5. Копеу Р. А. Л<1ар1а181уа как Ш81хитеп1 strategicheskogo иргау1еи1уа га2у111еш Ьо2уау81уиуи8сЫЬ sub'ektov V us1oviyah reformirovaniya ekonomiki //Izvestiya 8апк1-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 32. - 8. 99-104.
УДК 339.544
Канд. экон. наук С.Н. ШИРОКОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук О.З. АРОВА (ФГБОУ ВО СевКавГГТА, [email protected]) Канд. экон. наук Л.А. ШЕВХУЖЕВА (ФГБОУ ВО СевКавГГТА, [email protected])
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В АПК РФ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Текущая экономическая ситуация в нашей стране осложняется действием ряда специфических обстоятельств, и, прежде всего, это изменения конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы и ограничительные санкции западных стран. Такие условия приводят к снижению инвестиционной активности, а достижение ранее поставленных целей фактически труднодостижимыми.
Локомотивом реализации выявленных проблем может стать практическое использование инновационного потенциала, но сложившаяся практика организации и управления инновационными процессами, как показывает опыт, недостаточно эффективна и потому возникает необходимость поиска действенных механизмов ее совершенствования.
Цель исследования - разработка механизмов и методов совершенствования управлением развития АПК на основе новой парадигмы инновационной политики и стратегического планирования.
Материалы, методы и объекты исследования. Объектом исследования являются АПК и факторы, влияющие на темпы его развития. В процессе исследования использованы фундаментальные труды отечественных учёных в области функционально-целевого планирования на основе индикативного метода, механизмов организации и управления инновационными процессами в АПК.
Результаты исследования. Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором, способствующим ускорению социально-экономического развития, выступает создание условий широкого применения инноваций. Однако наибольший интерес представляет то, как они организуются, управляются, реализуются в целях разрешения сложившейся ситуации и обеспечения условий более высокого уровня социально-экономического развития страны.
Данные ФАНО и ФГНБУ ВНИИЭСХ, полученные в результате обследования сельхозтоваропроизводителей Белгородской области, наглядно иллюстрируют сдерживающие факторы инвестиционно-инновационного развития: недостаток собственных финансовых ресурсов - 65%, значительная стоимость инноваций - 54%, длительный период окупаемости инвестиций в инновации - 46%, недостаток высококвалифицированного персонала - 42% респондентов. Инновационный потенциал агропромышленного комплекса реализуется в пределах 4-5% от всего имеющегося объема [1].
Организация эффективной модели производства, управления и реализации инновационного продукта требует изучения особенностей функционирования сложившейся институциональной и производственной среды.
Многие аспекты решения задач отражены в принятой Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020
года», в «Прогнозе долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и других государственных документах, отражающих направление деятельности инновационной системы Российской Федерации, в том числе и в АПК [2,3]. В Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» отражены единые требования к системе стратегического планирования социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направления их векторов и т.д. Безусловным достоинством закона «О стратегическом планировании...» является использование программно-целевого подхода на основе индикативного планирования и государственного регулирования [4]. Суть государственного регулирования экономики с использованием ФЦП «.определение параметров социально-экономического развития, обеспечение адаптации всех элементов хозяйственного механизма к складывающейся конъюнктуре в производстве и распределении, выборе и установлении приоритетов в развитии экономики с учетом долговременных тенденций научно-технического развития и требований рынка» [5]. Инновационно-технологическая инфраструктура не только создает инновационный продукт, но и должна обеспечить ее высокую реализуемость. В состав инновационно-технологической инфраструктуры входят образовательные учреждения, научно-техническая и производственная сферы, инвесторы. Управление инновационной системой осуществляется органами власти и представляет иерархическую структуру, в которой выделяются 4 уровня: макро- и микроуровни, региональный и отраслевой. В соответствии с этим и предлагаем выстроить и структуру управления межотраслевой инновационной стратегией. Суть создания такой системы - консолидация воздействия различных отраслей АПК для получения продукта с завершенным циклом обработки. Такая структура будет способствовать, по мнению С. Губанова, «.созданию новой системы воспроизводства -интегрированной и планово-регулируемой; способной соединить в общей организационной форме промежуточные и конечные производства ради выпуска высокотехнологичной, наукоемкой продукции конечного спроса с высокой долей добавленной стоимости; содержащей действенные стимулы для снижения издержек, увеличения производительности труда и повышения качества товаров; мобилизующей могучую, несокрушимую движущую силу созидания и подъема экономической мощи нашей страны» [6]. Платформой для создания управления межотраслевой инновационной стратегией могут стать вертикально-интегрированные корпорации.
