УДК 008:656:373.3/.5 ББК Ч426.99/Ч 48
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКА
А.М. Якупов, кандидат педагогических наук, доцент Магнитогорского государственного университета (3519) 35-99-53
В статье даны понятия: «транспортная среда», «транспортная культура» как философская категория, «транспортная культура школьника» как педагогическая категория. Показаны педагогические условия формирования данной культуры у учащихся общеобразовательных школ. Транспортная культура школьника представлена системой, ядром которой выступают ценности и качества ребенка как личности безопасного типа участия в транспортной среде. Приводится уровневая образовательная ситуационно-моделирующая технология формирования этой культуры у школьников.
Ключевые слова: транспортная среда, транспортная культура школьника, педагогические условия формирования транспортной культуры школьника, личность безопасного типа участия в транспортной среде.
PEDAGOGIC CONDITIONS AND TECHNIQUES OF FORMATION A SCHOOLCHILD'S TRANSPORT CULTURE
Yakupov A.M.
This article gives notion of "transport medium", "transport culture" as a philosophic category, transport culture of a schoolchild as a pedagogic category. Pedagogic conditions offormation of the culture of secondary schoolchildren are revealed. Transport culture of a schoolchild is given as a system where the nucleus is presented by values of an individual, his character qualities as a personality of a safe type of collaboration in transport medium. This article gives level-triggered educational situation-modeling technology offormation of this culture by schoolchildren.
Keywords: transport medium, transport culture of a schoolchild, pedagogic conditions of formation of culture of a school-child, individual type of safe collaboration.
B результате исследования проблем формирования транспортной культуры школьников как одного из основных направлений снижения детского транспортного травматизма, нам удалось дать научное определение понятия «транспортная культура» - это специфическая форма (способ, стиль, образ и т.п.) жизнедеятельности человека, социальных групп, общества и человечества по удовлетворению их потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена, осуществляемого в условиях необходимого и максимально возможного уровня безопасности транспортных процессов и всех его участников, а также безопасных и гуманных взаимоотношений с окружающей средой и ее людьми и другими обитателями как в процессе подготовки и удовлетворения этих потребностей, так и по завершении данной деятельности [2]. Мы утверждаем, что транспортная культура представляет собой относительно самостоятельную ветвь общей культуры и является философской категорией. Это самобытная культура, как самобытна и культура любого общества или государства. Создание различных систем транспорта в каждой стране с учетом присущих только этой стране факторов (например, этногеографических) - яркое подтверждение сказанному.
Выявленные нами первопричины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине или неосторожности детей и подростков убедительно показывают, что только выполнением требований правил дорожного движения без знания причинно-следственного механизма возникновения ДТП (последовательность: причина - следствие - результат) и безопасного (безошибочного, верного) действия в конкретной ситуации не может быть в полной мере гарантирована безопасность участников дорожного движения [4]. Для безопасного участия школьников в дорожном движении необходима их специальная подготовка, в процессе которой нужно: а) сформировать необходимые знания законов безопасности движения, правил безопасного участия в транспортной среде и правил дорожного движения; б) сформировать специальные умения и закрепить их в навыки и привычки безопасного участия в транспортных процессах (законов и правил безопасности на транспорте, выполнение ПДД и т.п.); в) воспитать у них необходимые соответствующие качества - внимательность на дороге, самообладание и уверенность, активность и самоконтроль, самостоятельность и дисциплинированность и др.
Все это мы относим к задачам формирования транспортной культуры школьников - сохранение жизни и здоровья детей в транспортной среде. Поэтому правомерно утверждать, что транспортная культура школьника складывается из таких основных компонентов, как: 1) самостоятельная безопасная жизнедеятельность учащегося в транспортной среде; 2) самостоятельное безопасное участие школьника в транспортных процессах в этой среде, без которых он не сможет удовлетворить свои материальные и духовные потребности; 3) правопослушное и культурное участие школьника в транспортной среде, исключающее нанесение как какого-либо вреда своей жизни и здоровью, так и какого бы то ни было ущерба окружающим его людям из-за своего поведения в этой среде; 4) ценности и качества личности школьника, определяющие и характеризующие его как личность безопасного типа участия в транспортной среде. Именно они (ценности и качества личности) выступают личностными характеристиками самого субъекта транспортной культуры, т. е. школьника, являющегося носителем этой культуры. Поэтому последний компонент (четвертый) является системообразующим для транспортной культуры школьника и представляет собой ядро этой культуры, а первый - базовым (фундаментальным) компонентом этой системы.
