БИТ 2018 Том 2 № 2(6) УДК 35.085.6
ПРОБЛЕМА КОНТРАФАКТА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛИМЕРНЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕТОДОМ RFID С ЦЕЛЬЮ БОРЬБЫ С КОНТРАФАКТОМ
Носова А.А.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
THE PROBLEM OF COUNTERFEIT CHILDREN'S GOODS. IDENTIFICATION OF POLYMERIC GOODS FOR CHILDREN BY RFID METHOD FOR THE PURPOSE OF FIGHT AGAINST
COUNTERFEITING
Nosova A.A.
St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В статье поднимается проблема провоза контрафактной продукции на территорию ЕАЭС, в частности в сфере индустрии детских товаров. Приводится обоснование необходимости усиления контроля над товарами для детей, произведенными из полимерных материалов. Нами предлагается возможное решение выхода из сложившейся ситуации посредством осуществления таможенного контроля с применением контрольно-идентификационных знаков, имеющих в своем составе RFID-метку.
Ключевые слова: контрафакт, интеллектуальная собственность, товарные знаки, детские товары, полимеры, идентификация, контрольно-идентификационные знаки, RFID-метки, таможенный контроль.
Abstract
The article raises the issue of passage of counterfeit products into the EEU in particular in the industry of children's goods. The rationale for increased control over children's goods made of polymeric materials is provided. We propose a way out of this situation through the customs control with control and identification marks with RFID-tags.
Keywords: counterfeiting, intellectual property, trademarks, children's goods, polymers, identification, control and identification marks, RFID-tags, customs control.
Современный рынок, благодаря развитию внешнеэкономических отношений, предлагает нам множество продукции. Происходит регулярный обмен услугами и товарами между различными странами. Однако практически каждый человек в нашей стране сталкивался с приобретением некачественного товара, несоответствующего заявленным характеристикам.
Контрафакт является незаконным использованием юридическими и физическими лицами товарных знаков, которые принадлежат известным на рынке фирмам, преследующим цель извлечения доходов от производства и последующей реализации товаров, сходных с товарами известных
фирм-производителей. Это считается недобросовестной конкуренцией, которая вводит в заблуждение покупателей [1].
В соответствии с данными Федеральной таможенной службы за 2016 год реализовано около 20 млн. 400 тыс. единиц контрафактной продукции. За первое полугодие 2017 года таможенные органы выявили свыше 5,6 млн. единиц контрафакта.
В сфере нарушений исключительных прав по использованию товарного знака в РФ установлена гражданско-правовая (статья 1515 ГК РФ), административная (статья 14.10 КоАП РФ, статьи 14.4 - 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции») и уголовная (статья 180 УК РФ) ответственность.
БИТ 2018 Том 2 № 2(6)
Иипо^тер ПрСЕГЗЕаДЕГТб.ТЬ Продавец
1 +
ТаигжЕхные органы Маркирование товаров Данные о гродаже товара
Данные л пере сече нив
гранкцы. об уплате понежен. Уз шк
на тгвары (Д7)
¡3
ЫарЕНраВЗННЫХ ТОЕарОЕ
К□ втропирующие :рганы (ФНС. Ф7С Рос;кк)
Рис.1 Участники идентификации детских товаров по маркированию КИЗ
На основании статьи 1515 и статьи 1519 Гражданского кодекса РФ товар признается контрафактным в том случае, когда на нем незаконным образом размещен товарный знак, либо сходное с ним обозначение до степени смешения, а также в случаях незаконного использования наименования мест происхождения товара.
Поток контрафактной продукции ставит государство под угрозу нарушения экономической безопасности. Ввоз товаров низкого качества и с незаконным использованием товарных знаков наносит не только вред российскому потребителю, но и доходам государства, уменьшаются таможенные пошлины и налоги.
При введении на рынок контрафакта страдают не только потребители, но и правообладатели. В свою очередь, у них снижается и страдает репутация, теряется потребительский спрос, увеличиваются затраты на новые маркетинговые кампании с целью возвращения доверия [2].
