ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Е. В. Красильникова, Л. В. Кучинская
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПУШНО-МЕХОВЫХ ТОВАРОВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ
Статья посвящена отдельным аспектам таможенного контроля пушно-меховых товаров. Особое внимание уделено идентификации пушно-меховых товаров путем маркирования контрольными идентификационными знаками.
Ключевые слова: идентификация; таможенный контроль; информационно-коммуникационные технологии; пушно-меховые товары; контрольные идентификационные знаки; фальсифицированные и контрафактные товары; легальность; налоговые поступления.
В современных экономических условиях России проблема идентификации товаров при таможенном контроле приобретает актуальность, поскольку имеет место ввоз товаров с нарушениями таможенного законодательства, что отрицательно сказывается на состоянии экономики государства:
- государственный бюджет недополучает миллиарды налоговых поступлений;
- дешевые фальсифицированные и контрафактные товары препятствуют развитию отечественного производителя;
- нарушение прав интеллектуальной собственности тормозит внедрение инновационных производств;
- несоблюдение уровня безопасности товаров создает угрозу причинения вреда потребителям [1].
В международной торговле под идентификацией продукции понимается процедура, предполагающая маркировку и этикетирование сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции (единицы, партии и т. д.), а также технической и технологической документации на них, обеспечивающих про-слеживаемость использования или местонахождения данного объекта [2]. В ГОСТ Р идентификация продукции означает установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию [3]. «Современный социологический словарь» трактует термин «идентификация» как установление соответствия реального объекта, товара представленной на него документации, его названию во избежание подмены одного объекта другим [4]. В соответствии со ст. 341 проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) товары, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами путем применения различных средств идентификации, в частности маркировки и идентификационных знаков [5]. Так, идентификация товаров при таможенном контроле подразумевает установление соответствия товара,
перемещаемого через таможенную границу, образцу, информации в товаросопроводительных, нормативных, технических документах, этикетках, ярлыках и других документах, характеризующих товар, нацеленное на выявление нарушений таможенного законодательства. Идентификация призвана решать следующие задачи:
- выявление недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, коде Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС, стране происхождения и таможенной стоимости;
- выявление фальсифицированных и контрафактных товаров;
- установление принадлежности товара к спискам товаров, в отношении которых введены запреты и ограничения;
- выявление некачественных и опасных товаров для обеспечения жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды [6, с. 144].
Одним из современных направлений совершенствования идентификации товаров при таможенном контроле является применение информационно-коммуникационных технологий в маркировании и этикетировании товаров.
Проведенный анализ опыта применения средств идентификации на различных товарах показал, что в последние годы распространенными средствами идентификации товаров явились двухмерные коды QR, Aztec Code, Data Matrix, Maxi Code, Microsoft Tag [7, с. 10-13] и PR-метка [8, с. 46-48]. В Республике Беларусь маркировке контрольными идентификационными знаками подвергаются пиво, растительное масло, икра осетровых, консервы рыбные, моторные масла, мобильные телефоны, телевизоры и другие товары; в Республике Армения обязательно маркируют минеральные воды, пиво, соки, алкогольные напитки с содержанием спирта до 9%, молочные продукты, косметические товары, лекарственные препараты и другие товары [9].
В России 8 сентября 2015 г. было подписано Соглашение о реализации в 20152016 гг. пилотного проекта по введению маркировки продукции товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» в ТН ВЭД ЕАЭС (Соглашение). Соглашение стало правовой основой применения системы маркировки пушно-меховых товаров на территории ЕАЭС.
Выбор в качестве объекта для совершенствования идентификации товаров при таможенном контроле пушно-меховых товаров обусловлен рядом причин:
1) устойчивый характер спроса потребителей в России на данные товары в связи с климатическими условиями;
2) высокая стоимость и традиционное отнесение их к товарам класса «люкс» и предметам роскоши;
3) низкая доля собственного производства одежды из натурального меха в России (3%) [10] и, соответственно, преобладание импортных операций над экспортными в структуре российского внешнеторгового оборота пушно-меховых товаров (рис. 1) [11];
4) качественная и стоимостная фальсификация пушно-меховых товаров и нарушение прав интеллектуальной собственности на них (более 75% пушно-меховых товаров в России являются контрафактной продукцией) [12].
