ударственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 3. - С. 24-28.
3. Лукьяненко, В.П. Профильная подготовка старшеклассников. Что это такое? / В.П. Лукьяненко, И.А. Глущенко // Физическая культура в школе. - 2007. - № 4. - С. 1-6.
4. Петьков, В.А. Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультур-но-спортивной деятельности / В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 4 (129). - С.179- 183.
5. Петьков, В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении / В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 4. - С. 53-58.
6. Maslow, A. Some Educational Implications of the Humanistic Psychology // Harward Educational Review. - 1968. - vol. 38. - No. 4. - P. 670-690.
REFERENCES
1. Glushchenko, I.A. (2007), Profile preparation system for senior school students in physical education, Adygei State University, dissertation. Maikop.
2. Grinko, M.A. and Petkov, V.A. (2009), "Preparation of future teachers to design the individual routes of teaching the senior school students", Herald of the Adyghe State University. Series 3: pedagogy and psychology, No 3, pp. 24-28.
3. Lukyanenko, V.P. and Glushchenko, I.A. (2007), "Profile preparation of senior school pupils. What is it?", Physical education at school, No 4, pp. 1-6.
4. Petkov, V.A. (2013), "Pedagogical support of personal growth of teenagers in physical training and sports activities", Herald of the Adyghe State University. Series 3: pedagogy and psychology, No. 4 (129), pp. 179-183.
5. Petkov, V.A. (2011), "Formation of subjective positions of seniors in professional self-determination", Herald of the Adyghe State University. Series 3: pedagogy and psychology, No. 4, pp. 5358.
6. Maslow, A. (1968), "Some Implications of the Humanistic Educational Psychology", Harvard Educational Review, vol. 38, No 4, pp. 670-690.
Контактная информация: valerype@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.07.2017
УДК 796.431
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ «ПОДКРУТКИ» В ПАРНОМ
КАТАНИИ
Андрей Дмитриевич Депутат, аспирант, Алексей Викторович Мещеряков, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора НИИ спорта, заведующий лабораторией физкультурно-оздоровительных
технологий,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье, с целью повышения мастерства в парном катании, рассмотрены особенности техники исполнения «подкрутки» высококвалифицированными спортсменами. Выявлено наиболее оптимальное соотношение ростовых характеристик партнеров в дуэтах. Отмечена связь между временем выполнения «подкрутки» дуэтами и оценкой судьями у них этого технического элемента.
Ключевые слова: фигурное катание, техника выполнения, элемент парного катания, подкрутка, анализ движений.
TECHNICAL FEATURES OF EXECUTION "TWIST LIFT" IN PAIR SKATING
Andrei Dmitrievich Deputat, the postgraduate student, Aleksey Viktorovich Meshcheryakov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Deputy Director of the Scientific Research Institute of Sports, Head of the Laboratory of Physical Fitness of technologies, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
In this article, for the purpose of improving the skills in pair skating, the technical features of "twist lift" performance by the highly skilled athletes have been discussed. The most optimal ratio of the growth characteristics among partners in duets was revealed. The correlation between the time of performance of "twist lift" by duets and evaluation by judges of this technical element is noted.
Keywords: figure skating, technical features, element of pair skating, "twist lift", motion analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Подкрутка - один из сложнейших элементов парного катания. Ранее подкрутки различались по способу отталкивания: аксель, сальхов, ритбергер, тулуп и лутц [3]. Сегодня используется преимущественно один способ исполнения - лутц.
Движения в подкрутках, по аналогии с другими элементами одиночного и парного катания, могут быть разделены на составные части:
• фаза разбега, включающая фазу приобретения скорости и фазу подготовки к выбросу;
• фаза выброса, состоящая из фазы амортизации и замаха и фазы активного выбрасывания;
• фаза полета с фазами группировки и разгруппировки;
• фаза приземления с фазой амортизации и фазой выезда.
