Научная статья на тему 'Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации'

Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3555
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / РАСПОРЯДИТЕЛИ И ПОЛУЧАТЕЛИ СРЕДСТВ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / EXTERNAL AND INTERNAL FINANCIAL CONTROL / BUDGETARY AND EXTRA-BUDGETARY FUNDS / ADMINISTRATORS AND RECIPIENTS OF FUNDS / LEGAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юдина Я. Е.

Автор анализирует проблему системного подхода к функционированию механизма государственного финансового контроля, обозначает стратегические задачи в этой сфере, анализирует экономико-правовые основы взаимодействия Счетной палаты с другими контролирующими и правоохранительными органами в ходе проведения различных контрольных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the state financial control in the Russian Federation

The author analyzes the problem of the systematic approach to the functioning of the mechanism of the state financial control and denotes strategic objectives in this sphere. The economic and legal bases of the Audit Chamber’s interaction with other supervising and law enforcement bodies during the various control actions are also analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации»

114 Раздел 8. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО

контроля в российской федерации

Я.Е. Юдина

(адъюнкт кафедры финансов и экономического анализа факультета экономической безопасности Московского университета МВД России; [email protected])

Автор анализирует проблему системного подхода к функционированию механизма государственного финансового контроля, обозначает стратегические задачи в этой сфере, анализирует экономико-правовые основы взаимодействия Счетной палаты с другими контролирующими и правоохранительными органами в ходе проведения различных контрольных мероприятий.

Ключевые слова: внешний и внутренний финансовый контроль, бюджетные и внебюджетные фонды, распорядители и получатели средств, юридическая ответственность.

Переход к программному бюджету, предусмотренный Программой повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 г.*, подчеркивает значимость финансового контроля, который в системе государственного управления выполняет одну из функций обеспечения достижения управленческого результата.

Как всякий вид государственной деятельности, финансовый контроль, будучи экономико-правовым явлением, реализуется в соответствующих правовых и организационных формах, которые взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Эффективность каждой из этих форм зависит, в частности, и от состояния законодательства, регулирующего отношения в сфере финансового контроля.

Первый этап - этап становления финансовой системы и системы финансового контроля - Россией уже пройден. Идут интенсивные процессы дальнейшего развития и укрепления финансовой системы страны, в ходе которых возник вопрос об отсутствии единой концепции государственного финансового контроля и федерального законодательства о нем. В связи с этим в условиях бюджетного федерализма обретает актуальность вопрос системного подхода к функционированию всего механизма государственного финансового контроля. Такой подход позволяет увидеть

* Разработана на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (см.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489).

ситуации несогласованности и разобщенности в регулировании отношений, возникающих при осуществлении функций финансового контроля, и дает возможность минимизировать риски параллелизма при осуществлении государственного (муниципального) контроля.

В зависимости от субъектов и объектов финансового контроля он подразделяется на внешний финансовый контроль (парламентский) и внутренний (органов исполнительной власти). Подобное деление основано на разделении ветвей власти, присущем правовому государству. Впервые это деление было введено Программой повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 г. и впоследствии воспроизведено в нормах Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [1]. До этого времени понятия «внешний финансовый контроль» и «контроль внутренний» существовали на уровне теории, представители которой выражали неоднозначные взгляды на сущность такого деления [2]. Принятый закон закрепил термин «внешний финансовый контроль» в отношении деятельности контрольносчетных органов, понятийно отделив их от органов контроля в системе исполнительной власти.

Системе организации и функционирования внешнего контроля в бюджетной

Юридическая наука и правоохранительная практика сфере посвящен специальный раздел Бюджетного кодекса РФ «Государственный и муниципальный финансовый контроль». В нем определены формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами. Согласно ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, это предварительный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетнофинансовым вопросам; текущий контроль, проводимый в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

Субъектами внешнего государственного контроля являются законодательные органы власти и создаваемые ими органы государственного финансового контроля. Соответственно эта система включает в себя:

- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, его комитеты и комиссии;

- Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, ее комитеты и комиссии;

- Счетную палату Российской Федерации;

- законодательные органы субъектов Российской Федерации, их комитеты и комиссии;

- контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований .

Субъектами внутреннего государственного финансового контроля являются органы исполнительной власти, наделенные соответствующими контрольными полномочиями. Ими могут быть как спе-

** Действуют на основе Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

циализированные органы, наделенные исключительными контрольными полномочиями, так и органы исполнительной власти, на которые возложены контрольные полномочия в дополнение к иным функциям. На федеральном уровне такими органами являются Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, таможенные, налоговые и иные органы.

Финансовый контроль, осуществляемый органами, образованными законодательной властью, намного шире, чем тот, который проводится органами финансового контроля по линии исполнительной власти. Основной задачей внутреннего финансового контроля является выявление нарушений в использовании финансовых средств.

