УДК 379.835 ББК Ч420.058.58
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.01
Гриценко Галина Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мониторинг; потенциал человека; потенциал организации; педагогический потенциал; организация отдыха; здоровье детей; оздоровление детей.
АННОТАЦИЯ. Потребители услуг организации (дети, их родители), руководители государственных или муниципальных органов управления, работники организаций отдыха и оздоровления детей могут получить необходимую информацию, если организация осуществляет целенаправленное отслеживание процессов оздоровления, отдыха, социализации и развития детей. Вопрос о необходимости целенаправленного мониторинга деятельности организаций отдыха и оздоровления детей России поставлен в 2014 году. Пока в современном реестре оздоровительных загородных организаций предлагается отслеживать информацию о нормативно-правовом, медицинском, организационном, материально-техническом потенциале. Это информация об условиях, ресурсах, благоприятных обстоятельствах: сведения о штатной численности, об условиях размещения детей, о режиме работы, об обеспеченности физкультурно-оздоровительными сооружениями и площадками, объектами культурно-массового и медицинского назначения, об обеспеченности объектами хозяйственно-бытового назначения и т. п. В современном реестре нет информации об образовательном и воспитательном, психологическом и правовом потенциале, о потенциале территории и социально значимой деятельности - о том, что способствует социализации и самореализации ребенка. Автор предлагает дополнения к существующему реестру сведений о педагогическом потенциале и потенциале территории.
Gritsenko Galina Aleksandrovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. MONITORING OF PEDAGOGICAL POTENTIAL
IN REST AND HEALTH IMPROVEMENT OF CHILDREN ORGANIZATION
KEYWORDS: monitoring; potential of a person; potential of a company; pedagogical potential; organization of rest; children's health; health improvement of children.
ABSTRACT. Service consumers (children and their parents), administration of the state or municipal bodies, staff of rest and health improvement organizations can get the necessary information, only if the organization follows the process of health improvement, rest, socialization and development of children. The question about the need for monitoring of rest and health improvement organization activity was raised in 2014. Today it is recommended to monitor legislative, medical, organizational and inventory potential of a rest and health improvement organization in a special catalogue. This is information about conditions, resources and favorable conditions, including: staff number, housing conditions, working hours, facilities for physical education, cultural and medical centers and utilities. The catalogue doesn't have any information about educational, psychological and legal potential, it doesn't describe the territory and social activity although they stimulate socialization and self-realization of a child. The paper suggests that the catalogue should be expanded and it should include information about pedagogical potential and the advantages of the territory.
ников сферы отдыха и оздоровления детей, а также потребителей услуг организаций, о необходимости создания системы мониторинговых исследований говорится в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 [7].
тивные основания для государственного регулирования и государственного контроля организаций отдыха и оздоровления детей [10, ст. 12] мы находим в федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [12] и «Об образовании в РФ» [11], в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [9] и Государственной программе РФ «Развитие образования до 2020 г.» [7].
Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. Термин «мониторинг» употребляется в различных значениях. В данной статье мы будем придерживаться понятия мониторинга как постоянного наблюдения за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия
О необходимости обеспечения надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работ-
© Гриценко Г. А., 2017
желаемому результату или первоначальным предположениям, как регулярного наблюдения, оценки и прогноза состояния (например, окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека), процессов (например, развития педагогических технологий), как сбора информации с целью изучения, например, общественного мнения по какому-либо вопросу [13].
Видов мониторинга в организации отдыха и оздоровления детей может быть несколько. Каждый вид характеризуется выбором объекта, предмета и цели мониторинга. Объект мониторинга - элементы системы оздоровления и отдыха детей; предмет мониторинга - то, на что направлено внимание наблюдающего в системе; цели мониторинга - то, для чего необходимо вести регулярное наблюдение. Выбор объекта, предмета и целей мониторинга зависит от целей и задач организации отдыха и оздоровления детей, от потребностей детей и их родителей, от социального заказа (например, требуется определить эффект оздоровления детей), от целей финансирования услуги и др. Главное назначение мониторинга - оценка выполнения намеченной программы действий для реализации целей оздоровления и отдыха детей. Мониторинг имеет место везде, где фактическое сравнивается с намеченным. В связи с этим главная задача наблюдения и отслеживания промежуточных и итоговых результатов заключается в уменьшении разницы между фактическим и намеченным состояниями.
В целях совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей в декабре 2016 г. принят Федеральный закон № 465-ФЗ, в котором указаны полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с «формированием и ведением реестров организаций отдыха и оздоровления детей» [10, ст. 12.2]. Мониторинговые исследования по отдельным направлениям деятельности организаций уже проводятся. Так, в Свердловской области ведется и постоянно обновляется реестр загородных организаций оздоровления и отдыха детей для обеспечения безопасности жизнедеятельности, для информирования потребителей услуг, для осуществления государственного и общественного контроля [8].