Уровень достижений в различных видах спорта определяется отработанными двигательными программами, которые в процессе тренировок совершенствуются, обеспечивая достижение высоких результатов при снижении психических и энергетических затрат [2]. Подкрутки включают движения, свойственные прыжкам и поддержкам. С прыжками подкрутки объединяет наличие полета, группировки и разгруппировки звеньев тела, а также стремление к выполнению в полете максимального числа оборотов на большой высоте со значительным перемещением тела в пространстве. С поддержками подкрутки объединяет характер разбега, движения партнера при выбросе партнерши, а также движения в приземлении [4]. Нами ведется активный анализ данных различий в технической составляющей и практическое применение в подготовке к сезону [1].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования явилось проведение анализа техники исполнения «подкрутки» высококвалифицированными спортсменами в парном катании.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
1. Выявить наиболее оптимальное соотношение ростовых характеристик партнеров в дуэтах.
2. Рассмотреть особенности техники исполнения «подкрутки» высококвалифицированных спортсменов в парном катании.
3. Отметить время выполнения «подкрутки» дуэтами и оценку технического элемента.
В исследовании были проанализированы видеоматериалы 5 соревнований 2016 и 2017 годов. Выбранные 10 дуэтов (лидеры соревнований) исполняют подкрутку в три оборота. Нами рассмотрены две фазы: фаза выброса и фаза амортизации. Эти фазы у 10 дуэтов, выполняются примерно одинаково, хотя и имеют специфические особенности. Временные рамки в этих двух фазах играют ключевую роль, так как они больше всего
влияют на высоту вылета, длину полета и скорость вращения партнерши в воздухе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Несмотря на то, что подкрутки являются уже сложно-координационными движениями, они включают в себя сложные движения: прыжки, поддержки и др. (рисунок 1).
Рисунок 1 - Выполнение подкрутки: амортизация, выброс, полет и ловля [3]
Для успешного выполнения подкруток необходимо учитывать ряд специфических биомеханических особенностей выполнения движений и их связь между собой. Во время исполнения подкруток в наибольшей степени должна проявляться согласованность действий партнеров. В первую очередь важна временная согласованность, которая выражается в предельно точном «сопровождении» партнером движений партнерши. При качественном выполнении подкруток в результате этого «сопровождения» резко возрастает эффективность движений партнерши, выражающаяся в увеличении высоты, длины полета и скорости вращения тела.
Фазы разбега и приземления имеют большую вариативность, разные дуэты исполняют их по-разному. Например, фаза разбега может выполняться как беговыми шагами вперед, так и беговыми шагами назад. Различия только в удобстве для спортсменов и визуальной составляющей. Большое разнообразие наблюдается в выполнении фазы амортизации спортсменами. Эти различия видимы на представленных рисунках 2-4.
Рисунок 2 - Фаза амортизации дуэтов 1, 2, 3 [http://www.isu.org]
Рисунок 3 - Фазы амортизации дуэтов 4, 5, 6 [http://www.isu.org]
Выбранные дуэты имеют различия в ростовых характеристиках, и это отражается на технике исполнения. В случае, если разница в росте у партнеров достигает 30 см, партнеру (мужчине) необходимо принимать более низкое положение в фазе амортизации и замаха, чем это необходимо дуэтам, у которых разница в росте составляет 20 см.
Рисунок 6 - Фазы выброса дуэтов 4, 5, 6 [http://www.isu.org]
Максимальная оценка, которая может быть получена за исполнение элемента «подкрутка» — 8,70 балла. Если сравнивать дуэты №6 и №8, то разница в росте у партнеров (мужчин) достигает 19 см, а у партнерш (женщин) — 7 см. Различия в росте у дуэта №6 равняется 20 см, в то время как у дуэта №8 — 32 см. Можно увидеть и явные различия в технике исполнения.
