Финансовая система
удк 338.332
совершенствование
финансового взаимодействия участников инвестиционных процессов на постсоветском пространстве: проблемы формирования новой финансовой архитектуры
В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности финансового управления в российской экономике при взаимодействии с экономиками дружественных стран на основе распределенного финансового кластера в рамках Евразийского союза (ЕАС). Подчеркивается, что в результате формирования и координированной реализации пула инвестиционных проектов на уровне ЕАС, на основе привлечения и концентрации дополнительных финансовых ресурсов будет обеспечено инвестиционное стимулирование модернизации и новой индустриализации.
Ключевые слова: финансы, инвестиции, управление, кластеры, координация.
Глобальный финансово-экономический кризис показал наличие различных, часто эгоистических экономических стратегий, реализуемых транснациональными банками (ТНБ) и отдельными государствами.
Е. Л. ЛОГИНОВ, доктор экономических наук, вице-президент Национального института энергетической безопасности E-mail: evgenloginov@gmail. com
М. М. ЛОГИНОВА, соискатель кафедры мировой экономики E-mail:mstityteb@mail. ru Кубанский государственный университет
Исходя из классической схемы подготовки и реализации операции «Глобальный кризис», блестяще осуществленной международными финансовыми структурами во главе с Федеральной резервной системой США, организация распределенных финансовых коллапсов реализуется укрупненным образом через:
а) финансовую накачку;
б) принудительное сжатие финансовой массы;
с) реализацию в распределенных коллапсиру-ющих экономических системах собственных целей с итоговым выходом на новый формат геоэкономической и геоэкономической реальности.
Если исходить из финансовой «религии», основанной на традиционных либерально-рыночных догмах, мессионерски пропагандируемых государствами «развитой демократии», то страны, где будут осуществлены такие финансовые коллапсы, должны быть благодарны
финансы и кредит
19
«инвестору коллапсов» за то, что он «помог» им оздоровить экономику следующим образом:
1) через банкротства неконкурентоспособных предприятий;
2) посредством избавления принимающего инвестиции государства от «излишних» мер и расходов социального характера;
3) за счет стимулирования предпринимательского корпуса к сокращению непроизводительных затрат и повышению конкурентоспособности (увольнение «излишних» работников и т. п.) в рамках идеологии «свободного рынка».
С учетом такой ситуации поддержание финансового благополучия как самой России, так и группы дружественных стран на постсоветском экономическом пространстве должно опираться на формирование новой финансовой архитектуры в рамках экономического союза, наиболее подходящим форматом которого в сложившихся условиях является Евразийский союз (ЕАС).
Цели России в этом случае можно структурировать по нескольким уровням в зависимости от очередности проблем, которые необходимо решить, и инструментов их решения, которые взаимосвязаны между собой и образуют логически увязанную многоходовую экономическую стратегию (рис. 1).
Необходима разработка финансовой архитектуры, создающей условия для формирования своего рода антикризисных механизмов сбалансированной «финансовой термодинамики», приводящей к:
- привлечению необходимого объема финансовых ресурсов;
- образованию новых неравновесных, но стабильных, интегрированных финансовых структур.
Они могут быть эффективными лишь при создании электронной инфраструктуры финансовых операций для взаимосвязи с мировыми финансовыми центрами применительно к различным уровням иерархии финансового управления, направленного на постоянное реагирование на изменения, вызванные ходом социально-экономических процессов [1].
Целью такой концепции является формирование благоприятствующих условий, способствующих долгосрочному развитию финансовых программ, ориентированных на модернизацию и новую индустриализацию национальных экономик ЕАС в различных секторах экономической деятельности.
С учетом потенциала глобального, субнационального и национального управления необходимо формирование нового массива предметной стои-
мости реальных и виртуальных активов, уравновешивающего инфляционные процессы, связанные с инвестиционной «накачкой» реального сектора экономики, ориентированного на дальнейшую постиндустриальную реализацию модернизационного вектора развития российской экономики [3].
Можно сформулировать следующие приоритеты развития механизмов финансового управления через создание и развитие механизмов мультипликации инвестиционных ресурсов с опорой на механизмы долгового финансирования на постсоветском экономическом пространстве.
1. Разработка программ по развитию институциональных структур, формирующих пул инвестиционных проектов целевой направленности и инвестиционные форматы экономического развития:
- интеграция в финансовые цепочки мировой экономики, ориентированные на стимулирование проектов модернизации национальных экономик;
- формирование и вывод на мировые фондовые рынки синдицированного пула облигационных заимствований структур в рамках международного финансового кластера (в рамках ЕАС), ориентированных на мировые финансовые рынки;
- преодоление институциональных и снижение правовых ограничений в этой сфере.
2. Интеграция в систему международных финансовых центров с ориентацией на международные экономические механизмы.
3. Интеграция в мировую финансовую систему:
- развитие модели финансовой мультипликации на основе секьюритизации долгов юридических лиц как источника долговременных инвестиций («длинных денег»);
- включение в систему международных финансовых связей;
- обеспечение инвестиционного трансферта из-за рубежа.
