УДК 330.322.1(470 + 571) Лукин Владимир Корнеевич
кандидат экономических наук, доцент Кубанского социально-экономического института
Петров Денис Вадимович
начальник научного отдела
Кубанского социально-экономического института
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Lukin Vladimir Korneevich
PhD in Economics, Assistant Professor, Kuban Institute for Social and Economic Studies
Petrov Denis Vadimovich
Head of Research Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies
THE PROBLEMS OF INVESTMENT PROJECTS FINANCING IN TECHNOLOGICAL COMPLEXES OF RUSSIAN INDUSTRY
Аннотация:
Статья посвящена выработке управленческих подходов к оптимизации финансирования инвестиционных проектов в технологических комплексах в промышленности России. Особо отмечено создание на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований электронных финансовых систем как качественно нового технического уровня развития отечественной экономики, создающего положительный мультипликативный эффект для промышленности России.
Ключевые слова:
инвестиции, финансовые инструменты, инновации, технологический комплекс, промышленность, инвестиционный проект, электронная финансовая система.
Summary:
The article develops management approaches to the optimization of investment projects financing in industrial complexes in the Russian industry. The authors consider creation of electronic financial systems in the Russian Federation regions and municipal entities. The electronic financial systems are a brand new technological level of the national economy development, creating a positive multiplier effect for the Russian industry.
Keywords:
investments, financial instruments, innovation, technological complex, industry, investment project, electronic financial system.
Отличительной особенностью современного периода развития российской экономики является усложнение процессов финансирования инвестиционных проектов в технологических комплексах в промышленности России, что требует:
- активизации качественно новых управленческих компетенций финансового, организационного и экономического управления;
- осуществления стратегической трансформации процессов и процедур финансирования инфраструктурных преобразований на основе господдержки реализации крупных инвестиционных проектов в рамках приоритетных направлений развития финансовых инструментов и институтов, технологий Российской Федерации;
- формирования системы приоритетов привлечения долгосрочных инвестиционных средств для реализации инвестиционных проектов через эмиссионный механизм мобилизации финансовых ресурсов с учетом привлечения критически важного объема целевых инвестиций и финансовых ресурсов из различных источников;
- формирования целостной многоуровневой системы управления с увеличением иннова-ционности всей системы.
Функциональная и структурная сложность современных процессов финансирования инвестиционных проектов в технологических комплексах в промышленности России обусловливает особые требования к объемам, качеству и инновационности процессов регионального и муниципального заимствования для финансирования инвестиционных потребностей [1]. Эти требования удовлетворяются путем внедрения современных средств поддержания различных уровней инновационности процессов регионального и муниципального заимствования [2]. Это особенно важно для финансирования инвестиционных потребностей и совершенствования финансовой политики административно-территориальных образований, а также существенного расширения специализированного информационно-организационного сервиса [3].
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 18)
Создание на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований электронных финансовых систем является качественно новым техническим уровнем развития отечественной экономики, создающим положительный мультипликативный эффект для промышленности России:
- развитие консолидированной электронной финансовой инфраструктуры муниципальных образований;
- освоение массового производства принципиально новых механизмов и материалов;
- разработка новых актуальных направлений по региональным, муниципальным работам;
- развитие рыночных структур, производство международно-интегрированной продукции;
- создание отечественной производственной базы, снижение доли импортного оборудования;
- повышение эффективности региональных и муниципальных финансовых программ, ориентированных на модернизацию и новую индустриализацию;
- востребованность и развитие отечественного научного потенциала, подготовка и профессиональная поддержка квалифицированных кадров.
Формирование финансовой политики административно-территориальных образований для управления инфраструктурными преобразованиями на основе реализации стратегии перехода России к инвестиционному стимулированию модернизации позволяет продвигаться в направлении синхронизации хозяйственных процессов путем реализации стратегии «Новой индустриализации» [4]. Последующая интеграция механизмов, формирующих выстраивание диверсифицированных финансово-экономических связей в регионе, в России и за рубежом, должна опираться на общую консолидацию электронной финансовой инфраструктуры муниципальных образований [5]. Необходимо совершенствование системы управления финансовыми потоками и кругооборотом капитала на единых принципах [6]. Это позволит в конечном итоге сформировать на основе консолидированной электронной финансовой инфраструктуры муниципальных образований информационное пространство управления, отвечающее задачам системной оптимизации взаимодействия государственных, общественных и корпоративных финансов [7].
Новая инновационная экономика приведет к формированию новых типов отношений между товаропроизводителями, а также применению новых финансовых бизнес-моделей, которые будут изменяться по мере инновационной трансформации промышленности и появления новых рыночных возможностей [8].