Реализация контрафактных товаров надрывает добросовестную конкуренцию, лишает потребителей правдивой и достаточной информации о товарах, нарушает осознанный выбор потребителя.
Для решения данной проблемы в сфере интеллектуальной собственности 5 декабря 2016 года Правительством была утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.
Сокращение объемов незаконного оборота продукции - цель Стратегии. Она
предполагает комбинированную работу органов государственной власти. Сведения о документах на некачественные товары должны передаваться в ФТС, к борьбе подключается ФНС. МВД вместе со Следственным комитетом должны улучшить механизм по привлечению к уголовной ответственности лиц, нарушающих добросовестную конкуренцию на рынке. Правоохранительные органы будут взаимодействовать с Минэкономразвития [3].
Сегодня растет количество случаев правонарушений, связанных с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукции в сфере интеллектуальной собственности. В частности, факты подделки наблюдаются при продаже детских товаров.
Среди товаров-лидеров по значительной доле контрафакта товары, предназначенные для детей, занимают третье место. Объем их нелегальности составляет свыше 30 процентов.
Роспортребнадзор в 2012 году осуществил исследования образцов товаров для детей. В связи с этим, количество партий товаров детского ассортимента, реализацию которых приостановили, составило 2028 партий на сумму более 9 млн. рублей (из них около 6,8 млн. рублей приходилось на импортируемые товары детского ассортимента и около 2,2 млн. рублей - на отечественные).
По итогам 2012 года в Российской Федерации по выявленным нарушениям в суд было направлено 235 дел, установлено 2580 административных штрафов на сумму свыше 5,4 млн. рублей.
Рис.2 КИЗ-метка зеленого цвета для изделий из натурального меха
Рис. 3 КИЗ-метка красного цвета для изделий из натурального меха
На международном рынке, Китай является самым крупным экспортером и производителем детских игр и игрушек. На российском рынке Китай в структуре ассортимента детских игрушек товаров занимает первое место (70%), за ним следуют страны Европы (20%) и Россия (10%).
В связи со сложившейся ситуацией распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 № 962-р была установлена Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года. Безопасность, доступность и повышение качества детских товаров являются основными задачами Стратегии.
Стратегия под детскими товарами подразумевает продукцию, которая предназначена для детей и ранее не находилась в эксплуатации, выпускаемая на рынок и в обращение на территории Российской Федерации вне зависимости от страны ее происхождения [4].
Государство и конечный потребитель выдвигает основные требования к товарам, предназначенным для детей:
- безопасность товаров;
- наивысшее качество товаров;
- доступность товаров.
Интернет-торговля, увеличение популярности магазинов формата торговой точки, которая открывается на определенный сезон, расширение доли продуктовых магазинов, на территории которых осуществляется продажа детских товаров, приводят к увеличению риска покупки некачественного и контрафактного продукта [3].
К сожалению, современная система контроля над безопасностью и качеством не обеспечивает необходимый уровень. В связи с этим требуется совершенствовать систему государственного контроля и надзора. Так как контроль товаров, пересекающих таможенную границу Российской
Федерации и поступающих из-за рубежа, возлагается на таможенные органы, необходимо создание условий для эффективной таможенной идентификации импортируемых детских продуктов.
Детские товары из жесткого пластика занимают лидирующее на рынке место среди других материалов по изготовлению. Кроме того, полимерные детские товары, являющиеся контрафактными, могут оказать негативное влияние на детское здоровье. Пластмасса может оказаться некачественной и содержать в себе вредные примеси. В связи с этим, мы считаем наиболее актуальным рассмотреть идентификацию детских игрушек, изготовленных из полимерных материалов, ввозимых на территорию ЕАЭС.
Идентификация товара представляет собой установление его потребительских свойств на основании совпадения имеющихся признаков. Целью идентификации является подтверждение и выявление подлинности товара, его вида, наименования, соответствия информации и требований о нем, которая указывается на маркировке и в сопроводительных документах [5].
