Научная статья на тему 'Совершенствование и экономическое обоснование метода снижения затрат на ГСМ'

Совершенствование и экономическое обоснование метода снижения затрат на ГСМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
937
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ / СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА ГСМ / MONITORING AND CONTROL / REDUCING COSTS FOR FUEL AND LUBRICANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петряков Дмитрий Сергеевич

В ходе реорганизации агропромышленных предприятий и оптимизации работы в холдингах руководство стремится к сокращению затрат, в том числе расходов на ГСМ и другие материалы, а также искоренение фактов мошенничества и подлога среди работников, что встречается в российской практике слишком часто. С такими потерями можно бороться, только выстроив четкую систему и понеся дополнительные расходы на приобретение и обслуживание весьма дорогостоящих блоков GPS/Глонасс и датчиков уровня топлива — систему мониторинга техники (СМТ). СМТ — аппаратно-программный комплекс, предназначенный для решения задач спутникового мониторинга и управления техникой и расходом ГСМ, повышения качества эксплуатации и эффективности управления парком машин, предоставления владельцам техники и руководству, а также сервисным службам производителей объективных данных. Основные этапы внедрения СМТ можно запланировать следующим образом: 1) предварительный анализ ситуации, созданной рабочей группой, и оценка потенциальной эффективности от внедрения СМТ; 2) проведение тендера, опытная эксплуатация и установка СМТ; 3) установка программного обеспечения и обучение специалистов; 4) разъяснительная работа с персоналом автопарка и подписание договоров о материальной ответственности; 5) эксплуатация системы, контроль и анализ, готовность и разрешение внештатных ситуаций; 6) расчет фактического срока окупаемости проекта и экономии на затратах, введение обоснованных норм расходов ГСМ и загруженности. Как следствие, злоупотребления с ГСМ, приписками и попытками выведения из строя механизмов значительно снизятся, большая часть недобросовестных работников уйдет сама, дисциплина и производительность труда повысятся даже без внедрения дополнительных механизмов управления персоналом. Внедрение новых технологий контроля позволяет бизнесу сэкономить существенные суммы и повысить свою конкурентоспособность. При этом сроки окупаемости подобных проектов невелики. На рассмотренном примере он составляет около полугода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петряков Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT AND ECONOMIC SUBSTANTIATION OF THE METHOD TO REDUCE COSTS FOR FUEL AND LUBRICANTS

In the course of restructuring and optimization agro-industry enterprises, the management seeks to costs reduction, including the costs for fuel and lubricants, as well as to the elimination of fraud and forgery cases among the employees. That may be achieved by building a monitoring system and incurring additional expenses for the purchase and maintenance of quite expensive GPS/GLONASS blocks and fuel level sensors for monitoring system (MS). The main stages of MS implementation may be scheduled as following: 1) a preliminary analysis of the situation by a task team and the evaluation of the potential effectiveness of MS implementation, 2) holding a bidding, trial operation and installation of MS equipment, 3) software installation and training of specialists, 4) outreach to the employees of the truck division and the signing financial liability agreements, 5) the operation of the system, control and analysis, readiness to resolve emergency situations, and 6) the calculation of the actual period of payback and cost savings, the introduction of standards of fuel consumption and workload. As a consequence, the abuse of fuel, false reporting, and attempts of disabling machinery will significantly decrease. Most of dishonest employees will leave, and the discipline and labor productivity will improve without the introduction of additional mechanisms of personnel management. The implementation of new monitoring technologies enables to save considerable funds and increase the competitiveness of the business. The payback periods of such projects are not long. In the studied case it took about six months to pay back.

Текст научной работы на тему «Совершенствование и экономическое обоснование метода снижения затрат на ГСМ»

УДК 338.512 Д.С. Петряков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НА ГСМ

Ключевые слова: мониторинг и контроль, снижение затрат на ГСМ.

В ходе реорганизации агропромышленных предприятий и оптимизации работы в холдингах руководство стремится к сокращению затрат, в том числе расходов на ГСМ и другие материалы, а также искоренение фактов мошенничества и подлога среди работников, что встречается в российской практике слишком часто. Внедрение новых технологий контроля позволяет бизнесу сэкономить существенные суммы и повысить свою конкурентоспособность. При этом сроки окупаемости подобных проектов невелики.

Контролировать передвижение транспорта между пунктами назначения и расход ГСМ почти невозможно. Но новые технологии и опыт внедрения позволяют сделать это в довольно сжатые сроки и весьма эффективно с экономической точки зрения. Для начала необходимо создать рабочую комиссию из сотрудников нескольких отделов: внутреннего контроля, информационных технологий, автотранспортного, бухгалтерии и финансового. На данном этапе подробно анализируется выборочно либо сплошным методом данные заправочных станций, задания водителям, путевые листы автомобилей, товарно-транспортные накладные, талоны водителей спецавтомобилей, трактористов, комбайнеров и бункеристов, журналы весовых, карты маршрутов, данные охраны и т.д. Заработная плата персонала и расходы ГСМ обычно являются сдельными и зависят от объема выполненных работ, перевезенных грузов, площади обработанных полей, а простои и время ожидания не оплачиваются. Главная цель — выяснить соответствуют ли представленные официальные данные об отработанном времени и потраченных материалах действительности и существенны ли отклонения между разными источниками информации.

