Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ'

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянова Г. В., Гитман Е. К.

Статья представляет собой обзор и анализ научной литературы по проблеме формирования профессиональной компетентности бакалавров в период обучения в высшем учебном заведении. Авторы рассматривают особенности компетентностного подхода, который раскрывается через совокупность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих бакалавров. Анализируются разные точки зрения на определение понятия профессиональной компетентности, описывается его структура, включающая в себя пять компонентов - содержательный, деятельностный, технический, интеллектуальный и мотивационно-целевой. Компонентная структура формулируется на основе сочетания пяти базовых качеств человека: знаний, умений, психофизиологических особенностей и свойств личности, мотивов, Я-концепции («образ Я»). Образовательный процесс в вузе рассматривается с позиции единства обучения и воспитания с акцентом на их функциональных различиях. Обучение и воспитание призваны решать разные задачи: обучение - процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками; воспитание - деятельность, направленная на создание условий для развития личности, ее самоопределения и социализации на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения. Отмечена необходимость формирования компетентностей сугубо воспитательного содержания, таких как компетентности здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире и социального взаимодействия, интеграции и гражданственности, самосовершенствования и саморегулирования, общения и деятельности. Авторы статьи предприняли попытку выделить те компоненты в структуре профессиональной компетентности, в которых наиболее значимой является роль обучения (содержательный, технический), и те, в которых наиболее важна роль воспитания (деятельностный, мотивационно-целевой). Актуальность исследования обусловлена закреплением на федеральном уровне за процессом воспитания статуса планируемого и контролируемого процесса, требующего в связи с этим детального научно-педагогического осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буянова Г. В., Гитман Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE BACHELORS

The article is the result of a scientific literature analysis on the problem of professional competence and its formation during the period of study in higher education. The authors consider the features of the competence approach, which is revealed through a set of universal, general professional and professional competencies that a future bachelor should master. Different definitions of a "professional competence" concept are analyzed. Its structure is described as including five components: content and activity component, technical, intellectual, and motivational-targeted ones, identified on the basis of five essential human qualities (motives, psycho-physiological features and qualities of an individual, I-concept ("image of myself"), knowledge, skills). The educational process at university is considered from the point of view of the unity of training and education. At the same time, the attention is focused on the fact that these two processes are designed to solve different tasks: training - the process of students’ activities organizing to acquire knowledge, skills and competencies; education - activities aimed at personal development, creating conditions for self-determination and socialization of students based on socio-cultural, spiritual and moral values and the rules and norms of behavior adopted in the society. The need to form such competencies of purely educational content as the competence of health-saving, value-semantic orientation in the world, integration, citizenship, self-improvement, self-regulation, self-development, social interaction, competence of communication and activity has been noted. The authors of the article made an attempt to highlight those components in the structure of professional competence (content, technical), where the role of training is the most significant, and those (activity, motivational-target) ones, where the role of education is the most important. The relevance of the study is due to the consolidation of the status of the planned and controlled process for education at the federal level, which requires a detailed scientific and pedagogical understanding.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ»

УДК: 378.147

DOI 10.18503/2658-3186-2021-5-2-10-16

Г. В. Буянова (Пермь, Россия) Е. К. Гитман (Пермь, Россия)

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

Аннотация. Статья представляет собой обзор и анализ научной литературы по проблеме формирования профессиональной компетентности бакалавров в период обучения в высшем учебном заведении. Авторы рассматривают особенности компетентностного подхода, который раскрывается через совокупность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих бакалавров. Анализируются разные точки зрения на определение понятия профессиональной компетентности, описывается его структура, включающая в себя пять компонентов - содержательный, деятельностный, технический, интеллектуальный и мотивационно-целевой. Компонентная структура формулируется на основе сочетания пяти базовых качеств человека: знаний, умений, психофизиологических особенностей и свойств личности, мотивов, Я-концепции («образ Я»). Образовательный процесс в вузе рассматривается с позиции единства обучения и воспитания с акцентом на их функциональных различиях. Обучение и воспитание призваны решать разные задачи: обучение - процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками; воспитание - деятельность, направленная на создание условий для развития личности, ее самоопределения и социализации на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения. Отмечена необходимость формирования компетентностей сугубо воспитательного содержания, таких как компетентности здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире и социального взаимодействия, интеграции и гражданственности, самосовершенствования и саморегулирования, общения и деятельности. Авторы статьи предприняли попытку выделить те компоненты в структуре профессиональной компетентности, в которых наиболее значимой является роль обучения (содержательный, технический), и те, в которых наиболее важна роль воспитания (деятельностный, мотивационно-целевой). Актуальность исследования обусловлена закреплением на федеральном уровне за процессом воспитания статуса планируемого и контролируемого процесса, требующего в связи с этим детального научно-педагогического осмысления.

Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, компетенция, компетентность, структура профессиональной компетентности, обучение, воспитание.

Введение

С подписанием Болонского соглашения (2003 г.) в сфере образования наша страна вступила в период реформ, ориентированных на «повышение качества образования на основе компетентностного подхода»1. Основной идеей компетентностного подхода, согласно И. А. Зимней, является переход от знаниевой парадигмы образования к формированию у молодых людей компетенций / компетентностей, которые позволили бы им по окончании вуза осознанно подходить к планированию своих результатов и организации своей деятельности; брать на себя ответственность за решение познавательных, коммуникативных и нравственных проблем в различных сферах жизнедеятельности; самостоятельно развиваться как личность и успешно социализироваться в обществе [5, с. 12-13].

Комптентностный подход, по своему замыслу, «направлен на сближение сферы образования и рынка труда» [2, с. 38], а изменения в системе образования ориентированы на то, чтобы подготовить самостоятельного и мобильного выпускника, готового «решать разносторонние профессиональные задачи согласно требованиям работодателя» [9, с. 276]. Следовательно, образовательный процесс в вузе в совокупности его учебного и воспитательного компонентов призван формировать у обучающихся профессиональную компетентность - качество человека, определяющее его способность к овладению и обладанию соответствующими универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, включающее, по мнению А.В. Хуторского, «его личное отношение» к выделенным компетенциям и «предмету деятельности» [Цит. по: 10, с. 12].

Однако следует отметить, что обучение и воспитание, как компоненты образовательного процесса, имеют некоторые различия в плане решаемых ими задач. Разница прослеживается в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 17.02.2021): «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по

1 Болонский процесс в России. - [Электронный ресурс] URL: http://www.bologna.ntf.ru/p34aal .html (дата обращения: 13.03.2021).

ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2021. Т. 5. № 2

овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»2. Цель воспитательной деятельности в вузе, согласно Стандарту организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, является «содействие профессионально-личностному становлению обучающихся, обогащение их социально значимого опыта, создание условий и обеспечение возможностей разносторонних личностных проявлений, преодоление негативных тенденций в молодёжной среде»3.

Вслед за А. В. Хуторским, который акцентирует особое внимание на отличиях процессов обучения и воспитания и подчеркивает, что их не следует «механически суммировать», мы считаем, что в системе подготовки студентов необходимо «закрепление за воспитанием места, равнозначного с обучением» [3, с. 441].

Своевременность данного тезиса обусловлена теми изменениями в Федеральном законе об образовании от 31.07.2020, согласно которым с 1 сентября 2020 года в основные образовательные программы наряду с учебными планами, рабочими программами дисциплин, практик и формами аттестации должны быть включены соответствующие документы и по воспитательной работе. А для этого необходимо понимание места и роли воспитания при подготовке будущих бакалавров.

Цель данной статьи - определение роли воспитания в процессе формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров.

1. Понятие «компетентность»

По мнению А. В. Хуторского, «образование человека - это процесс и результат его прогрессивных изменений» на уровне его интеллектуальных, эмоциональных, волевых, физических качеств, а также знания, способности, компетентности и др. Компетенция, с позиции данного автора, это «социальное требование (внешняя норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. А компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией (внутреннее качество ученика)» [13]. По определению Т. А. Безусовой, компетентность - это «устойчивое качество личности, детерминирующее поведение человека во множестве ситуаций и прогнозирующее качественное или недостаточно качественное выполнение работы» [1, с. 140]. В. С. Сенашенко, В. А. Кузнецова и В. С. Кузнецов определяют профессиональную компетентность как «интегральную характеристику личности, которая отражает целостность профессиональной деятельности человека и оценивается профессиональным сообществом» [12, с. 20]. Т. А. Безусова дополняет, что профессиональная компетентность представляет собой «интегральную характеристику, предполагающую способность специалиста решать профессиональные задачи и проблемы, используя усвоенные знания, накопленный жизненный и профессиональный опыт, ориентируясь на склонности, ценности, принципы, идеалы и убеждения» [1, с. 140]. Определяя дифференциальные признаки компетентности В. С. Сенашенко, В. А. Кузнецова и В.С. Кузнецов, подчеркивают, что «компетентность специалиста представляет собой единство его квалификации» [12, с. 21], под которой понимается уровень готовности выпускника, включающий в себя полученный в вузе комплекс знаний, умений и опыт, позволяющий ему выполнять свои трудовые обязанности в определенной профессиональной области. При этом очевидным представляется и тот факт, что владение знаниями, успешность и максимальная эффективность их применения «без фиксации профессиональных этических норм <...> и формирования нравственной ответственности

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 17.02.2021) [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3 Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, рекомендованный Советом Минобрнауки РФ по делам молодежи (4 сентября 2015 г., №ДЛ-34/09пр) // Совет проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России [Электронный ресурс]. URL: http://www.prorectors.ru/aktualnye-materialy.

