2 Прохоренко А. В., Ильинская Д. Р.
| Совершенствование государственной политики § по взаимодействию с соотечественниками в за рубежом: опыт Санкт-Петербурга
ш
о Прохоренко Александр Владимирович
™ Советник Губернатора Санкт-Петербурга
cl Заместитель генерального директора ГУП «Инпредсервис» (Санкт-Петербург)
с Доктор философских наук
х solovjeva@inpredservice.ru
х Ильинская Дарья Романовна
^ Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по внешним связям (Санкт-Петербург) d Ведущий специалист Отдела по связям с соотечественниками за рубежом
Магистр по направлению «Государственное и муниципальное управление» (СЗИУ РАНХиГС, выпуск 2016 г) ilinskaya@kvs.govspb.ru
РЕФЕРАТ
Взаимодействие с зарубежной диаспорой является относительно новым элементом внешней политики Российской Федерации. Совершенствование правового поля и развитие инструментария в сфере взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации с соотечественниками за рубежом позволило и российским регионам, в том числе Санкт-Петербургу, подключиться к данной работе, поддерживая интерес соотечественников к исторической родине через изучение русского языка, русской культуры, традиций, сохранение культурного наследия русского зарубежья. Теоретическая база позволила выработать методологическую основу исследования, включающую хронологический метод, сетевой метод, позволяющий определять Русский мир как единую транснациональную суть, и метод прогнозирования. Разработаны предложения по совершенствованию организации работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе рекомендация по возвращению в практику единой системы работы заинтересованных структур в виде Программы Правительства Санкт-Петербурга «Соотечественники». Реализация представленных предложений может способствовать росту эффективности работы ИОГВ Санкт-Петербурга с соотечественниками за рубежом, позволит расширить внешнеэкономические связи, активнее формировать положительный имидж Санкт-Петербурга и России в странах рассеяния.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
соотечественники за рубежом, зарубежная диаспора, Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, опыт Санкт-Петербурга в работе с соотечественниками, взаимодействие с соотечественниками, Программа Соотечественники, Правительство Санкт-Петербурга, формирование имиджа России, бенчмаркинг
Prokhorenko A. V., Ilinskaia D. R.
Interacting With Compatriots Abroad: The Experience of Saint-Petersburg and Practices Improvement
Prokhorenko Aleksandr Vladimirovich
Council of St. Petersburg Governor
Deputy general manager SuE «inpredservice» (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Doctor of Science (Philosophy)
solovjeva@inpredservice.ru
Ilinskaia Daria Romanovna
Saint-Petersburg Government, Committee for External Relations (Russian Federation) Leading officer of Division for cooperation with compatriots abroad
Master of educational direction «Public Administration» (North-West institute of Management — branch of the
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian
Federation), graduate at 2016)
ilinskaya@kvs.gov.spb.ru
ABSTRACT 5
Interacting with foreign diaspora is a relatively new element of Russian foreign policy. Improving the q
legal framework and development tools in the field of interaction of the executive authority of Rus- o
sian Federation with compatriots abroad has allowed the Russian regions including St. Petersburg uj
to connect to this work, supporting the interest of compatriots to their historic homeland through °
the study of the Russian language, Russian culture, traditions, preservation of cultural heritage of o
the Russian diaspora. The theoretical basis has allowed to develop a methodological basis of the ™
study, including the chronological method, the network method to determine the Russian world as ^
a single transnational essence, and forecasting method. Proposals to improve the organization of x
St. Petersburg executive authorities, including — a recommendation to return the practice of a <
unified system of interested agencies in the form of programs of St. Petersburg Government "Com- x
patriots". Implementation of the proposals may help the efficiency of St. Petersburg executive au- x
thority with compatriots abroad, expand the foreign economic relations, actively forming a positive g
image of St. Petersburg and Russia in the countries of the diaspora. a
KEYWORDS
compatriots abroad, foreign diaspora, the Committee for External Relations of St. Petersburg, Saint-Petersburg experience of work with compatriots, interaction with compatriots, Program Compatriots, St. Petersburg Government, forming image of St. Petersburg, benchmarking
Российская диаспора является одной из крупнейших в мире и насчитывает около 30 млн чел. Необходимость консолидации этой многомиллионной массы, поддержка соотечественников и укрепление связей с ними являются одними из приоритетов внешней политики России, важной составляющей формирования позитивного имиджа Российской Федерации на международной арене, требует последовательного обновления и совершенствования как федеральных, так и региональных практик.