Рисунок 7 - Фазы выброса дуэтов 7, 8, 9, 10 [http://www.isu.org]
Особенности техники исполнения «подкрутки» в парном катании выбранных дуэтов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Особенности техники исполнения «подкрутки» в парном катании
Дуэт Способ исполнения Соотношение роста партнерши/партнера, см
№1 ноги рядом, ягодицы выше колен, голова партнера на уровне головы партнерши 157/183
№2 ноги широко, ягодицы на уровне колен, голова партнера на уровне головы партнерши 161/182
№3 ноги широко, ягодицы на уровне колен, голова партнера на уровне головы партнерши 149/188
№4 ноги широко, ягодицы на уровне колен, голова партнера ниже головы партнерши 159/187
№5 ноги очень широко, ягодицы на уровне колен, голова партнера ниже головы партнерши 153/184
№6 ноги очень широко, ягодицы выше колен, голова партнера ниже головы партнерши 150/170
№7 ноги широко, ягодицы на уровне колен, голова партнера ниже головы партнерши 161/181
№8 ноги рядом, ягодицы на уровне колен, голова партнера на уровне головы партнерши 157/189
№9 ноги широко, ягодицы выше колен, голова партнера ниже головы партнерши 161/181
№10 ноги широко, ягодицы выше колен, голова партнера ниже головы партнерши 153/178
Время выполнения «подкрутки» дуэтами и оценка технического элемента даны в таблице 2.
Таблица 2 - Время выполнения «подкрутки» дуэтами и оценка технического элемента
Дуэт Время от отрыва партнерши от льда до ловли ее партнером, с Время партнерши в воздухе, с Время от отрыва партнерши от льда до отрыва от партнера, с Оценка за элемент, балл
№1 1,08 0,66 0,42 5,88
№2 1,09 0,71 0,38 7,31
№3 1,1 0,73 0,37 7,26
№4 1,26 0,87 0,39 8,49
№5 1,26 0,9 0,37 8,14
№6 1,05 0,72 0,31 8,08
№7 1,19 0,83 0,36 8,04
№8 1,18 0,79 0,39 7,94
№9 1,01 0,58 0,42 4,97
№10 1,13 0,69 0,37 7,04
В дуэте №6 партнер принимает относительно высокое положение в фазе амортизации: ягодицы выше уровня колен, ноги поставлены широко, но благодаря этому среднее значение времени, которое он тратит на «сопровождение» партнерши является самым низким среди выбранных дуэтов: 0,31 с. Такая резкость партнера в фазе выброса дает большой вращательный момент партнерше и благодаря этому партнерше требуется го-
раздо меньше времени и высоты на выполнение трех оборотов в воздухе: 0,72 с. Подобный способ исполнения имеет меньшую высоту исполнения в сравнении относительно дуэта №8 и недостаточно сильный визуальный эффект. Подготовка к выполнению элемента занимает меньше времени и сам элемент выполняется неожиданно. Это обязательно оценивается положительно судьями как 8,08 (средний балл) за исполнение.
В дуэте №8 партнер находится в фазе амортизации с достаточно низким положением центра массы тела: его ягодицы находятся ниже или на уровне колен, ноги поставлены рядом. В связи с этим, среднее значение времени, которое он тратит на «сопровождение» партнерши равняется 0,39 с. Такой способ выполнения предъявляет очень высокие требования к мышечному каркасу нижних конечностей тела партнера и к согласованности действий партнеров. Данный способ не является неожиданным для зрителя, но является одним из самых зрелищных: 0,79 с партнерша находится в воздухе. Вместе с высоким ростом партнёрши это дает большой прирост в высоту, что так же хорошо оценивается судьями: 7,94 балла.
Если рассматривать технику исполнения дуэтов №4 и №5, то видно, что их исполнение является чем-то средним между техникой исполнения дуэтами №6 и №8. В фазе амортизации партнеры дуэтов №4 и №5 принимают низкое положение: их ягодицы находятся на уровне колен, центр массы тела снижен, а ноги стоят широко. Такой симбиоз техник дает 14% прибавки к длительности фазы полета партнерши дуэта №8 и 25% прибавку к длительности фазы полета партнерши дуэта №6. Благодаря отмеченному увеличению в фазе полета, дуэты №4 и №5 в среднем получают 8,49 и 8,14 баллов соответственно.