специалиста в определенной профессиональной области» [7, с. 374] может привезти к негативным последствиям для общества. Мы поддерживаем позицию А. С. Киндеркнехт в том, что «в профессии определение требований к определенным нормам поведения специалистов и к определенной культуре общения становится естественным условием для формирования профессиональной компетентности» [7, с. 375].

Как видно из приведенных толкований, понятие профессиональная компетентность личности не ограничивается профессиональными знаниями и умением их применять на практике. Профессиональная компетентность предполагает, что человек знает не только то «что нужно делать», выполняя ту или иную трудовую функцию, а главное, «как нужно ее выполнять», чтобы принести максимум пользы себе и обществу. По мнению И. В. Руденко, профессиональная компетентность должна включать в себя компетентности, формирование которых непосредственно связано с воспитательной составляющей образовательного процесса. Автор формулирует три группы таких компетентностей: 1) «компетентности, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности: здоро-вьесбережения, компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития; 2) компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека в социальной сфере: социального взаимодействия, компетентность в общении; 3) компетентности, относящиеся к деятельности человека: познавательной деятельности, компетентность деятельности (игра, труд, учение)» [11, с. 91]. Ряд авторов также включают компетентность в области использования «информационных технологий» [4, с. 69].

2. Структура профессиональной компетентности

В таблице 1 представлены пять базовых качеств человека, которые Т. А. Безусова, вслед за А. А. Шехониним, включает в структуру профессиональной компетентности.

Таблица 1

Профессионально важные качества личности

Качество личности Пояснение

1. Мотивы Определяют поведение человека, его цели и поступки Мотивируют на деятельность и результат: специалисты, способны самостоятельно поставить перед собой цель, определить задачи, взять ответственность за их решение, проанализировать результат и сделать правильные выводы

2. Психофизиологические особенности и свойства личности Индивидуальные характеристики личности, обуславливающие особенности ее реакции на информацию или ситуацию (внимательность, устойчивость и концентрация внимания, скорость восприятия информации, ответственность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность и т.д.)

3. Я-концепция («Образ Я») Система представлений человека о самом себе, включающая уверенность / неуверенность человека в себе при реализации деятельности

4. Знания Объем информации, которым человек обладает в определенной сфере

5. Умения Способность человека выполнять умственные или физические действия для достижения результата

Взяв за основу эти характеристики, необходимые для эффективной профессионализации человека, коллектив санкт-петербургских ученых (А. А. Шехонин, А. Ш. Багаутдинова, М. Б. Будько, М. Ю. Будько, А. О. Вознесенская, Л. А. Забодалова, И. В. Клещева, Л. А. Надточий, О. Ю. Орлова, В. А. Тарлыков) выделяет пять компонентов, составляющих структуру профессиональной компетентности - содержательный, деятельностный, технический, интеллектуальный и мотивационно-целевой [14, с. 14].

3. Роль обучения и воспитания в формировании компонентов профессиональной компетентности

Анализируя представленные компоненты, попробуем ответить на вопрос, в рамках какого педагогического процесса (обучения или воспитания) наиболее целесообразно формирование качеств личности, названных в таблице выше. Подчеркнем, что распределение по процессам несет условный характер.

В первую очередь, заметим, что мы не принимаем во внимание «психофизиологические особенности и свойства личности», т. к. они относятся к тем особенностям личности, которые являются генетически обусловленными. Они проявляются и развиваются «под влиянием продолжительности и

ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2021. Т. 5. № 2

динамического состояния всех тех процессов (в том числе и образовательного), в которых эта личность участвует» [6, с. 132]. Данную характеристику авторы структуры профессиональной компетентности относят к ее «интеллектуальному компоненту» [14, с. 14].