Все это свидетельствует о необходимости применения системного подхода к процессу создания электронной инфраструктуры финансовых операций для связи с мировыми финансовыми центрами в сфере синергетического взаимодействия территориальных и местных финансов с опорой на заемные средства как на факторы, определяющие выигрыш в инвестиционной привлекательности регионов с формированием синдицированного пула облигационных заимствований муниципальных образований [9]. Для этого необходима оптимизация организационных взаимодействий социально-экономического характера [10]. Необходимо уточнение направлений финансирования региональных инвестиционных проектов, вызывающих коренные изменения в международно-ориентированных бизнес-циклах, как организационной основы вызревания в России международно-ориентированных локальных [региональных] финансовых центров как оргструктур концентрации инвестиций [11].
Выработка механизма облигационных заимствований муниципальных образований является инструментом стимулирования социально-экономического развития [12]. Требуется внедрение постиндустриального формата преобразования экономики региона с учетом перспективных задач ее инновационного развития [13]. Это может рассматриваться как интегрирующий элемент управления процессами новой индустриализации широкого спектра секторов российской экономики с детализацией в технологических комплексах в промышленности России [14]. Необходимо уточнение направлений господдержки реализации крупных инвестиционных проектов в рамках приоритетных направлений развития финансовых инструментов и институтов Российской Федерации со значительно более высоким уровнем сложности системных взаимосвязей и, соответственно, решаемых задач [15].
Структурирование инфраструктуры банкоматов, платежных терминалов и карт-ридеров для обслуживания розничных электронных расчетов с использованием пластиковых карт, интегрирование с системами Электронного правительства в условиях нарастания нелинейности и ситуационной неопределенности вследствие глобальных и локальных технических, экономических и прочих флуктуаций должно осуществляться с использованием д^-сетей и облачных вычислений. В свою очередь, каждый уровень координированности обслуживания розничных электронных расчетов с использованием пластиковых карт, интегрирования с системами Электронного правительства представляет собой совокупность определенных элементов, взаимодействующих между собой, целью которых является компенсация нестационарности условий деятельности
субъектов регионального сегмента российской финансовой системы для обеспечения координированное™ инфраструктурных преобразований.
Ссылки:
1. Агеев А.И. Госплан - основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии. 2013. № 8. С. 100-108.
2. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики / И.В. Шевченко, В.К. Лукин, А.Е. Логинов, В.Е. Логинова // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.
3. Барикаев Е.Н., Логинов Е.Л. Проблемы получения технологических преимуществ в системах управления энергоснабжением на основе внедрения интеллектуальной энергетики при квази-интеграции национальных энергосистем // Вестник Московского университета МВД. 2013. № 11. С. 246-253.
4. Борталевич С.И. Энергетическая безопасность как фактор социально-экономического развития регионов // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 249-252.
5. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети / Н.Д. Эриашвили, Е.Л. Логинов, А.Н. Райков, Д.Н. Ефремов. М., 2010. 37 с.
6. Цветков В.А., Борталевич С.И., Логинов Е.Л. Стратегические подходы к развитию энергетической инфраструктуры России в условиях интеграции национальных энергосистем и энергорынков. М., 2014. 510 с.
7. Деркач А.К. Внедрение облачных информационно-вычислительных сервисов как основа интегрирования организационно-экономических механизмов управления в региональных инновационных кластерах // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 105-107.
8. Деркач А.К. Совершенствование механизмов привлечения, концентрации и целевого вложения инвестиций в инновационные программы // Там же. № 9. С. 109-110.
9. Ефремов Д.Н. Стратегические подходы к формированию национальной технологической базы и наукоемких производств в промышленности России // Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 137-139.
10. Разработка механизма мультипликации инвестиционных ресурсов с опорой на заемные средства / Х.Ш. Хуако, В.К. Лукин, М.М. Логинова, В.Е. Логинова, Н.А. Шишкина // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 1. С. 264-269.
11. Логинов Е.Л., Барикаев Е.Н. Мультиагентные императивы обеспечения безопасности энергоснабжения при управлении российским энерготранспортным кластером // Вестник Московского университета МВД. 2013. № 6. С. 244-247.
12. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
13. Лукин В.К. Формирование взаимосвязанного комплекса организационных инструментов обслуживания финансовых программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. С. 145.
14. Логинов Е.Л. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования. М., 2011. 241 с.
15. Логинов Е.Л., Логинова В.Е. Кластеризация валютно-финансовых центров и зон обращения региональных резервных валют: стратегические возможности России // Финансы и кредит. 2013. № 37. С. 2-9.