Соотечественники за рубежом: понятие, признание и подтверждение статуса соотечественника
Выработка термина «соотечественник за рубежом» прошла долгий путь от восприятия как врагов — эмигранты периода Гражданской войны, «философский пароход», — к формированию транснациональной сети Русского мира, который объединил говорящих и думающих на русском языке людей. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» представляет юридическую формулу определения «соотечественник».
Законом установлено, что соотечественники за рубежом являются «гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации; лицами и их потомками, проживающими за рубежом и относящимися, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшими свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации и т. д.»1.
Важно отметить, что до 2010 г. не граждане России могли признавать себя соотечественниками в силу их свободного волеизъявления, подтверждением чему являлся
1 О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ (ред. 23.07.2013 г.) // «Российская газета», № 103, 01.06.1999.
о специальный документ (свидетельство) установленного образца, выдававшийся по ^ письменному заявлению лица в месячный срок дипломатическими представитель-^ ствами или консульскими учреждениями РФ. Однако в 2010 г. выдача так называе-^ мого «паспорта соотечественника» была признана нецелесообразной вследствие g внешнеполитических, финансовых и юридических причин. Юридическая обоснованность выдачи таких свидетельств предполагала подписание более ста двусторонних о соглашений с государствами проживания соотечественников, притом, что со многи-о ми странами, с учетом сложившихся обстоятельств, это было сделать невозможно. < В частности, со странами СНГ и Прибалтики, что было связано с выраженным этнос кратическим характером этих государств: внедрение правовых категорий (законы х о государственном языке и т. д.), создание механизмов доминирования титульных 2 национальностей и т. д. Для документирования всех соотечественников также трен- бовались немалые финансовые средства, многократно превышающие выделенные ^ в тот период ассигнования на поддержку соотечественников. В качестве примера d можно привести Венгрию, правительством которой в свое время было выделено около 30 млн долл. на подтверждение признания своими соотечественниками 2 млн проживающих в прилегающих к стране районах этнических венгров. При этом было очевидно, что российские соотечественники, прежде всего, ожидают от России поддержки в жизнеобеспечении русских общин, их структур, защиты законных прав на родной язык, создании Россией правозащитных фондов и т. п. Сохранение вектора внимания на выдачу свидетельств могло быть чревато также ущербом для соотечественников в странах проживания. Исходя из этих обстоятельств изменения, внесенные в федеральное законодательство, зафиксировали норму о том, что соотечественником следует считать того, кто позиционирует себя таковым посредством акта самоидентификации, подтвержденной «профессиональной или общественной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией»1.
Соотечественники за рубежом сегодня объединены в единую сеть «Русский мир». Термин «Русский мир» был предложен П. Г. Щедровицким, выдвинувшим гипотезу о проживании в границах России и за ее пределами примерно одинакового количества человек, говорящих и думающих на русском языке, что представляет собой потенциально объединяемую социально-культурную реальность2. В дальнейшем данное предложение было поддержано П.Р. Чепеницкой [3]. Российской нации генетически присуще расширение во времени и пространстве, что было свойственно и становлению российского государства, на что в своих исследованиях указывают Е. В. Астахова и Е. М. Астахов [1]. В XX в. драматические события истории оказывали влияние на подобное расширение: четыре волны эмиграции привели к пространственным перемещениям миллионов людей, тогда же более десятков миллионов оказались за пределами родины после распада Советского Союза.
Итоги этих относительно недавних и предшествовавших им исторических процессов дают основание констатировать формирование Русского мира, который выходит далеко за границы России, а в ряде случаев и за пределы русского этно-
1 О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»: федеральный закон Российской Федерации от 23.07.2010 № 179-ФЗ // «Российская газета», № 164, 27.07.2010.
2 Щедровицкий П. Г. Русский мир и транснациональное русское // Русский архипелаг. 2000 г. [Электронный ресурс] / URL: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-transnatio/ (дата обращения: 15.03.2015).
