Научная статья на тему 'СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС СУВОРОВЦА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС СУВОРОВЦА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социометрический статус / коллектив / личность / педагоги / воспитатели.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нагорнова Юлия Владимировна, Феодориди Анна Грантовна

становление личности в социуме, положение подростка среди других детей, его отношение к окружающим требует особого внимания на протяжении всего процесса воспитания. Формирование человека происходит в коллективе – через установление межличностных связей, обучение социально желаемой модели поведения и жизни в социуме. Особенно необходимо учитывать специфику образовательной организации: суворовское военное училище закрытый социум. Соответственно, формирование личности осуществляется при помощи всех субъектов образовательного процесса в училище: воспитателей (имеющих специальное образование), педагогов – психологов, педагогов-организаторов, преподавателей отдельных дисциплин. Воспитание через коллектив, ориентация на личный пример значимых для суворовцев личностей и поддержка родителей/законных представителей прогнозируют достойный результат и благополучный социометрический статус каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС СУВОРОВЦА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС СУВОРОВЦА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нагорнова Ю.В.1, Феодориди А.Г.2

1Нагорнова Юлия Владимировна - педагог - психолог высшей квалификационной категории, 2Феодориди Анна Грантовна - педагог - психолог первой квалификационной категории, ФГКОУ «Московское Суворовское военное ордена почета училище Министерства обороны Российской Федерации»

г. Москва

Аннотация: становление личности в социуме, положение подростка среди других детей, его отношение к окружающим требует особого внимания на протяжении всего процесса воспитания. Формирование человека происходит в коллективе - через установление межличностных связей, обучение социально желаемой модели поведения и жизни в социуме. Особенно необходимо учитывать специфику образовательной организации: суворовское военное училище - закрытый социум. Соответственно, формирование личности осуществляется при помощи всех субъектов образовательного процесса в училище: воспитателей (имеющих специальное образование), педагогов -психологов, педагогов-организаторов, преподавателей отдельных дисциплин. Воспитание через коллектив, ориентация на личный пример значимых для суворовцев личностей и поддержка родителей/законных представителей прогнозируют достойный результат и благополучный социометрический статус каждого ребенка.

Ключевые слова: социометрический статус, коллектив, личность, педагоги, воспитатели.

В современной системе образования, как и в современной жизни, огромное значение имеет ПОСТРОЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

В данной статье поднят вопрос становления подросткового коллектива, а если точнее -социометрический статус каждого суворовца, который формируется и развивается в процессе учебной деятельности и вне её. Учитывая специфику жизни обучающихся в МсСВУ, мы можем говорить о том, что в начале обучения (5 классы) им было достаточно трудно переформатировать свои представления об общении и подчинении общим правилам и нормам жизни в училище.

Социометрический статус - это показатель, отражающий степень, в которой кто-то нравится или не нравится своим сверстникам в группе [1, 6].

Все ребята пришли в училище, попали в роту уже со своим с базовым социальным статусом. Конкретизируем понятие социального статуса применительно к МсСВУ: статус - это то положение, которое занято подростком среди своих ровесников с учетом того, как личность зарекомендовала себя -поступками, учебой, манерой общаться и так далее. То есть они и чувствовали себя соответственно. Однако в новых социальных условиях ситуация иная: социальный статус нужно зарабатывать заново -подтверждать прежний или выходить на новый уровень. Становление статуса - очень сложный, «морально - затратный» процесс.

Анализ литературных источников позволяет предложить два вида классификации социального статуса, которые мы представляем в виде таблицы.

Таблица 1.

Гриппы - статусы, занимаемые личностью в социуме

Додж К. А., Кой Дж.Д., Брэкке Н.П. [1, 2, 4, 71 Дж.Л. Морено [1]

Классификация Особенности Классификация Особенности

Популярные дети Дети считаются популярными, если они получают много положительных отзывов о своем поведении и учебе Социометрические звезды Получают максимальное количество положительных отзывов со стороны окружающих при незначительном количестве отрицательных. К ним обращены симпатии большинства в коллективе

Отвергнутые дети Дети считаются отвергнутыми, если они получают много негативных отзывов и мало положительных. Предпочитаемые С данными ребятами общаются в своем большинстве, конфликты редки и решаются конструктивно.

Дети, о которых не заботятся Дети считаются обделёнными вниманием, если они получают мало положительных или отрицательных отзывов. Такие дети не пользуются особой любовью или неприязнью сверстников и, как правило, остаются незамеченными. Пренебрегаемые В коллективе не пользуются популярностью, их «терпят», обращаются при необходимости. Такие ребята общаются с ограниченным кругом лиц по интересам.

Средние дети Дети считаются «средними», если они получают среднее количество как положительных, так и отрицательных оценок. Отверженные Дети, отношение к которым носит довольно ярко окрашенный негативный момент. С ними предпочитают не общаться, так как это общение не приятно.

Спорные дети Дети считаются спорными, если они получают много положительных и много отрицательных отзывов. Говорят, что они нравятся многим детям, но и многим не нравятся. Изолированные Индивиды с отсутствием как положительных, так и отрицательных выборов. Это наиболее неблагоприятная позиция человека, к которому равнодушны окружающие его люди.

Практическая работа педагога - психолога в тесном взаимодействии с воспитателями и преподавателями позволила понять, что наиболее правильным в нашем случае является придерживаться классификации социометрического статуса по Дж. Морено. В ходе диагностического наблюдения модифицировалась классификация, приняв вид, представленный ниже.

Таблица 2.

