УДК 342.951 ББК 67.401.01
РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА КУРБАТОВА,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя РУСЛАН ВЛАДИМИРОВИЧ КРАХИН, Инспектор 1 отделения Отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений
по делам несовершеннолетних УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве
E-mail: Statya2015@mail.ru
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Рецензент: Жалсанов Б.Ц., кандидат юридических наук
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются направления деятельности органов внутренних дел по наблюдению за выполнением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, административных ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Ключевые слова: административная ответственность, административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, административные ограничения, обязанности поднадзорного лица, органы внутренних дел.
Annotation. The article analyzes the activities of internal Affairs bodies in the monitoring of the person released from places of imprisonment, administrative restrictions and obligations established by the Federal law of April 6, 2011, No. 64-FZ «On administrative supervision over persons released from places of imprisonment».
Keywords: administrative responsibility, administrative supervision of persons released from places of imprisonment, administrative restrictions, obligations of the controlled entity, the bodies of internal Affairs.
Сложившаяся до 2009 г. в стране криминогенная обстановка и выделяющийся на ее фоне рост рецидивной преступности (около 25%) и особенно высокой рецидивности (от 40% до 60%) за совершение таких преступлений, как грабежи, разбой, кражи, бандитизм, повлекли за собой необходимость обращения к предыдущему опыту профилактики правонарушений с применением методов административного воздействия. Ранее административный надзор осуществлялся на основании Положения об административном надзоре, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-У!
Практическая потребность в принятии нормативного правового акта об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, была обусловлена, в первую очередь, отсутствием необходимых правовых основ по предупреждению повторных преступлений [1]. Поэтому в апреле 2009 г. был подготовлен проект, а в апреле 2011 г. принят Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [2] (далее — Закон № 64-ФЗ).
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, занимает
важное место в административной деятельности органов внутренних дел. Сущность данного надзора заключается в наблюдении органами внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом № 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим законом.
Данный вид надзора относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение [3]. И, как отмечает Конституционный суд РФ, установление административного надзора при наличии предусмотренных законом № 64-ФЗ оснований согласуется с нормой ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится [4].
В научной литературе высказываются обоснованные предположения, что «основанием применения административного надзора следует признать неблагоприятный прогноз индивидуального преступного поведения освобождающегося лица, но без конкретизации места, времени и способов совершения преступления» [5], а также что административный надзор устанавливается только в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений определенного вида [6], а именно: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Административный надзор носит индивидуальный, персонифицированный характер и заключается в том, чтобы лишить поднадзорного возможности продолжать преступную деятельность: ограничить его возможности по восстановлению преступных связей; не дать возможности на первых порах совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах, а также в том, чтобы создать необходимые условия для осуществления органами внутренних дел систематического контроля за пове-
дением лица, находящегося под административным надзором [7].
Законом № 64-ФЗ установлены следующие административные ограничения и обязанности поднадзорного лица, за несоблюдение которых наступает уголовная или административная ответственность:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом установление данного ограничения является обязательным. Следует отметить, что данное ограничение законодателем планируется расширить следующим образом [8]: «Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения (добавлено) для регистрации является обязательным.
В отношении поднадзорного лица, не имеющего места жительства или пребывания, установление судом административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории является обязательным (абзац добавлен)».
Выполнение указанных ограничений и обязанностей способствует [9]:
ф обеспечению своевременной постановки на учет поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы; ф контролю за перемещениями поднадзорного лица и осуществлению надзора за ним независимо от его местонахождения; контролю за соблюдением поднадзорным лицом административных ограничений; проведению с поднадзорным лицом профилактической работы, направленной на недопуще-
ние совершения им правонарушений, в том числе преступлений; ф предотвращению рецидива и нейтрализации возможности негативного воздействия таких субъектов на общество.
Наблюдение за соблюдением лицом установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного.
Основные полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора закреплены в ст. 12 закона № 64-ФЗ. Данные полномочия представляют собой права и обязанности органов внутренних дел, которыми они наделены при осуществлении административного надзора, а также возможность давать разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными обстоятельствами.
Так, органы внутренних дел обязаны:
1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных законом обязанностей;
2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;
3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных законом обязанностей;
4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;
5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего ме-
сто жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;
6) в установленные сроки подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным Законом № 64-ФЗ;
7) в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.