Что касается профессиональных знаний и умений (качества личности под номерами 4 и 5), то они приобретаются учащимися в большей степени во время учебных занятий, производственных и учебных практик. Они составляют «содержательный и технический компоненты компетентности» (по А. А. Шехонину с соавт.). Эти характеристики отображены в содержании рабочих программ дисциплин и практик, утвержденных вузом. Эффективность усвоения знаний и умений студентами зависит от того, насколько методически и дидактически грамотно организован непосредственно учебный процесс. Содержательный компонент легко контролируется, поддается оценке, именно на основе сформированности этого компонента выдается диплом и присваивается квалификация. «Дея-тельностный» и «мотивационно-целевой» компоненты, содержательно представлены мотивированностью на профессиональную деятельность, «устойчивым стремлением к реализации познавательных потребностей и интеллектуальных возможностей», пониманием «значения образования и самообразования <...> как необходимого условия профессионального роста» (Мотивы); осознанием обучающимися «смысла осуществляемой им деятельности», наличием «позитивного отношения к ней» и «уверенности в своих силах» (Я-концепция («Образ Я») [14, с. 14]. Данные компоненты профессиональной компетентности являются необходимым условием продуктивного и качественного обучения в вузе, с одной стороны, и развития личности, с другой. И создание этих условий на основе социокультурных, нравственных ценностей и норм поведения, а также изучение, коррекция, формирование, разъяснение, донесение до понимания студентов этой стороны образовательного процесса входят, на наш взгляд, в круг основных задач воспитательной работы со студентами.

В качестве подтверждения нашего предположения можно привести мнение Н. Б. Нестеровой. Исследователь, рассматривает процесс формирования профессиональной компетентности не только как «сочетание знаний, умений и навыков, но и как развитие профессионально значимых качеств, в том числе мотивации профессиональной деятельности», которая, по мнению автора, «отражает сущность профессиональной компетентности специалиста» [8]. В свою очередь, мотивы к профессиональной деятельности и в профессиональной деятельности базируется на той системе ценностей, которая предъявляется обучающемуся во время профессиональной подготовки в вузе и на том, насколько эта система им принимается.

Анализ точек зрения И. А. Зимней, А. В. Хуторского, Т. А. Безусовой, В. С. Сенашенко, В. А. Кузнецовой, В. С. Кузнецова, А. С. Киндеркнехт, Н. Б. Нестеровой относительно сущности профессиональной компетентности и их соотнесение с целями воспитания и требованиями к результатам освоения программы бакалавриата, сформулированных в последних федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО 3++) в виде универсальных (далее - УК) и общепрофессиональных компетенций, позволил предположить, что основные задачи воспитания в вузе отражены в формулировках универсальных компетенций. Иными словами, успешное формирование универсальных компетенций: способности определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения (УК-2); осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6); воспринимать межкультурное разнообразие общества (УК-5); создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности (УК-8) - требует специальных воспитательных мероприятий. При этом следует подчеркнуть, что универсальные компетенции являются основой формирования и общепрофессиональных, и профессиональных компетенций.

Заключение

Таким образом, согласно заявленному во ФГОС ВО результату профессионального обучения и воспитания в вузе, основной целью высшего образования с позиции компетентностного подхода является сформированность профессиональной компетентности и присвоение квалификации.

Исходя из структуры профессиональной компетентности, ресурс воспитательной деятельности наиболее востребован при формировании двух ( с учетом «интеллектуального») из пяти компонентов профессиональной компетентности: 1) деятельностного, предполагающего готовность обучающегося к реализации своих профессиональных умений и навыков на основе осознанности смысла осуществляемой деятельности, положительного отношения к ней, уверенности в своих силах; и 2) мотивационно-целевого, обеспечивающего постоянную потребность в познании, устойчивое жела-

ние реализовывать свой интеллектуальный потенциал, понимание важности образования и способности к самообразованию в профессиональной деятельности как необходимого условия профессионального роста.

В ФГОС ВО нет четкого выделения тех компетенций, которые необходимо формировать в рамках воспитательной деятельности в вузе. На сегодняшний день распределение всех компетенции осуществляется между дисциплинами, имеющими место в учебном плане. Сопоставив сущность понятий воспитания и обучения, проанализировав структуру профессиональной компетентности, цель воспитательной деятельности и формулировки компетенций, заявленных во ФГОС ВО, мы пришли к выводу, что наиболее значима роль воспитания при формировании универсальных компетенций, т. к. они отражают социальное требование к готовности выпускника к самореализации в профессиональной деятельности на основе нравственно-этических правил и норм, связанных с отношением к себе как личности и субъекту деятельности, к любому виду деятельности и взаимодействию в социальной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безусова Т. А. Пути организации компетентного подхода в сфере высшего профессионального образования // Фiзико-математична освгга/ 2018, Випуск 1(15), С. 137-141.

2. Бершадская М. Д., Серова А. В., Чепуренко А. Ю., Зима Е. А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования // Высшее образование в России. 2019 Т. 28 № 2 С. 38-50.

