УДК 380.10
СОВЕРШЕНТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
М.Н. Трофимов
Рассмотрены особенности и возможные направления совершенствования деятельности ОВД в сфере обеспечения безопасности инвестиций. Описаны вопросы защиты инвестиций, способы и методы противодействия в трех основных направлениях: материально-правовом (преимущественно уголовно-правовом), процессуальноправовом и организационно-управленческом.
Ключевые слова: инвестиции, экономическая безопасность, защита инвесторов, ОВД, система обеспечения экономической безопасности ОВД.
Актуальность темы обусловлена следующим. Задачи привлечения инвестиций в экономику страны могут быть успешно решены лишь при условии уверенности инвесторов в сохранности своих средств. По этой причине обеспечение безопасности инвесторов и обслуживающих их профессиональных участников финансового рынка является важным направлением государственной экономической политики.
Современная правоприменительная практика обнаружила необходимость осуществления ряда политических, организационных, социальноэкономических, законодательных и иных мер, направленных на противодействие рейдерским захватам и корпоративному шантажу, снижение числа корпоративных конфликтов, защиту прав и законных интересов инвесторов. Такие меры должны носить комплексный характер и учитывать охранительные и регулятивные возможности не только цивилистических отраслей права, но и права отраслей криминального цикла, в том числе уголовного права. Последнее утверждение представляет особый интерес для нашего исследования [4].
Следует заметить, что действующий уголовный закон далеко не в полной мере выполняет свою охранительную и, как мы полагаем, регулятивную функцию в таком наиболее значимом сегменте экономики, как сфера корпоративных отношений. В этой связи особое значение приобретает реформирование права отраслей криминального цикла в целях обеспечения надежной защиты прав и законных интересов юридических лиц и иных участников корпоративных отношений в условиях рыночной экономики России от новых видов общественно опасных явлений - угроз экономической безопасности (таких как рейдерство и корпоративный шантаж), с учетом положительного опыта других стран.
Несмотря на активное позиционирование государственными властями совершенствования условий для привлечения инвестиций, барьер национальной системы права для иностранных инвесторов не снижается.
В большинстве стран, в том числе в России, сложился свод инвестиционных законов, закрепляющих такие положения, как условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране, обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов (по существу, речь идет об отсутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными); предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенными политическими и коммерческими рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое (обычно такие льготы включают в себя освобождение на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов); предоставление льготного режима по налогообложению в отношении реинвестиций; освобождение от налогов заработной платы и других видов вознаграждений за работу, выплачиваемых иностранным специалистам, привлеченным на контрактных началах; освобождение от таможенных пошлин временно или постоянно ввозимых имущества, оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на местном рынке и идут на производство экспортной продукции; защита от политических рисков (по сути, оговаривается, что национализация иностранной частной собственности может осуществляться только в исключительных случаях с гарантией справедливой и равноценной компенсации); положение о разрешении инвестиционных споров. Если раньше их рассматривали на основе национальных арбитражных институтов и правил, то сегодня происходят изменения в пользу международных арбитражных институтов и правил.
Однако подобных общих декламаций недостаточно. Для притока иностранных инвестиций необходима единая экономическая, правовая и политическая стабильность.
В России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций. Точно не определен инвестиционный режим (либо государство идет на преференции, либо режим равноправный или дискриминационный в пользу внутреннего производителя); не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий - защита прав собственности, репатриация прибыли; отрицательная конъюнктура правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. То есть существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Стратегической задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России должно стать предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока инвестиций. И для этого необходимо внесение изменений в налоговое, инвестиционное и корпоративное законодательство. Принцип национального режима должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов [5].
Как уже отмечалось, совершенствование существующей правовой базы требует сфокусироваться на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, использовании системы гарантий, ориентированных именно на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.
Необходима адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.
Необходимо отметить, что растущая коррупция в органах внутренних дел создала целый ряд проблем в деле обеспечения правопорядка. Помимо всего прочего, коррупция снижает престиж государственной службы как внутри страны, так и за рубежом. Имеющиеся в настоящее время проблемы с уровнем коррупции в системе правоохранительной службы самым негативным образом сказываются на социально-экономическом развитии РФ. Коррупция, в том числе и коррупция в органах внутренних дел, препятствует поступлению в экономику нашей страны иностранных инвестиций, стимулирует отток национального капитала за рубеж, создает угрозу правопорядку и безопасности государства.