Принцип разделения властей предполагает не только разграничение компетенции, но и должное взаимодействие, обусловленное тем, что цели и задачи государства универсальны для всей системы государственного управления. Однако отсутствие единой концепции государственного финансового контроля, которая содержала бы стратегические направления в области государственного финансового контроля, направленные на разграничение полномочий в сфере контроля за использованием финансовых ресурсов между законодательными органами и создаваемыми ими органами контроля, с одной стороны, и государственными органами, представляющими исполнительную ветвь власти, с другой стороны, не позволило до конца решить проблему разграничения функций внешнего и внутреннего контроля. Не до конца решенным остается и вопрос взаимодействия органов контроля с иными государственными органами.

Для более четкого разграничения полномочий органов внутреннего и внешнего финансового контроля представители юридической науки предлагают принять федеральный закон «О парламентском контроле в Российской Федерации» [3, с. 7]. Представляется, что принятие этого закона позволит увидеть формальные границы компетенции органов, полномочных осу-

116

Раздел 8. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

ществлять функции внешнего финансового контроля, выстроить пока отсутствующую внутри их иерархию органов и компетенции.

В настоящее время полномочия органов внешнего финансового контроля предлагается определять руководствуясь исключительно нормами Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [4], законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о контрольно-счетных органах. Органы внутреннего финансового контроля реализуют свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ.

Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы регионов являются органами парламентского финансового контроля в системе организации и функционирования государственного финансового контроля. Статус, задачи и порядок деятельности Счетной палаты Российской Федерации в сфере финансового контроля определены отдельным законом. Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» этот орган должен обеспечивать единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Как показывает практика, за весь период своей деятельности Счетная палата РФ проявила себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 1 500 контрольных мероприятий, в том числе более 300 в соответствии с поручениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросами и обращениями членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По результатам этих контрольных мероприятий было направлено 83 обращения Президенту РФ, 2 654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и другим государственным органам [5, с. 1].

Цифры достаточно убедительные, однако общество столкнулось с тем, что

зачастую наказание за грубейшие нарушения, вскрытые Счетной палатой РФ, не наступает. В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные нарушения в бюджетной сфере. Эффект от деятельности этого контрольного органа нередко завершается фактом констатации выявленных нарушений. Весьма показательно в этом вопросе известное постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса РФ» [6], «спровоцировавшее» на практике неисполнение требований должностных лиц контрольно-счетных органов по предоставлению первичной документации при реализации полномочий по проведению внешней проверки годовых отчетов об исполнении соответствующих бюджетов. Одновременно оно и обозначило проблему участия Счетной палаты Российской Федерации (ее представителей) в гражданском и арбитражном судопроизводстве в интересах государства, а также проблему взаимодействия Счетной палаты с другими контролирующими и правоохранительными органами в ходе проведения различных контрольных мероприятий.

Требует урегулирования и вопрос взаимодействия Счетной палаты с органами прокуратуры в случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств и иных злоупотреблений. В данном контексте заслуживает внимания опыт работы высшего органа финансового контроля США: там с момента выявления нарушений к проверкам привлекаются сотрудники прокуратуры. Соответственно, можно было бы придать обращениям Счетной палаты в Генпрокуратуру об участии представителей последней в контрольных мероприятиях первой статус обязательных к исполнению поручений. Возможно также предусмотреть нормы, обязывающие Генпрокуратуру возбуждать уголовные дела по выявленным Счетной палатой и содержащим признаки преступления фактам на-

Юридическая наука и правоохранительная практика рушения финансового и имущественного права или нанесения ущерба государству [7, с. 36].

Краткий анализ фактического и юридического взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля, практический опыт деятельности Счетной палаты указывают на необходимость дальнейшего совершенствования действующего в этой области законодательства, развития его методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля.

Совершенствование системы государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность того, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства, и появятся уверенность, что данные денежные средства будут применены по целевому назначению, а значит, возникнут серьезные препятствия

для нарушений законности в финансовой сфере как с участием государства, так и хозяйствующих субъектов.

1. Рос. газ. 2011. 11 февр.

2. Бондаренко Е.И. К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый контроль», «внешний финансовый контроль», «аудит» // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. заочной науч. конф. (Челябинск, апрель 2011 г.) / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. Челябинск, 2011. С. 106-109.

3. Демидов М.В. Парламентский финансовый контроль в России: правовые аспекты функционирования и проблемы реализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук, М., 2011.

4. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 3. Ст. 167.

5. Степашин С.В. Новые задачи - новые способы решения // Финансовый контроль. 2010. № 1.

6. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 5.

7. Бурков С., Ефимова Н., Буркова С. О правообеспечении повышения эффективности государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. 2010. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.