УДК 797.21
Понимасов Олег Евгеньевич
канд. пед. наук,
доцент кафедры физической культуры и спорта,
СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
БАЗОВЫЕ НАВЫКИ ЭКОНОМИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ТЕХНИКИ
ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного опыта военнослужащих. Выявлено, что обучение базовым навыкам экономизации наиболее эффективно способствует улучшению технических показателей в прикладном плавании.
Установлено, что применение в образовательном процессе методики каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых.
Ключевые слова
Базовые навыки экономизации, прикладное плавание.
Среди структурных элементов системы экономизации технических действий в водной среде можно выделить базовые навыки, освоение которых обусловливает более высокую эффективность и экономичность реализации функций прикладного плавания [2, с. 48-50]. К ним относятся поддержание горизонтальной стабилизации тела, создание динамической обтекаемости, использование кинематического проецирования веса, достижение размеренности гребковых движений [5, с. 19-23].
Таким образом, метод каскадной экономизации - это метод обучения, позволяющий повысить экономичность передвижений в воде посредством освоения базовых навыков, каждый из которых способствует оптимизации нескольких технических параметров плавания [4, c. 102].
Для экспериментальной проверки эффективности воздействия предлагаемой методики обучения были сформированы две группы испытуемых из числа военнослужащих - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. Испытуемые ЭГ обучались прикладному плаванию по методике каскадной экономизации техники плавания с помощью освоения упражнений экономизирующей направленности. Участники эксперимента, составившие КГ, проходили начальное обучение технике плавания способом брасс, которое проводилось целостно-раздельным методом [3, с. 23-27].
Эффективность применяемых упражнений оценивалась на основе измерения биомеханических параметров движения до и после проведения эксперимента. Измерение проводилось по стандартным методикам.
В таблице 1 представлена динамика изменений технических параметров, полученная в результате эксперимента.
Таблица 1
Динамика показателей техники плавания испытуемых экспериментальной и контрольной групп в
результате эксперимента
Исследуемые параметры Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
«Шаг» плавания, м 0,69±0,03 0,82±0,04 0,72±0,01 0,73±0,06
Темп гребков, цикл/мин 48,8±1,2 42,9±1,3 48,4±2,7 48,2±1,0
Сила тяги при плавании в координации, кг 6,38±0,4 7,20±0,7 6,24±0,5 6,30±0,3
Плотность гребка, % 45,5±1,7 49,3±1,5 48,8±1,6
Ритмический коэффициент 1,40±0,11 2,15±0,13 1,23±0,07 1,39±0,10
Рассмотрение данных таблицы позволяет заключить, что у испытуемых ЭГ «шаг» плавания увеличился на 18,8% (р < 0,01), а темп гребков снизился на 12,1% (р < 0,01). У представителей КГ «шаг» плавания увеличился незначительно - на 1,4%, а темп гребков остался неизменным.
Представители ЭГ после освоения ими экономизирующих упражнений общую силу тяги увеличили на 12,9% (р < 0,001). Участники КГ, осваивавшие технику плавания способом брасс, повысили этот же показатель лишь на 1,0 (р < 0,01). Таким образом, несмотря на общую тенденцию к увеличению силы тяги в плавании после проведения эксперимента, абсолютное значение данного показателя у представителей ЭГ существенно превзошел уровень результатов, показанных испытуемыми КГ. Это согласуется с данными, полученными другими исследователями [1, с. 275].
Достоверное увеличение плотности гребка у испытуемых ЭГ составило 3,8%, а у обучаемых КГ -
1,2%.
Рост ритмического коэффициента в ЭГ оказался равным 28,8% (р < 0,01). В КГ рост данного показателя был существенно ниже - 13,0% (р < 0,01).
Таким образом, обучение технике прикладного плавания по методике каскадной экономизации позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых.
Список использованной литературы:
1. Зюкин, А.В. Педагогические основы физической подготовки и спорта как средства военно-профессиональной ориентации молодежи и студентов : дис. ... докт. пед. наук / А.В. Зюкин. - СПб., 1999. -368 с.
2. Зюкин, А.В. Исследование уровня физической подготовленности сотрудников отряда специального назначения МВД России и влияния специального снаряжения на эффективность из профессиональной деятельности / А.В. Зюкин, А.Л. Цибаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 -С. 48-50.
3. Зюкин, А.В. Исследование физического развития и физической подготовленности допризывной молодежи / А.В. Зюкин, М.А. Бобела // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 - С. 23-27
4. Зюкин, А.В. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко // Научное мнение. - 2015. - № 4. - С. 102.
5. Зюкин, А.В. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников / Зюкин А.В., Лайшев Р.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90) - С. 19-23.
© О.Е. Понимасов, 2015.