На практике по итогам проверок обычно рапортуется, что не работают счетчики, пробег заполняется весьма приблизительно в большую сторону либо вообще вымышленный, грузов перевозится в реальности меньше нежели, чем по бумагам, машины довольно часто ездят незагруженными, ГСМ сливают, материалы исчезают, поля обрабатываются с повышенными нормами расхода, работники делают «приписки» в нарядах ради дополнительных выгод и т.п.

Для автопарка, насчитывающего несколько десятков машин и техники, подобное отношение нельзя оставлять без внимания. С такими потерями можно бороться, только выстроив четкую систему и понеся дополнительные расходы на приобретение и обслуживание весьма дорогостоящих блоков GPS/Глонасс и датчиков уровня топлива — систему мониторинга техники (СМТ). СМТ — аппаратно-программный комплекс, предназначенный для решения задач спутникового мониторинга и управления техникой и расходом ГСМ, повышения качества эксплуатации и эффективности управления парком машин, предоставления владельцам техники и руководству, а также сервисным службам производителей объективных данных. Стоимость каждого из таких блоков мониторинга и датчиков варьируется, соответственно, в среднем от 25000 до 35000 руб. и от 8000 до 10000 руб., абонентское сопровождение каждого прибора — от 3000 до 7000 руб. в год. При этом у поставщиков различаются цены и на сам прибор, и на его обслуживание: ежемесячная абонентская плата может оказаться весьма дорогостоящей при кажущейся привлекательной стоимости самого аппарата. Также невозможно обслуживать приобретенную систему у других потенциальных подрядчиков. Поэтому правильным решением перед непосредственным внедрением СМТ будет проведение тендера с участием как минимум двух поставщиков и опытная эксплуатация системы на протяжении двух-трех месяцев до момента активных посевных работ [1].

К системе же необходимо предъявить требования, которые как минимум позволят фиксировать номера техники и агрегатов, водителя, время выезда и возвращения техники, тип работы, фиксировать время нахождения в пути и работы, осуществлять контроль времени, места и объема заправки, среднюю скорость, расход ГСМ, сливы топлива, чтобы в итоге получить оперативную и достоверную информацию.

Все указанные данные обрабатываются, собираются и постоянно анализируются в специализированном программном обеспечении, которое внедряется на следующем после установке оборудования этапе. Имея данные по разработанной форме на финальном этапе для каждой марки машины и техники в зависимости от технического состояния, типа работ и загруженности техники, необходимо ввести дифференцирован-

ные нормы расхода топлива, а не усредненные [2]. Обычно в первые месяцы такого проекта находятся обоснованные и документально подтвержденные факты несоответствия бумажных отчетов и реально выполненной работы, а также несоблюдение норм расходов материалов и приписок в нарядах и талонах. Также в поисках выхода работники могут недоливать ГСМ и остатки сразу сливать либо вообще заправлять чужой транспорт, а в путевых листах подтверждать факт заправки чеком. В таком случае путевые листы не должны приниматься к учету и возвращаться водителям. Неизбежны случаи намеренного вывода из строя датчиков топлива. Такие факты всегда исследуются комиссией из специалистов поставщика оборудования и сотрудниками службы безопасности предприятия. Убытки в таком случае взыскивается по правилам ст.ст. 232-233 Трудового кодекса.

После установки СМТ целесообразно подписать с работником соглашение о материальной ответственности за вверенное ему оборудование и ознакомить под расписку с обязанностями, провести разъяснительную беседу и представить памятку, которая описывает основные принципы работы аппаратов и контролируемые параметры. В противном случае взыскивать ущерб будет затруднительно. Как следствие, злоупотребления с ГСМ, приписками и попытками выведения из строя механизмов значительно снизятся, большая часть недобросовестных работников уйдет сама, дисциплина и производительность труда повысится даже без внедрения дополнительных механизмов управления персоналом. Введение такого контроля позволит сократить расходы на ГСМ не менее чем на 10% и в довольно короткие сроки. Более существенная экономия на материальных затратах будет достигаться спустя лишь несколько периодов и то при четко выстроенной СМТ, планирования и нормирования. Так, по заявлениям

разработчиков одной из таких систем на основании статистических данных клиентов расходы на ГСМ по сравнению с предпро-ектным периодом составляет от 15 до 30% [3], по данным других разработчиков — от 15 до 20% [4]. Все поставщики уверяют, что экономия топлива составляет в любом случае не менее 10% от допроектного расхода. Очевидно, что экономия в 30% достигалась на тех предприятиях, где уровень мошенничества и незаконных действий работников превышал все разумные пределы, а контроль и внимание к проблеме со стороны руководства отсутствовало. Поэтому разумно ориентироваться на цифры 10-15%. В отношении более «нормальных» организаций ощутимая экономия на практике наступает всего через несколько месяцев, но не мгновенно как заявляют подрядчики. Сроки окупаемости проекта с учетом других общехозяйственных затрат, которые неизбежно возникают при внедрении проекта, составляют от полугода до года.