са. Этот новый цивилизационный пласт продолжил продвижение вне географиче- о ских границ России, ее культуры, менталитета, духовной самоидентификации. ^ Соотечественники Русского мира способствуют широкому соприкосновению России ^ с западным и не только социумом, что в результате способствует укреплению по- Е^ ложения и позитивного восприятия России в мире: «Чем большее число мировых ^ проблем получит свое выражение, а возможно, и решение в рамках русского языка, тем более востребованными будут культурные и человеческие ресурсы «Рус- о 1 т
ского мира»1. о
со
формирование и развитие государственной политики ^
Российской федераци и в отношении соотечественников <
за рубежом на субъектном уровне
В переломном для истории России 1991 г. на Первом Конгрессе соотечественников 1 председатель Верховного Совета России Б. Н. Ельцин сформулировал идею о не- щ обходимости возвращения соотечественников к отчей родине, пусть не физически, но, по крайней мере, на духовном уровне. «Политический курс, который мы проводим в жизнь, — это курс на возрождение всего лучшего, что было утрачено после октября 1917 г., на возрождение того, что делало Россию Россией... Мы исходим из убеждения: Россия — для россиян, где бы они ни жили, к какой бы национальности ни принадлежали»2. Номинацию «россиянин» в своих работах определила Н. А. Галактионова [2].
К этому времени стало понятно, что в случае если Российская Федерация не сформирует подходы к политическому взаимодействию с огромной массой русскоговорящих людей бывшего СССР, единая сеть Русского мира, на которую в свое время и Российская империя, и СССР оказали огромное культурное, конфессиональное и историческое воздействие, рухнет. Практическим воплощением этих идей стало проведение Первого Всемирного конгресса соотечественников в 2001 г., на котором Президент России В. В. Путин обозначил по сути поворотный момент в отношениях России и российского зарубежья. Именно тогда было отмечено, что Русский мир и цивилизационные возможности России — это исторически значимые понятия, и процесс взаимодействия с российским зарубежьем обрел статус государственной политики и стал одним из российских национальных приоритетов. К этой важной и многозначной деятельности стали подключаться российские регионы, в том числе и Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург является одним из пионеров практического взаимодействия с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, в современной России. Уполномоченный орган Правительства Санкт-Петербурга — Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга — ответственен за организацию работы по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, использованию их возможностей для развития связей с зарубежными странами, а также осуществляет координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в данной сфере3. Формы работы с соотечественниками многообразны, рассчитаны на различные интересы, категории людей как в ближнем, так и в дальнем
1 Щедровицкий П. Г. Русский мир и транснациональное русское // Русский архипелаг. 2000 г. [Электронный ресурс] / Ш_: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-transnatio/ (дата обращения: 15.03.2015).
2 Первый Конгресс соотечественников (19-31 августа). Научно-информационные материалы / отв. ред. М. Н. Толстой, Е. П. Челышев. М., 1992. С. 6-9.
3 О Комитете по внешним связям Санкт-Петербурга: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 января 2004 г. № 5 // «Вестник Администрации Санкт-Петербурга», № 2, 27.02.2004.
о зарубежье. Востребованность во внимании со стороны Санкт-Петербурга к русско-^ язычным жителям по всему миру велика, однако, в соответствии с рекомендациями ^ Совета глав субъектов РФ при МИД России в данной работе соблюдаются геогра-ЕЗ фические приоритеты. В силу своего географического положения в первую очередь ^ Санкт-Петербурга концентрирует свои усилия на соотечественниках, проживающих
в странах СНГ и Европы. о Стратегические линии работы Санкт-Петербурга с соотечественниками базируем ются на рекомендациях Правительственной комиссии по делам соотечественников < за рубежом. В рамках реализации государственной политики в отношении соотече-с ственников Правительство Санкт-Петербурга направляет усилия на максимизацию х использования исторических преимуществ, чтобы пустить их на пользу не только 2 внутреннего развития, но и поступательного вовлечения зарубежной диаспоры н- в экономическую и культурную жизнь Санкт-Петербурга. Прежде всего, это бога-^ тейший культурный, научный потенциал, большая концентрация ведущих учебных с заведений, научно-исследовательских и инновационных центров. Отсюда и специфика Санкт-Петербурга, которая заключается в высококвалифицированном, целенаправленном адресном подходе к проблемам российского зарубежья, рациональном расходовании бюджетных средств, их вложении в развитие интеллектуальных и культурных ресурсов города.