4. Создание благоприятной социально-экономической и правовой среды.
5. Модернизация электронной финансовой инфраструктуры при формировании инвестиционных форматов экономического развития.
6. Развитие системы финансового управления:
- разработка критериев перехода к качественно новой структуре рыночных взаимоотношений в рамках ЕАС и выбора вариантов формирования новой структуры источников финансирования;
- разработка нормативно-правовой базы для международного оборота финансовых ресурсов в
\г
пп ллл и иэнуниф
-о
3
в
я
о
i ^
о п
О! 01
е к
« й тз 2
К о ^ 8 к
0
1 т
2 Я К
И
и О « о
i
р: С К «с
Вход
Очередной глобальный кризис все равно произойдет. Каковы в этом случае перспективные задачи России в условиях ожидаемых внешних кризисно-экономических атак, реализуемых в мегакризисном формате?
Уровень I
Вывод: необходимо формирование международного интегрированного финансового кластера в рамках ЕАС
Выход
У
гтог - (915) 9£
еиэхэиэ кеаоэнениф
рамках электронной инфраструктуры финансовых операций для взаимосвязи с мировыми финансовыми центрами;
- создание новых технологий и архитектуры международно интегрированной электронной финансовой инфраструктуры.
Программы развития механизмов финансового управления должны:
- корректироваться в зависимости от изменений состояния мировой экономики;
- корреспондировать с поставленной задачей модернизации для решения проблем перехода к новому - более высокому уровню способности членов ЕАС к экономическому сотрудничеству.
Важным условием развития механизмов финансового управления для перехода к качественно новой структуре рыночных взаимоотношений в рамках ЕАС и выбора вариантов формирования новой структуры источников финансирования является национальная и межгосударственная координация государственных и корпоративных инвестиционных стратегий в целях управления консолидированным финансовым потенциалом ЕАС.
Необходима стратегия поддержания экономической когерентности и международной связанности в рамках ЕАС на основе достижения стандартизации основных финансово-хозяйственных схем, используемых для стратегического государственного и корпоративного консолидирования финансовых ресурсов при подготовке и осуществлении мер постиндустриальной модернизации, направленных на ускоренную реализацию постиндустриальных сдвигов в ЕАС, повышение доли инновационных производств и бизнесов.
Реализация потенциальных инвестиционно-финансовых возможностей ЕАС зависит от создания единой интегрированной системы институтов глобального, субнационального и национального управления с соответствующими финансовыми форматами хозяйственной деятельности [2].
Предлагаемая система финансовой архитектуры предназначена для решения следующих основных задач:
- формирование пула инвестиционных проектов, необходимых для обеспечения решения задач в экономической сфере развития ЕАС;
- инвестиционно-экономическое обеспечение подготовки и осуществления управленческих действий на различных стадиях инкорпорирования имеющихся коллаборативно сформулированных интересов в экономическую систему ЕАС;
- мониторинг состояния экономической ситуации в ЕАС;
- организация создания, приобретения, концентрации и мультипликации инвестиционных ресурсов с опорой на механизмы нового международного финансового кластера (в рамках ЕАС);
- интегрированное управление финансовыми потоками через создание электронной инфраструктуры финансовых операций для взаимосвязи с мировыми финансовыми центрами.
Рассмотренные приоритетные подходы к структурированию универсальных вероятностных паттернов экономической реальности в структурах институтов глобального, субнационального и национального управления в постсоветском экономическом пространстве при экономической интеграции должны быть дополнены мерами информационного обмена на основе:
- телекоммуникационных сетей;
- информационных услуг;
- вычислительных сервисов, предоставляемых центрами облачных вычислений [4].
При этом формируются пулы инвестиционных проектов как база интероперабельности инструментов финансового управления, создающихся в ходе реализации парадигмы дальнейшей синхронизации финансовых программ стран - участниц ЕАС, ориентированных на модернизацию и новую индустриализацию национальных экономик с одновременным укреплением экономической стабильности.
Необходимо осуществить и структурную перестройку финансовых институтов на основе механизмов международно интегрированной электронной финансовой инфраструктуры для формирования распределенного финансового кластера ЕАС (рис. 2).
