УДК 379.835
ББК Ч420.058.581 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01
Вифлеемский Анатолий Борисович,
доктор экономических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук, директор Центра экономики образования; 603109 г. Нижний Новгород, ул. Нижегородская, д. 3, к. 22; e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оздоровление детей; детский отдых; организация отдыха; здоровье детей; государственное регулирование.
АННОТАЦИЯ. В рамках действующего законодательства деятельность по организации отдыха и оздоровления детей фактически отождествляется с рекреационной деятельностью, однако на самом деле это понятие намного шире и включает, как правило, реализацию образовательных программ. В 2016 г. осуществлялись попытки совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей, что привело к принятию Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей». Самым важным следствием принятия данного закона стало уточнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако первоначально законопроект предусматривал получение специальных лицензий на организацию отдыха и оздоровления детей, а также ряд других мер государственного регулирования. Совершенствование государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей предлагается осуществлять прежде всего посредством уточнения норм трудового законодательства, положений иных отраслей права, создающих препятствия для деятельности по организации отдыха и оздоровления детей, а также посредством устранения коллизий в регламентации деятельности таких организаций. В статье обосновывается, что деятельность по организации отдыха и оздоровления детей требует государственного регулирования, однако оно не должно быть избыточным, снижающим доступность отдыха и оздоровления детей. Государственное регулирование должно обеспечивать не только качественное оказание услуг организациями отдыха и оздоровления, но и общедоступность таких услуг для детей соответствующего возраста, учитывая особое значение этих услуг для полноценного развития ребенка; кроме того, необходимо устранить противоречия в регламентации деятельности данных организаций.
Vifliyemsky Anatoly Borisovich,
Doctor of Economics, Member of the Academy of Pedagogy and Social Sciences, Director of Economics of Education Centre, Nizhny Novgorod.
STATE CONTROL IN THE SPHERE OF REST AND HEALTH IMPROVEMENT OF CHILDREN
KEYWORDS: health improvement of children; summer holidays; organization of rest; children's health; state control.
ABSTRACT. In the existing law organization of rest and health improvement of children is equated to recreation, but in fact this concept is wider as it also includes realization of educational programs. In 2016 there were attempts to perfect state control in the sphere of rest and health improvement of children, which resulted in the Federal Law № 465 "On the Changes in the Legislative Acts of the Russian Federation in the Field of State Control in Rest and Health Improvement of Children", December 28, 2016. The most important result of this law is specification of rights and power of state control bodies and the departments of local government. The bill involved some means of state control and license acquisition to be able to give services of rest and health improvement of children. Perfection of state control in the sphere of rest and health improvement of children implies updating Labour Law and the other branches of Law that may cause difficulties for those companies that provide rest and health improvement of children. This paper argues that organization of rest and health improvement of children requires state control, but this control should not be excessive. State control should guarantee high quality services in the sphere of rest and health improvement and should provide general availability of these services to children of different age groups to stimulate proper development of children; besides it is necessary to get rid of the contradictions in the regulations of such organizations.
Вопросы отдыха и оздоровления детей требуют комплексного решения на основании глубокой проработки концептуальных положений данной сферы отношений, затрагивающих различные отрасли права, правовые институты и нормы. В рамках действующего законодательства деятельность по отдыху и оздоровлению детей
фактически отождествляется с рекреационной деятельностью. Между тем деятельность по организации отдыха и оздоровления детей с учетом ее специфики требует государственного регулирования, как и образовательная деятельность, однако при этом существует опасность избыточного государственного регулирования, которое
© Вифлеемский А. Б., 2017
может повлечь за собой ограничение возможностей для ведения такой деятельности, что в конечном итоге может привести к снижению доступности отдыха и оздоровления детей.
В 2016 г. попытки совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей осуществлялись, что привело к принятию Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» [9]. Самым важным последствием принятия данного закона стало уточнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Подпункт 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был изложен в следующей редакции: «организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"» [8]. Тем самым региональные органы власти получили полноту полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, включая контрольные функции - осуществление регионального контроля за соблюдением требований законодательства РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Реализация таких полномочий потребует принятия субъектами РФ соответствующих нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих осуществление регионального контроля.