Инновационная система позволяет создавать инновационный продукт и тем самым создает условия для повышения производительности и эффективности труда. Условия реализации инновационного продукта, с одной стороны, вызванные многоукладностью экономики сельского хозяйства, а с другой - отдаленностью рынка от покупателей (пространственная и информационная), физической невозможностью производителей демонстрировать инновационные продукты массовому покупателю и ограниченность в финансовых средствах последних, тормозит саму возможность, без существенного изменения условий функционирования, осуществить переход к более высоким технологическим уровням развития. Серьезные возможности, позволяющие решить выявленные проблемы, предоставляет закон «О стратегическом планировании». В статье «Стратегическое планирование экономики и важнейшие приоритеты развития России» Иванов Г.Г. и Орлов С.Л. пишут: «.Планирование является сердцевиной управления, и, следовательно, оно должно быть подчинено реализации стратегии, предварительно обоснованной на государственном уровне, понятой и принятой в обществе...» [7]. Отправной точкой построения стратегии является разработка миссии. Миссия Российской Федерации -повышение благосостояния ее населения, через реализацию конкурентных преимуществ, мотивации всех слоев населения на созидательный труд, сохранение и приумножение социокультурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.
Производственно-хозяйственная деятельность нацелена на создание условий использования ресурсного потенциала как основы социально-экономического развития. Эффективное функционирование производственно-хозяйственной деятельности
обеспечивается также созданием инфраструктуры, производственной системы, а обеспечение социального развития общества осуществляется вовлечением населения в эффективную производственно-хозяйственную деятельность. Как отмечает О.В. Асмус: «В депрессивном состоянии может находиться экономика региона, обладающего собственными ресурсами для его преодоления, а причиной депрессии, как показал анализ, зачастую является неэффективное управление» [8]. Индикативное планирование согласно ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» выдвинуто основополагающим методом разработки стратегии. Отличительная особенность индикативного планирования -разработка плана с участием бизнес-структур и научного сообщества, равноправие всех участников. Методология составления и выполнения планов осуществляется согласованием методик планирования, их унификацией, обменом информацией во всех уровнях планирования и управления, достижением национального консенсуса между различными уровнями хозяйственной деятельности. Таким образом, стратегии всех уровней будут увязаны между собой. По мнению О.С. Сухарева, формирование пропорций и структуры социально-экономической системы по ее элементам и направлениям с участием аналитиков, экономистов, математиков, программистов и т.д. будет способствовать развитию экономики
[9].
Однако мы себе позволим некоторую критику ряда принципов, изложенных в ФЗ, которые, на наш взгляд, могут существенно тормозить реализацию самой идеи стратегического планирования.
Первое - касается такого принципа планирования, как «ответственность участников стратегического планирования», которая допускает возможность участников к своевременной корректировке документов. В этих условиях без соответствующей организационной работы, по выражению М. Делягина, «закон остается благим пожеланием, которых было уже много» [10].
Второе - не ясен принцип «ресурсной обеспеченности». Основной вопрос здесь вызывают механизмы привлечения финансовых источников реализации плана. Судя по документу, можно предположить, что наибольший «привес» здесь займет государственно-частное партнерство. Тогда обеспечение социального достоинства большинства граждан станет практически невыполнимым, а расслоение членов общества станет еще более ощутимым, так как это позволит сосредоточить имеющиеся ограниченные финансовые ресурсы, выделяемые на реализацию программных мероприятий, в руках более успешных предпринимателей, как итог конкурса представленных проектов. Следовательно, в программном документе должны быть разработаны механизмы обеспечения социально-экономического развития через привлечение широких слоев населения в производственную деятельность и, тем самым, достижения приемлемого уровня благосостояния.
Главная задача экономического сообщества России на ближайшие годы - устойчивое развитие экономики на основе целенаправленной разработки организационных, технических и технологических инноваций, обеспечения условий их внедрения в производственно-хозяйственную деятельность агробизнеса, а продукты такой деятельности - более эффективному продвижению на рынок.
Характер сельскохозяйственного производства предполагает необходимость организации коллективного использования ресурсов. Достижение эффективного сельскохозяйственного производства не представляется возможным без разработки системы земледелия, адаптированной к конкретным природно-климатическим зонам, организации севооборотов и т.д., а специфика производства вызывает необходимость использования широкого спектра агротехники, обеспечения надлежащих условий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, что делает сельское хозяйство наукоемким.
Экономический проект, чаще всего, оценивается по показателям экономической и социальной эффективности и экологической безопасности. Одним из мотивов создания и внедрения инновационного продукта является повышение доходности бюджета за счет налоговых поступлений от повышения производительности труда; снижения «социальной нагрузки» на бюджет, за счет улучшения самообеспеченности сельских жителей продуктами
собственного производства, возможности реализации на местных рынках излишков продуктов и получения дополнительных доходов в семейный бюджет.
