Magazine: Clusters. Research and development Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 ISSN: 2414-9047 Article: Improving energy policy in the Russian Federation until 2030 DOI: 10.12737/article_58f8a13c50e1a7.75408459 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics Author: J. G. Mamedova E-mail the author: [email protected] Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degree: -Title: - Workplace author: The Ministry of energy Position: Specialist SPIN: - ODCID: - Researcher ID: - Author: S. G. Mamedov E-mail the author: - Country, region, city of residence: Russian Federation, Krasnodar region, Timashevsk Academic degree: -Title: - Workplace author: OOO "Velta" (autsersing) Position: the main territorial manager SPIN: -ODCID: -Researcher ID: - Abstract: High energy intensity is a key problem for the Russian economy. The goal of Russia's energy policy is the rational use of energy resources and the potential of the energy sector. One of the main priorities of the energy policy is the development of the market infrastructure of the energy sector. Keywords: energy intensity, energy, energy policy, energy resources, energy services References: 1. The magazine "Energopolitics. Oil and Gas "from 09/09/2011. 2. Order of the Government of the Russian Federation of August 28, 2003 N 1234-r (Collection of legislation of the Russian Federation, 2003, No. 36, art.3351). 3. By the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 N 1662-r (hereinafter - the Concept). 4. Resolution of the Government of the Russian Federation (No. 26 of 10.09.1992). 5. Order of the Ministry of Energy of the Russian Federation No. 1101 of October 24, 2016. 6. Point 2 of the order of the Government of the Russian Federation of June 15, 2009 No. 799-r (Collection of Legislation of the Russian Federation, 2009, No. 25, art. 3111). 7. Decree of the President of the Russian Federation (No. 472 of 07.05.1995) 8. Federal Law of 07.02.2017 No. 4-FZ. 9. Federal Law of December 28, 2016 No. 507-FZ. 10. Ananishvnev, V.V. Formation of innovative territorial clusters on the basis of successful industrial sectors of the economy / V.V. Ananishvnev, V.V. Brizhanin, RR Khafizov // Journal: Chelyabinsk State University Bulletin, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk), 2015. Ananishnev VV, Tarasenko VV, Khafizov RR. Application of professional standards in the activities of industrial clusters / Izvestiya Volgograd State Technical University. 2016. No. 13 (192). Pp. 13-19. 11. Ananishnev VV, Idashkin A.V. The development of corporate governance in modern Russia / Economics and management: problems, solutions. 2017. T. 2. No. 1. P. 36-39. 12. Brizhanin VV, Ananishnev VV, Mukhamedyanova RA, Val'kova AA, Chulichkova Yu.S. Management in a crisis: current tools and methods of crisis management of industrial enterprises / Clusters. Research and development. 2016. T. 2. No. 1 (2). Pp. 34-38. 13. Khafizov R.R., Ananishnev V.V. Cluster approach in the sustainable development of single-industry towns / Clusters. Research and development. 2016. T. 2. No. 2 (3). С. 22--28. 14. Khafizov RR, Ananishnev VV, Brizhanin VV Formation of innovative territorial clusters on the basis of successful industrial sectors of the economy / Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2015. No. 18 (373). Pp. 74-79. P. 14-20
Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 ISSN: 2414-9047 Название статьи: Совершенствование энергетической политики в РФ до 2030 года Стр. 14-20
14
DOI: 10.12737/article_58f8a13c50e1a7.75408459
FOS: 5.02, Economics and Business
WoS: B.00090, Economics
УДК: 33
ББК: 65.050
ГРНТИ: 06.52.01
РВИНИТИ: 061.51.53.01
РФФИ: 06.6.50
РНФ: 08.1.55
Автор: Мамедова Юлия Геннадьевна Телефон: 89263095757
Электронная почта автора: [email protected] Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва Ученая степень: -Ученое звание: -
Место работы автора: Минэнерго РФ
Должность: специалист
SPIN: -
ODCID: -
Researcher ID:-
Автор: Мамедов Сергей Джалилович Телефон: -
Электронная почта автора: -
Страна, область, город проживания: РФ, Краснодарский край, Тимашевск Ученая степень: -Ученое звание: -
Место работы автора: ООО "Велта" (аутсерсинг) Должность: главный территориальный менеджер SPIN: -ODCID: -Researcher ID:-
Аннотация: Ключевой проблемой для российской экономики является высокая энергоинтенсивность. Целью энергетической политики России является рациональное использование энергитических ресурсов и потенциала энергетического сектора. Одним из главных приоритетов энергетической политики является развитие рыночной инфраструктуры энергетики.