С 1997 г. в Санкт-Петербурге реализовывались различные оригинальные культурно-образовательные программы, отражающие роль Санкт-Петербурга как культурного и интеллектуального центра России. Это масштабная образовательная программа «Санкт-Петербургский международный летний культурно-исторический университет», международные научные конференции «Нансеновские чтения», посвященные существованию и адаптации русской диаспоры в иноязычном культурном и конфессиональном пространстве, электронная энциклопедия культурного наследия русского зарубежья, призванная аккумулировать и распространять знания о достижениях российской эмиграции в сфере культуры и гуманитарных наук в XX в. и др.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» с 2008 г. в Санкт-Петербурге были последовательно приняты одни из первых региональных программ поддержки соотечественников — Программы по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (Программа «Соотечественники») на 2008-2010 гг., 2011 — 2013 гг.1.
Цель Программ была определена в культурно-образовательном русле — создание благоприятных условий для развития и укрепления культурных, образовательных, научных, деловых и иных связей соотечественников с Россией, укрепление роли русского языка, утверждение роли Санкт-Петербурга как культурного и интеллектуального центра России, что непосредственно влияет на формирование позитивного имиджа страны за рубежом. В реализации этапов Программ в разные периоды были задействованы около 10 отраслевых комитетов (Комитет по образованию, Комитет по науке и высшей школе, Комитет по культуре Санкт-Петербурга,
1 О Программе реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом на 2008—2010 годы: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 8 июля 2008 года № 825 // «Вестник Администрации Санкт-Петербурга», № 8, 29.08.2008.
О Программе реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом на 2011—2013 годы: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 года № 1257 // «Вестник Администрации Санкт-Петербурга», № 11, 29.11.2010.
Комитет по физической культуре и спорту и др.) и 14 районных администраций о Санкт-Петербурга. ^
Для реализации плана мероприятий Программ были привлечены лучшие интел- ^ лектуальные силы Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургский государственный уни- Е^ верситет, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский институт истории РАН, ^ Институт истории материальной культуры РАН, Международный благотворительный фонд им. Д. С. Лихачева, ИКЦ «Русская эмиграция», Санкт-Петербургский универ- о ситет культуры и искусств, Институт русского языка и литературы РАН (Пушкинский о дом), Всероссийский музей А. С. Пушкина и др. <
Первая комплексная программа позволила установить определенный круг участ- ^ ников Программы (физических и юридических лиц), которые заинтересованы в ее х развитии, а также являются квалифицированными специалистами в вопросах рус- 2 ского зарубежья. Ежегодная реализация типовых проектов породила доверие пар- н-тнеров к планам, заложенным в Программе. Согласно отзывам соотечественников, ^ представителей МИД РФ Санкт-Петербургу удалось обеспечить жизнеспособность щ и эффективность большинства мероприятий Программы.
Успешный опыт проведения первой трехлетней программы позволил продолжить комплексную работу с соотечественниками посредством разработки следующей программы, которая стала логическим продолжением предыдущего варианта Программы и имела прежний фокус внимания на содержательную часть и целевые группы соотечественников.
План мероприятий двух Программ имел единую смысловую нагрузку. Работа исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга велась по следующим направлениям: сотрудничество в области образования и поддержка русского языка, работа с молодежью, сфера культуры, поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда, а также информационное, научно-методическое и организационное обеспечение Программы, которое объединяло научно-исследовательские работы петербургских ученых и соотечественников за рубежом по актуальным проблемам российского зарубежья, проведение исследований по актуальным вопросам положения соотечественников в зарубежных странах, издание научных трудов, проведение регулярных научных конференций и др.
Положительный опыт системной работы Правительства Санкт-Петербурга на благо Русского мира, привлечение квалифицированных партнеров подвел к подготовке очередного проекта Программы по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом на 20142016 гг. (Программа «Соотечественники»)1. В новом проекте был изменен подход к определению задач Программы. В качестве главного приоритета Программы становилось содействие сохранению этнокультурной самобытности, предполагающее содействие Санкт-Петербурга культурному выживанию зарубежных соотечественников в инонациональной среде; русофонному языковому определению; расширению представлений о современной России и, в целом, поддержку диа-спорального самосознания, основывающегося на традициях русской культуры, а также поощрения стремления представителей русской и иных диаспор соотечественников к контактам с исторической родиной. Также Программа должна была предусматривать ряд мер, согласованных с базовыми приоритетами политики Санкт-Петербурга в отношении зарубежных соотечественников, нацеленных на поддержание в диаспоральной среде социального и экономического благополучия.
