Magazine: Clusters. Research and development Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 ISSN: 2414-9047 Article: The role of corporate directors in the development of territorial clusters DOI: 10.12737/article_58f8a7a6a73bf6.95817410 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics Author: R.R. Khafizov E-mail the author: [email protected] Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degree: -Title: - Workplace author: Ministry of Economic Development of the Russian Federation Position: Chief of department SPIN: ODCID: - Researcher ID: - Author: Vladislav V. Ananishnev E-mail the author: [email protected] Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degree: PhD in Economics Title: - Workplace author: Limited Liability Company «Moscow cluster business initiatives» Position: CEO SPIN: 3754-2015 ODCID: 0000-0002-0538-7473 Researcher ID: - Abstract: Corporate governance tools allow the implementation of programs for the development of territorial clusters. At the same time, the role of corporate governance in regional development is underestimated. At the legislative level, labor relations with board members playing a key role in the company's significant corporate events are not currently regulated. Keywords: corporate governance, professional director, regional development, the BOD, innovation, control References 1. Ananishvn VV, Brizhanin VV, Pronin E.A. Problems in remuneration of professional directors / Law. Economy. Security. 2015. № 2 (6). Pp. 46-50 2. Bushuev AN, Gugelev A.V. Accounting for the interests of society in corporate governance through the formation of territorial clusters. / Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2015. pages 26-29 3. Ivanova, VN The influence of clusters on the competitiveness of the economy of the subjects of the Russian Federation / VN Ivanova, VV Tarasenko, RR Khafizov // Izv. Volgograd. State. Tech. University. - 2014. - No. 17. - P. 88-93 4. Letter of the Bank of Russia of April 10, 2014 No. 06-52 / 2463 "On the Code of Corporate Governance". 5. Peter F. Drucker. Effective manager - Moscow: BCI, 1994 -268 p. 6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1662-r of November 17, 2008 (as amended on 08.08.2009) "On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020". 7. The Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ. 8. Federal Law of 26.12.1995 No. 208-FZ "On Joint Stock Companies". 9. Ananishnev VV, Tarasenko VV, Khafizov R.R. Application of professional standards in the activities of industrial clusters / Izvestiya Volgograd State Technical University. 2016. No. 13 (192). Pp. 13-19. 10. Ananishnev VV, Idashkin A.V. The development of corporate governance in modern Russia / Economics and management: problems, solutions. 2017. T. 2. No. 1. P. 36-39. 11. Brizhanin VV, Ananishnev VV, Mukhamedyanova RA, Val'kova AA, Chulichkova Yu.S. Management in a crisis: current tools and methods of crisis management of industrial enterprises / Clusters. Research and development. 2016. T. 2. No. 1 (2). Pp. 34-38. 12. Ananishnev VV, Korepova VV Problems of the formation of sports clusters in Russia / Clusters. Research and development. 2016. T. 2. No. 2 (3). Pp. 35-38. 13. Ananishnev VV, Godunova LA, Kryukova NA Prospects for the development of online learning for territorial clusters / Clusters. Research and development. 2016. T. 2. No. 2 (3). Pp. 39-45 14. Khafizov R.R., Ananishnev V.V. Cluster approach in the sustainable development of single-industry towns / Clusters. Research and development. 2016. T. 2. No. 2 (3). С. 22--28. 15. Khafizov RR, Ananishnev VV, Brizhanin V.V. Formation of innovative territorial clusters on the basis of successful industrial sectors of the economy / Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2015. No. 18 (373). Pp. 74-79. P. 53-58
Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Стр.
Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 53-58
ISSN: 2414-9047
Название статьи: Роль корпоративных директоров в развитии территориальных кластеров
DOI: 10.12737/article_58f8a7a6a73bf6.95817410
FOS: 5.02, Economics and Business
WoS: B.00090, Economics
УДК: 33
ББК: 65.050
ГРНТИ: 06.52.01
РВИНИТИ: 061.51.53.01
РФФИ: 06.6.50
РНФ: 08.1.55
Автор: Хафизов Рустам Рамильевич
Телефон: -
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: Москва, Москва
Ученая степень: -
Ученое звание: -
Место работы автора: Минэкономразвития России
Должность: Начальник отдела инновационных проектов Департамента стратегического развития и
инноваций Минэкономразвития
SPIN:
ODCID: -
Researcher ID: -
Автор: Ананишнев Владислав Владимирович
Телефон: 89264794079
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень: кандидат экономических наук
Ученое звание: доцент
Место работы автора: Общество с ограниченной ответственностью «Московский кластер бизнес-
инициатив», Москва, Россия
Должность: Президент
SPIN: 3754-2015
ODCID: 0000-0002-0538-7473
Researcher ID: -
Аннотация: Инструменты корпоративного управления позволяют реализовывать программы развития
территориальных кластеров. При этом роль корпоративного управления в региональном развитии
недооценена. На законодательном уровне трудовые отношения с членами советов директоров, играющих
ключевую роль в существенных корпоративных событиях общества, в настоящее время не урегулированы.