Кроме того, предусматривается, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевки в организации отдыха детей и их
оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, в первоочередном порядке.
Одновременно были кардинально сокращены полномочия органов местного самоуправления посредством внесения изменений в пункт 11 части 1 статьи 15 и пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: слова «организация отдыха детей в каникулярное время» заменены словами «осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья» .
Учитывая повсеместную дотационность бюджетов в большинстве муниципальных образований, осуществляющих многие свои полномочия за счет трансфертов из бюджетов субъектов РФ, такое изменение законодательство не должно повлечь за собой кардинальных изменений для потребителей услуг отдыха и оздоровления. Однако в связи с таким сокращением полномочий встает вопрос об обязанности органов местного самоуправления передать имеющиеся у них организации отдыха и оздоровления детей на региональный уровень, что не урегулировано законом. При этом пока что отсутствует ясность и о составе мероприятий, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.
В отсутствие федеральной регламентации осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей отдельные регионы могут ввести избыточный контроль, который не будет способствовать развитию организаций отдыха и оздоровления детей. Поэтому крайне важным является установление основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, возложенное законом на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Разумные пределы регионального контроля можно установить, исходя из новаций того же Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ, которым была изложена в новой редакции статья 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [8]. В силу части 2 данной статьи в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей ор-
ганизация отдыха детей и их оздоровления обязана:
- создавать безопасные условия пребывания в ней детей, присмотра и ухода за ними, организации их питания, перевозки к местам отдыха и обратно, содержания детей в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями и нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации отдыха детей и их оздоровления, включая соблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- обеспечивать соответствие квалификации работников организации отдыха детей и их оздоровления соответствующим профессиональным стандартам или квалификационным требованиям в соответствии с трудовым законодательством.
В то же время, поскольку надзор за вышеуказанными требованиями находится в компетенции разных надзорных органов, крайне важно, чтобы региональный контроль сводился к координации деятельности уже существующих органов, но не к появлению нового контрольного органа и дополнительным проверкам организаций отдыха и оздоровления детей.
Возможность появления избыточного регионального контроля в ряде субъектов РФ вполне реальна, если обратиться к исходной редакции законопроекта, ставшего Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ. Законопроект № 3324-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья» [1] предполагал более масштабные изменения законодательства, являясь ярким примером избыточного государственного регулирования.
Предполагалось внести изменения в шесть федеральных законов, включая Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», формально направленные на повышение безопасности и улучшение качества отдыха детей [10].
Ключевыми идеями разработанного Минобрнауки законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части вопросов отдыха и оздоровления детей» [4] стали уточнение понятия «отдых и оздоровление детей» (что, по нашему мне-
нию, следует признать весьма актуальным), а также институционализация сферы отдыха и оздоровления детей в системе образования путем введения нового вида образования -«рекреационное образование». Кроме того, под понятием «отдых и оздоровление детей» в законопроекте предлагалось понимать деятельность, направленную на восстановление сил (расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных, умственных и эмоциональных сил) и здоровья детей, организацию их свободного времени. Для ведения данной деятельности было установлено требование к организациям отдыха и оздоровления детей о наличии лицензии на осуществление указанного вида деятельности.
Такие предложения, по нашему мнению, являются не просто избыточным, но даже вредным государственным регулированием, ведущим к негативным последствиям.
В настоящее время получение лицензий на ведение отдыха и оздоровления детей не требуется, при этом организации отдыха и оздоровления детей в большинстве своем являются государственными и муниципальными, а получение любой лицензии требует определенных, зачастую значительных денежных затрат. Для получения государственными и муниципальными организациями отдыха и оздоровления детей лицензий необходимо будет выделение дополнительных средств их учредителями. Сразу становится очевидной непроработанность финансово-экономического обоснования законопроекта, не предусматривавшего затрат на его реализацию.