ВЫВОДЫ
1. Оптимальная разница в росте для выполнения элемента «подкрутка» составляет 30 см. Большая разница в росте предъявляет дополнительные требования к партнеру: необходимо ниже садиться в фазе амортизации, что негативно сказывается на резкости в фазе выброса.
2. Широкое положение ног партнера в фазе амортизации позволяет сократить время на сопровождение в фазе выброса, что положительно сказывается на скорости вращения партнерши. Увеличение скорости вращения партнерши позволяет разучивать «подкрутку» в четыре оборота.
3. Совмещение в фазе амортизации широкой постановки ног и низкого положения центра массы тела партнера позволяет добиться увеличения высоты вылета партнерши и длительность нахождения ее в воздухе. Большая высота и длительность обязательно положительно оценивается судьями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Депутат, А. Д. Использование видеофиксации технических элементов в фигурном катании / А. Д. Депутат, А. В. Мещеряков // Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовке спортсменов: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 10-17 декабря 2015 г.) / под общ. ред. М.А. Новоселова. - М. : РГУФКСМиТ. - С. 45-48
2. Мещеряков, А.В. Перекрестные эффекты адаптации к стрессорным ситуациям / А.В. Мещеряков, С. П. Левушкин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. -Том 7. - № 3. - С. 122-125.
3. Мишин, А.Н. Фигурное катание на коньках : учебник для ин-тов физ. культуры / А.Н. Мишин. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
4. Мишин, А.Н. Биомеханика движений фигуриста / А.Н. Мишин - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 144 с.
REFERENCES
1. Deputat, D.A. and Meshcheryakov, V.A. (2015), "Use of video recording of technical elements in figure skating", Practice and prospect of using the intellectual games in the sports technologies and applied training of athletes: materials of I all-Russian scientific-practical conference (Moscow, 1017, 2015) / under the General editorship of M. A. Novoselov, RSUPESY&T, Moscow, pp. 45-48.
2. Meshcheryakov A.V. and Levushkin, S. P. (2015), "Cross effects of adaptation to stress situations", Historical and socio-educational thought, Vol. 7, No. 3, pp. 122-125.
3. Mishin, A.N. (1985), Figure skating: a Textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
4. Mishin, A.N. (1981), Biomechanics of the movements of the skater, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: aleksei236632@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.07.2017
УДК 796-053.7
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КЛУБАХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Людмила Борисовна Дзержинская, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры» (ФГБОУ ВО
«ВГАФК»), Волгоград
Аннотация
Статья посвящена изучению ключевых направлений совершенствования физической подготовки девиантных подростков в условиях военно-патриотических клубов, основными из которых являются рациональное сочетание объема общей и специальной подготовки, адекватный подбор средств и обеспечение их преемственности, а также их интеграция со средствами огневой и специально-тактической подготовки.
Ключевые слова: физическая подготовка, девиантные подростки, военно-патриотический
клуб.
PERFECTION OF PHYSICAL TRAINING WITH DEVIANT TEENAGERS IN MILITARY-PATRIOTIC CLUBS AND ASSOCIATIONS
Lyudmila Borisovna Dzerzhinskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Volgograd State Academy of Physical Education, Volgograd
Annotation
The article is devoted to the study of key areas for improving the physical preparation of deviant adolescents in military-patriotic clubs, the main ones being a rational combination of the general and special training, adequate selection of funds and ensuring their continuity, as well as their integration with fire and special tactical training.
Keywords: physical training, deviant teenagers, military-patriotic club.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, физическая подготовка в военно-патриотических клубах и объединениях, а также в учреждениях дополнительного образования военно-патриотической направленности осуществляется в соответствии с Наставлением по физической подготовке в вооруженных силах РФ. Вместе с тем, практика осуществления данного процесса доказала неэффективность его полного заимствования особенно в учебно-воспитательной работе с трудными подростками, которые имеют особенности физического состояния и эмоционально-волевой сферы [1, 3]. Последняя выражается в повы-