Ключевые слова: энергоинтенсивность, энергетика, энергетическая политика, энергоресурсы, энергообслуживание__
Формирование долгосрочной энергетической политики началось с первых шагов новой России как самостоятельного государства. Решением Правительства РФ (№26 от 10.09.1992 г.) была одобрена Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях. В мае 1995 г. Указом Президента РФ (№472 от 07.05.1995 г.) были утверждены «Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 г.» и в том же году Постановлением Правительства РФ (№1006 от 13.10.1995 г.) были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года»
[3].
Понимая необходимость регулярного мониторинга хода реализации стратегии и ее периодической корректировки, Минтопэнерго РФ в 1998 г. приняло решение о создании новой структуры - Государственного учреждения «Институт энергетической стратегии» (ГУ ИЭС) как координирующей структуры для комплексного анализа и перспективного прогноза развития ТЭК России в увязке с общими тенденциями социально-экономического развития всей страны [2,3].
В 2000 г. Правительство РФ (решением №39 от 23.11.2000 г.) одобрило новый вариант «Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года», подготовленный межведомственной рабочей группой при
ГУ ИЭС и Экспертным Советом при Минтопэнерго РФ, а в 2003 г. - саму Энергетическую стратегию на период до 2020 г. (ЭС-2020) [4,5,6].
Исторический генезис формирования Энергетической стратегии России и ее главных приоритетных направлений: от энергетической безопасности к энергетической дипломатии отражен в официальных документах, рабочих материалах и комментариях к ним, опубликованных ГУ ИЭС в 2-томном издании «Энергетическая политика России на рубеже веков» (2000 г.) [8,9].
Ключевой проблемой для российской экономики в течение всего периода экономических реформ оставалась ее высокая энергоинтенсивность. Сегодня экономика России потребляет более 500 г. нефтяного эквивалента на каждый доллар ВВП, оцененного по паритету покупательной способности (или свыше 1.5 кг нефтяного эквивалента на каждый доллар ВВП). Для сравнения - в большинстве развитых стран и даже развивающихся экономик этот показатель находится в пределах 0,1-0,2 кгнэ / долл. Столь высокая энергоинтенсивность экономики ставит Россию по показателю удельного потребления энергии на душу населения в один ряд с государствами, где ВВП на душу населения превышает аналогичный показатель России в разы. В то же время, большинство развивающихся экономик (Китай, Индия), сопоставимых с Россией по показателю ВВП на душу населения, потребляют кратно меньше энергии на душу населения, чем Россия. Экономика России по показателю интенсивности использования энергии в международном масштабе, таким образом, очевидно неконкурентоспособна [1].
Целью энергетической политики в России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Главными векторами перспективного развития отраслей топливно-энергетического комплекса являются:
- переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;
- изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;
- создание конкурентной рыночной среды;
- интеграция в мировую энергетическую систему.
Одним из главных приоритетов энергетической политики является развитие рыночной инфраструктуры энергетики. Особое значение придается программе повышения цен на газ и механизмам минимизации негативных социально -экономических последствий общего роста цен на энергоресурсы. Поддержка и стимулирование стратегических инициатив в энергетике являются основой для реализации крупных энергетических проектов в будущем. Вместе с тем, пока не в полной мере обеспечивается достижение запланированных итоговых качественных результатов.
За последнее время российский энергетический сектор развивался преимущественно в рамках основных прогнозных тенденций несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны [11].
Главный внутренний вызов заключается в необходимости выполнения энергетическим сектором страны на инновационный путь развития экономики. Гарантированное удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы должно быть обеспечено с учетом следующих требований:
- обеспечение Россией стандартов благосостояния, соответствующих развитым странам мира;
- достижение научного и технологического лидерства России по ряду важнейших направлений, обеспечивающих ее конкурентные преимущества и национальную, в том числе энергетическую, безопасность;
- трансформация структуры экономики страны в пользу менее энергоемких отраслей;
- переход страны от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию с качественным обновлением энергетики (как топливной, так и нетопливной) и смежных отраслей;
Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в мировой торговле ими и в международном сотрудничестве в этой сфере.