Кроме того, лицензирование частных организаций отдыха и оздоровления детей также повлечет за собой затраты, которые неизбежно будут включены в цену реализуемых данными организациями услуг. Учитывая, что значительная часть таких услуг закупается органами власти и местного самоуправления, такие затраты также потребуют дополнительных бюджетных средств, либо будут сокращены объемы приобретения услуг отдыха и оздоровления с учетом более высокой цены.
Согласно статье 6 законопроекта организации отдыха и оздоровления детей, действовавшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию детей, должны были получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 31 декабря 2017 года. В случае неполучения до истечения указанного срока лицензий организации отдыха и оздоровления детей обязаны прекратить
осуществление деятельности по отдыху и оздоровлению детей.
Между тем в настоящее время лишь около 60 % организаций отдыха и оздоровления детей имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности (именно на дополнительное образование детей). В связи с этим с учетом необходимости принятия подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру лицензирования, можно было с уверенностью прогнозировать существенное сокращение числа организаций отдыха и оздоровления детей.
Кроме того, предложенное законопроектом определение понятия «отдых и оздоровление детей» не позволяет выделить деятельность организаций отдыха и оздоровления детей в самостоятельный вид деятельности. В частности, под такое определение подпадает и деятельность традиционных групп продленного дня в общеобразовательных организациях.
Реализация программ отдыха и оздоровления детей, согласно законопроекту, предусматривает комплекс основных характеристик мероприятий и их организационных условий (объем, содержание, планируемые результаты), направленных на проведение отдыха, восстановление сил и здоровья детей, организацию их свободного времени и сопровождающихся присмотром и уходом за ними. Между тем присмотр и уход за детьми является основной составляющей деятельности по отдыху и оздоровлению детей, более того, деятельность по отдыху и оздоровлению детей не может осуществляться в отрыве от присмотра и ухода за ними.
В Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также предлагалось внести определение «отдых и оздоровление детей», при этом данная деятельность также становилась лицензируемой, из формулировок законопроекта следовало, что даже в случае отдыха родителей со своими детьми (если такой отдых осуществляется санаторием или турбазой, любым юридическим лицом), в рамках которого принимающей организацией предлагается какая-то программа для детей, данному юридическому лицу потребуется лицензия на осуществление отдыха и оздоровления детей. Понятие же «семейный отдых» законопроектом никак не урегулировано, более того, исключено из статьи 16 названного закона упоминание о возможности семейного отдыха.
В результате предложенные законопроектом изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образо-
вании в Российской Федерации» [10] делали невозможным реализацию отдыха и оздоровления детей (в том числе семейного отдыха, отдыха детей с родителями) без выполнения требований законодательства об образовании и реализации некоей программы отдыха и оздоровления детей, что на практике вместо развития привело бы фактически к параличу системы отдыха и оздоровления детей.
В Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предлагалось ввести понятия «программа отдыха и оздоровления детей» и «рекреационное образование», при этом сопоставление указанных понятий позволяет сделать вывод, что рекреационное образование достигается реализацией программ отдыха и оздоровления детей.
Согласно законопроекту «организация отдыха и оздоровления детей - юридическое лицо (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющее на основании лицензии образовательную деятельность по программам отдыха и оздоровления детей» (п. 19.1. статьи 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»), однако при этом собственно понятие «отдых и оздоровление детей» в данном законе не предполагалось давать, его предлагалось внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Дальнейшее раскрытие понятий «рекреационное образование» и «отдых и оздоровление детей» в законопроекте говорило об их фактической тождественности (отдых и оздоровление постулируется исключительно как часть рекреационного образования), что является недопустимым и вносит правовую неопределенность в регулируемую сферу деятельности.
Кроме того, представляется некорректным считать особым видом образования (осуществляемого в рамках соответствующей образовательной программы) «проведение перерывов, отдыха, восстановление сил (расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных, умственных и эмоциональных сил) и здоровья детей». В указанной статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приводились определения различных видов образования, которые направлены на удовлетворение образовательных потребностей, освоение основных знаний, умений, навыков и формирование компетенций, среди которых объявление «проведения перерывов», «восстановление сил и здоровья» в качестве вида образования является совершенно неумест-
ным и противоречащим базовым понятиям образования, воспитания и обучения, даваемым в той же статьей закона.