При этом обеспечивается выход на единый комплексный результат наращивания межбюджетной налогооблагаемой базы, выплат в бюджеты всех уровней, решения социальных проблем, бюджетного финансирования и поддержки финансовых программ, ориентированных на модернизацию и новую индустриализацию, включая:
а) выработку механизмов государственно-частного партнерства для финансирования инвестиционных проектов с участием:
- бюджетов всех уровней;
- коммерческих банков;
- корпоративных российских и иностранных инвесторов;
е =
> =
О —
в «
и й в н
Пу/ринвестиционных проектов
Финансовые ресурсы МФЦ России
Иностранные инвестиции
Пул инвестиционных проектов
Финансовые ресурсы МФЦ Казахстана
Распределенный финансовый кластер ЕАС
Финансовые ресурсы МФЦ Белоруссии
Пул инвестиционных проектов
Финансовые ресурсы МФЦ других стран
Пул инвестиционных проектов
|&ъем координированных инфраструктурных программ
Объем привлеченных денег вложенных в согласованные в ^ рамках ЕАС инфраструктурные проекты
Производные финансовые инструменты
е
X
Ш X п о и
ш &
п й ш
Рис. 2. Схема формирования распределенного финансового кластера ЕАС
и) ст>
'ил СГ1
м о
м
- средств населения;
б) формирование пула проектов выхода компаний на IPO на мировых биржах с опорой на создание электронной инфраструктуры финансовых операций для взаимосвязи с мировыми финансовыми центрами;
с) формирование и вывод на мировые фондовые рынки синдицированного пула облигационных заимствований, что позволяет поддержать инвестиционно-финансовыми мерами достижение единых приоритетов социально-экономического развития ЕАС.
Основы для глобальных финансовых механизмов уже сложились, так как имеет место:
1) превращение доллара де-факто в мировую валюту;
2) превращение всех финансовых, фондовых площадок мира в одну глобальную посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий. Они начали работать по сути дела в режиме 24/7;
3) унификация правил функционирования:
- финансовых рынков;
- банковских, инвестиционных, страховых компаний;
- хэдж-фондов и т. д.;
4) резкий рост:
- объема внешней торговли;
- потоков прямых иностранных инвестиций;
- сделок слияния и поглощения компаний;
- сети филиалов и структур ТНК, т. е. их интернационализация;
5) интеграция больших развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия и т. п.) в финансовую систему мира, принятие ими правил игры, вырабатываемых в США и ЕС;
6) эмиссия крупными финансовыми институтами мира новых сложных финансовых инструментов, превращение их в очередную форму квазиденег и продажа по всему миру;
7) усиление интервенционистской политики США, ЕС, Японии, Британии (центральных банков, правительств):
- удешевление кредита;
- снижение норм резервирования;
- введение новых инструментов для проведения операций открытого рынка по поддержке ликвидности финансового рынка [5].
Эти основы позитивного развития экономических процессов в интересах нашей страны
необходимо определенным образом дополнить реконструкцией международных и связанных с ними национальных организационно-управленческих механизмов на базе Евразийского союза (ЕАС).
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Стратегия развития Евразийского союза предполагает модернизационное преобразование экономических систем (на уровне Российской Федерации и других стран - участниц ЕАС) и затрагивает все основные элементы экономической деятельности, опираясь на накопление критически важного объема целевых инвестиций и финансовых ресурсов из различных источников.
2. Стратегия формирования новой финансовой архитектуры ЕАС рассматривается как будущая политика трансформации национальных организационно-экономических механизмов в общих целях экономического союза при привлечении дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей согласованных стратегий модернизации и новой индустриализации.
3. Развитие глобально адаптированных финансовых систем стран - участниц ЕАС должно быть направлено на улучшение существующих и создание новых финансовых механизмов, обеспечивающих в наибольшей степени достижение ключевых ценностей формирования новой постиндустриальной экономики.
4. Концепция формирования распределенного финансового кластера ЕАС рассматривается как стратегический проект, базирующийся на развитии консолидированной электронной финансовой инфраструктуры стран ЕАС, дающей возможность существенно улучшить существующие и создать новые финансовые механизмы Российской Федерации и других стран - участниц ЕАС.
Реализация мер поддержания финансового благополучия как в самой России, так и в группе дружественных стран на постсоветском экономическом пространстве в рамках экономического союза (ЕАС) должна быть дополнена мерами по финансовой «зачистке» олигархо-корпоративной анархии в экономике России, а также ряде других стран путем государственно обусловленной, укрупненной картелизации социально значимых национальных корпораций. В первую очередь тех, которые паразитируют на наличии в хозяйственном механизме экономических и правовых брешей, что приводит к следующим последствиям:
24
финансы и кредит
- неоправданные потери для национального бюджета;
- ущерб социально ориентированному развитию государства;
- поддержание высокого уровня коррупции;
- поддержание неправовых (точнее - нелегитимных) мер достижения корпоративной конкурентоспособности за счет всяческих инсайдерских ухищрений и использования лазеек в национальном и международном законодательстве.
Список литературы
1. Агеев А., Логинов Е. Реструктуризация финансового управления - ключ к борьбе с мировыми
финансово-экономическими кризисами // Экономические стратегии. 2011. № 10.
2. Вайно А., Кобяков А., Сараев В. Код рынка // Экономические стратегии. 2012. № 1.
3. Логинов Е. Л., ЛогиноваМ.М. Императивы трансформации глобального финансового управления в посткризисный период // Финансы и кредит. 2012. № 16.
4. Логинов Е. Л. Нооэкономика: проблемы борьбы с экономической энтропией // Финансы и кредит. 2011. № 44.
5. Романчук Я. Глобальный финансовый и структурный кризис. Научно-исследовательский центр Мизеса. URL: http://liberty-belarus.info.