Особенно значимы позиции страны на мировом рынке углеводородов.
В последние годы Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти и обеспечивает 12 процентов мировой торговли нефтью. Свыше четырех пятых объема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30 процентов. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов также является европейский рынок.
Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23 процента мировых запасов) и по объемам его ежегодной добычи, обеспечивая 25 процентов мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском газовом рынке, так и на рынке стран Содружества Независимых Государств. В общем объеме потребления газа в странах зарубежной Европы (включая Турцию, но не учитывая страны Содружества Независимых Государств) на российский газ приходится около 30 процентов. Обладая уникальной газотранспортной системой, Россия также играет важную роль в обеспечении поставок центральноазиатского газа в Европу и страны Содружества Независимых Государств.
Россия удерживает второе место в мире по запасам угля (19 процентов мировых запасов), пятое место по объемам ежегодной добычи (5 процентов мировой добычи) и обеспечивает около 12 процентов мировой торговли энергетическим углем. Атомная энергетика составляет 5 процентов мирового рынка атомной электрогенерации, 15 процентов мирового рынка реакторостроения, 45 процентов мирового рынка обогащения урана, 15 процентов мирового рынка конверсии отработанного топлива и обеспечивает 8 процентов мировой добычи природного урана.
Особенности предстоящего периода развития мировых энергетических рынков связаны с процессами их реструктуризации, возрастанием удельного веса развивающихся стран, обострением конкуренции. При этом, в последнее время существенно увеличилась степень неопределенности и рисков в развитии
мировых рынков, в том числе в связи с резкой и непредсказуемой динамикой цен на нефть, негативными последствиями мирового финансового кризиса, угрозами дефицита поставок энергоресурсов в посткризисный период, неоднозначными перспективами заключения международных соглашений по вопросам экологической политики и изменения климата. С другой стороны, все большее понимание и поддержку в мире находят усилия по повышению долгосрочной устойчивости энергетических рынков, глобальной энергетической безопасности, обеспечение которой должно осуществляться без ущерба чьим бы то ни было национальным интересам. Указанные факторы с учетом проводимой Россией внешней энергетической политики будут определять ее положение на мировых энергетических рынках в перспективе. Несомненно, Россия останется ведущим игроком на мировом рынке углеводородов, будет активно участвовать в развитии рынков электроэнергии и угля, упрочит свои позиции в мировой атомной энергетике.
Одним из главных принципов при этом будет сохранение стабильных отношений с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование столь же устойчивых отношений на новых энергетических рынках [10].
В настоящее время Россия практически не представлена на мировом рынке энергетики, основанной на возобновляемых источниках энергии, она не останется в стороне от развития этого перспективного направления. Имеющийся в стране потенциал возобновляемых источников энергии и научно-технические разработки в этой сфере наряду с развитием международного сотрудничества станут основой поэтапного увеличения вклада России в развитие указанного рынка.
Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергетической эффективности и инвестировании в эту сферу. Существенное влияние на рост валового внутреннего продукта и соответственно снижение энергоемкости оказал рост мировых цен на экспортируемые топливно-энергетические ресурсы. Главной проблемой в указанной сфере является значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, составляющий до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления. Согласно существующим оценкам, удельный вес различных составляющих в общей величине указанного потенциала характеризуется следующими данными:
В то же время сохраняются препятствия на пути решения проблемы рационального использования попутного нефтяного газа (отсутствует нормативная база доступа к газопроводам для производителей сухого отбензиненного газа), отсутствуют экономические механизмы стимулирования компаний с целью эффективной утилизации отходов от деятельности энергетического сектора и рекультивации нарушенных земель.
Основной целью государственной энергетической политики в сфере обеспечения экологической безопасности энергетики является последовательное ограничение нагрузки топливно-энергетического комплекса на окружающую
среду и климат путем снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также эмиссии парниковых газов, сокращения образования отходов производства и потребления. Для реализации экологической безопасности функционирования энергетического сектора будут применяться следующие основные меры государственной энергетической политики.