Транспортную среду же мы рассматриваем как неотъемлемую часть антропогенной (техногенной) среды, в которой осуществляется транспортировка предметов, веществ, энергии, информации и человека посредством комплекса социо-технических систем - транспорта, т. е. совокупного множества различных видов и типов транспортных систем с участием их организаторов и исполнителей самого процесса транспортировки, а также других участников процесса транспортировки, например, пешеходов и пассажиров. Безопасность в транспортной среде — это форма, способ, образ, стиль безопасной жизнедеятельности человека в этой среде, направленные на организацию и обеспечение процесса транспортировки, а также безопасности как участников этого процесса, так и окружающей их среды и ее обитателей [3].
Все вышеизложенное приводит нас к тому, что транспортную культуру школьника следует рассматривать как определенную систему, состоящую из четырех вышеперечисленных компонентов.
Следуя системному принципу иерархичности, система «транспортная культура школьника» представляет собой подсистему системы более высокого порядка - «транспортной культуры», в то время как сами компоненты «транспортной культуры школьника» мы рассматриваем как отдельные подсистемы, взаимодействующие и взаимозависимые, обусловливающие друг друга, и тем самым определяющие структуру этой системы. Кроме того, мы учитываем взаимодействие системы «транспортная культура школьника» с окружающей средой, в роли которой выступает транспортная среда. В этом случае обеспечивается соблюдение системных принципов целостности, структурности, иерархичности и взаимодействия с окружающей средой.
Определим понятие «транспортная культура школьника» как специфические системные взаимоотношения учащегося с окружающей средой и ее обитателями, специфическая форма его жизнедеятельности в транспортной среде по удовлетворению своих потребностей в осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня собственной безопасности и безопасности окружающих.
Транспортная культура школьника является частью его общей культуры, которая наиболее интенсивно формируется в школьном возрасте ребенка. Формирование транспортной культуры школьника мы рассматриваем как непрерывный педагогический процесс, осуществляемый его субъектами, направленный на формирование учащегося личностью безопасного типа участия в транспортной среде, воспитание у него правопослушного и культурного поведения, его подготовку к безопасной жизнедеятельности в этой среде. Все вышесказанное дает основание утверждать, что понятие «транспортная культура школьника» является педагогической категорий.
Предложенная нами обновленная педагогическая парадигма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма интегрирует следующие взаимообусловленные и взаимозависимые модели-стандарты [1].
1. Подготовки к безопасному участию (сотрудничеству, взаимодействию) в транспортном процессе, включающей:
• изучение законов и правил безопасности на транспорте, ПДД и других нормативных документов, действующих в сфере транспорта;
• выработку умений и навыков безопасного участия в транспортной среде и в процессах, происходящих в ней, в т.ч. и в дорожном движении;
2. Обеспечения безопасности - личной и окружающих - в условиях чрезвычайных ситуаций различного происхождения на транспорте или с его участием;
3. Воспитания правопослушного и культурного участия в транспортной среде и процессах, происходящих в ней;
4. Формирования школьника как личности безопасного типа участия в транспортной среде (это системообразующая модель-стандарт).
«Педагогическая система формирования транспортной культуры школьников» - это многоуровневая педагогическая система, представляющая собой целостную совокупность субъектов образования и образовательной среды, каждый уровень которой является подсистемой взаимосвязанных как по горизонтали, так и по вертикали структур, средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного обучения, воспитания и развития учащегося с целью подготовки его к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и к безопасному, правопослушному и культурному участию в процессах, происходящих в ней, а также для формирования школьника как личности безопасного типа участия в этой среде» [6, с. 129]. Данное понятие отражает и системное обучение, и системное воспитание, и системное развитие ТК.