Согласно статье 341 таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, которые находятся под таможенным контролем, могут быть идентифицированы таможенными органами путем применения различного рода средств идентификации, в частности идентификационных знаков и маркировки.
Идентификация должна решать задачи выявления недостоверных сведений о товаре, обнаружения некачественных и опасных товаров, и, следовательно, выделять фальсифицированные и контрафактные товары.
Можно сказать, что идентификация в таможенных целях, как правило, состоит из
БИТ 2018 Том 2 № 2(6)
двух этапов. Первый этап состоит в придании индивидуальных признаков предметам, либо отражении уже имеющихся на носителях информации. На основании статьи 167 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза идентификация осуществляется путем наложения печатей, пломб, нанесения буквенной, цифровой и другой маркировки, проставления штампов, идентификационных знаков, взятия проб и образцов, описание транспортных средств и товаров и т.д. На втором этапе устанавливается тождество предметов по признакам, которые были ранее отражены или заданы индивидуальными признаками [6].
Применение информационно-коммуникационных технологий в маркировании и этикетировании товаров считается современным направлением совершенствования идентификации товаров при таможенном контроле.
Странами - участниками ЕАЭС, куда входят Киргизия, Казахстан, Россия, Белоруссия и Армения, в сентябре 2015 года было подписано Соглашение о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными идентификационными знаками (далее - КИЗ), ратифицированное Федеральным законом от 26.04.2016 N 105-ФЗ «О ратификации...».
В целях реализации данного проекта были подготовлены следующие нормативные документы:
- Постановление Правительства РФ от 24.03.2016 N 235 "О проведении эксперимента по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха";
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 86 (вместе с Требованиями к информационной системе маркировки товаров);
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2015 N 70 (вместе с Характеристиками контрольного (идентификационного) знака, порядком его нанесения) и др.
На реализацию Соглашения потребовались выделения бюджетных ассигнований в размере 473,5 млн. руб. из федерального бюджета.
Целью эксперимента было определение эффективности введения маркировки товаров КИЗ на примере меховых изделий.
Эксперимент был признан положительным. В связи с этим, с 1 февраля 2017 года в России проводится подобный эксперимент по маркировке КИЗ лекарственных препаратов для медицинского применения. В ближайшее время, таким же образом, в Российской Федерации могут ввести маркировку древесины, рыбной продукции, авиадеталей, обуви, что в итоге приведет к еще большему расширению перечня товаров, подлежащих маркировке [7].
Контрольными идентификационными знаками являются бланки строгой отчетности с элементами защиты их от подделывания. Они необходимы для персонификации всех единиц товаров, которые должны быть промаркированы, защиты от повторных использований и дублирований. Знаки выглядят как выполненные из специально подготовленного гибкого материала полоски, содержащие в себе встроенную радиочастотную метку (RFID).
Контроль осуществляют торговые инспекции, инспекции ФНС и ФТС. Информация о КИЗ передается в единую электронную базу, которую ведет ФНС России.
Наряду с государственными органами, участниками являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие оборот товаров и их производство [8].
Идентификация детских товаров по маркированию КИЗ предполагает взаимодействие таможенных органов с другими участниками, заинтересованными в обеспечении легального оборота данных товаров: импортерами, производителями, продавцами, контролирующими органами (ФНС России, Роспотребнадзором и аналогичными органами в государствах - членах ЕАЭС) (рис. 1).
Изготовление КИЗ осуществляется на Гознаке, а организацией уполномоченной их выдавать считается многофункциональный центр (МФЦ). Организация, желающая приобрести КИЗ, должна подать заявление, указать регистрационные данные, тип меток и планируемое количество. Затем необходимо оплатить стоимость изготовления. На данный момент предполагается использование клеевого и вшивного способа, которые обойдутся в 15 рублей, и навесного - в 22 рубля.
Для применения КИЗ необходимостью является кодирование предметов торговли
Сравнительный анализ внедрения
Таблица 1.
