Научная статья на тему 'Совершенствование графической подготовки студентов железнодорожных специальностей'

Совершенствование графической подготовки студентов железнодорожных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ / АЛЬБОМ ЗАДАНИЙ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куспанова Сауле Умбеткалиевна, Джайлибаева Жайнагул Абдигалиевна

Разработан альбом графических заданий, ориентированный на решение комплексной задачи при проектировании и формировании готовых конструкторских документов (для выполнения сборочных чертежей и спецификаций). Предложенная форма и методика организации графической подготовки студентов способствуют ее оптимизации. Вовлечение студентов в поиск, отбор и анализ информации учит управлять знаниями, способствует приобретению опыта самостоятельного решения инженерных задач, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов и совершенствует их графическую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куспанова Сауле Умбеткалиевна, Джайлибаева Жайнагул Абдигалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование графической подготовки студентов железнодорожных специальностей»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Куспанова С.У.1, Джайлибаева Ж.А.2

'Куспанова Сауле Умбеткалиевна - магистр технических наук, преподаватель черчения;

2Джайлибаева Жайнагул Абдигалиевна - преподаватель черчения, Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий, г. Актобе, Республика Казахстан

Аннотация: разработан альбом графических заданий, ориентированный на решение комплексной задачи при проектировании и формировании готовых конструкторских документов (для выполнения сборочных чертежей и спецификаций). Предложенная форма и методика организации графической подготовки студентов способствуют ее оптимизации. Вовлечение студентов в поиск, отбор и анализ информации учит управлять знаниями, способствует приобретению опыта самостоятельного решения инженерных задач, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов и совершенствует их графическую подготовку.

Ключевые слова: инженерная графика, компьютерные технологии, проектирование конструкторских документов, альбом заданий, методика организации учебного процесса.

Одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования новой техники является умение специалистов выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию. Дисциплина «Инженерная графика» в системе технического образования входит в ряд базовых общеобразовательных дисциплин.

Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться в новых динамичных социально-экономических условиях. Работодатели все чаще заинтересованы не столько в квалификации сотрудников, сколько в их компетентности, способности работать в группе, инициативности, умении успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Компетентностный подход предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, методам, педагогическим технологиям, организации педагогического процесса. В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является формирование представлений о системах ЕСКД и СПДС, умение оформлять и выполнять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию. В рамках дисциплины «Инженерная графика» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования изучается и геометрическое черчение, и основы начертательной геометрии, и машиностроительное черчение и разделы специального черчения.

Данная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла, предоставляет учащемуся необходимый объем знаний, на базе которых возможно успешное изучение других технических дисциплин, а так же входящих в профессиональные модули междисциплинарные курсы. Таким образом, при изучении содержания дисциплины необходимо показывать применение изучаемых знаний для выполнения определенных практических действий, для решения проблем, возникающих в процессе изучения других общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также

проблем, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности. Для успешного изучения данной дисциплины необходимо сочетание репродуктивной деятельности учащихся с активизацией их самостоятельной поисковой деятельности, развитие пространственного мышления, творческого профессионального мышления. Исходя из задач изучения дисциплины, наиболее подходящей для преподавания рассматриваемой дисциплины является технология проблемно-развивающего обучения.

В современных условиях все шире используется внедрение компьютерных графических программ в учебный процесс. ФГОС СПО для технических специальностей ставит одной из важнейших задач умение разрабатывать различные чертежи с использованием информационных технологий. Безусловно, преподаватели столкнулись со многими трудностями, начиная от неумения студентов элементарно владеть компьютером на уровне пользователя до нехватки количества часов, выделенного на занятия. Тем не менее, не смотря на трудности, компьютерные технологии являются мощным инструментом в реализации методов геометрии и графики и позволяют моделировать практически любые конструкции. Таким образом, наши выпускники должны уметь работать в качестве пользователей в графических системах, позволяющих создавать чертежно-конструкторскую документацию.

Работа на компьютерах построена так, что студенты не просто изучают графический пакет - AutoCAD или КОМПАС, а продолжают изучение инженерной графики. Наиболее эффективно организовать процесс обучения параллельно, сочетая ручную графику и выполнение чертежей на компьютерах. Следует отметить, что студенты изучают компьютерную графику очень заинтересованно, и даже слабые студенты на таких занятиях работают с большим интересом. В дальнейшем наши студенты применяют полученные навыки работы в графических редакторах при изучении междисциплинарных курсов профессиональных модулей. Конечно, за современными информационными технологиями большое будущее, но развитие у студентов пространственного воображения невозможно, используя только компьютер. Часть графических работ студенты выполняют на бумаге и часть - на компьютере.

Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление. Развитие пространственного мышления имеет особую значимость, так как развитие мышления, а в особенности наглядно-образного и пространственного тесно связано с интеллектом человека. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выпускников школ, где очень небольшое количество часов на предмет «Черчение» или его вовсе нет. Учащиеся приходят к нам с очень слабо развитым пространственным воображением. Большую роль играет самовнушение и микроклимат в учебных группах. Если учащийся почему-то пришел к выводу, что «он не способен», что «ничего не получится», то, конечно, сколько времени он ни сидел бы над задачей, он все равно задачи не решит. Такое самовнушение студента парализует его волю, лишает его концентрации мысли. В этом случае надо добиться перелома в психике учащегося, вселить в него уверенность в своих силах, возбудить волю.

В новых условиях обучения большая доля учебного материала отводится на самостоятельное изучение студентами. В связи с этим возникает необходимость такой учебно-методической разработки, которая способствовала бы быстрому и полному освоению учебного материала студентами, развитию графических навыков выполнения чертежей. Наглядность раздаточного материала хороша на начальном этапе графического обучения (карточки-задания, образцы работ, модели, учебные таблицы, листы-задания).

Рабочая тетрадь представляет собой эффективное дидактическое средство обучения студентов, которое помогает рационализировать работу учителя и экономить время. Выполнение заданий, включенных в тетрадь, ставит своей целью

62

приобретение и развитие студентами навыков построения изображений, развитие пространственных представлений. Порядок расположения разделов тетради соответствует их последовательности в рабочей программе. Рабочая тетрадь представляет собой простую и реальную возможность внедрения результатов дидактической и методической науки.

В «Инженерной графике» - порядок выполнения технических рисунков сложных деталей, сборочных чертежей, чертежей деталей, эскизов деталей, схем и т.д. Кроме того, слайды могут заменить плакаты, таблицы при изображении достаточно объёмной графической информации. Использование компьютера на занятиях значительно облегчает работу преподавателя, экономит время.

Таким образом, современный учебный процесс направлен на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Наши основные направления работы по реализации ФГОС СПО - это активизация поведения и мышления учащихся, развитие интереса к предмету, вовлечение учащихся в познавательный поиск, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию, развивать индивидуальные способности.

Список литературы

1. Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. М.: Владос, 2000.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1996. 98 с.

3. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст] / Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. С. 142.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2004.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М., 2000.

6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развив. обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.