СОВЕРШЕННОЛЕТНЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ПОЛЬСКОМ РЫНКЕ ТРУДА
И. Стржалковска
В статье поднимается вопрос о сложившейся на польском рынке труда ситуации со взрослым населением страны. Автор показывает, как часто совершеннолетнее население страны принимает участие в таких учебных мероприятиях, как курсы, практические занятия и т. п., нацеленные на повышение профессионального уровня, с учетом возраста, пола, уровня образования и пр. В статье также показаны причины необходимости постоянно повышать профессиональный уровень работающего населения.
Article takes up the subject of the situation of adults in the Polish labor market. Shows the frequency of taking courses, training and other activities aimed at improving professional qualifications, with the distinction of age, sex, current level of education etc. Moreover, reveals reasons the constant compulsion to acquire higher professional skills.
Ключевые слова: польский рынок труда, повышение профессиональной квалификации, образование для взрослых, статус занятости, прогресс цивилизации.
Key words: polish labor market, raising professional qualifications, adult education, employment status, the progress of civilization.
Изменения в рабочем процессе могут стать результатом многих факторов. Начиная с 1989 г. в Польше значительная часть таких изменений была обусловлена политическими изменениями, научным и техническим прогрессом (автоматизацией и распространением робототехники), переходом от физической к интеллектуальной занятости. Результатом таких процессов стали изменения квалификации работников1.
Достигнутый уровень образования оказал специфическое воздействие на занятость населения. Чем выше оказывался уровень образования, тем более вероятным было повышение активности на рынке труда. Стоит также отметить, что среди мужской части населения с высшим образованием более 20 % с меньшей вероятностью проявляло активность на рынке труда. В то же время у женщин этот показатель значительно выше: около 60 % женского работающего населения со средним образованием с меньшей вероятностью задержатся надолго на рынке труда2. Анализ участия на рынке труда населения старше 18 лет с использованием показателей системы образования и оценки статуса занятости показывает, что в 2013 г. около 63,6 % были в состоянии экономической неактивности, из которых 86,8 % были младше 24-х лет, и все еще находились в школьной системе образования. В экономически активной группе населения старше 18 лет, окончившей образовательный процесс, лишь 13,2% не были трудоустроены. В системе повышения квалификации среди представителей группы респондентов, достигших 24 лет, окажется в основном работающее население, обладающее достаточно высокой квалификацией, и меньшее количество составит безработная или экономиче-
1 T. Pilch, Cztowiek dorosty w scenariuszu zycia rodzinnego, in: Wprowadzenie do andragogiki, T. Wujek (red.), Warszawa, 1996.
2 I. E. Kotowska (red.), Rynek pracy i wykluczenie spoteczne w kontekscie percepcji Polakow. Diagnoza spoteczna 2013. Raport tematyczny, Warszawa, 2014.
309
ски неактивная часть населения. Среди способных работать, но не трудоустроенных, достигших 18 лет, активно участвующих в обучении, большинство составляют женщины: количество их достигает 58,3 % всех ненеработающих и 58,5 % работающих. Активные, успешные в образовании люди, в большинстве своем находящиеся в образовательной системе, составляют 81,7 % безработных и 70,2 % работающих. Стоит обратить особое внимание на повышение в 2013 г. значимости образовательной системы в той её части, что не касается школы, особенно в случае работающих взрослых1.
Образовательный процесс в течение жизни, и особенно повышение квалификации, является важнейшим основанием Европейской концепции занятости2. Стремительные изменения в экономике внутри страны и во внешних экономических факторах требуют активных долгосрочных действий, которые помогут подготовиться к новым трудностям и преодолеть их. Один из важнейших способов достижения этого - инвестиции в человека в течение всей его жизни. Для того чтобы быть способным на соответствующие действия одновременно и на государственном уровне, и на своем рабочем месте, необходимо повысить распространение взрослого образования, знать определяющие факторы для осуществления профессионального образования.
Таблица
Структура группы населения, достигшего 25 лет, принимающего участие в какой бы то ни было деятельности, связанной с повышением профессиональной квалификации и навыков в 2005-2007, 2007-2009, 2009-2011, 2011-2013 гг., на основе отличий по полу, образованию, месту проживания и возрасту, %3
Демографические и социальные характеристики Количество людей от 25 лет, участвующих в повышении квалификации, по годам, %
2005- 2007 2007-2009 2009-2011 2011-2013
Всего 11,7 11,9 10,7 9,6
Женщины 56,8 51,9 54,0 56,1
Мужчины 43,2 48,1 46,0 43,9
Высшее и профессиональное 57,5 57,4 62,2 63,4
Среднее 28,5 29,0 24,7 25,2
Основное профессиональное 11,8 11,9 10,6 9,5
Начальное и ниже 2,2 1,7 2,5 1,9
Города с населением более 500 тыс. 23,6 24,1 25,2 27,3
Города с населением 200-500 тыс. 17,0 17,2 17,2 16,9
Города с населением 100-200 тыс. 8,4 8,0 8,0 8,4
Города с населением 20-100 тыс. 19,6 19,2 20,0 18,4
Города с населением менее 20 тыс. 11,8 10,4 10,6 10,6
1 http://www.diagnoza.com/pliki/raporty_tematyczne/Rynek_pracy_i_wykluczenie_spoleczne.pdf
2 http://ec.europa.eu/social
3 I. E. Kotowska (red.), Rynek pracy i wykluczenie spoteczne w kontekscie percepcji Polakow. Diagnoza spoteczna 2013. Raport tematyczny, Warszawa, 2014.
