ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
УДК: 614.8:656.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
А.М. Якупов, Е.В Свиридок
В статье рассмотрены вопросы профилактики детского транспортного травматизма путем создания экспериментальных площадок по формированию транспортной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях для подготовки школьников к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, профилактика детского транспортного травматизма,
формирование транспортной культуры учащихся, модель интегративной образовательной системы.
Во всем мире одной из важнейших социальнообщественных проблем является проблема травматизма детей на транспорте и в первую очередь - в сфере дорожного движения. Ее обострение вызвано «взрывной» автомобилизацией, ярко проявившейся в последние два десятилетия. Однако в самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия. За январь - март 2012 года в Российской Федерации произошло 34 865 дорожнотранспортных происшествий (далее - ДТП), в результате которых погибло 4 469 человек, а 44 936 человек получили ранения.
За январь - март 2012 года произошло 2 958 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых 119 детей погибли, а 3 094 детей получили ранения. Обращает внимание высокая летальность среди детей, пострадавших в дорожнотранспортных происшествиях, в 4-6 раз превышающая соответствующие показатели в промышленно развитых странах. Дорожно-транспортные происшествия являются второй по значимости причиной смерти среди молодых людей в возрасте 5-29 лет. Пострадавшие вследствие ДТП в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации и в 6 раз чаще становятся инвалидами, в том числе дети. В России смертность людей от ДТП в 5-7 раз больше, чем в Японии, Великобритании, США, Г ермании, Италии и др.
Одной из важнейших составляющих обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с тем, что в данном процессе принимает участие более 95% населения страны, является систематический и непрерывный процесс привития обучающимся навыков культуры безопасного поведения на дорогах города - повышение уровня транспортной культуры как условия эффективности процесса профилактики детского транспортного травматизма.
Е.В. Свиридок - н.с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ);
А.М. Якупов - к.п.н, доцент, профессор Российской Академии Естествознания, академик Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
Уровень аварийности на транспорте, а также уровень и тяжесть ее последствий находятся в определенной зависимости от уровня подготовленности всех без исключения участников процесса в этой сфере.
Профилактика детского транспортного травматизма возможна при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и повышения у них уровня транспортной культуры. Это обусловлено, во-первых, требованиями к сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, необходимостью разработки учебных программ в области подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в условиях развивающейся транспортной среды.
Насущным требованием времени является интеграция усилий всех служб, субъектов образовательного процесса, способных объединить общество для решения задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах мегаполиса: учителей, родителей, школьников, сотрудников милиции и ГИБДД МВД России, МЧС России, специалистов в области безопасности на транспорте и др. Объединение деятельности данных субъектов продиктовано, во-первых, тем, что в современных условиях приобретение школьниками специальных умений и навыков обеспечения своей безопасной жизнедеятельности в транспортной среде только силами школы и подразделений ГИБДД МВД России представляется затруднительным. Во-вторых, субъекты образовательного процесса должны нести солидарную ответственность за качество и эффективность сформированных у учащихся личностных отношений и качеств, необходимых им для обеспечения не только собственной безопасной жизни и деятельности в такой среде, но и окружающих людей.
Важным направлением деятельности МЧС России является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, разработка современных
технологий образования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе и при дорожно-транспортных происшествиях. Научно-исследовательским институтом МЧС России (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) совместно с государственными образовательными учреждениями западного административного округа г. Москвы, на базе «Школы здоровья» № 97, открыта городская экспериментальная площадка «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» (приказ Департамента образования города Москвы от 11.06.2010 года №1090).
Целью исследования является разработка и реализация в общеобразовательных учреждениях округа системы формирования транспортной культуры школьников в условиях межведомственного взаимодействия.
Объектом исследования - подготовка школьников в общеобразовательных учреждениях к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде.
Предметом исследования и экспериментальной деятельности являются содержание, условия и особенности организации межведомственного взаимодействия в рамках создания единого безопасного образовательного пространства по формированию безопасного поведения на улицах учащихся общеобразовательных учреждений Западного административного округа г. Москвы.
Задачи исследования:
- обеспечить сохранность жизни, здоровья учащихся путем создания условий для реализации межведомственного и междисциплинарного подходов к формированию и укреплению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах учащихся общеобразовательных учреждений Западного административного округа г. Москвы;
- сформировать в сознании каждого школьника понятие о безопасном поведении на улицах и дорогах с целью сохранения жизни и здоровья,
- разработать и внедрить оригинальные учебные программы в области безопасного поведения на улицах и дорогах для школьников и педагогов округа, направленных на формирование жизненно необходимых навыков принятия правильных стратегий относительно безопасности жизнедеятельности,
- создать благоприятные условия для вовлечения родителей в политику образовательного учреждения по профилактике детского дорожного травматизма;
- осуществить перестройку деятельности образовательных учреждений по реализации ими своей ценностнообразующей функции в вопросах безопасного поведения на улицах и дорогах для каждого обучающегося;
- создать единый информационный банк данных совместно с ФГУ МЧС, ГИБДД Западного административного округа по вопросам статистики и предупреждения опасного поведения на улицах и дорогах детей и подростков;
- создать благоприятные условия для формирования у обучающихся потребностей и навыков в безопасном поведении на улицах и дорогах;
- разработать технологии, методические рекомендации, инструкции по их использованию в области безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, формирования транспортной культуры школьников;
- провести анализ и обобщение результатов выполненной экспериментальной работы.