Ключевые слова: корпоративное управление, профессиональный директор, региональное развитие, совет
директоров, инновации, контроль
Кризис, охвативший мировую финансовую систему в 2008 - 2009 годах, обратил внимание инвесторов и регуляторов на вопросы, связанные с использованием корпоративного управления в качестве важного инструмента обеспечения устойчивости компаний и их долговременного успешного развития. К этому времени большинство российских компаний исчерпали преимущества (возможности) догоняющего роста российской экономики и столкнулись с необходимостью поиска иных источников и инструментов долгосрочного экономического роста. Спекулятивные инвесторы, преобладавшие на российском рынке в период догоняющего роста, утратили интерес к российским компаниям. Долгосрочным инвесторам требуется четкое понимание стратегических целей и перспектив компании и убежденность в том, что их права не будут нарушены, что невозможно без улучшения практики корпоративного управления [5, 11]. В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Концепция долгосрочного социально- 54
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначает ряд социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются следующие:
- высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
- высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;
- слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления.
В части корпоративного управления необходимо обеспечить повышение качества и прозрачности корпоративной отчетности, развитие саморегулирования и повышение ответственности аудиторов и оценщиков, развитие практики привлечения независимых корпоративных директоров, в том числе на предприятиях с государственным участием. Предполагается также обеспечение баланса прав миноритарных и мажоритарных акционеров, большей гибкости при построении системы корпоративного управления, законодательное регулирование и судебная защита акционерных соглашений [14].
Одним из ключевых принципов повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и создания международного финансового центра является корпоративное управление и защита прав собственности (предотвращение и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, обеспечение информационной прозрачности российского рынка, предотвращение и пресечение рейдерских захватов, повышение ответственности членов органов управления компаний) [2].
В связи с этим Банком России в 2014 г. был разработан Кодекс корпоративного управления. Кодексу отводится особое место в области развития и совершенствования российской практики корпоративного управления. Он играет важную направляющую роль в установлении стандартов управления российскими обществами и в содействии дальнейшему развитию российского финансового рынка. Это уже не только документ, разъясняющий наилучшие стандарты соблюдения прав акционеров и способствующий их реализации на практике, но и действенный инструмент повышения эффективности управления компанией, обеспечения ее долгосрочного и устойчивого развития.
«Корпоративное управление» - понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон. Основными целями корпоративного управления являются создание действенной системы обеспечения сохранности предоставленных акционерами средств и их эффективного использования,
снижение рисков, которые инвесторы не могут оценить и не хотят принимать и необходимость управления которыми в долгосрочном периоде со стороны инвесторов неизбежно влечет снижение инвестиционной привлекательности компании и стоимости ее акций [5].
Совет директоров осуществляет контроль за тем, чтобы исполнительные органы общества действовали в соответствии с утвержденными стратегией развития и основными направлениями деятельности общества (осуществляет стратегическое управление обществом); отвечает за принятие решений, связанных с назначением и освобождением от занимаемых должностей исполнительных органов, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей; определяет основные принципы и подходы к организации в обществе системы управления рисками и внутреннего контроля [1].
Деятельность общества связана с поиском компромисса требований, выдвигаемых различными заинтересованными сторонами: акционерами (собственниками), менеджерами - корпоративное управление и так называемыми стейкхолдерами, к которым относятся работники предприятия, не являющиеся акционерами, поставщики, потребители, кредиторы, органы управления всех трех ветвей власти: федеральной, региональной и муниципальной. Питер Друкер указывает, что любой организации необходим анализ внешней ситуации, то есть той области, в которой проявляется результативность организации [4]. Таким образом, выстраивая эффективную систему корпоративного управления организацией совету директоров важно учитывать и модель регионального экономического развития и утвержденную программу развития конкретного кластера.
В Кодексе корпоративного управления обществу рекомендуется раскрывать следующую информацию в области социальной и экологической ответственности: политику общества в социальной и экологической сфере; отчет общества об устойчивом развитии, составленный в соответствии с международно признанными стандартами [15]. Наряду со сведениями, предусмотренными законодательством, в годовой отчет рекомендуется включать следующую дополнительную информацию об обществе и результатах его деятельности: описание кадровой и социальной политики общества, социальное развитие, охрана здоровья работников, их профессиональное обучение, обеспечение безопасности труда. Тем самым, через использование инструментов корпоративного управления просматривается развитие территориальных кластеров по социально значимым направлениям, даже если эти направления явно не включены в конкретную программу развития кластера.