310
Деревня 19,6 21,0 19,0 18,4
25-29 лет 25,8 27,3 25,7 22,8
30-34 года 20,9 18,7 19,9 19,8
35-39 лет 14,3 16,4 16,2 16,6
40-44 года 12,8 12,0 12,6 12,7
45-49 лет 10,4 10,6 9,2 9,2
50-54 года 9,3 8,4 8,0 8,5
55 лет и старше 6,4 6,6 8,5 10,3
Источник: исследовательская группа Е. Котовской.
Из таблицы видно, что типичным представителем, принимающим участие в какой бы то ни было деятельности, связанной с повышением профессиональной квалификации или навыков, будет по-прежнему человек с высшим образованием в возрасте 25-34 лет, живущий в большом городе, скорее женщина, чем мужчина. Данные таблицы подтверждают правильность выборки участия в процессе повышении квалификации по отношению к месту проживания, особенно неблагоприятны показатели у населения деревень. С увеличением населенного пункта деятельность, связанная с повышением квалификации, становится более активной. Результаты подтверждают высокую селективную природу взрослого образования.
В XXI в. рынок труда становится глобальным, что показывает участие в нем двух миллионов выходцев из Польши по всей территории Европейского союза1 2. Мир стал более открытым, мы оказываемся перед постоянно растущими требованиями. Этот процесс не миновал и польский рынок труда. Ищущий работу человек не может быть пассивным. На сегодня практически любая профессия требует постоянного повышения уровня знаний. Очень часто для того, чтобы процесс работы не был остановлен, работнику приходится постоянно подтверждать новый уровень квалификации.
Повышение профессионального уровня и иных умений населением от 25-ти лет и старше все чаще финансируется работодателем (около 36 % респондентов в 2005-2007 гг. и около 40-42 % в 2007-2013 гг.). Обучение, организованное работодателем, часто более эффективно, поскольку предполагает возможность продолжения контракта. Несколько меньше количество работников, оплачивающих обучение за свой счет. Постоянные 7-8 % респондентов указывают на то, что их образовательная деятельность связана с повышением квалификации или обучением иным навыкам, например,
2
учиться водить машину .
Польша как страна, принадлежавшая ранее к коммунистическому блоку, имеет свою специфику процесса взрослого образования: в стране существует необходимость покрывать лакуны профессиональной компетенции среди населения старше 45-ти лет, закончившего учиться в предыдущей политической системе. Такое слабое место в вопросе взрослого обучения может быть связано со знанием языков, навыками, связанными с информационными технологиями и многими базовыми знаниями, необходи-
1 Raport o Kapitale Intelektualnym Polski, Warszawa, 2008.
2 I. E. Kotowska (red.), Rynek pracy i wykluczenie spoteczne w kontekscie percepcji Polakow. Diagnoza spoteczna 2013. Raport tematyczny, Warszawa, 2014.
311
мыми для того, чтобы принимать активное участие на рынке труда и функционировать в информационном обществе как таковом1 2 3.
Обесценивание знаний неразрывно связано с увеличением скорости развития технологий, формирующих рабочие места и должности. Появляются новые продукты, сервисы, производства. Эксперты Академии наук отмечают, что к 2025 г. в информационно-ориентированной сфере появится 250300 тыс. новых рабочих должностей, что составит 45 % от всего количества новых должностей. Доступ к ним будет возможен для тех, кто имеет достаточно опыта в постоянном повышении собственных умений и навыков2.
На сегодня невозможно планировать профессиональную жизнь лишь в одной компании, поскольку это не отвечает глобальной конкуренции нашего времени, так же как невозможно рассчитывать провести всю профессиональную жизнь, имея одну узкую специализацию, поскольку технологический прогресс может привести к тому, что эта специализация исчезнет. Примеры тому -вероятное замещение оплаты покупок в магазине картами RFID или компьютерная диагностика, уже заменившая "механику двадцатого века" на заправочных станциях. Такой процесс определяет появление новых должностей и рабочих мест, которые потребуют наличие абсолютно иных профессиональ-
3
ных навыков .
Анализ активности взрослого населения в получении дополнительного образования, понимаемого как задействованные специфические образовательные услуги и факультативное школьное обучение, как использование профессионального развития, все еще не вносит принципиальных изменений в процесс оценки обучения в течение жизни. Все еще очевидна высокая селективность такого процесса в отношении людей старше 25-ти лет. В таком обучении по большей части принимает участие молодое, хорошо образованное население с высоким уровнем дохода, профессионально активное, проживающее в крупных городах. Отмечается, однако, тенденция к повышению использования всех типов курсов, классов, практических занятий и т. п., способствующих повышению статуса работника. Это происходит благодаря развитию государства, общему прогрессу цивилизации, изменению мировосприятия людей. С моей точки зрения, это хорошо, а будет - еще лучше.
Список литературы
1.I. E. Kotowska (red.), Rynek pracy i wykluczenie spoteczne w kontekscie percepcji Polakow.
Diagnoza spoteczna 2013. Raport tematyczny, Warszawa, 2014.
2. Raport o Kapitale Intelektualnym Polski, Warszawa, 2008.
3. T. Pilch, Cztowiek dorosty w scenariuszu zycia rodzinnego, in: Wprowadzenie do andragogiki,
T. Wujek (red.), Warszawa, 1996.
4. http://www.pan.pl/
5. http://www.diagnoza.com/pliki/raporty_tematyczne/Rynek_pracy_i_wykluczenie_spoleczne.pdf
1 Raport o Kapitale Intelektualnym Polski, Warszawa, 2008.
2 http://www.pan.pl/
3 Raport o Kapitale Intelektualnym Polski, Warszawa, 2008.
312