МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
УДК33
С.В.Швейцер,
Студент
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Аннотация
В числе опасностей экономической безопасности стоит выделить криминальные угрозы, которые исходят от теневой экономики и экономической преступности. главная роль по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых членами организованных преступных сообществ, в том числе в сфере экономики, относится к органам внутренних дел. Особое внимание хотелось бы уделить направлению борьбы с преступлениями коррупционной направленности, осуществление которой обеспечивается Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции РФ. Особыми масштабами проявления характеризуется такая составляющая коррупционных правоотношений, как взяточничество.
Ключевые слова
Национальная безопасность, экономическая безопасность, органы внутренних дел, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции РФ, взяточничество.
Обеспечение национальной безопасности страны является первоочередной задачей любого государства. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N Э90-ФЗ «О безопасности» определяет национальную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [1]. Концепция национальной безопасности Российской Федерации относит экономическую безопасность к числу ее важнейших характеристик. В числе ее опасностей стоит выделить криминальные угрозы, которые исходят от теневой экономики и экономической преступности. Криминализация проявляется в умышленном создании системы бесконтрольности, которая способствует массовым хищениям, взяточничеству, мошенничеству, ложному банкротству, корыстным злоупотреблениям и др. [2].
В деятельности по обеспечению экономической безопасности участвуют практически все контролирующие органы исполнительной власти, некоторые органы законодательной власти и очень большой круг общественных формирований. Однако самое непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности имеют структуры, призванные бороться с экономической преступностью. Так, главная роль по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых членами организованных преступных сообществ, в том числе в сфере экономики, относится к органам внутренних дел. Деятельность МВД РФ предполагает осуществление системы уголовно-правовых, процессуально-правовых, оперативно-розыскных, организационных и воспитательных мер, направленных на стабилизацию ситуации в сфере экономики.
Организация и деятельность органов внутренних дел в настоящее время регулируется Указом Президента России от 1 марта 2011 года, в котором содержится Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [3].
С учетом проведенного редактирования нормативно-правовой базы, изменений структуры и перераспределения их функциональных обязанностей в ходе реформирования Министерства внутренних дел России ведущим подразделением по организации отражения угроз безопасности страны является Департамент экономической безопасности МВД России.
Можно выделить следующие приоритетные направления борьбы с экономическими преступлениями органами внутренних дел:
- предупреждение и пресечение экономических преступлений в сфере:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
1. коррупционные правоотношения;
2. финансово-кредитные отношения;
3. защита бюджетных средств;
4. экспортно-импортные операции;
5. топливно-энергетический комплекс;
6. приватизация государственной и муниципальной собственности;
7. оборот подакцизных товаров.
8. сфера налогообложения;
- организация деятельности по подрыву экономических основ организованного криминалитета;
-разработка новых форм комплексной декриминализации бюджетообразующих отраслей экономики;
- выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп, преступных сообществ;
- предупреждение, пресечение и раскрытие легализации доходов, полученных преступным путем организованными группами.
Однако особое внимание хотелось бы уделить направлению борьбы с преступлениями коррупционной направленности, осуществление которой обеспечивается Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции РФ. Коррупция в настоящее время стала системным явлением, устоявшимся в сознании граждан, как привычное действие. Поэтому борьба с коррупцией является проблемой не только на государственном уровне, но и на уровне граждан. Определяясь с понятием коррупции, ее можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, коррупцию можно связать с пониманием отклонения от правовых и служебных норм поведения государственными служащими и служащими предприятий. Как правило, в таком понимании коррупция отождествляется со взяточничеством. С другой стороны, наблюдается связь коррупции с социально-экономическими отношениями, элементом которых она стала.
В том или ином случае коррупция несет в себе опасное явление, результатом которого является экономический и политический захват власти всех уровней со стороны криминального бизнеса. Общественная опасность коррупции состоит в подмене нормативно установленных правил поведения для всех участников управленческого процесса набором различных актов, средств и практики подкупа [4].
Основной формой проявления коррупции выступает взяточничество, в связи с чем является целесообразным ее оценка с помощью различных показателей уголовно-правовой статистики. Так, согласно ежегодному сборнику МВД РФ о состоянии преступности за 2014 год абсолютное число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности составило 32204, а абсолютное число зарегистрированного взяточничества - 12355 преступлений, что равняется доле 38,4%. Число выявленных по взяточничеству лиц составило 10674 с удельным весом 67,2%. При этом можно утверждать, что происходит улучшение деятельности правоохранительных органов по выявлению фактов взяточничества. Так, в 2012 году преступлений коррупционной направленности было совершено 49494, по факту взяточничество зарегистрировано - 10157, что составляет 20,5%. При этом количество выявленных лиц составило 3877 или 28,6% от числа лиц по всем преступлениям коррупционной направленности [4]. Эти данные говорят о том, что с каждым годом осуществляется все более системный и целенаправленный процесс пресечение фактов коррупции: увеличиваются число выявленных коррупционных преступлений число привлеченных лиц за данный вид преступлений.
Однако необходимо отметить, что система обеспечения правоохранительной деятельности не совершенна, сохраняются большие масштабы коррупции, что требует доработок деятельности государственных служб. В связи с этим Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России должно выработать меры по повышению эффективности работы в этом направлении.
С учетом вышесказанного совершенствование деятельности ОВД по противодействию экономической преступности должно осуществляться по следующим направлениям:
- разработка перспективной стратегии деятельности подразделений ОВД по противодействию экономической преступности;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
- совершенствование организационной структуры подразделений ОВД в соответствии с новыми направлениями экономических преступлений;
- укрепление ресурсного обеспечения деятельности ОВД;
- организация координации и взаимодействия подразделений ОВД как с государственными органами, так и с частными охранными структурами, службами экономической безопасности предприятий различных видов собственности, общественными и неформальными организациями;
- организация международного сотрудничества подразделений ОВД с правоохранительными органами зарубежных стран.
Эти и иные мероприятия должны привести к большей эффективности реализации актуальных задач правоохранительных органов, однако в этот процесс должно быть активно включено и государство. Государственные органы выступает основополагающими субъектами, принимающими участие в решении проблем экономической безопасности.
Список использованной литературы:
1. Хиревич Э. Ю. Инвестиционная безопасность регионов России как подсистема экономической безопасности страны [Текст] / Э. Ю. Хиревич, С. В. Швейцер // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 291-296.
2. Бутылин В.Н., Дугенец А.С., Васильев Ф.П. Правовое положение полиции России в условиях ее становления // Административное право и процесс. 2011. № 5.
3. Мусаев С. Г. Функции и задачи органов внутренних дел РФ по борьбе с экономическими преступлениями [Электронный ресурс]: КиберЛенинка — научная электронная библиотека, 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-i-zadachi-organov-vnutrennih-del-rf-po-borbe-s-ekonomicheskimi-prestupleniyami
4. Шульга В. И. Коррупция в статистике современной России [Электронный ресурс]: КиберЛенинка — научная электронная библиотека, 2015. №1 (28). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-statistike-sovremennoy-rossii
© Швейцер С.В., 2016
УДК 338.28
И.А. Шишкин
К.э.н., доцент ФГБОУ ВО ВГТУ, г. Воронеж, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ РИСКОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к анализу рисков инновационного развития наукоемкого высокотехнологичного производства.
Ключевые слова
Инновационное развитие, высокотехнологичное производство
Некоторые неопределенности нестохастической природы иногда удается перевести с помощью рандомизации в разряд случайных величин. Под рандомизацией понимают искусственное введение случайности в ситуацию, где она отсутствует. Далее ситуацию с рандомизацией можно исследовать методами теории вероятностей и математической статистики.