. Закона от 04.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Закнода-тельство Ресублики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
4. О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства) [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 5 февр. 2013 г., № 63 // ЭТАЛОН. Закнодательство Ресублики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016 и др.
5. Об экономической несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2000 г., № 423-З : в ред. Закона от 31.12.2009 г. // ЭТАЛОН. Закнода-тельство Ресублики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
6. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве) / В. С. Каменков [и др.] [Электронный ресурс] : [по состоянию на 17.10.2014 г.] // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
7. О возвращении заявления о банкротстве должника [Электронный ресурс] : определение Экономического Суда Могилевской области, 11 фев. 2015 г., дело № 01-18/14-6/Б/2015 // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
8. О возвращении заявления о банкротстве должника [Электронный ресурс] : определение Экономического Суда Могилевской области, 26 фев. 2015 г., № 01-16/23-11/Б/2015 // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
9. О взыскании солидарно субсидиарной ответственности по обязательствам ЧУП [Электронный ресурс] : решение экономического суда Гомельской области, 3 марта 2015 г., дело № 311-15/2014 // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
10. О взыскании задолженности перед кредиторами в порядке субсидиарной ответственности в процедуре банкротства [Электронный ресурс] : постановление Судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Респ. Беларусь, 11 авг., дело № 40-5/2015/115А/673К // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
11. О взыскании задолженности в порядке возложения субсидиарной ответственности по обязательствам перед кредиторами [Электронный ресурс] : решение экономического суда Брестской области, 15 апр. 2015 г., дело № 7-3/2015 г. // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
12. О признании недействительным с момента его совершения зачета взаимных требований [Электронный ресурс] : решение экономического суда Брестской области, 21 янв. 2015 г., дело № 72-3/2014 г. // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
13. Об установлении факта ничтожности сделки [Электронный ресурс] : решение экономического суда Витебской области, 14 сент. 2015 г., дело № 131-13/2015 г. // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
14. О признании недействительным соглашения по урегулированию отношений по расторжению договора строительного подряда [Электронный ресурс] : решение экономического суда Брестской области, 4 марта 2015 г., дело № 30-12/2015 г. // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
Баринова А. Г.
т
V. S. Asipkov
LEGISLATION OF BANKRUPTCY IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND LEGESLATIVE PRACTICE
The article deals with analyses of the legislation about economic insolvency (bankruptcy) of the Republic of Belarus and its legislative practice. The author reveals the novel of the current Law of the Republic of Belarus «About economic insolvency (bankruptcy)» in comparison with the previous legislation in this area. The author's assessment of changes and additions is given. In addition, the analysis of the norms of the Civil Code of Belarus, the Commercial Procedure Code of Belarus, the Law of the Republic of Belarus «About economic insolvency (bankruptcy)», the Decree of the President of the Republic of Belarus «About some issues of legal regulation of economic insolvency (bankruptcy)» are made for interaction and complementarity of these standards. The author makes the generalization of judicial practice in the field of economic insolvency (bankruptcy), points out the main problems of application of legislation in the field of study. In conclusion, the author values the current legislation of the Republic of Belarus in the sphere of economic insolvency (bankruptcy) and its legislative practice. The author's position is based on the analyses of legislation and judicial decisions. The author proposes the tendencies of further development of legislation in this area.
Keywords: economic insolvency, bankruptcy legislation, jurisprudence, vicarious liability, enforcement.
ASIPKOV Vladislav S. - 5th year student of The Academy of Public Administration Under The Aegis of The President of The Republic of Belarus, Minsk. E-mail: [email protected]
УДК 347.65
ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Баринова Алла Германовна,
магистрант Марийского государственного
университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье анализируются особенности института наследования недвижимого имущества, а также актуальные теоретические и практические проблемы, связанные с его особенностями. Отмечено, что в состав наследственного имущества в качестве одного из объектов права может входить предприятие как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: недвижимое имущество, жилое помещение, общая собственность, жилищностроительный кооператив, наследование земельных участков, предприятие как имущественный комплекс.
В соответствии с гражданским и жилищным законодательством жилые помещения как объекты жилищных и гражданских правоотношений бывают разных видов: квартиры, жилые дома, изолированные комнаты в квартирах или жилых домах. При этом жилым признается помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначенное для проживания граждан.
Принадлежавшие наследодателю на праве собственности жилые помещения входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях.
Общая собственность, согласно ГК РФ, предполагается долевой. При этом в соответствии с его нормами совместная собственность (без выделения долей) возможна только в случаях, установленных законом (собственность супругов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также имущество общего пользования, приобретенное или созданное в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе) [2].
Наследование приватизированных жилых помещений, находящихся в индивидуальной собственности, осуществляется в общем порядке. При этом переход права собственности на жилое помещение не зависит от того, проживает кто-либо на данной площади или нет. Другое дело, что жилище может быть обременено правами граждан, имеющих право пользоваться жилым помещением (члены семьи бывшего собственника, пожизненные пользователи и некоторые другие). В таком случае наследник обязан не препятствовать осуществлению их права пользования.
Имеются особенности и в наследовании жилых помещений в кооперативных домах. С 1 июля 1990 г. (с момента введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР») [3] факт полной выплаты паевого взноса наделяет членов жилищного и жилищностроительного кооперативов правом собственности на жилые помещения, в которых они проживают.
С введением в действие 1 марта 2002 г. части третьей ГК РФ [1] кардинально изменилось регулирование наследования прав в жилищных и жилищно-