Принципиальным подходом в реализации эксперимента является моделирование интегративной образовательной системы с опорой на ряд характерных особенностей образовательных учреждений инновационного типа, которые интегрируют образовательную деятельность в целостном образовательном процессе на основе консолидации усилий всех служб, способных объединить общество для решения задач в области распространения опыта безопасного поведения на улицах и дорогах.
В ходе реализации проекта выделяются ресурсные и ядерные центры, транслирующие разработки, генерирующие идеи по технологиям безопасного поведения на улицах и дорогах, практически осуществляющие их, которые могут по своим функциям охватывать систематически и непрерывно все ступени образования в вопросе создания условий формирования безопасного поведения на улицах и дорогах и позволяют способствовать созданию единого пространства образовательной системы округа.
Модель интегративной образовательной системы в рамках экспериментальной площадки включает следующие системообразующие блоки:
- управления образовательным учреждением, обеспечивающего полноценную, многофункциональную работу образовательного учреждения по реализации деятельности в условиях координации межведомственного взаимодействия;
- основного и дополнительного образования, интегрирующих в учебно-воспитательный процесс технологии, направленные на инициирование инноваций, расширяющих безопасное пространство школы;
- механизмов функционирования системы, направленных на ее развитие, включающих нормативную базу, регламентирующую деятельность учреждения, систему внутришкольного обеспечения реализации вопросов безопасного поведения на улицах и дорогах, мотивирования и стимулирования активности должностных лиц и учащихся;
- материально-технического обеспечения, включающего оснащение техническими средствами обучения, оборудование специализированных кабинетов и др.
Успешная деятельность образовательных учреждений округа по формированию, укреплению и сохранению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах учащихся, эффективное формирование транспортной культуры учащихся общеобразовательных учреждений, обеспечивающее качест-
венно новый уровень подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах и безопасной жизнедеятельности в транспортной среде могут быть обеспечена при:
1. Организации эффективного межведомственного взаимодействия в вопросах сохранения и формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах обучающихся.
2. Целенаправленной системе обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, формированию личной компетенции в вопросах сохранения жизни и здоровья учащихся, культуры транспортного поведения.
3. Организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития учащихся, процесса формирования его позиции в рамках реализации вопросов повышения безопасного поведения на улицах и дорогах.
4. Разработке и апробировании в общеобразовательных учреждениях проблемно-ситуационных технологий формирования транспортной культуры школьников.
Транспортная культура школьника рассматривается как часть общей культуры учащегося, включающая качества и ценностные отношения безопасной личности, знания в области безопасности на транспорте, умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортной среде, обеспечивающие ему безопасную жизнедеятельность в ней, не нанося ей вреда, и осознанное, самостоятельное и безопасное участие в транспортном процессе.
Формирование транспортной культуры школьников может быть представлено педагогической системой, основанной на реализации системного, антропологического и культурологического подходов и направленной на снижение уровня детского транспортного травматизма путем подготовки детей к безопасному участию в транспортном процессе и безопасной жизнедеятельности в транспортной среде за счет реализации в единстве и взаимосвязи трех основополагающих функций: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Интегративная деятельность по формированию системы обучения дорожно-транспортной
безопасности обеспечивает непрерывную и многоступенчатую подготовку к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем приобретения учащимися специальных знаний, умений, навыков в области транспортной безопасности, формирования у них установок и личностных качеств, позволяющих им адекватно и грамотно оценивать обстановку, осознанно регулировать свое поведение в транспортном процессе, сложной или аварийной ситуации, не допуская травм.
Комплекс разрабатываемых в ходе исследования, организационно-педагогических условий, направленных на эффективное развитие системы обучения безопасности жизнедеятельности, представлен следующим образом:
а) специальное обучение школьников безопасности на транспорте и их подготовка к осознанному и безопасному участию в транспортном процессе;
б) формирование у школьников специальных качеств, определяющих их как ответственных за собственную безопасность личностей;
в) развитие у школьников умений и навыков безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем интеграции деятельности всех заинтересованных субъектов данного процесса.
Экспериментальные площадки по формированию транспортной культуры учащихся должны разрабатываться и реализовываться в общеобразовательных учреждениях для подготовки школьников к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде.
Литература
1. Информационные материалы по итогам работы городской экспериментальной площадки «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». М.: Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий МЧС России, 2011.
2. Совершенствование системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях: монография. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.
3. Статистика аварийности за январь - март 2012 года [Электронный ресурс] URL: http://www.gibdd.ru.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий)
Российская Академия Естествознания
PERFECTION OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON FORMATION OF TRANSPORT
CULTURE OF PUPILS
A.M. Yakupov, E.V. Sviridok
In article questions of preventive maintenance of a children's transport traumatism by creation of experimental platforms on formation of transport culture of pupils in educational institutions for preparation of schoolboys for a safe life and activity in the transport environment are considered.
Key words: safety of traffic, preventive maintenance of a children's transport traumatism, formation of transport culture of pupils, model integrative educational system.