1 Неутвержденный проект Программы по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (Программа «Соотечественники») на 2014-2016 гг.
о Ожидалось, что Программа будет направлена на содействие сплочению русской ^ и иных диаспор соотечественников, снижению внутриобщинной и междиаспораль-^ ной разобщенности; выработку консолидированных подходов организаций соотече-ЕЗ ственников по всему спектру вопросов, принципиальных для сохранения этнокуль-^ турной самобытности и социально-экономического благополучия русской и иных
диаспор соотечественников. о Направления работы оставались прежними, но каждый раздел плана меропри-о ятий дополнялся особыми подпунктами, такими как: развитие форм молодежного < туризма с участием соотечественников (волонтерские программы, добровольческое с движение и др.), меры по социально-экономической поддержке соотечественников х в виде механизма предоставления грантов в виде субсидий из бюджета Санкт-2 Петербурга, направленных на реализацию проектов по привлечению интеллекту-н- ального и профессионального потенциала соотечественников к процессу модерен низации России и Санкт-Петербурга; расширение контактов депутатов соответ-1= ствующих государственных и муниципальных органов с партиями и отдельными депутатами национальных парламентов, отстаивающими интересы соотечественников в соответствующих государствах и др. Однако проект самостоятельной региональной Программы по реализации общегосударственной политики в отношении соотечественников за рубежом поддержан не был.
В связи с отсутствием Программы с 2014 г. деятельность Санкт-Петербурга в отношении соотечественников осуществляется как отдельное направление работы Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. Комплекс целевых мероприятий для соотечественников ориентирован на сферу образования, культуры, взаимодействия с молодежью, поддержки ветеранов и блокадников, научно-информационного обмена. В числе используемых форматов работы тематические форумы, образовательные программы, курсы повышения квалификации, творческие мастерские, мастер-классы и так далее. Участие в этих проектах дает новые знания и навыки, способствует профессиональному росту и повышению конкурентоспособности соотечественников на рынке труда.
Одним из существенных векторов деятельности Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга являются петербургские зарубежные проекты. Например, культурно-деловые миссии в Бишкек (Киргизская Республика), когда, благодаря поддержке, которая была оказана мэрией Бишкека, через систему городского образования удалось мобилизовать учителей-русистов для участия в курсах повышения квалификации (им были предоставлены официальные дни отдыха для предоставления возможности повысить свою квалификацию).
Совершенствование практик взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с зарубежными соотечественниками
В 2015 г. в Москве на Пятом Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, соотечественники подтвердили необходимость разработки и реализации региональных программ по работе с соотечественниками за рубежом1. Учитывая данное решение, опыт работы Правительства Санкт-Петербурга с соотечественниками вне и в рамках единой Программы, а также возможность роста эффективности работы Санкт-Петербурга с соотечественниками, представляется целесообразным
1 Решение № 5 резолюции V Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, 5-6 ноября 2015 года, г. Москва [Электронный ресурс] / URL: http://vksrs.com/docs/ vsemimyy-kongress/rezolyutsiya-v-vsemirnogo-kongressa-sootechestvennikov-prozhivayushchikh-za-rubezhom-5-6-noyabrya-20/ (дата обращения: 15.03.2016).
вернуться к программному методу реализации субъектом Программы Правительства о Санкт-Петербурга «Соотечественники» на трехлетний период. ^
Целью новой программы должны быть закрепленные предыдущими системными ^ документами тезисы. Программа должна исходить из необходимости качественно- Е^ го усилия работы с общинами соотечественников с расчетом на стратегическую ^ перспективу. Необходимо удерживать лидирующие позиции среди регионов России, продолжая системное взаимодействие с МИД РФ и полноценное участие региона о в деятельности Правительственной комиссии по делам соотечественников за ру- о бежом. Достижение постановленных целей может предполагать осуществление < комплекса мероприятий, направленных на создание соотечественникам благопри- ^ ятных условий для развития и укрепления культурных, образовательных, научных, х деловых и других связей с Россией, укрепления роли русского языка для удовлет- 2 ворения языковых и культурных потребностей соотечественников, утверждения н-роли Санкт-Петербурга как культурного и интеллектуального центра России. Не- ^ маловажно учитывать потребности соотечественников в организации взаимодей- щ ствия посредством Всемирного координационного совета российских соотечественников, а также страновых координационных советов, вокруг которых консолидируется русская диаспора соотечественников в конкретных государствах.