Очевидно, что коррупция создает благоприятную среду для развития терроризма и экстремизма, способствует развитию организованной преступности. Коррумпированный государственный аппарат не способен противодействовать ни терроризму, ни экстремизму, ни организованной и экономической преступности. В этой связи необходимо сделать вывод о том, что исследование административно-правовых средств противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел представляется крайне актуальной проблемой [7].
В последние годы развитие административно-правовых средств противодействия коррупции в самих органах внутренних дел вызвано тем, что коррупция может иметь место в самых различных сферах правоохранительной деятельности. Коррупция может также проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного законодательства.
Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
Правовое регулирование предупреждения преступлений, совершаемых в экономической сфере, осуществляется нормами различных отраслей законодательства - государственного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, уголовно-процессуального, исправительнотрудового, а также различными подзаконными актами, содержащими предписания о мерах, средствах профилактической деятельности.
Такое регулирование проводится в трех основных направлениях: материально-правовом (преимущественно уголовно-правовом), процессуально-правовом и организационно-управленческом.
При этом материально-правовое направление включает правовые нормы, предусматривающие как меры воздействия на отдельных лиц и причины и условия совершения преступлений, направленные на предотвращение преступлений, устранение их причин и условий, так и меры стимулирования активности граждан в предупреждении и пресечении преступлений.
Процессуально-правовое направление - нормы, регламентирующие порядок выявления объектов профилактики преступлений, применения мер воздействия, взаимоотношений субъектов и объектов профилактической деятельности и т.д. [8] .
Организационно-управленческое направление - нормы, определяющие круг субъектов предупреждения преступлений, их правовой статус, материально-техническое обеспечение и т.д., а также круг объектов профилактической деятельности, в частности категории лиц, подлежащих взятию на учет в целях наблюдения за ними и оказания на них предупредительного воздействия, виды учета и т. д.
В сфере деятельности ОВД основным правовым актом является Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" утверждающий: Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (приложение N 1); Положение об Оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений (приложение N 2).
Анализ практики проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических правонарушений показал, что среди основополагающих проблем борьбы с нарушениями в финансово-экономической сфере можно выделить следующие:
- недостаточная способность правоохранительных и финансовоэкономических органов надлежащим способом реагировать на изменения финансово-экономических отношений;
- высокие темпы изменения финансово-экономических отношений и мобильность хозяйствующих субъектов с точки зрения осуществления операций, открытия счетов, осуществления экспортно-импортных операций опережают развитие действующих процессуальных норм, которые требуют больших затрат времени на обеспечение необходимых процедур по проведению дознания и предварительного следствия, сбору и оценке доказательства;
- даже в условиях динамичного изменения законодательство не всегда успевает за реалиями экономической жизни, а иногда позволяет слишком широко трактовать финансово-экономические взаимоотношения, что может негативно отразиться на правах граждан и юридических лиц.
Таким образом, экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона [2].
Обеспечение экономической безопасности инвестиций представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (организационно-хозяйственную, нормотворческую, аналитическую, уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и т.п.) всех субъектов экономической безопасности по защите важных интересов граждан, социальных групп, регионов, государства. Эта деятельность должна в себя включать выработку:
- подходов к вычленению первоочередных важных интересов;
- механизмов прогнозирования и выявления угроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненно важных интересов субъектов хозяйствования;
- системы противодействия существующим и возникающим угрозам;
- механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.
Выше уже отмечалось, что в широком смысле субъектами обеспечения экономической безопасности могут выступать практически все контролирующие органы исполнительной власти, некоторые органы законодательной власти и очень большой круг общественных формирований. Однако самое непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности имеют структуры, призванные бороться с экономической преступностью. В этом смысле показательной является деятельность подразделений ОВД МВД России по противодействию экономической преступности и выявлению причин, условий и факторов, составляющих угрозы экономической безопасности. Эта деятельность представляет собой своеобразную форму социального управления в рамках системы государственных органов - субъектов борьбы с экономической преступностью. Она предполагает осуществление системы уголовно-правовых, процессуально-правовых, оперативнорозыскных, организационных и воспитательных мер, направленных на стабилизацию криминогенной ситуации в сфере экономики в каждом конкретном районе, городе, области, крае, республике, отрасли и предприятии.
