Юрченя И.Н.
Старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта,
Богданчик Н.В.
Старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Белорусский государственный университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
Аннотация
Статья посвящена путям совершенствования процесса физического воспитания студентов специального учебного отделения. Выявлены актуальные аспекты применения фитбол-гимнастики на физкультурных занятиях, а также изложены результаты динамики совершенствования функционального состояния организма студентов в ходе педагогического процесса.
Ключевые слова: фитбол-гимнастика, физическое воспитание,
студенты, физические упражнения, специальное учебное отделение, здоровье, учебный процесс.
Keywords: fitbol-gymnastics, physical training, students, physical exercises, special educational office, health, educational process.
На современном этапе развития физического воспитания студентов специального учебного отделения (СУО) одной из приоритетных задач его совершенствования является сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня функциональных возможностей и физической подготовленности, содействие правильному формированию организма, ведение здорового образа жизни [1, с. 4]. Однако физически низкоактивное поведение молодежи влечет за собой нарастание гиподинамии, и как результат - увеличение числа студентов с отклонениями в состоянии здоровья, заболеваниями
хронического характера, физическими и психическими перенапряжениями различного рода, травмами.
Поэтому поиск новых, эффективных, а также модных методик и средств физической культуры, с целью укрепления и сохранения здоровья, улучшения и совершенствования форм тела, получения психоэмоционального комфорта от выполнения физических упражнения, делает данное исследование наиболее актуальным.
Как отмечает, Латышева, О.А., оздоровительный и профилактический эффекты занятий в СМГ неразрывно связаны с повышением физической активности, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ [1, с. 38].
И для этого, как нельзя лучше, подходит использование фитбол-гимнастики в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию студентов СУО.
Занятия с фитболом (большим гимнастическим мячом) являются одним из самых популярных направлений в физической культуре. Основной целью занятий с фитболом являются:
• профилактика и коррекция различных заболеваний (опорнодвигательного аппарата, болезней легких, внутренних органов и др.);
• развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, равновесия);
• развитие музыкально-ритмических и творческих способностей, организации досуга, отдыха и развлечений (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения) [3, с. 3].
Фитбол-гимнастика дает уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника щадящим, но эффективным способом. Здесь наблюдается практически полное отсутствие ударной нагрузки на нижние конечности, что позволяет заниматься с фитболом студентам с избыточным
весом, с легкой формой варикозного расширения вен, повреждением коленных и голеностопных суставов и др.
По мнению Орловой Н.В., Козловой Н.И., Бажановой Г.К., легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников. Вибрация улучшает внутрилегочное перемешивание газов, что способствует уменьшению отрицательного воздействия гипоксии и улучшению легочного кровообращения; вызывает субъективное улучшение (75%) даже при отсутствии объективных функциональных изменений. [3, с. 9].
Рисунок 1 - Фитбол-гимнастика на физкультурных занятиях у студентов СУО
С целью определения динамики функционального состояния студентов СУО Белорусского государственного университета (2013/2014 уч. год) после применения фитбол-гимнастики на занятиях по физическому воспитанию применялись общепринятые физиологические пробы для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, дающие объективное представление о функциональном состоянии организма, приспособительных и восстановительных его реакциях: частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД), проба Штанге, проба Г енчи, стептест, ортостатическая проба (табл.1).
Таблица 1 - Показатели функциональных проб у студентов специального учебного отделения ДО и ПОСЛЕ применения фитбол-гимнастики на физкультурных занятиях, (х)
Функциональная Значение показателя до Значение показателя после
проба применения фитбол- применения фитбол-
гимнастики гимнастики
ЧСС, уд/мин 78,3 72,0
ЧД, кол-во раз/мин 15,9 12,3
Проба Штанге, сек 45,4 58
Проба Г енчи, сек 41,0 49,2
Ортостатическая проба дает важную информацию о нервной регуляции сердечно-сосудистой системы. При проведении пробы пульс подсчитывается после 5-минутного отдыха в положении лежа и через минуту в положении стоя. Оценка результатов: учащение ЧСС на 6-12 уд/мин. - хорошо, 13-19 уд/мин. - удовлетворительно, 20 и более уд/мин. - неудовлетворительно [4, с. 157]. См. (табл.2).
Таблица 2 - Результаты пульсометрии при ортостатической пробе студентов специального учебного отделения ДО и ПОСЛЕ применения фитбол-гимнастики, в
%
Оценка Значение показателя до Значение показателя после
применения фитбол- применения фитбол-
гимнастики гимнастики
Хорошо 47 56
удовлетворительно 41 40
неудовлетворительно 12 4
Таким образом, по оценке ортостатической пробы большинство студентов имеют хорошее и удовлетворительное состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы. Показатель «хорошо» улучшился на 9 %, а «неудовлетворительно» - уменьшился на 8%. Показатели динамики ЧСС, частоты дыхания, проб Штанге и Генчи, степ-теста, ортостатической пробы довольно четко определили, что состояние нервной регуляции сердечнососудистой системы и восстановление сердечной деятельности студентов значительно улучшается с помощью применения фитбол-гимнастики. Однако необходимо очень осторожно подходить к дозировке нагрузки студентов СУО при проведении физкультурных занятий.
Таким образом, использование фитбол-гимнастики на занятиях со студентами специального учебного отделения позволяет повысить их интерес к физической культуре. Упражнения на разноцветных мячах дают уникальную возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, делают занятия яркими и эмоциональными. А экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень функционального состояния органов и систем организма студентов, а также их физической работоспособности.
Литература.
1. Латышева, О. А. Особенности занятий со студентами в специальных медицинских группах: метод. указания / О.А. Латышева. -Новосибирск: СГГА, 2007. - с. 4.
2. Нагайцева, И.Ф. Организация занятий по физической культуре на основе применения фитбол-гимнастики для студентов с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата / И.Ф. Нагайцева, В.В. Стешенко // Грани познания. - 2014. - № 3 (30) - с. 121-125.
3. Орлова, Н.В. Фитбол, как средство сохранения здоровья и долголетия: метод. рекомендации / Н.В. Орлова, Н.И. Козлова, Г.К. Бажанова. -Брест: БрГТУ, 2013. - 34 с.
4. Тарасова, В.М. Особенности функционального состояния студентов специального учебного отделения на гуманитарном факультете / В.М. Тарасова, Г.Н. Попкович, И.Н. Юрченя / Современные и традиционные системы оздоровления и единоборства - выбор приоритетов. - III Межд. науч.- практ. конф. - Сб. науч. статей. - Минск, БГУ, 2013. - с. 155-159.