Анализ структуры вложений в создание инноваций в РФ показал, что в 2016 г. 69,2% внутренних затрат на эти цели приходились на средства государства, в то время как в развитых странах эта цифра составляет от 40% и менее. Так в 2000 г. на долю государственного бюджета, по источникам финансирования исследований, приходилось до 53,72 %, а в 2015 г. эта цифра повысилась до 67,49%. В то же время удельный вес инновационно - активных организаций, которые создают инновационный продукт на постоянной основе, в сельском хозяйстве за 2016 г. составил не более 4% [11,12]. Таким образом, основным инициатором и «плательщиком» за инновации остается государство. Поэтому крайне важным представляется возможность оценки их «полезности» для массового потребления по минимально возможной цене реализации с учетом затрат на консультационные услуги. Минимальную цену можно определить нахождением точки безубыточности.
Проведенный нами опрос по 2 районам Карачаево-Черкесской Республики (в Малокарачаевском и Абазинском) выявил, что наибольший интерес сельхозтоваропроизводителей среди инновационных продуктов представляют семена и посадочный материал (до 80% опрошенных). При планировании нововведений в области семеноводства весьма важный момент - не только получение образцов высококачественных семян, но и возможность обеспечения условий их массовой реализации с учетом особенности требований агротехники, агротехнологий. Имеющаяся информация о наличии семян представлена в документе «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию», и в Интернете размещена на сайте http://reestr.gossort.com/. Следует подчеркнуть, что пользование этой информацией рядовым потребителем весьма осложнено. В лучшем случае, ее может использовать специалист, как некое руководство, дающее ориентацию по выбору посадочного материала, при установлении контакта с патентообладателем. Существенный недостаток - отсутствие у оригинатора -патентообладателя - достаточно объективной информации по объему спроса на продукцию [13].
По нашему мнению, особое внимание при разработке плана нужно уделить региональному звену. Оно занимает центральное положение между федеральным и муниципальным уровнем, наиболее приближено к непосредственным исполнителям -бизнес-структурам, имеет возможность привлечения высокопрофессиональных экспертов и разработчиков программ, наиболее точно информировано о состоянии сельхозпроизводства, потенциале и проблемах региона. Все это позволяет осуществлять достаточно аргументированное координирующее воздействие как на муниципальном, так и федеральном уровнях в целях осуществления наиболее эффективного выполнения плана.
Выводы. Важнейшей основой построения эффективной модели создания и реализации инноваций в АПК видится организация единой селекционно-семеноводческой системы в растениеводстве, имеющей центральный аппарат управления, филиальная сеть которой представлена на региональном уровне, охватывающая весь спектр растениеводческих культур, районированных в соответствующих природно-климатических зонах, имеющих оснащенные всем необходимым биотехнологические лаборатории, опытные поля, а организация компетентная и привлекательная с точки зрения возможности образования интегрированных объединений. Агентами, обеспечивающими распространение инноваций и обучение их использования на местах, следует рассматривать агрономов сельских муниципальных поселений, входящих также в штаты сельских муниципальных образований.
В целях эффективного внедрения инноваций функциональными обязанностями агрономов муниципальных образований могут стать выполнение консультационных услуг; обеспечение информацией сельхозтоваропроизводителей о новых сортах; участие в маркетинговых исследованиях по выявлению потребностей в семенах и т.д. На начальном этапе деятельности Центр выполняет организационные работы, среди которых также оценка
реальных потребностей в семенах в ассортименте и объеме, выявление имеющегося потенциала по возможности полноты удовлетворения запросов рынка, поиска инвесторов и т.д.
Для практической реализации цели комплексного развития семеноводства в Российской Федерации считаем необходимым взаимодействие таких структур, как Академия наук РФ, Министерств образования и сельского хозяйства с привлечением соответствующих институтов на уровне регионов. Необходимо создание программного документа по развитию селекции и семеноводства в Российской Федерации, построенного с использованием как индикативного, так и директивного методов планирования, в котором отражаются следующие положения: механизм соединения селекции и биотехнологии; организация такого управления, которое способствовало бы объединению научного потенциала различных ведомств и процессов реализации итогов работ среди сельхозтоваропроизводителей.
Таким образом, возможно создать условия для значительного масштаба и обработанности соответствующих технологий, а также подготовить социально-экономическую систему к широкому применению инноваций в растениеводстве.
Литература
1. Методологические подходы развития инновационно-инвестиционной деятельности в
АПК/под ред. И.Г. Ушачева, И.С. Санду, Г.М. Демишкевич. - М.: Научный консультант, 2016. - 105 с.