Статус Описание

«высокий» «выше среднего» Такие ребята - лидеры, они занимают довольно высокое положение в структуре группы, имеют авторитет среди других суворовцев, оказывают заметное влияние на членов коллектива. Отношения с другими сбалансированные

«средний» Ребята приняты в коллективе, имеют определенное влияние на кадет, и отношения поддерживают на нормативном уровне

«ниже среднего» Когда подростком занимается незначительное положение среди окружающих; степень влияния на других слабая

«низкий» При данном социометрическом статусе ребенок обособлен, не влияет на коллектив

Для того, чтобы иметь четкое представление о реальном статусе каждого из суворовцев роты, проводятся диагностические исследования (Социометрия по Дж.Л. Морено [6]), составляется социограмма каждого взвода, анализируются взаимные выборы или их отсутствие. Социометрия - это мониторинговое исследование, позволяющее отслеживать социометрический статус каждого во взводе на протяжении всего периода обучения суворовца. Так же могут сравниваться результаты между взводами в роте, просматриваться динамика. По результатам социометрии даются обширные рекомендации, позволяющие грамотно и планомерно вести превентивную и коррекционную работу как воспитателям, так и предметникам, наблюдающим за коммуникационными связями на учебных занятиях.

Действия воспитателей обсуждаются с психологом, прогнозируется возможный результат. Проговаривание этапов работы по поддержке здорового эмоционального микроклимата необходимо для того, чтобы избежать ошибок, ведь подростковый возраст и закрытость коллектива влияют на личность (во время пубертата ребята особо ранимы, упрямы и эмоционально лабильны). Если воспитатель заметил, что у ребенка выраженные проблемы становления в коллективе, то составляется план индивидуальной работы, начинается «многоканальная» поддержка и повышение статуса через работу со всем взводом.

Из опыта работы в закрытом образовательном учреждении МО РФ можно представить вниманию перечень действий субъектов образовательного процесса (воспитатели, педагоги - предметники), которые являются эффективными для формирования благоприятного социометрического статуса каждого из суворовцев взвода и роты в целом.

Таблица 3.

Действия воспитателей, педагогов - предметников для повышения социометрического статуса суворовца - подростка

Соблюдение четкости и доступности предъявляемых к каждому требований (это залог успешной коммуникации во взводе, то есть установление адекватных социальных связей).

Вовлечение суворовцев с низким социальным статусом в социально - активную деятельность, трансляция задания, которые помогут показать лучшую сторону личности суворовца. То есть надо давать «важные поручения», которые оценил бы весь взвод.

Оказание помощи в достижении успеха в том направлении, от которого, в первую очередь, зависит положение во взводе (например, преодоление застенчивости, замкнутости, вспыльчивости, негативизма в общении, обидчивости, чрезмерной навязчивости или «ябидничества» а так же возможно неуспешности в каких - либо предметах)

Избегание неумеренного захваливания или противопоставления друг другу.

При работе желательно не включать в совместную деятельность (групповую или парную работу) ребят, испытывающих совместную неприязнь, а так же одностороннюю антипатию.

Особую роль в формировании и укреплении социального статуса суворовца имеет семья. Училище имеет определенную специфику, и ребята находятся тут круглосуточно, имея возможность общаться с родными людьми только во время увольнения и каникулярного отпуска. Соответственно, предполагаем, что подросток все свои проблемные вопросы может обсуждать во время увольнения.

Таблица 4.

Действия, предпринимаемые родителями для повышения социометрического статуса суворовца -подростка Причина

Упражнения, позволяющие контролировать свое поведение /разрабатываются психологом и предлагаются родителям/. Умение управлять своим поведением, преодолевать трудности в общении и принимать верные решения существенно повысит положение Вашего сына в коллективе ровесников.

Учить брать на себя ответственность и держать данные обещания Стремление к тому, чтобы ребенок пользовался уважением в коллективе, был лидером, чтобы он умел сдерживать обещания и брать на себя ответственность.

Не фокусировать внимание только на высоких достижениях, не зацикливаться на том, что только высокий результат в чем, либо дает высокий статус в коллективе. Внимание - на личностные качества - доброту, стремление прийти на выручку, оказать поддержку другому Колеблющийся /низкий социометрический статус ребенка, слабые коммуникативные связи в коллективе

Хвалить за усилия и стремления, но не перехваливать. Колеблющаяся самооценка. *Похвала - это прекрасное средство для поддержки адекватной самооценки. Однако при «перехваливании» в подростке сформируется ложная уверенность в своих достижениях

Слова и советы родителей/законных представителей имеют особый вес, ведь ребята скучают по семье и прислушиваются к ним. Поняв со слов ребенка (и во время беседы с психологом, воспитателем), что отношения в коллективе у него оставляют желать лучшего, подростку некомфортно, родители предпринимают ряд действий. Особенно эффективными являются те, которые представлены выше в таблице 4.

Таким образом мы можем с уверенностью сказать, что социометрический статус суворовца - результат систематической работы педагога - психолога, педагога - организатора, воспитателей и предметников.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социометрия

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/01/10/sotsiometricheskiy-status-shkolnika-v-kollektive-sverstnikov.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-vzaimootnosheniy-podrostkov-s-razlichnim-sociometricheskim-statusom-v-klassnom-kollektive-1501618.html.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/status-rebenka-v-shkolnom-kollektive. 12964036279/.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/129933/1/iurp-2024-1-16.pdf.

6. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - В 3 кн. - Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М: Просвещение: Валдос, 2015. - 507 с.

7. Зимина М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников / М.А. Зимина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1354-1357. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29551/ (дата обращения: 30.01.2025).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.