СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС СУВОРОВЦА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Нагорнова Ю.В.1, Феодориди А.Г.2
1Нагорнова Юлия Владимировна - педагог - психолог высшей квалификационной категории, 2Феодориди Анна Грантовна - педагог - психолог первой квалификационной категории, ФГКОУ «Московское Суворовское военное ордена почета училище Министерства обороны Российской Федерации»
г. Москва
Аннотация: становление личности в социуме, положение подростка среди других детей, его отношение к окружающим требует особого внимания на протяжении всего процесса воспитания. Формирование человека происходит в коллективе - через установление межличностных связей, обучение социально желаемой модели поведения и жизни в социуме. Особенно необходимо учитывать специфику образовательной организации: суворовское военное училище - закрытый социум. Соответственно, формирование личности осуществляется при помощи всех субъектов образовательного процесса в училище: воспитателей (имеющих специальное образование), педагогов -психологов, педагогов-организаторов, преподавателей отдельных дисциплин. Воспитание через коллектив, ориентация на личный пример значимых для суворовцев личностей и поддержка родителей/законных представителей прогнозируют достойный результат и благополучный социометрический статус каждого ребенка.
Ключевые слова: социометрический статус, коллектив, личность, педагоги, воспитатели.
В современной системе образования, как и в современной жизни, огромное значение имеет ПОСТРОЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
В данной статье поднят вопрос становления подросткового коллектива, а если точнее -социометрический статус каждого суворовца, который формируется и развивается в процессе учебной деятельности и вне её. Учитывая специфику жизни обучающихся в МсСВУ, мы можем говорить о том, что в начале обучения (5 классы) им было достаточно трудно переформатировать свои представления об общении и подчинении общим правилам и нормам жизни в училище.
Социометрический статус - это показатель, отражающий степень, в которой кто-то нравится или не нравится своим сверстникам в группе [1, 6].
Все ребята пришли в училище, попали в роту уже со своим с базовым социальным статусом. Конкретизируем понятие социального статуса применительно к МсСВУ: статус - это то положение, которое занято подростком среди своих ровесников с учетом того, как личность зарекомендовала себя -поступками, учебой, манерой общаться и так далее. То есть они и чувствовали себя соответственно. Однако в новых социальных условиях ситуация иная: социальный статус нужно зарабатывать заново -подтверждать прежний или выходить на новый уровень. Становление статуса - очень сложный, «морально - затратный» процесс.
Анализ литературных источников позволяет предложить два вида классификации социального статуса, которые мы представляем в виде таблицы.
Таблица 1.
Гриппы - статусы, занимаемые личностью в социуме
Додж К. А., Кой Дж.Д., Брэкке Н.П. [1, 2, 4, 71 Дж.Л. Морено [1]
Классификация Особенности Классификация Особенности
Популярные дети Дети считаются популярными, если они получают много положительных отзывов о своем поведении и учебе Социометрические звезды Получают максимальное количество положительных отзывов со стороны окружающих при незначительном количестве отрицательных. К ним обращены симпатии большинства в коллективе
Отвергнутые дети Дети считаются отвергнутыми, если они получают много негативных отзывов и мало положительных. Предпочитаемые С данными ребятами общаются в своем большинстве, конфликты редки и решаются конструктивно.
Дети, о которых не заботятся Дети считаются обделёнными вниманием, если они получают мало положительных или отрицательных отзывов. Такие дети не пользуются особой любовью или неприязнью сверстников и, как правило, остаются незамеченными. Пренебрегаемые В коллективе не пользуются популярностью, их «терпят», обращаются при необходимости. Такие ребята общаются с ограниченным кругом лиц по интересам.
Средние дети Дети считаются «средними», если они получают среднее количество как положительных, так и отрицательных оценок. Отверженные Дети, отношение к которым носит довольно ярко окрашенный негативный момент. С ними предпочитают не общаться, так как это общение не приятно.
Спорные дети Дети считаются спорными, если они получают много положительных и много отрицательных отзывов. Говорят, что они нравятся многим детям, но и многим не нравятся. Изолированные Индивиды с отсутствием как положительных, так и отрицательных выборов. Это наиболее неблагоприятная позиция человека, к которому равнодушны окружающие его люди.
Практическая работа педагога - психолога в тесном взаимодействии с воспитателями и преподавателями позволила понять, что наиболее правильным в нашем случае является придерживаться классификации социометрического статуса по Дж. Морено. В ходе диагностического наблюдения модифицировалась классификация, приняв вид, представленный ниже.
Таблица 2.