До настоящего времени основным средством идентификации пушно-мехо-вых товаров являлась словесная форма маркировки на ярлыке и контрольной ленте, что не позволяло использовать информационные технологии для целей
идентификации. Активное внедрение в деятельность таможенных органов информационно-коммуникационных технологий дало возможность развивать средства идентификации товаров. В соответствии с указанным Соглашением введены контрольные идентификационные знаки (КИЗ) в маркировке пушно-меховых товаров. КИЗ представляет собой этикетку, выполненную из специального гибкого материала, содержащую радиочастотную метку (RFID-чип - Radio Frequency Identification) с передающей антенной и нанесенной на поверхность графической информацией со средствами полиграфической защиты. КИЗ предназначен для персонификации каждой единицы товара и защиты ее от дублирования и повторного использования. RFID-чип обладает рядом преимуществ по сравнению с другими вышеуказанными метками: возможность многократного переписывания данных метки, считывания на большом расстоянии не только в прямой видимости, хранения большого объема информации; повышенная прочность и устойчивость к воздействию окружающей среды и способность RFID-считывателя работать с несколькими RFID-метками.
400
350 |<300
250
V С
«К § 200 та О х ci
ш х
* i о S
150 100 50 0
2012
2013
Годы
2014
2015
Рис. 1. Динамика объемов импорта и экспорта пушно-меховых товаров за 2012-2015 гг.
В качестве материала для нанесения КИЗ может использоваться бумажная, тканевая или полимерная основа. Отсоединение КИЗ от маркированного товара или пломбирующего элемента должно нарушать целостность КИЗ и делать невозможным его повторное нанесение на другой товар. Существуют два вида КИЗ: для импортных изделий - красного цвета и для отечественных - зеленого цвета [13]. КИЗ предусматривает возможность визуального и машинного методов считывания информации о пушно-меховых товарах, что значительно сокращает время проведения таможенного контроля. Визуальная и машиночитаемая информация на КИЗ представлена на рис. 2.
Визуальная информация включает следующие обозначения:
1 - двухбуквенный код государства - члена ЕАЭС, осуществившего выпуск товаров в обращение: Республика Армения - АМ, Республика Беларусь - BY, Республика Казахстан - KZ, Кыргызская Республика - KG, Российская Федерация - Ии. Размеры - 15 х 18 мм;
2 - способ выпуска товара в обращение: а) ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС - графически обозначается красным цветом фона контрольного
(идентификационного) знака, дополнительно изображается правосторонняя стрелка; б) производство товаров на территориях государств-членов - графически обозначается зеленым цветом фона контрольного (идентификационного) знака;
3 - краткое наименование товарной группы ТН ВЭД ЕАЭС в текстовом виде на русском языке «ИЗДЕЛИЯ ИЗ НАТ. МЕХА». Размеры - 5 х 45 мм.
Рис. 2. Пример изображения КИЗ для импортных товаров и товаров, произведенных на территории государств - членов ЕАЭС
Машиночитаемая информация включает следующие обозначения:
4 - идентификационный номер контрольного (идентификационного) знака и линейный штриховой код, дублирующий идентификатор такого знака в формате Code 128. Размеры - 12 х 75 мм.
Структура идентификатора имеет вид YY-XXXXXX-NNNNNNNNNN, где:
YY - двухсимвольный код государства-члена, осуществившего изготовление контрольного (идентификационного) знака согласно ISO 3166-1:2013 (Республика Армения - AM, Республика Беларусь - BY, Республика Казахстан - KZ, Кыргызская Республика - KG, Российская Федерация - RU);
XXXXXX - тип контрольного (идентификационного) знака - шесть буквенно-цифровых символов, формируемых в соответствии с законодательством государств-членов;
NNNNNNNNNN - серия и номер контрольного (идентификационного) знака -десять буквенно-цифровых символов, в которых могут использоваться в любой комбинации цифры от 0 до 9 и заглавные буквы латинского алфавита;
5 - двухмерный штриховой код (QR-код), дублирующий идентификатор контрольного (идентификационного) знака и содержащий ссылку на национальный компонент информационной системы маркировки товаров. Размеры -20 х 20 мм;
6 - признак наличия RFID-метки. Размеры - 15 х 15 мм;
7 - дополнительное поле белого цвета, заполняемое производителем (импортером) товаров (25 х 40 мм или 53 х 80 мм);
8 - поле для вшивания в изделие (25 х 10 мм или 53 х 10 мм), за исключением контрольного (идентификационного) знака, предусматривающего навесной (накладной) способ крепления на товар.