Организационно-педагогические условия эффективного формирования транспортной культуры школьников представляют собой комплекс из трех взаимозависящих, взаимообусловливающих и взаимодополняющих друг друга условий непосредственно определяющих и организующих непрерывность педагогического процесса формирования транспортной культуры [5]:
1) применение проблемных и воспитывающих ситуаций, направленных на специальную подготовку школьников к безопасному участию в транспортных процессах. Именно применение проблемных и воспитывающих ситуаций в подготовке школьников к безопасному участию в транспортных процессах ведет к принятию школьником верного и безопасного решения в процессе движения и способствует его безопасным действиям в различных транспортных ситуациях;
2) формирование школьника как личности безопасного типа участия (участие - это взаимодействие, сотрудничество) в транспортной среде. Выполнение данного условия направлено на формирование такой личности учащегося, которая, обладая высоким уровнем ценностных установок и нравственных норм поведения, соблюдая общегражданские нормы этикета в условиях транспортной среды, будет способна самостоятельно и безопасно действовать в этой среде, не нанося при этом какого-либо ущерба не только себе, но и окружающим;
3) интеграция деятельности субъектов образовательного процесса в создании воспитывающей среды, обеспечивающей специальную подготовку школьников к безопасной жизнедеятельности в транспортной сфере. Введение этого условия обеспечивает формирование готовности школьников к сохранению жизни и здоровья, как своей, так и окружающих, в сложных условиях, возникающих в транспортной среде в результате аварий или чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального, криминогенного или военного характера.
В процессе исследования проблем снижения детского транспортного травматизма нами была разработана и введена в педагогическую теорию и практику образовательная уровневая проблемно-ситуационная технология формирования транспортной культуры школьников. Она включает в себя три следующие взаимодействующие, взаимозависимые, взаимообусловленные и дополняющие друг друга образовательные технологии: моделирующую технологию, технологию формирования безопасного участия и ситуационно-тренировочную технологию (рис. 1).
Проблемно-ситуационная образовательная технология
формирования безопасного участия
воспитывающая технология (системообразующая)
ситуационно-тренировочная
развивающая технология
Рис. 1. Структура образовательной проблемно-ситуационной технологии формирования транспортной культуры школьников
Реализация моделирующей (обучающей) технологии обеспечивает обучение школьников основам транспортной безопасности и способствует их подготовке к безопасному участию в транспортных процессах.
Реализация технологии формирования безопасного поведения (воспитывающей технологии) обеспечивает превращение школьника в личность безопасного типа поведения в транспортной среде.
Реализация ситуационно-тренировочной (развивающей) технологии обеспечивает закрепление у школьников в процессе отработки на специальных тренировках навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Средствами же рассматриваемой нами технологии выступают применяемые учителями, педагогами дополнительного образования, родителями и т.д. объекты материальной и духовной культуры, с помощью которых предмет преобразуется в продукт. В свою очередь методы технологии нами определены как способы, пути применения или использования средств. Продуктом рассматриваемой технологии выступают учащиеся школ с определенным уровнем сформированной у них транспортной культуры.
Системообразующим элементом разработанной нами образовательной технологии выступает предметная деятельность учителя и других субъектов процесса, включая школьников. Данную технологию мы отождествляем со способом деятельности не только педагогов, но и самих учащихся.
Конечный результат системы непрерывного формирования транспортной культуры школьников связан с достижением цели этой системы. При этом сформированность у учащихся транспортной культуры может иметь три уровня: низкий, средний и высокий. На рис. 2 нами представлена структурно-функциональная модель технологии формирования транспортной культуры школьников (ФТКШ) в школах.