При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:
1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;
2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных законом обязанностей;
3) входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установлен Приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 [10].
Административный надзор осуществляется: подразделениями по организации и осуществлению административного надзора, а также должностными лицами, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора, управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, Управления МВД России на комплексе «Байконур».
В соответствии с п. 5 приказа МВД № 818 в осуществлении административного надзора участвуют:
участковые уполномоченные полиции; ф сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России;
сотрудники подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность;
сотрудники дежурных частей территориальных органов,
сотрудники полиции линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. При осуществлении административного надзора сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с некоторыми трудностями, а именно:
проживание большого количества поднадзорных лиц на одном административном участке; категорию поднадзорных лиц, имеющих непогашенную судимость за совершение преступлений при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, не «пугают» санкции, предусмотренные законодательством за уклонение от административного надзора; ф обязательное распространение информации обо всех лицах, в отношении которых установлен административный надзор, среди населения района путем вывешивания информационных листков на стендах ОМВД, опорных пунктов, опроса соседей поднадзорного лица негативно настраивает население к поднадзорному лицу, что явно затрудняет его ресоциализацию в обществе.
Одной из актуальных на сегодняшний день является проблема социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, поэтому вопросам их социальной поддержки должно уделяться более пристальное внимание. Необходимо оказывать содействие данной категории граждан по трудоустройству, выделению жилплощади, а также психологическую помощь с целью психологической адаптации ранее судимых, в особенности той категории лиц, которые за время
нахождения в местах лишения свободы потеряли близких (смерть, развод), а также имеют неприязненные чувства к обществу в целом.
Отсутствие контроля и непринятие своевременных мер сотрудниками полиции по установлению административного надзора за ранее судимыми лицами зачастую приводит к совершению ими повторных правонарушений и преступлений. Так, указанной категорий лиц чаще всего совершаются: ф административные правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а также на здоровье населения и общественную нравственность;
преступления, не связанные с уклонением от административного надзора, среди которых: кража; грабеж; организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества; угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; убийство; умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Считаем, что на эффективность организации и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, окажут влияние следующие меры:
повышение уровня взаимодействия органов внутренних дел с исправительными учреждениями ФСИН России по обмену информацией о лицах, подлежащих административному надзору, а также с территориальными органами
ФМС России по обмену информацией, необходимой для осуществления административного надзора;
незамедлительное направление в суд необходимых материалов для установления административного надзора в отношении рассматриваемой категории лиц при наличии оснований, предусмотренных законом № 64-ФЗ; повышение уровня взаимодействия участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений по осуществлению административного надзора, сотрудников уголовного розыска в работе при осуществлении контроля за лицами, состоящими под административным надзором, по предупреждению совершения ими преступлений и административных правонарушений;
выработка комплексного подхода к использованию сил и средств полиции в работе на данном направлении. Так, в целях обмена информацией и организации работы по осуществлению административного надзора целесообразно направлять обновленные списки лиц, состоящих под административным надзором, в подразделения вневедомственной охраны, дорожно-патруль-ной службы ГИБДД МВД России; подразделения, уполномоченные осуществлять оперативно-разыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудникам полиции линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
организация межведомственного взаимодействия в части, касающейся административного надзора, с Центрами занятости населения, органами социальной защиты населения, едиными центрами хранения и обработки данных (для получения информации, поступающей с систем видеонаблюдения, установленных в подъездах домов, где проживают лица, состоящие под административным надзором).
Литература
1. Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об администра-
тивном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (постатейный) / Под ред. С.А. Денисова // Система «КонсультантПлюс». 2012.
2. Собрание законодательства РФ, 11 апреля 2011 г., № 15, ст. 2037; 8 июля 2013 г., № 27, ст. 3477; 30 декабря 2013 г., № 52 (ч. I), ст. 6997.
3. Оноколов Ю.П. Институт административного надзора соответствует Конституции России и является эффективным инструментом предупреждения рецидивной преступности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 6. С. 23—27.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 23 октября 2014 г. № 2454-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шакулина Леонида Владимировича на нарушение его конституционных прав ст. 3, 4, 5, 11 и 12 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС КонсультантПлюс; Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. № 898-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ша-балина Константина Николаевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС Консуль-тантПлюс.
5. Фильченко А.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 54—57.