В законопроекте предлагалось также ввести подвиды рекреационного образования - отдых и оздоровление детей, а также перерывы, каникулы, предусмотренные при реализации образовательных программ. При этом последнее вызывает полное недоумение, так как и каникулы, предусмотренные, например, при реализации общеобразовательных программ, в случае нахождения ребенка дома не могут быть рекреационным образованием; в случае нахождения ребенка в пришкольном лагере потребуют получения школой еще и лицензии на деятельность по отдыху и оздоровлению детей (или по рекреационному образованию - из текста законопроекта однозначно трудно понять, какое наименование должно быть указано в лицензии), а в случае нахождения ребенка в организации отдыха и оздоровления для детей будет реализовываться программа отдыха и оздоровления. Тем самым каникулы как подвид рекреационного образования объективно не могут существовать.
Еще более несуразным представляется объявление подвидом рекреационного образования перерывов, предусмотренных при реализации образовательных программ. Отсутствует какое-либо основание для объявления указанных перерывов, предусмотренных при реализации образовательных программ действующими санитарными правилами и нормами, специальным видом образования - рекреационным образованием.
Предлагаемая к введению статья 76.1 не содержала правовых норм, позволяющих определить «рекреационное образование» именно как вид образования, статья 76.2 «Отдых и оздоровление детей» также не позволяла идентифицировать программу отдыха и оздоровления детей в качестве образовательной программы.
Полагаем, что смешение образовательной деятельности и деятельности по отдыху и оздоровлению детей является совершенно необоснованным, как и установление нового вида образования, который при этом не сопровождается реализацией образовательных программ, а требует реализации иных программ, не являющихся образовательными, исходя из вносимых в закон определений.
Учитывая специфику деятельности законодательной власти в России, в настоящее время приходится констатировать опасность попыток принципиального изменения законодательства, регламентирующего отдых и оздоровление детей. Чрез-
мерная законодательная активность может повлечь лишь избыточное государственное регулирование, которое угнетающе подействует на организации отдыха и оздоровления детей.
Вместе с тем приходится констатировать, что имеется ряд насущных проблем в деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, особенно летних лагерей, о которых законодатель, к сожалению, даже не задумывается.
Получение лицензии на дополнительное образование в летних лагерях сопряжено со значительными проблемами. В частности, много проблем возникает с получением заключения органов пожарного надзора и Роспотребнадзора о соответствии помещений требованиям, при том что летние лагеря эксплуатируются лишь в течение летнего каникулярного периода. Получение таких заключений в период, когда лагерь не функционирует, становится достаточно трудной задачей
Другой актуальной проблемой является регламентация рабочего времени работников летнего лагеря. Ряд положений Приказа Минобразования России № 113 от 29.03.1993 г. [6], которым утвержден Порядок и условия привлечения педагогических работников для работы в оздоровительных лагерях, давно уже противоречит Трудовому кодексу РФ. После новаций трудового законодательства последних лет применение на практике таких положений ведомственного приказа, не приведенного в соответствие с изменениями трудового законодательства, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности, тем более что с формальной точки зрения данный приказ может применяться исключительно в части, не противоречащей ТК РФ.
Также возникают большие проблемы с правовым оформлением привлекаемого к временной работе в летних лагерях педагогического персонала. Согласно п. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минобразования России № 113 от 29.03.1993 г., для работы в лагерях с дневным пребыванием детей, создаваемых органами управления образованием и образовательными учреждениями для учащихся той же местности, педагогические работники в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются в пределах установленного до начала каникул объема учебной нагрузки (объема работы) с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации.
Однако приказ не раскрывает, каким образом оформляется привлечение таких работников. Между тем с учетом недавних новаций трудового законодательства воз-
никает проблема квалификации их труда в качестве наемного труда.