Известно, что государственные институты, субъекты правоохранительной деятельности и другие институты общества выстраиваются в стройную действенную систему (инфраструктуру) лишь в том случае, когда их деятельность по борьбе с экономической преступностью имеет надежную правовую базу и строится на плановой основе. Существующая в настоящее время система государственных органов и мер по противодей-
ствию экономической преступности еще крайне несовершенна, ее структура пока полностью не сложилась, так как всего лишь двенадцать лет в стране идут реальные рыночные реформы, а учитывая инертность правоохранительных органов, в МВД эти реформы только начались.
Государство и ОВД могут противостоять этому только через развитие правомерных правоотношений в данной сфере, и для этого необходимо снижение различного рода ограничений, которые сдерживают выход на этот рынок новых потенциальных инвесторов. Государство и ОВД должны создать систему постоянного и эффективного контроля за деятельностью инвесторов с целью недопущения создания искусственных барьеров для добросовестных участников. История знает, какие специфические требования могут предъявляться коррумпированными чиновниками по условиям заключения контрактов. Необходимо жестко и справедливо бороться с недобросовестностью в отношении инвесторов, особенно при реализации национальных проектов. ОВД должны обеспечивать экономическую безопасность в сфере инвестиций путем законодательного решения проблем по исправлению ошибок и нарушений, допускаемых в отношении российских и иностранных инвесторов, в том числе криминального характера [1].
ОВД должны являться эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности в сфере инвестиций, и для этого необходимы специальные методы, программы и обученные сотрудники ОВД для проверки эффективности деятельности субъектов предпринимательства и соответствия организации их деятельности нормативных документов на основе действующего законодательства. На данный момент коррупционная составляющая является главной угрозой экономической безопасности России в сфере инвестиций. В качестве мер, которые должны снизить уровень коррупции в инвестиционной сфере, ОВД: 1) должны предложить: а) создание структуры, представляющей интересы инвесторов, которая осуществляет подготовку и обеспечение деятельности независимых экспертов; б) повсеместное внедрение института общественного контроля процедур; в) использование элементов аудита при обеспечении экономической безопасности; 2) обязаны: а) повышать степень информированности о специфике деятельности и нарушениях при ее осуществлении, а также своевременно и полно информировать о мероприятиях способствующих защите инвесторов; б) подготовить методические рекомендации для проверяющих органов как государственного контроля, так и независимых общественных организаций, заинтересованных в прозрачности и соблюдении легитимности инвестиционной деятельности на территории нашей страны.
Список литературы
1. Веселкова Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе // Законодательство и экономика, М.: Издательская группа «Закон» 2012, N 3. С.53-58
2. Жаданов И.Л. Правоохранительные органы в РФ. М.: Изд-во МЭГУ, 2007. С.41-56
3. Захарова Т.П., Королев Г.М. Правоохранительные органы: схемы, определения, комментарии. Нижний Новгород: Интелсервис, 2008. С.65-67
4. Зульфургар-заде Т.Э. Правовые и организационные основы деятельности частных детективных и охранных структур по предупреждению преступлений: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.00/ Т.Э. Зульфургар-заде, М., 2008. 157с.
5. Клеандров М.И., Чеботарев Г.Н. Учебное пособие Правоохранительные органы в России. Тюмень: Тюменский государственный университет, ТГУ, 2008. 227с.
6. Козлов В.И. Административно-правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.00/ В.И. Козлов, М., 2009. 26с.
7. Петренко А.В. Предупреждение преступлений, совершаемых в экономической сфере, органами внутренних дел // Российский следователь, М.: Изд-во «Юрист» 2011, N 7. С. 23-26
8. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М.: Юридическая литература, 2009. 270 с.
Трофимов Михаил Николаевич, адъюнкт каф. экономической безопасности и экономики, 89265289359, [email protected], Россия, Рязань, Московскийунивер-ситет МВД России,
IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS IN THE
SPHERE OF SAFETY OF INVESTMENT.
M.N. Trofimov
Features and the possible directions of improvement of activity of Department of Internal Affairs in the sphere of safety of investments are considered. Questions of protection of investments, ways and counteraction methods in three main directions are described: material and legal (mainly criminal and legal), procedural and legal and organizational and administrative.
Key words: The investments, economic safety, protection of investors, Department of Internal Affairs, system of ensuring economic safety of Department of Internal Affairs.
Trofimov Mihail Nikolaevich, associate chair of economic security and the economy, 89265289359, trofimov fanat1k@,mail.ru, Russia, Ryazan, Moscow University of the Ministry of Interior of Russia,