Пример расчета экономической эффективности и окупаемости внедрения проекта СМТ без учета экономии от снижения расходов на оплату труда, уменьшения расхода топлива на единицу пробега, слива топлива, дополнительных затрат на содержание отдела мониторинга и других расходов приведен в таблице.

Метод расчета срока окупаемости инвестиций состоит в определении того срока, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Он определяется как отрезок времени, равный частному от деления стоимости основного капитала на усредненные ежегодные сбережения (экономию) [5].

Рентабельность — это доходность предприятия или деятельности по проекту. Рассчитывается рентабельность как частное от деления прибыли (экономии) к затратам (расход ресурсов) [6].

Таблица

Экономическое обоснование внедрения СМТ

Начальные условия Данные Внедрение СМТ Данные

Число машин в автопарке, ед. 30 Стоимость оборудования, руб. 750000

Среднемесячный пробег машины, км/мес. 5 000 Стоимость монтажа, руб. 45000

Расход топлива по норме, л/100 км 35 Ежемесячное обслуживание, руб. 24000

Цена топлива, руб/л 28 Срок эксплуатации оборудования, мес. 60

Общие затраты на автопарк, руб/мес. 1 470000 Общие затраты на проект, руб/ мес. 37250

Нецелевое использование, % 10% Рентабельность проекта, % 395%

Непроизводственные потери, руб/мес. 147 000 Срок окупаемости проекта, мес. 7,2

134

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 3 (101), 2013

В завершении необходимо отметить, что полностью избежать непроизводственных потерь не получится, но минимизировать их вполне реально. Исходя из вышеизложенного основные этапы внедрения СМТ можно запланировать следующим образом:

1) предварительный анализ ситуации, созданной рабочей группой, и оценка потенциальной эффективности от внедрения СМТ;

2) проведения тендера, опытная эксплуатация и установка СМТ;

3) установка программного обеспечения и обучение специалистов;

4) разъяснительная работа с персоналом автопарка и подписание договоров о материальной ответственности;

5) эксплуатация системы, контроль и анализ, готовность и разрешение внештатных ситуаций;

6) расчет фактического срока окупаемости проекта и экономии на затратах, введе-

ние обоснованных норм расходов ГСМ и загруженности.

Библиографический список

1. Шевелина О. Как избежать неоправданных расходов на содержание автопарка компании // Финансовый директор. — 2012. — № 2. — С. 17.

2. Кульбицкая Н. Как коллеги снижают расходы на банк, аренду, ГСМ и склад // Учет. Налоги. Право. — 2012. — № 9. — С. 14.

3. http://gps-ostrov.ru/ekonom-effekt. html (дата обращения: 25.07.2012).

4. http://www.smartgps.net/index4.htm (дата обращения: 25.07.2012).

5. http://www.aup.ru/books/m79/5_3. htm (дата обращения: 28.07.2012).

6. http://bizlana.ru/ osnovnye —

pokazateli — effektivnosti — biznes — %E2%80%93 — proekta-beseda-

shestnadcataya/ (дата обращения:

28.07.2012).

+ + +

УДК 63:338.48 А.В. Богатова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Ключевые слова: человеческий капитал, методы оценки человеческого капитала, затратный метод, доходный метод, экспертный метод, денежная стоимость человеческого капитала, эффективность образования.

Введение

Одно из самых перспективных направлений развития экономической науки в 21 веке — концепция человеческого капитала. Сторонники данной концепции понимают под человеческим капиталом сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека.

Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.

В экономической литературе используется большое разнообразие подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные), так и натуральные оценки.

Целью исследования является анализ основных методологических подходов к оценке человеческого капитала, применение экспертного подхода к оценке человеческого капитала сельскохозяйственных организаций. Для достижения целей исследования необходимо решить следующие задачи: рассмотреть методы стоимостной оценки человеческого капитала и экспертный подход к его оценке; разработать критерии качественной оценки человеческого капитала сельскохозяйственных организаций.

Объекты и методы

Объектом исследования являются методологические подходы к оценке человеческого капитала. Основные методы, используемые в работе: аналитический, монографический, сравнительный анализ.

Основная часть

Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии Уильям Петти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.