Характеристики технологии RFID-метка Штрих-код
Необходимость в прямой видимости метки Чтение даже скрытых меток Чтение без прямой видимости невозможно
Объём памяти От 10 до 512 000 байт До 100 байт
Возможность перезаписи данных и многократного использования метки Есть Нет
Дальность регистрации До 100 м До 4 м
Одновременная идентификация нескольких объектов До 200 меток в секунду Невозможна
Устойчивость к воздействиям окружающей среды: механическому, температурному, химическому, влаге Повышенная прочность и сопротивляемость Зависит от материала, на который наносится
Срок жизни метки Более 10 лет Зависит от способа печати и материала, из которого состоит отмечаемый объект
Безопасность и защита от подделки Подделать чрезвычайно сложно Подделать легко
Работа при повреждении метки Невозможна Затруднена
Идентификация движущихся объектов Да Затруднена
Подверженность помехам в виде электромагнитных полей Есть Нет
Идентификация металлических объектов Возможна Возможна
Использование как стационарных, так и ручных терминалов для идентификации Да Да
Габаритные характеристики Средние и малые Малые
Стоимость Средняя и высокая Низкая
в системе GSI. В России учреждена Ассоциация GS1 RUS, осуществляющая кодирование отечественной продукции, формирование и ведение централизованного ресурса по описанию товаров и товарной номенклатуре.
После кодирования своего товара, организации присваивается номер, именуемый Глобальным префиксом предприятия (GCP), затем, в соответствии с описанием каждой единицы продукции, организация получает Глобальный номер предмета торговли (GTIN), включаемый в глобальный электронный реестр товаров и услуг [7].
КИЗ-метки выпускаются в двух цветах. Для маркировки товаров, произведенных на территории стран ЕАЭС, используется зеленый цвет (рис.2), а для товаров, произведенных за пределами ЕАЭС и ввезенных на ее территорию - красный (рис.3).
Обозначения, используемые на рисунках, означают следующее:
1 - код государства-члена, осуществившего выпуск товара в оборот;
2 - способ выпуска товара в оборот;
3 - краткое наименование товарной группы ТН ВЭД ЕАЭС;
4 - идентификационный номер (идентификатор) контрольного (идентификационного) знака и линейный штриховой код, дублирующий идентификатор знака в формате Code 128;
5 - 2-мерный штриховой код (QR-код), дублирующий идентификатор контрольного (идентификационного) знака и содержащий ссылку на портал государственной информационной системы;
6 - признак наличия RFID-метки;
7 - поле для вшивания КИЗ в изделие (для вшивного способа) [9].
Радиочастотная идентификационная (далее - RFID) система состоит из метки, способной хранить и передавать информационные данные, антенны, используемой для наведения электромагнитного поля и получения информации от меток, находящихся в этом поле, считывателя, являющегося прибором, который с помощью антенн обрабатывает и получает информацию из меток, а также записывает данные на них и системы управления считывателями, то
БИТ 2018 Том 2 № 2(6)
есть программным обеспечением, формирующим запросы на запись или чтение меток, управляющим считывателями и передающим информацию в учетные системы [7].
Метки по энергообеспечению подразделяются на активные и пассивные. Активные используют собственную, встроенную энергию от элемента питания для передачи данных, с помощью чего могут подавать сигнал на считыватель с расстояния десятков метров, а пассивные - энергию, которую излучает считыватель от антенны, тем самым расстояние их действия будет не более нескольких метров.
Сегодня, RFID-системы используют несколько диапазонных частот: 125-150 кГц, 13,56 МГц, 860-950 МГц и 2,4-5 ГГц. Согласно требованиям решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 года встроенная RFID-метка должна работать в диапазоне частот, соответствующих стандарту ISO 18000-63 (860 -960 МГц для протокола сверхвысоких частот RFID). Отличительной особенностью Сверхвысоких частот (UHF) считается повышенная дальность и высокая скорость чтения информации.