С помощью информационно-коммуникационных технологий, применяемых в таможенных органах, есть возможность расшифровать машиночитаемую информацию в КИЗ, которая содержит следующие минимальные обязательные сведения: полное наименование товара; бренд (торговая марка); наименование изготовителя (наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя); страна происхождения товара; код товара по ТН ВЭД ЕАЭС; размер изделия; вид меха; информация о покраске изделия; модель; цвет; дата и номер декларации соответствия; глобальный идентификационный номер торговой единицы [14]. Но данные сведения не позволяют решить задачи идентификации пушно-меховых товаров в полном объеме, так как для выявления фактов качественной, стоимостной фальсификации и недостоверного декларирования необходимы дополнительные сведения. В сведениях КИЗ из всех возможных видов отделки пушно-меховых товаров указано только «информация о покраске изделия». Однако современные технологические приемы отделки, такие как утемне-ние и осветление, щипка, стрижка, эпилирование и тефлоновая обработка волоса, а также шлифование и формирование полимерной пленки на отшлифованной поверхности кожевой ткани пушно-меховых товаров, позволяют получать имитации и подделки дорогостоящих товаров. В связи с этим считаем целесообразным исключить из КИЗ пункт «информация о покраске изделия» и включить «информация об отделке изделия».
Кроме того, на качество пушно-меховых товаров и их стоимость оказывают большое влияние технологические приемы, в частности раскрой, подбор шкурок и пошив пушно-меховых товаров. Наряду с традиционными приемами производства пушно-меховых товаров в настоящее время используются новые способы производства, создающие различную фактуру и колористические эффекты пушно-меховых товаров (вязание из меховых полос, различные геометрии подбора шкурок и др.). При этом улучшаются потребительские свойства пушно-мехо-вых товаров, что оказывает влияние на их стоимость. На наш взгляд, необходимо включить в КИЗ пункт «информация об особенностях технологии производства изделий», который отражает сведения о раскрое, подборе шкурок и способах производства пушно-меховых товаров.
КИЗ не маркируется одежда детская (подсубпозиция 4303 10 907 0 «предметы одежды из овчины, кролика или зайца, детские: рост до 164 см, обхват груди до 84 см» по ТН ВЭД ЕАЭС) [14]. Основными критериями пушно-меховых товаров в данной подсубпозиции являются возрастное назначение, рост и обхват груди. В КИЗ пункт «размер изделия» представлен только размерной характеристикой «полуобхват груди», что не позволяет однозначно установить принадлежность пушно-мехового товара к конкретному классификационному коду в товарной позиции 4303 ТН ВЭД ЕАЭС. В связи с этим целесообразно заменить пункт КИЗ «размер изделия» на «обхват груди и рост». Проведенный анализ сведений, представленных в КИЗ о пушно-меховых товарах, показал, что информация о них может быть обоснованно расширена для целей совершенствования идентификации пушно-меховых товаров при таможенном контроле и выявления нарушений таможенного законодательства.
Маркировка наносится на пушно-меховые товары в зависимости от конструктивных особенностей и видов носителей маркировки предметов одежды [15, с. 62-66] различными способами: накладной (навесной), клеевой и вшивной. Так, при накладном (навесном) способе нанесения КИЗ на предметы одежды должны быть конструктивные элементы (петли для застегивания на пуговицу либо крючки-застежки), позволяющие прикреплять КИЗ путем продевания в петлю или крючок-застежку гибкого элемента пломбы контрольного (идентификационного) знака и последующего продевания его в запорное устройство пломбы до фиксации. При клеевом способе нанесение КИЗ выполняется путем наклеивания самоклеящейся основы знака на контрольную ленту, вшитую изготовителем и содержащую свободное поле достаточного размера для размещения на нем указанного знака. Вшивной способ нанесения знака предполагает вшивание КИЗ на текстильной основе машинным способом непосредственно в конструктивный шов товара, полностью оставляя видимой содержащуюся в этом знаке графическую информацию
[14].
При таможенном контроле отсутствие КИЗ на пушно-меховых товарах будет свидетельствовать об их нелегальности.
Идентификация пушно-меховых товаров по маркированию КИЗ предполагает взаимодействие таможенных органов с другими участниками, заинтересованными в обеспечении легального оборота данных товаров: импортерами, производителями, продавцами, контролирующими органами (Федеральная налоговая служба - ФНС России, Роспотребнадзор и аналогичные органы в государствах -членах ЕАЭС) (рис. 3).
Импортер
Таможенные органы
<3
Данные о пересечении границы, уплате
платежей, № декларации на товары (ДТ)
Производитель
Маркирование товаров
ТУ
База данных маркированных товаров
О
Продавец
Данные о продаже товара
а.