При разработке нового проекта Программы необходимо учесть критерии, по которым можно определить важность организуемых мероприятий на выходе, т. е. оценить эффективность вложенных финансовых средств на работу с соотечественниками. Принимая во внимание, что сама категория «соотечественник за рубежом» не юридическое понятие, имеет расплывчатое и всеохватывающее значение, то о выборе критериев можно говорить условно. Работу с соотечественниками в части, касающейся Санкт-Петербурга, сложно оценить физическими категориями — экономическое направление по отношению к русскому зарубежью пока не распространено в Санкт-Петербурге. В связи с этим будем оперировать возможными критериями эффективности, такими как:
• количество публикаций с информационными поводами, подготовленных соотечественниками, в русскоязычных и/или иностранных зарубежных СМИ о работе Санкт-Петербурга с соотечественниками, конкретных мероприятиях соисполнителей Программы «Соотечественники», истории, культуре Санкт-Петербурга и др.;
• количество публикаций и их просмотров в социальных сетях, блогах и т. д. о работе Санкт-Петербурга с соотечественниками, конкретных мероприятиях соисполнителей Программы «Соотечественники», истории, культуре Санкт-Петербурга и др.;
• количество подготовленных качественных творческих работ / научных трудов / музыкальных композиций / танцевальных номеров и пр. соотечественниками;
• количество подготовленных качественных творческих работ / научных трудов / музыкальных композиций / танцевальных номеров и пр. учениками, подчиненными соотечественников-участников мероприятий Программы «Соотечественники»;
• количество организованных соотечественниками занятий / круглых столов и пр. на темы, представленные участникам в рамках мероприятий Программы «Соотечественники»;
• количество конференций / круглых столов / симпозиумов / форумов, посвященных темам, прямо или косвенно связанных с Санкт-Петербургом, в которых приняли участие соотечественники;
• количество проведенных спортивных / молодежных мероприятий для соотечественников в странах проживания соотечественников и др.
При выборе подобных критериев представляется, что массовый охват информационного поля содержательной составляющей о самом Санкт-Петербурге, его работе может оказывать плодотворное воздействие на поддержание и развитие
о русской культуры, истории, русского языка в среде единомышленников, объеди-^ ненных государственной идентичностью, а также на расширение «присутствия» ^ Санкт-Петербурга на международной арене.
ЕЗ Целесообразно при составлении проекта Программы выделить единый коорди-^ нирующий орган государственной власти в лице Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, который бы разрабатывал и контролировал единую стратегиче-о скую линию работы с русским зарубежьем.
о Потребности соотечественников определяют необходимость ориентации работы < субъектов России в более адресном русле. Адресный подход в работе с соотече-с ственниками — поддержка социально незащищенных слоев населения или соци-х альных и медийно-активных представителей русского зарубежья — может послужить 2 росту эффективности дальнейшего взаимодействия для формирования плодотвор-н- ных партнерских отношений.
^ Для эффективности работы исполнительных органов государственной власти Санкт-1= Петербурга с российскими соотечественниками за рубежом важно использовать инструмент бенчмаркинга. Представляется, что процесс определения и адаптации опыта работы одних из передовых субъектов страны — Москвы и Республики Татарстан — может способствовать улучшению работы Санкт-Петербурга. От деятельности Правительства Москвы можно взять на вооружение проведение конкурса среди учителей русского языка и литературы школ с русским языком обучения, как Пушкинский конкурс1. Конкурс позволяет материально и нематериально поддерживать талантливых соотечественников, что, безусловно, способствует поддержанию и развитию русского языка, русской культуры и истории среди соотечественников за рубежом. Также можно обратиться к московскому опыту поддержки социально незащищенных слоев соотечественников, которая направлена на содействие организациям, оказывающим медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях ветеранам Великой Отечественной войны, а также при наличии медицинских показаний остро нуждающимся соотечественникам и др.
У Республики Татарстан можно заимствовать опыт развития информационного поля: Казань успешно реализует проект развития спутникового телевидения, использования современных информационных и телекоммуникационных технологий для взаимодействия с соотечественниками, который оказал большое влияние на поддержку и развитие родного языка народа России. Телевизионное вещание может способствовать оперативному информированию широкой зарубежной русскоязычной общественности о культуре, истории России, Санкт-Петербурга и др.