Считыватели RFID меток бывают ручными, носимыми на руках, мобильными, установленными на транспортных средствах, и стационарными, установленными на неподвижных объектах. Они делятся в соответствии с дальностью их действия, способностью читать и записывать информацию на максимально возможном расстоянии.
Стационарные считыватели обеспечивают максимально возможные показатели по быстродействию и дальности. Они работают через систему Ethernet [10].
Недостатком RFID-систем является их высокая стоимость. Это считается основной причиной, по которой, на данный момент, только лишь некоторые товары маркируются подобными метками. Не все производители детских товаров могут себе позволить такой способ обеспечения защиты от контрафакта, чаще всего для маркировки
Список литературы
1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Мютте Г.Е., Кон-драшова В.А. Системный анализ рисков в пунктах пропуска через государственную границу российской федерации при реализации таможенных услуг // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 18. С. 14-18.
товаров ими используется штриховой код. Однако потери, которые несут правообладатели товаров и государство от незаконного использования товарных знаков, могут быть вполне соизмеримы стоимости RFID оборудования.
Для приобретения пассивной системы (метки и считывателя) потребуется около 20 тыс. руб., для активной системы - около 130 тыс. руб.
Однако достоинств у RFID-системы гораздо больше. Для того чтобы понять преимущества и недостатки внедрения данной системы для контроля полимерных детских товаров в отличие от использования штрих-кода стоит провести сравнительный анализ (таблица 1).
В ходе проведенного анализа мы пришли к следующим выводам:
1. Проблема контрафакта в современном мире особо актуальна, так как расширение торговых отношений между странами, приводит к большому потоку продукции на территорию ЕАЭС и соответственно к большему риску появления на территории нашей страны товаров сомнительного происхождения и качества.
2. По приведенной статистике нарушений в индустрии детских товаров можно сказать о том, что эта сфера требует особого контроля со стороны государственных организаций и их тесного взаимодействия совместно с другими участниками, заинтересованными в обеспечении легального оборота данных товаров: импортерами, производителями, продавцами.
3. Положительный опыт проведенного эксперимента по маркировке меховых изделий контрольно-идентификационными знаками и проведенный анализ возможного использования радиочастотной идентификационной системы позволяют считать, что радиочастотные идентификационные технологии, в качестве средства идентификации полимерных детских товаров могут привести к сокращению, либо к полному отсутствию контрафакта в этой группе товаров.
2. Афонин Д.Н. Разработка принципов прогнозирования таможенных правонарушений и преступлений на основе динамических методов оценки экономической устойчивости участников внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 2. С. 21-24.
3. Гамидуллаев С.Н., Афонин Д.Н. Проблемы и перспективы осуществления государственных таможенных услуг при осуществлении таможенного контроля международных почтовых отправлений // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 905-909.
4. Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2013 N 962-р «Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана первоочередных мероприятий на 2013 - 2015 годы по ее реализации» -Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
5. Сушкина А.М., Афонин П.Н. Анализ современного состояния информационного обеспечения применения технологий контрольно-идентификационных знаков в таможенном контроле // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т. 2. № 1 (5). С. 52-55.
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического
союза от 11.04.2017) - Доступ из справочно-пра-вовой системы «Консультант плюс».
7. Чернов С.А. Маркировка товаров из меха: эксперимент начался // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. №6. С. 24-33
8. Афонин П.Н., Хрунова А.Л. РПО-метка как инновационная технология таможенного контроля в контуре таможенных услуг // Бюллетень инновационных технологий. 2017. Т. 1. № 4 (4). С. 60-63.
9. Красильникова Е.В., Кучинская Л.В. Совершенствование идентификации пушно-меховых товаров при таможенном контроле // Вестник Российской таможенной академии. 2017. №1. С. 43-48.
10. Сухаренко А. Шуба с чипом // ЭЖ-Юрист. 2016. №24. С. 17-22.
Поступила в редакцию 29.04.2018
Сведения об авторе:
Носова А.А. - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]
Научный руководитель:
Афонин Дмитрий Николаевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]