Контролирующие органы (ФНС России)
Рис. 3. Участники идентификации пушно-меховых товаров по маркированию КИЗ
Результатом взаимодействия участников идентификации является создание единой базы данных маркированных КИЗ товаров (информационный ресурс
маркировки) в национальном компоненте информационной системы маркировки товаров каждого государства - члена ЕАЭС. Таможенный орган как участник идентификации пушно-меховых товаров по маркированию КИЗ передает в информационный ресурс маркировки следующие сведения: код таможенного органа; дата регистрации ДТ и ее регистрационный номер; номера идентификаторов контрольных (идентификационных) знаков, указанных в ДТ; коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС; наименование, порядковые номера и количество товаров в ДТ; таможенная стоимость, статистическая стоимость и фактурная стоимость товаров; вес брутто и вес нетто товаров; значения дополнительных единиц измерения; код страны происхождения товаров; идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет декларанта; наименование (для организации) либо Ф.И.О. (для физического лица); код заявленной таможенной процедуры в соответствии с классификатором видов таможенных процедур.
В соответствии с Соглашением в государствах ЕАЭС с 12 августа 2015 г. идентификация данных товаров с помощью КИЗ является обязательной. Внедрение идентификации пушно-меховых товаров по маркированию КИЗ способствует повышению результативности таможенного контроля пушно-меховых товаров, а именно:
- снижению доли «серых» товаров в обороте ввезенных и произведенных на территории ЕАЭС;
- росту поступлений в виде налогов, пошлин, сборов в бюджет государства;
- снижению давления со стороны «серого» импорта на всех участников рынка;
- защите производителей стран ЕАЭС от недобросовестной конкуренции, защите торговых марок производителей товаров;
- вытеснению контрафактных товаров, товаров подпольных пошивочных фабрик, предотвращению практики «разбавления» легального товара контрафактным даже в крупных торговых предприятиях;
- созданию инструмента учета и контроля пушно-меховых товаров;
- подтверждению легальности товара для потребителя (наличие меток на товаре будет своеобразным знаком качества);
- упрощению идентификации товаров для оптового и розничного бизнеса, сокращению издержек и трудозатрат.
Однако, на наш взгляд, рекомендуется дополнить машиночитаемый информационный ресурс КИЗ пушно-меховых товаров такими сведениями, как «информация об отделке изделия», «особенности технологии производства изделия», «обхват груди и рост», что будет способствовать совершенствованию идентификации пушно-меховых товаров при таможенном контроле и выявлению нарушений таможенного законодательства. Кроме того, опыт идентификации пушно-мехо-вых товаров с помощью КИЗ целесообразно использовать для идентификации различных групп товаров, перемещаемых через таможенную границу государств ЕАЭС.
Использованные источники
1. Легкая промышленность против незаконного импорта и контрафакта // Стандарты и качество. 2015. № 2 (932). С. 42-43.
2. Р50-601-36-93. Рекомендации. Система качества. Идентификация и прослеживаемость
продукции на предприятии (в соответствии с положениями стандартов ИСО серии 9000)
[Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. ГОСТ Р 512893-99. Идентификация продукции. Общие положения [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Современный социологический словарь. М.: ИНФРА-М, 2013. 629 с.
5. Проект Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.ru.
6. Аникина Е. В. Определение содержания понятия «идентификация товаров в таможенных целях» на основе анализа структурно-логических связей его элементов // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1. С. 140-147.
7. Бабенко К. И., Прохорова М. Д. Применение QR-кода в таможенной деятельности // Исследование и классификация товаров в таможенных целях: теория и практика: сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 144 с.
8. Идентификация отдельных групп товаров с целью выявления областей риска: НИРС / руководитель Е. В. Красильникова, исполнитель студентка 5 курса ДС.05. В. А. Макарова. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. 95 с.
9. Миловидова Л. «Марка» сократит нелегальный импорт // Таможня: информационно-аналитическое обозрение. 2016. № 17 (400). С. 16-17.
10. Герасютина О. Серый мех // Таможня: информационно-аналитическое обозрение. 2016. № 6 (389). С. 12-14.
11. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».
12. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http:// minpromtorg.gov.ru.
13. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2015 № 70 «Об утверждении отдельных документов, предусмотренных Соглашением о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24 марта 2016 г. № 235» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Кучинская Л. В., Красильникова Е. В. Товароведение и экспертиза пушно-мехового сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в таможенном деле: учебное пособие. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. 105 с.