2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/16135.html © КонсультантПлюс, 1997-2018 (дата обращения: 18.08.2018).
3. Прогноз долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 18.08.2018).
4. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (18.08.2018).
5. Алексеев В.В., Агаев Б.В., Сагдеев М.А. Агропромышленный менеджмент - М.: Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003. - 432с.
6. Губанов С.С. Системные ответы на вопросы развития России // Экономический вестник. Секция экономики Российской академии наук. - 2013. - № 2. - С. 23.
7. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Стратегическое планирование экономики и важнейшие приоритеты развития России//Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 2. -С.38-40.
8. Асмус О.В. Развитие аграрного сектора экономики в депрессивных регионах Российской Федерации (теория, методология, практика): автореферат дис. ... - М., 2008 - 50 с.
9. Ермакова А., Игнатова К. Выполнять и перевыполнять: вернется ли правительство к «пятилеткам»? [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosinform.ru/rossiya_eco/115597-vypolnyat-i-perevypolnyat-pravitelstvo-vozvraschaetsya-k-pyatiletkam/ (дата обращения: 18.08.2018).
10.Все идет по плану [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://www.nakanune.ru/ articles/ 19178/ (дата обращения: 18.08.2018).
11.Россия и страны мира. 2016: Стат.сб./Росстат. - M., 2016. - 379 c.
12.Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб./Росстат - M., 2017. - 511 с.
13. Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://reestr.gossort.com/ (дата обращения: 18.08.2018).
Literatura
1. Metodologicheskie podhody razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti v APK/ pod
red. I.G. Ushacheva, I.S. Sandu, G.M. Demishkevich. - M.: Nauchnyj konsul'tant, 2016. - 105 s.
2. Strategiya innovacionnogo razvitiya RF na period do 2020 goda [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/16135.html © Konsul'tantPlyus, 19972018 (data obrashcheniya: 18.08.2018).
3. Prognoz dolgosrochnogo social'no - ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (data obrashcheniya: 18.08.2018).
4. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (18.08.2018).
5. Alekseev V.V., Agaev B.V., Sagdeev M.A. Agropromyshlennyj menedzhment - M.: Izdatel'sko-Konsaltingovoe Predpriyatie «DeKA», 2003. - 432s.
6. Gubanov S.S. Sistemnye otvety na voprosy razvitiya Rossii // EHkonomicheskij vestnik. Sekciya ehkonomiki Rossijskoj akademii nauk. - 2013. - № 2. - S. 23.
7. Ivanov G.G., Orlov S.L. Strategicheskoe planirovanie ehkonomiki i vazhnejshie prioritety razvitiya Rossii//Vestnik ehkonomiki, prava i sociologii. - 2014. - № 2. - S.38-40.
8. Asmus O.V. Razvitie agrarnogo sektora ehkonomiki v depressivnyh regionah Rossijskoj Federacii (teoriya, metodologiya, praktika): avtoreferat dis. ... - M., 2008 - 50 s.
9. Ermakova A., Ignatova K. Vypolnyat' i perevypolnyat': vernetsya li pravitel'stvo k «pyatiletkam»? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rosinform.ru/rossiya_eco/115597-vypolnyat-i-perevypolnyat-pravitelstvo-vozvraschaetsya-k-pyatiletkam/ (data obrashcheniya: 18.08.2018).
10.Vse idet po planu [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-pa:http:// www.nakanune.ru /articles/ 19178/ (data obrashcheniya: 18.08.2018).
11.Rossiya i strany mira. 2016: Stat.sb./Rosstat. - M., 2016. - 379 c.
12.Rossiya v cifrah. 2017: Krat. stat. sb./Rosstat - M., 2017. - 511 s.
13.Gosudarstvennyj reestr selekcionnyh dostizhenij, dopushchennyh k ispol'zovaniyu
[EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:http://reestr.gossort.com/ (data obrashcheniya: 18.08.2018).
УДК 332.025: 331.101
Канд. экон. наук П. А. НУТТУНЕН (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected])
МНОГОМЕРНОСТЬ КАК ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБУСТРОЙСТВА
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В мировых отношениях происходит гонка перестроений и реформ. Непрерывные и нарастающие изменения общественных систем становятся все более запрограммированными, а не стихийными. У одних это происходит как подготовка к будущему, у других - как вынужденная адаптация. Управление изменениями и контроль над ними в масштабе стран и их союзов становится важнейшим условием для обеспечения функционирования хозяйствующих субъектов.
Перед современной Россией стоит сложнейшая комплексная задача пространственного обустройства территорий. Такая необходимость в первую очередь