6. Мелехин А.В., Баскакова С.И., Симонова И.С., Сергеева Е.П. О некоторых подходах к практике осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 41—45.
7. Разаренов Ф.С. Административный надзор как способ предотвращения правонарушений // Советское государство и право. 1973. № 2. С. 37.
8. Проект Федерального закона № 667444-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобож-
денными из мест лишения свободы» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 17.02.2015) // СПС КонсультантПлюс.
9. Комментарий к ст. 11 Закона об административном надзоре. / Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N° 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (постатейный) / под ред. С.А. Денисова // СПС КонсультантПлюс. 2012; Уголовно-правовое воздействие: монография / Г.А. Есаков, Т.Г. Поня-товская, А.И. Рарог и др.; под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012. 288 с.; Беженцев А.А. Особенности административного надзора в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы условно-досрочно, в отношении которых судом установлены ограничения или исполнения обязанностей // Советник юриста. 2011. № 12; Калинина Т.М. Указ. соч. С. 44—49; Биюшкина Н.И. Проблемы правового регулирования административного надзора в РФ // Административное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 922—928.
10. Российская газета, № 189, 26.08.2011.
References
1. Vanyushin Ya.L., Galkin V.A., Filatova A.V Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 6 aprelya 2011 g. № 64-FZ «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» (postateinyi) / Pod red. S.A. Denisova // Sistema «Konsul'tantPlyus». 2012.
2. Sobranie zakonodatel'stva RF, 11.04.2011, № 15, st. 2037; 08.07.2013, № 27, st. 3477; 30.12.2013, № 52 (chast' I), st. 6997.
3. Onokolov Yu.P. Institut administrativnogo nadzora sootvetstvuet Konstitutsii Rossii i yavly-aetsya effektivnym instrumentom preduprezhdeniya retsidivnoi prestupnosti // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2014. № 6. S. 23—27.
4. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 23.10.2014 № 2454-O «Ob otkaze v prinyatii k rass-motreniyu zhaloby grazhdanina Shakulina Leonida Vladimirovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav stat'yami 3, 4, 5, 11 i 12 Federal'nogo zakona «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdenny-mi iz mest lisheniya svobody» // SPS Konsul'tantPlyus;
Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 23.04.2015 № 898-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Shabalina Konstantina Nikolaevicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav Federal'nym zakonom «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // SPS Konsul'tantPlyus.
5. Fil'chenko A.P. Administrativnyi nadzor za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody: pravovaya priroda i perspektivy zakonodatel'nogo reg-ulirovaniya // Administrativnoe pravo i protsess. 2012. № 2. S. 54—57.
6. Melekhin A.V., Baskakova S.I., Simonova I.S., Sergeeva E.P. O nekotorykh podkhodakh k prak-tike osushchestvleniya administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svo-body // Administrativnoe pravo i protsess. 2014. № 8. S. 41—45.
7. Razarenov F.S. Administrativnyi nad-zor kak sposob predotvrashcheniya pravonarush-enii // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1973. № 2. S. 37.
8. Proekt Federal'nogo zakona № 667444-6 «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii po voprosam administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheni-ya svobody» (red., prinyataya GD FS RF v I chtenii 17.02.2015) // SPS Konsul'tantPlyus.
9. Kommentarii k stat'e 11 Zakona ob administrativnom nadzore. / Vanyushin Ya.L., Galkin V.A., Filatova A.V. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 6 aprelya 2011 g. № 64-FZ «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» (postateinyi) / pod red. S.A. Denisova // SPS Konsul'tantPlyus. 2012.; Ugolovno-pravovoe vozdeist-vie: monografiya / G.A. Esakov, T. G. Ponyatovskaya, A.I. Rarog i dr.; pod red. A.I. Raroga. M.: Prospekt, 2012. 288 s.; Bezhentsev A.A. Osobennosti administra-tivnogo nadzora v otnoshenii lits, osvobodivshikhsya iz mest lisheniya svobody uslovno-dosrochno, v otnoshe-nii kotorykh sudom ustanovleny ogranicheniya ili ispol-neniya obyazannostei // Sovetnik yurista. 2011. № 12; Kalinina T.M. Ukaz. soch. s. 44—49; Biyushkina N.I. Problemy pravovogo regulirovaniya administrativnogo nadzora v RF // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2014. № 9. S. 922—928.
10. Rossiiskaya gazeta, № 189, 26.08.2011.