Реестр организаций оздоровления и отдыха детей, по сути, описывает их потенциал. Обычно в литературе понятие «потенциал» связывают с «организацией» или «личностью». В психологии и педагогике потенциал человека рассматривается как скрытые, неиспользованные ресурсы, возможность реализовать природные задатки [2], как уровень качеств и способностей че-
ловека, отражающий степень соответствия личности определенной задаче и позволяющей ей действовать конструктивно в изменяющихся условиях [3], как мощный психологический фактор успешности, наличие волевых и ряда других качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности и пр.) [6].
Понятие «потенциал» (в переводе с латинского языка potential - сила) можно определить как совокупность средств и возможностей, необходимых для достижения определенной цели. Большой энциклопедический словарь трактует потенциал как источник, возможности, средства, запасы, которые можно использовать для решения каких-либо задач. Следовательно, потенциал - источник возможностей человека или организации, которые могут быть приведены в действие для достижения своих целей, в том числе - самосохранения или саморазвития, создания или изменения условий внешней среды.
Человеческий потенциал определяется внутренними и внешними характеристиками. Он представляет собой нечто данное индивиду от рождения и то, что формируется, развивается в процессах социализации личности. Актуально имеющийся, сформированный у человека потенциал может раскрываться, реализовываться в разной степени в зависимости как от внешних условий, так и от самого индивида. Продуктивная реализация человеческого потенциала во многих случаях ведет к его развитию и обогащению [4].
Потенциал организации (загородной организации отдыха и оздоровления детей) - это источник сил, возможностей, ресурсов, благоприятных обстоятельств, запасов, средств, которые могут быть приведены в действие для достижения своих целей, на преобразование условий социализации и развития детей [5]. Потенциал необходим для решения актуальных вопросов организации (базовый) и для создания и внедрения новшеств (скрытый). Постоянный мониторинг позволяет обнаружить и излишний потенциал, от которого нет ожидаемого эффекта [1].
В главе 2 «Структура реестра и состав сведений, включаемых в реестр» подробно и полно изложены требования к «Паспорту организации отдыха и оздоровления детей и подростков» [8]. Паспорт содержит общие сведения об организации, сведения о штатной численности, об условиях размещения детей, о режиме работы, об обеспеченности физкультурно-оздоровительными сооружениями и площадками, объектами культурно-массового и медицинского назначения,
об обеспеченности объектами хозяйственно-бытового назначения (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья), о стоимости предоставляемых услуг.
Существующий реестр описывает нормативно-правовой, медицинский, организационный, материально-технический потенциал, но не содержит информации о педагогических условиях реализации потенциала ребенка, о возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности, о содержании дополнительного образования и социализации детей в период отдыха и оздоровления. А создание педагогических условий для реализации потенциала ребенка является одной из важных задач национальной стратегии развития детей [9]. Предлагаем дополнить существующий реестр сведениями об основных видах услуг отдыха и оздоровления детей (педагогический потенциал) и сведениями о потенциале территории.
Образовательный и воспитательный потенциал - развитие патриотических чувств и гражданской позиции, развитие нравственного, экологического, экономического поведения, развитие технического творчества, эмоционально-ценностного отношения к труду, развитие здорового образа жизни, интеллекта, лидерского потенциала, развитие умений самообслуживания, самоорганизации, самоуправления.
Психологический потенциал - адаптация к окружающей среде, развитие психического равновесия, помощь в ситуациях затруднений.
Правовой потенциал - формирование правосознания, юридическая консультация, защита законных прав и интересов.
Услуги культурной деятельности -приобщение к народным традициям, к ценностям культуры и искусства, к науке и технике, развитие интереса к чтению, организация межкультурного сотрудничества, организация полезного проведения свободного времени.
Услуги оздоровительной деятельности -занятия физической культурой, закаливание, сдача норм ГТО, организация спортивных соревнований, туристических походов, краеведческих пеших исследований.
Услуги безопасной жизнедеятельности - профилактика правонарушений, курения и других вредных привычек, профилактика дорожно-транспортного травматизма, обеспечение информационной безопасности и безопасности детей в сети интернет, выполнение норм и правил противопожарной безопасности, выполнение
требований электробезопасности, предупреждение проникновения в организацию отдыха наркотических и психотропных средств, соблюдение норм охраны труда и правил безопасности в процессе отдыха и оздоровления детей.
Потенциал социально значимой деятельности - социальные проекты, проекты благоустройства, проекты создания предметов, вещей, проекты благотворительных действий, социологическое (педагогическое, экономическое, экологическое) исследование, сбор и обработка информации о каком-либо объекте, событии или явлении, проектирование личностного или группового развития.
Потенциал территории - использование достопримечательностей, историко-культурных объектов, этнических традиций, учет природных ресурсов (водных, флоры, фауны, лесного фонда и др.), использование бальнеоклиматических ресурсов (питьевые, купальные воды, грязи), организация рекреационного туризма (ту-ристско-оздоровительный, познавательно-туристский), учет экологических ресурсов и социально-экономических условий территории.