Л
Цель Программы Средства: Организационные Результат - овла-
- развитие «транс- формирования задания, формы: дение школьником
портно- у школьника опыта роли, тренинг, сюжет- навыками безопас-
безопасного» созна- и навыков безо- сюжетные си- ные игры, ной жизнедеятель-
ния школьника и пасной жизнедея- туации и др. соревнования ности в транспорт-
Т А ст формирование у не- тельности в транс- Методы: и др. ной среде
го навыков безопас- портной среде игровые,
ной жизнедеятель- тренинговые,
ности в транспорт- рефлексивные
ной среде и др.
Цель Программы Средства: Организационные Результат - сфор-
- воспитание воспитания транспортные формы: мированность
школьника как лич- школьника как средства, ролевые и сюжет- школьника как лич-
ности безопасного личности безопас- игры, роли, ав- ные игры, ности безопасного
типа участия в ного типа участия торские учеб- классные часы, типа участия в
транспортной среде в транспортной ные пособия, сборы транспортной среде
среде рисунки, зада- и слеты ЮИД,
ния и др. диспуты, экскур-
Тфбу Методы: сии, конкурсы
убеждения, и др.
доказательства
опровержения,
примеры, игро-
вые эмпатии и
др.
Цель Программы обу- Средства: Организа-ционные Результат
- обучение чения задания, зада- формы: - обученность
школьника школьника чи, проблемы, урок, школьника безопас-
безопасности на безопасности ТСО, транс- практические зада- ности на транспорте
транспорте на транспорте портные средства, макеты, авторские учебные по- ния, дискуссии, домашние работы, контрольные задания,
Т собия и др. написание рефера-
Методы: рассказ, беседа, демонстрации, проблемные, дискуссионные упражнения и др. тов, защита проектов, экскурсии и др.
Л
Блоки:
Целевой Содержа- Организационно- Результа-
тельный деятельностный тивный
Рис. 2. Структурно-функциональная модель образовательной технологии формирования транспортной культуры школьника
Тм - моделирующую технологию;
Тфбу - технологию формирования безопасного участия;
Тст - ситуационно-тренировочную технологию.
Движение по вертикали внутри каждого из блоков означает последовательную реализацию целей (обучение безопасности на транспорте, воспитание школьника как личности безопасного типа поведения в транспортной среде и развитие у школьника навыков безопасной жизнедеятельности в этой среде).
Движение по вертикали содержательного блока означает определение содержания формирования транспортной культуры школьников, разработку программ и тематических планов их обучения безопасности на транспорте, воспитание учащегося личностью безопасного типа поведения в транспортной среде и развитие у него необходимых навыков безопасной жизнедеятельности в этой среде.
В свою очередь движение по вертикали организационно-деятельностного комплекса означает выбор средств и методов реализации содержания формирования транспортной культуры школьников.
Движение по вертикали результативного блока означает переход от уровня сформированности у учащихся необходимых знаний, умений и навыков самостоятельного безопасного участия в транспортных процессах через уровень сформированности у них ценностей и качеств, определяющих личность безопасного типа поведения в транспортной среде, к уровню знаний, умений и навыков самостоятельного обеспечения собственной безопасной жизнедеятельности в этой среде.
Движение же по горизонтали от блока к блоку, как видно, есть движение от цели к результату.
Критериями оценки уровня сформированности транспортной культуры у школьников выступают их знания и умения в области транспортных отношений, а также личностные качества учащихся как субъектов безопасного поведения.
Литература
1. Якупов А.М. Современная парадигма предотвращения дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей и подростков: научное издание / А.М. Якупов. - Магнитогорск: Издательство «Магнитогорский Дом печати», 2008.
2. Якупов А.М. Транспортная культура: философское и социокультурное обоснование природы / Жизнь. Безопасность. Экология. - 2008. - № 1-2.
3. Якупов А.М. Транспортная культура школьника: социокультурное обоснование, структура и содержание / Жизнь. Безопасность. Экология. - 2008. - № 1-2.
4. Якупов А.М. Социальные и психолого-педагогические предпосылки формирования транспортной культуры школьников / Жизнь. Безопасность. Экология. - 2008. - № 1-2.
5. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и условия ее формирования: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2007.
6. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.