Многие организации отдыха и оздоровления детей расположены на участках в лесу или на берегу водоемов. При этом предъявляются взаимоисключающие требования по обеспечению безопасности (путем возведения заборов, ограждений или выставленной охраны) и обеспечения беспрепятственного доступа гражданам на лесной участок или к водному объекту общего пользования в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ или Водного кодекса РФ.
Перечисленные проблемы не требуют принятия отдельных законов, посвященных отдыху и оздоровлению детей, для решения этих проблем необходимо вносить «точечные» поправки в соответствующие законодательные акты.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что совершенствование государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей на данном этапе следует осуществлять не в направлении ужесточения требований к организациям отдыха и оздоровления детей,
введения лицензирования такой деятельности, а прежде всего посредством уточнения норм трудового законодательства, положений иных отраслей права с целью учета особенностей организации отдыха и оздоровления детей. Главными целями государственного регулирования должно стать, по нашему мнению, обеспечение безопасности во время пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления, надлежащего качества предоставляемых этими организациями услуг, а также их доступности детям независимо от уровня доходов их родителей, стимулирования развития организаций отдыха и оздоровления детей всех форм собственности посредством ликвидации неоправданных ограничений, коллизий в регламентации их деятельности. Иными словами, государственное регулирование должно обеспечивать не только качественное оказание услуг организациями отдыха и оздоровления, но и общедоступность таких услуг для детей соответствующего возраста, учитывая особое значение таких услуг для полноценного развития ребенка, а также отсутствие противоречий в регламентации деятельности организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Законопроект № 3324-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 09.12.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=3324-7&02 (дата обращения: 02.02.17).
2. Концепция развития дополнительного образования детей : распоряжение Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 02.02.17).
3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы : постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420276588 (дата обращения: 02.02.17).
4. Письмо Минобрнауки России от 22.09.2016 № ВК-2166/09 «О проекте федерального закона».
5. Постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472 (дата обращения: 02.02.17).
6. Приказ Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113 «О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1993 году» // Образование в документах. - 1997. - № 10.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 02.02.17).
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/179146 (дата обращения: 02.02.17).
9. Федеральный закон от 28 дек. 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» // Российская газета. - 2016. - 30 дек.
10. Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 31 дек.
11. Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21 дек. 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 02.02.17).
REFERENCES
1. Zakonoproekt № 3324-7 «О vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v tselyakh obespecheniya prava detey na otdykh i ozdorovlenie, a takzhe okhrany ikh zhizni i zdorov'ya» (red., prinyataya GD FS RF v I chtenii 09.12.2016) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=3324-7&02 (data obrashcheniya: 02.02.17).
2. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey : rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 4 sent. 2014 g. № 1726-r [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/20i4/09/08/obrazovanie-site-dok.html (data obrashcheniya: 02.02.17).
3. O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 maya 2015 g. № 497 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //docs.cntd.ru/ document/420276588 (data obrashcheniya: 02.02.17).
4. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 22.09.2016 № VK-2166/09 «O proekte federal'nogo zakona».
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 apr. 2014 g. № 295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70643472 (data obrashcheniya: 02.02.17).
6. Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 29 marta 1993 g. № 113 «O neotlozhnykh merakh po organizatsii let-nego otdykha detey i podrostkov v 1993 godu» // Obrazovanie v dokumentakh. - 1997. - № 10.
7. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashcheniya: 02.02.17).
8. Federal'nyy zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 124-FZ «Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/179146 (data obrashcheniya: 02.02.17).
9. Federal'nyy zakon ot 28 dek. 2016 g. № 465-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya organizatsii otdykha i ozdo-rovleniya detey» // Rossiyskaya gazeta. - 2016. - 30 dek.
10. Federal'nyy zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Rossiyskaya gazeta. - 2012. - 31 dek.
11. Federal'nyy zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (prinyat GD FS RF 21 dek. 2012 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70291362 (data obrash-cheniya: 02.02.17).