Таким образом, Совет директоров осуществляет контроль за практикой корпоративного управления в обществе и играет ключевую роль в существенных корпоративных событиях общества. Совет директоров состоит из членов, которых называют по-разному в различных документах, не изменяя их функционала: Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» приравнивает понятия «член совета директоров» и «член наблюдательного совета» [8];
Кодекс корпоративного управления [5], их называет «членами совета директоров»;
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) использует понятие «профессиональный директор», разделяя их статусы на независимого директора и профессионального поверенного; на практике, исходя из функционала, их часто называют «корпоративными директорами».
При этом, профессия «член совета директоров» отсутствует, профессиональный стандарт в соответствии с требованиями Минтруда России в настоящее время разрабатывается АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», и не утвержден, а в соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц: члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом [7, 9].
Таким образом, на законодательном уровне трудовые отношения с членами советов директоров, играющих ключевую роль в существенных корпоративных событиях общества, в настоящее время не урегулированы.
Рассмотрим инновационное развитие регионов в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В сложившихся условиях сложной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, а также сильной волатильности российской экономики в периоды мировых экономических спадов и других внешних шоков возрастает внимание государства к различным инструментам модернизации и активизации инновационной деятельности. Экономика России в настоящее время находится в замкнутом круге, который связан с тем, что высокие цены на энергоносители не стимулируют крупные корпорации к развитию инновационных отраслей, формируя лишь систему перераспределения унаследованного благосостояния (или ренты) [10]. Однако в последнее время проблема всё больше актуализируется, и поддержка инновационной деятельности в различных национальных долгосрочных стратегиях экономического развития уже выносится как одна из приоритетных задач государственной политики. Создание с этой целью территориальных кластеров поможет в преодолении структурных перекосов экономики России. Как социальное понятие кластер можно рассматривать как один из способов самоорганизации сообщества с целью выживания в условиях жёсткой международной конкуренции [3, 13]. Стратегические задачи территорий во многих субъектах Российской Федерации, выражающиеся в социально-экономических планах, концепциях, программах и т.д., органы местного самоуправления и региональные власти пытаются увязать с развитием территориальных кластеров [6, 12].
Проявление самостоятельности организаций - участников территориального кластера может быть скомпенсировано организацией процедур поддержки общекластерных процессов и формирования институциональной среды кластера. Задачей корпоративного управления кластерами является обеспечение консенсуса между объектными, проектными, процессными и средовыми характеристиками кластера, особенно ядра кластера и организаций, участников корпорации. Одним
из примеров апробации этой идеи стал проект формирования кластера ТНПО «Электроника-Саратов», позволяющего совместить интересы как корпорации, так и местного сообщества при безусловном соблюдении интересов государства в такой наукоемкой отрасли, как производство электронной компонентной базы [6].
Таким образом, инструменты корпоративного управления способствуют инновационному развитию регионов через реализацию программы развития конкретного кластера.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, о важной роли корпоративных директоров в развитии территориальных кластеров. Инструменты корпоративного управления, применяемые корпоративными директорами, позволяют реализовывать программу развития кластера, обеспечивая региональное развитие, в различных областях экономики.
Список литературы
1. Ананишнев В.В., Брижанин В.В., Пронин Э.А. Проблемы в оплате труда профессиональных директоров /Право. Экономика. Безопасность. 2015. № 2 (6). С. 46-50
2. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Учет интересов общества в корпоративном управлении за счет формирования территориальных кластеров. / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. стр. 26-29
3. Иванова, В. Н. Влияние кластеров на конкурентоспособность экономики субъектов Российской Федерации / В. Н. Иванова, В. В. Тарасенко, Р. Р. Хафизов // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. - 2014. - № 17. - С. 88-93
4. Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».
5. Питер Ф. Друкер. Эффективный управляющий - Москва: BCI, 1994 -268 с.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
8. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
9. Ананишнев В.В., Тарасенко В.В., Хафизов Р.Р. Применение профессиональных стандартов в деятельности промышленных кластеров / Известия Волгоградского государственного технического университета. 2016. № 13 (192). С. 13-19.
10. Ананишнев В.В., Идашкин А.В. Развитие корпоративного управления в современной России / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. № 1. С. 36-39.
11. Брижанин В.В., Ананишнев В.В., Мухамедьянова Р.А., Валькова А.А., Чуличкова Ю.С. Управление в условиях кризиса: актуальные инструменты и методы кризис менеджмента промышленных предприятий / Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. № 1 (2). С. 3438.
12. Ананишнев В.В., Корепова В.В. Проблемы формирования спортивных кластеров в России / Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. № 2 (3). С. 35-38.
13. Ананишнев В.В., Годунова Л.А., Крюкова Н.А. Перспективы развития онлайн-обучения для территориальных кластеров / Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. № 2 (3). С. 39-45
14. Хафизов Р.Р., Ананишнев В.В. Кластерный подход в устойчивом развитии моногородов /Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. № 2 (3). С. 22-28.
15. Хафизов Р.Р., Ананишнев В.В., Брижанин В.В. Формирование инновационных территориальных кластеров на базе успешных производственных отраслей экономики /Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 18 (373). С. 7479.