Статус Описание
«высокий» «выше среднего» Такие ребята - лидеры, они занимают довольно высокое положение в структуре группы, имеют авторитет среди других суворовцев, оказывают заметное влияние на членов коллектива. Отношения с другими сбалансированные
«средний» Ребята приняты в коллективе, имеют определенное влияние на кадет, и отношения поддерживают на нормативном уровне
«ниже среднего» Когда подростком занимается незначительное положение среди окружающих; степень влияния на других слабая
«низкий» При данном социометрическом статусе ребенок обособлен, не влияет на коллектив
Для того, чтобы иметь четкое представление о реальном статусе каждого из суворовцев роты, проводятся диагностические исследования (Социометрия по Дж.Л. Морено [6]), составляется социограмма каждого взвода, анализируются взаимные выборы или их отсутствие. Социометрия - это мониторинговое исследование, позволяющее отслеживать социометрический статус каждого во взводе на протяжении всего периода обучения суворовца. Так же могут сравниваться результаты между взводами в роте, просматриваться динамика. По результатам социометрии даются обширные рекомендации, позволяющие грамотно и планомерно вести превентивную и коррекционную работу как воспитателям, так и предметникам, наблюдающим за коммуникационными связями на учебных занятиях.
Действия воспитателей обсуждаются с психологом, прогнозируется возможный результат. Проговаривание этапов работы по поддержке здорового эмоционального микроклимата необходимо для того, чтобы избежать ошибок, ведь подростковый возраст и закрытость коллектива влияют на личность (во время пубертата ребята особо ранимы, упрямы и эмоционально лабильны). Если воспитатель заметил, что у ребенка выраженные проблемы становления в коллективе, то составляется план индивидуальной работы, начинается «многоканальная» поддержка и повышение статуса через работу со всем взводом.
Из опыта работы в закрытом образовательном учреждении МО РФ можно представить вниманию перечень действий субъектов образовательного процесса (воспитатели, педагоги - предметники), которые являются эффективными для формирования благоприятного социометрического статуса каждого из суворовцев взвода и роты в целом.
Таблица 3.
Действия воспитателей, педагогов - предметников для повышения социометрического статуса суворовца - подростка
Соблюдение четкости и доступности предъявляемых к каждому требований (это залог успешной коммуникации во взводе, то есть установление адекватных социальных связей).
Вовлечение суворовцев с низким социальным статусом в социально - активную деятельность, трансляция задания, которые помогут показать лучшую сторону личности суворовца. То есть надо давать «важные поручения», которые оценил бы весь взвод.
Оказание помощи в достижении успеха в том направлении, от которого, в первую очередь, зависит положение во взводе (например, преодоление застенчивости, замкнутости, вспыльчивости, негативизма в общении, обидчивости, чрезмерной навязчивости или «ябидничества» а так же возможно неуспешности в каких - либо предметах)
Избегание неумеренного захваливания или противопоставления друг другу.
При работе желательно не включать в совместную деятельность (групповую или парную работу) ребят, испытывающих совместную неприязнь, а так же одностороннюю антипатию.
Особую роль в формировании и укреплении социального статуса суворовца имеет семья. Училище имеет определенную специфику, и ребята находятся тут круглосуточно, имея возможность общаться с родными людьми только во время увольнения и каникулярного отпуска. Соответственно, предполагаем, что подросток все свои проблемные вопросы может обсуждать во время увольнения.
Таблица 4.
Действия, предпринимаемые родителями для повышения социометрического статуса суворовца -подростка Причина
Упражнения, позволяющие контролировать свое поведение /разрабатываются психологом и предлагаются родителям/. Умение управлять своим поведением, преодолевать трудности в общении и принимать верные решения существенно повысит положение Вашего сына в коллективе ровесников.
Учить брать на себя ответственность и держать данные обещания Стремление к тому, чтобы ребенок пользовался уважением в коллективе, был лидером, чтобы он умел сдерживать обещания и брать на себя ответственность.
Не фокусировать внимание только на высоких достижениях, не зацикливаться на том, что только высокий результат в чем, либо дает высокий статус в коллективе. Внимание - на личностные качества - доброту, стремление прийти на выручку, оказать поддержку другому Колеблющийся /низкий социометрический статус ребенка, слабые коммуникативные связи в коллективе
Хвалить за усилия и стремления, но не перехваливать. Колеблющаяся самооценка. *Похвала - это прекрасное средство для поддержки адекватной самооценки. Однако при «перехваливании» в подростке сформируется ложная уверенность в своих достижениях
Слова и советы родителей/законных представителей имеют особый вес, ведь ребята скучают по семье и прислушиваются к ним. Поняв со слов ребенка (и во время беседы с психологом, воспитателем), что отношения в коллективе у него оставляют желать лучшего, подростку некомфортно, родители предпринимают ряд действий. Особенно эффективными являются те, которые представлены выше в таблице 4.
Таким образом мы можем с уверенностью сказать, что социометрический статус суворовца - результат систематической работы педагога - психолога, педагога - организатора, воспитателей и предметников.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социометрия
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/01/10/sotsiometricheskiy-status-shkolnika-v-kollektive-sverstnikov.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-vzaimootnosheniy-podrostkov-s-razlichnim-sociometricheskim-statusom-v-klassnom-kollektive-1501618.html.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/status-rebenka-v-shkolnom-kollektive. 12964036279/.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/129933/1/iurp-2024-1-16.pdf.
6. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - В 3 кн. - Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М: Просвещение: Валдос, 2015. - 507 с.
7. Зимина М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников / М.А. Зимина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1354-1357. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29551/ (дата обращения: 30.01.2025).