Представляется разумным осуществить интеграцию календарей мероприятий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и иных заинтересованных организаций (неправительственных, молодежных, национальных и пр.) в сфере работы с соотечественниками. Необходимо дать представителям Русского мира максимальное количество возможностей быть полезными своей исторической родине, способствовать развитию своей профессиональной и/или любительской деятельности. Составителем календаря может выступить Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга для дальнейшего его распространения на своем официальном тематическом информационном портале, посвященном работе с русским зарубежьем, — www.spbrumir.ru, а также среди членов Всемирного координационного совета соотечественников и дипломатических учреждений России.
Координирующий орган Программы «Соотечественники» может применять метод нематериального стимулирования руководителей и активистов координационных
1 Положение о XV Международном Пушкинском конкурсе для учителей русского языка «Язык Победы. Что знают ваши ученики о мае 45-го?» [Электронный ресурс] / URL: http:// www.mosds.ru/the-pushkin-contest/ (дата обращения: 15.03.2016).
советов российских соотечественников за рубежом. По итогам календарного года о отличившихся соотечественников из-за рубежа, ставших участниками мероприятий ^ в рамках Программы Правительства Санкт-Петербурга «Соотечественники», можно ^ представлять к награждению памятными наградами или грамотами по возможным Е^ следующим номинациям в соответствии с Положением о нагрудном знаке Прави- ^ тельственной комиссии по делам соотечественников за рубежом1: например, «За активную работу по сохранению и распространению русского языка за рубежом»; о «За особый вклад в изучение, сохранение и развитие российского научного, ду- о ховного и культурного наследия за рубежом»; «За особый вклад в информационную < поддержку российских соотечественников»; «За особый вклад в реализацию мо- ^ лодежных проектов российских соотечественников» и пр. Нематериальное поощ- х рение остается в личной истории человека, позволяет «воодушевить» соотечествен- 2 ника двигаться по намеченному курсу, а также представляет собой хороший ин- н-формационный повод. ^
Претворение в жизнь новой Программы Правительства Санкт-Петербурга «Со- щ отечественники» может позволить облегчить получение объективной информации о Санкт-Петербурге зарубежными соотечественниками и, в первую очередь, представителями молодого поколения; расширить сферу взаимодействия, следовательно, и целевую аудиторию; увеличить внешнеэкономические связи, что напрямую будет способствовать продвижению положительного имиджа Санкт-Петербурга и Российской Федерации в целом. Для дальнейшего анализа эффективности политики взаимодействия с соотечественниками за рубежом необходима выработка однозначных как количественных, так и качественных критериев эффективности работы Программы, базирующихся на критериях идентификации эффективности, приведенных в данной статье. В результате появляется возможность оперативной коррекции реализации Программы на всех ее этапах.
Литература
1. Астахова Е. В., Астахов Е. М. Россия и «Русский мир» // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 1. С. 316-321
2. Галактионова Н. А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. 2010. № 1. С. 10-12.
3. Чепеницкая П. Р. Государственное взаимодействие с российскими соотечественниками за рубежом: проблема рефлексивного управления // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 2. С. 194-199.
References
1. Astakhov E. V., Astakhov E. M. Russia and the «Russian world» [Rossiya i «Russkii mir»] // Bulletin of the MGIMO University [Vestnik MGIMO Universiteta]. 2011. N 1. P. 316-321. (rus)
2. Galaktionova N. A. Civic identity as a component of personal identity [Grazhdanskaya identich-nost' kak komponent lichnostnoi identichnosti] // Sociology. Economy. Policy. Proceedings of the higher educational institutions [Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. Izvestiya vysshikh ucheb-nykh zavedenii]. 2010. N 1. P. 10-12. (rus)
3. Chepenitskaya P. R. State cooperation with Russian compatriots abroad: the problem of reflexive control [Gosudarstvennoe vzaimodeistvie s rossiiskimi sootechestvennikami za rubezhom: problema refleksivnogo upravleniya] // Bulletin of MGIMO University [Vestnik MGIMO Universiteta]. 2012. N 2. P. 194-199. (rus)
1 Положение о нагрудном знаке Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом [Электронный ресурс] / URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-dgpch.nsf/5009380002153 9f7c325757700275e66/a85ae4e1d3d12e37c3257577002a25ab!OpenDocument (дата обращения: 15.03.2016).