Стратегической целью политики развития внутренних энергетических рынков является устойчивое удовлетворение внутреннего спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для российских потребителей ценам на основе создания и развития энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли. Данная составляющая государственной энергетической политики является ключевой для развития энергетического сектора и экономики страны в целом [12, 13].
Для достижения стратегической цели развития внутренних энергетических рынков необходимо решение следующих задач:
- совершенствование государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках и государственного регулирования естественных монополий в энергетическом секторе;
- создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов;
- совершенствование системы доступа к энергетической инфраструктуре;
- формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках, взаимоувязанной с мерами по развитию конкуренции во всех потенциально конкурентных сегментах энергетических рынков, росту энергоэффективности и энергосбережению.
Стратегической целью государственной политики в этой сфере является развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества, а также воспроизводство человеческого капитала в энергетике.
Эффективное взаимодействие общества и энергетического бизнеса является важнейшим условием успешной реализации целей и в энергополитики:
- создание института гарантирующих поставщиков в электроэнергетике;
- осуществление мер социальной поддержки в рамках реструктуризации угольной промышленности (предоставление бесплатного пайкового угля, дополнительное пенсионное обеспечение, содействие в
- приобретении (строительстве) жилья, создание новых рабочих мест, содействие переселению семей шахтеров из неперспективных шахтерских городов и поселков);
- сокращение общего травматизма в добыче угля более чем в 2 раза, количества аварий - на 30 процентов;
- начало осуществления проектов по совершенствованию социальной инфраструктуры в районах добычи энергоресурсов, особенно в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями;
- начало осуществления комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников топливно-энергетического комплекса.
Современные тенденции в указанной сфере связаны с усложнением взаимоотношений и взаимозависимости общества и энергетического бизнеса, с ростом расходов населения на энергетические товары и услуги, возрастанием роли человеческого потенциала в развитии топливно-энергетического комплекса
[14].
К числу основных проблем в этой сфере относятся:
- недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры в основных угольных и нефтегазодобывающих регионах страны;
- необходимость усиления государственного контроля за розничными ценами на моторное топливо, газ, тепло и электроэнергию для населения;
- возрастание роли человеческого фактора в крупнейших авариях последних лет на шахтах;
- слабое участие общества в поддержке и развитии энергетического бизнеса в стране;
- общее снижение уровня человеческого потенциала в топливно-энергетическом комплексе;
- низкий уровень сервисного энергообслуживания.
Список литературы
1. Журнал «Энергополитика. Нефть и Газ» от 09.09.2011 г.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 36, ст. 3531).
3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция).
4. Постановление Правительства РФ (№26 от 10.09.1992 г.).
5. Приказ Минэнерго РФ № 1101 от 24.10.2016 г.
6. Пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 799-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3111).
7. Указ Президента РФ (№472 от 07.05.1995 г.)
8. Федеральный закон от 07.02.2017 № 4-ФЗ.
9. Федеральный закон от 28.12.2016 № 507-ФЗ.
10. Ананишнев, В.В. Формирование инновационных территориальных кластеров на базе успешных производственных отраслей экономики / В.В. Ананишнев, В.В. Брижанин, Р. Р. Хафизов // Журнал: Вестник челябинского государственного университета, Издательство: Челябинский государственный университет (Челябинск), 2015. Ананишнев В.В., Тарасенко В.В., Хафизов Р.Р. Применение профессиональных стандартов в деятельности промышленных кластеров / Известия Волгоградского государственного технического университета. 2016. № 13 (192). С. 13-19.
11. Ананишнев В.В., Идашкин А.В. Развитие корпоративного управления в современной России / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. № 1. С. 36-39.
12. Брижанин В.В., Ананишнев В.В., Мухамедьянова Р.А., Валькова А.А., Чуличкова Ю.С. Управление в условиях кризиса: актуальные инструменты и методы кризис менеджмента промышленных предприятий / Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. № 1 (2). С. 3438.
13. Хафизов Р.Р., Ананишнев В.В. Кластерный подход в устойчивом развитии моногородов /Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. № 2 (3). С. 22-28.
14. Хафизов Р.Р., Ананишнев В.В., Брижанин В.В. Формирование инновационных территориальных кластеров на базе успешных производственных отраслей экономики /Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 18 (373). С. 7479.