Потенциал организации отдыха и оздоровления детей, учтенный в реестре и дополненный педагогическим и территориальным потенциалом, становится совокупным потенциалом организации отдыха и оздоровления детей. Такой потенциал способствует оказанию качественных услуг детям и их родителям (лицам их заменяющих) по укреплению физического, психического, эмоционально-нравственного здоровья, развивающему отдыху детей, формированию здорового образа жизни, безопасности жизни детей в свободное время, специальному развитию детей в профильных сменах - сообразно социальной, исторической, этнической, экологической культуре родного края. Мониторинг совокупного потенциала (в том числе и педагогического) организации отдыха и оздоровления детей позволяет своевременно собирать необходимую информацию о процессах социализации, развития и оздоровления ребенка, принимать управленческие решения по коррекции программы деятельности, не допускать больших разрывов между планируемыми и достигнутыми результатами деятельности, максимально использовать имеющиеся ресурсы организации для самореализации детей в социально значимых видах деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаларова Е. Г., Банникова Л. А. Потенциал территории и его роль в развитии экономики региона: теоретический аспект / / Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 211-213.
2. Аксенова Г. И. Психология и педагогика становления субъекта / под ред. В. А. Сластенина. - M. -Рязань : РИНФО, l999. - 2l0 с.
3. Бодалев А. А. Психология о личности. - M. : M^, l988. - l88 с.
4. Гриценко Г. А. Инвестиции в человеческий потенциал - главное условие качества жизни // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2010. - Вып. l(l). - С. 10-16.
5. Гриценко Г. А. Новая идеология организации отдыха и оздоровления детей // Образование и детский отдых : мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 6 апр. 2015 г.) / под ред. И. Г. Доценко. - Екатеринбург : Изд. дом Дубровских, 2015. - С. 57-60.
6. Mатюшкин А. M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - N° 6. -С. 29-33.
7. Постановление Правительства РФ от l5 апр. 20l4 г. Ш 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20l3-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/.
8. Постановление Правительства Свердловской области от 7 марта 20l2 г. Ж 220-ПП «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 20l2-20l4 годах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453l20847.
9. Указ Президента РФ от l июня 20l2 г. № 76l «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20l2 - 20l7 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70l83566/.
10. Федеральный закон от 28 дек. 2016 г. W 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» (принят ГД 2l дек. 20l6 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209792/.
11. Федеральный закон от 29 дек. 20l2 г. W 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 2l дек. 20l2 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/7029l362/.
12. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - M. : Педобщество РФ, 2000. - 300 с.
REFERENCES
1. Agalarova E. G., Bannikova L. A. Potentsial territorii i ego rol' v razvitii ekonomiki regiona: teoretich-eskiy aspekt // Molodoy uchenyy. - 2013. - W l2. - S. 211-213.
2. Aksenova G. I. Psikhologiya i pedagogika stanovleniya sub"ekta / pod red. V. A. Slastenina. - M. -Ryazan' : RINFO, 1999. - 210 s.
3. Bodalev A. A. Psikhologiya o lichnosti. - M. : MGU, 1988. - 188 s.
4. Gritsenko G. A. Investitsii v chelovecheskiy potentsial - glavnoe uslovie kachestva zhizni // Pro-fessional'nyy proekt: idei, tekhnologii, rezul'taty. - 2010. - Vyp. 1(1). - S. 10-16.
5. Gritsenko G. A. Novaya ideologiya organizatsii otdykha i ozdorovleniya detey // Obrazovanie i detskiy otdykh : mat-ly mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 6 apr. 2015 g.) / pod red. I. G. Dotsenko. - Ekaterinburg : Izd. dom Dubrovskikh, 2015. - S. 57-60.
6. Matyushkin A. M. Kontseptsiya tvorcheskoy odarennosti // Voprosy psikhologii. - 1989. - W 6. - S. 29-33.
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot l5 apr. 20l4 g. W 295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 20l3-2020 gody» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //base.garant.ru/70643472/.
8. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 7 marta 20l2 g. W 220-PP «O merakh po obespeche-niyu otdykha, ozdorovleniya i zanyatosti detey i podrostkov v 2012-20l4 godakh» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/453120847.
9. Ukaz Prezidenta RF ot l iyunya 20l2 g. W 76l «O Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012 - 20l7 gody» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70183566/.
10. Federal'nyy zakon ot 28 dek. 20l6 g. W 465-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF v chasti sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya organizatsii otdykha i ozdorovleniya detey» (prinyat GD 21 dek. 2016 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209792/.
11. Federal'nyy zakon ot 29 dek. 20l2 g. W 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (prinyat GD FS RF 21 dek. 2012 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70291362/.
12. Shishov S. E., Kal'ney V. A. Shkola: monitoring kachestva obrazovaniya. - M. : Pedobshchestvo RF, 2000. - 300 s.