3. Буянова Г. В. Воспитательная составляющая в системе подготовки будущих бакалавров // Агротехнологии XXI века: стратегия развития, технологии и инновации : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию основания университета / науч. редкол. Э. Ф. Сатаев [и др.]. Пермь : ИПЦ «Подро-стокъ». 2020. С. 439-441.

4. Гитман Е. К., Тохтуева Т. В. Повышение ИКТ-компетентности работников образования как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 11. URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 19.05.202l).

5. Зимняя И. А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования: материалы XII Всероссийского совещания. Ч. 2. М.; Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2003. С. 4-13.

6. Калягин А. Н., Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Варавко Ю. О. Психологические особенности и типология личности студента медицинского вуза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск) Siberian Medical Journal (Irkutsk). 2015. № 5. С. 132-135.

7. Киндеркнехт А. С. Профессиональная этика как актуальный аспект подготовки специалиста // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход: материалы конференции. 2019. Т. 1. С. 373-379.

8. Нестерова Н. Б. Иерархическая структура мотивационно-целевой основы учения студентов // Научный журнал СПб НИУ ИТМО [Электронный ресурс]. С.Пб. : СПб НИУ ИТМО, 2012, № 2. Сентябрь. URL: http://economics.open-mechanics.сom (дата обращения: 11.03.2021)

9. Одарич И. Н. Формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата по направлению подготовки Строительство // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. №1 (22). С. 276-278.

10. Оринина Л. В., Кашуба И. В. Методологический аспект изучения феномена социально -коммуникативной компетентности студентов вуза // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 3. С. 11-15.

11. Руденко И. В. Профессиональное воспитание в вузе: компетентност-ный подход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 89-97.

12. Сенашенко В. С., Кузнецова В. А., Кузнецов В. С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 18-23.

13. Хуторской А. В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской Хроника бытия [Персональный сайт]; 22.09.2016. http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/ (дата обращения: 12.01.2021)

14. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В., Багаутдинова А. Ш., Будько М. Б., Будько М. Ю. Вознесенская А. О., Забодалова Л. А., Надточий Л. А., Орлова О. Ю. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования : учебное пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2014. 98 с.

ryMAHHTAPHO-nE^ArorH^ECKHE HCCflEflOBAHHS. 2021. T. 5. № 2

G. V. Buyanova (Perm, Russia) yc. K. Gitman (Perm, Russia)

THE ROLE OF EDUCATION IN THE PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

OF FUTURE BACHELORS

Abstract. The article is the result of a scientific literature analysis on the problem of professional competence and its formation during the period of study in higher education. The authors consider the features of the competence approach, which is revealed through a set of universal, general professional and professional competencies that a future bachelor should master. Different definitions of a "professional competence" concept are analyzed. Its structure is described as including five components: content and activity component, technical, intellectual, and motivational-targeted ones, identified on the basis of five essential human qualities (motives, psycho-physiological features and qualities of an individual, I-concept ("image of myself"), knowledge, skills). The educational process at university is considered from the point of view of the unity of training and education. At the same time, the attention is focused on the fact that these two processes are designed to solve different tasks: training - the process of students' activities organizing to acquire knowledge, skills and competencies; education - activities aimed at personal development, creating conditions for self-determination and socialization of students based on socio-cultural, spiritual and moral values and the rules and norms of behavior adopted in the society. The need to form such competencies of purely educational content as the competence of health-saving, value-semantic orientation in the world, integration, citizenship, self-improvement, self-regulation, self-development, social interaction, competence of communication and activity has been noted. The authors of the article made an attempt to highlight those components in the structure of professional competence (content, technical), where the role of training is the most significant, and those (activity, motivational-target) ones, where the role of education is the most important. The relevance of the study is due to the consolidation of the status of the planned and controlled process for education at the federal level, which requires a detailed scientific and pedagogical understanding.

Keywords: higher education, competence approach, competence, structure of professional competence, training, education.

REFERENCES

1. Bezusova T. A. Puti organizatsii kompetentnogo podkhoda v sfere vysshego professional'nogo obrazo-vaniya, Fiziko-matematichna osvita [Physical and Mathematical Education], 2018, vol. 1(15), pp. 137-141.

2. Bershadskaya M. D., Serova A. V., Chepurenko A. Yu., Zima E. A. Kompetentnostnyi podkhod k otsenke obra-zovatel'nykh rezul'tatov: opyt rossiiskogo sotsiologicheskogo obrazovaniya, Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education of Russia], 2019, vol. 28, no. 2, pp. 38-50, DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-38-50

3. Buyanova G. V. Vospitatel'naya sostavlyayushchaya v sisteme podgotovki budushchikh bakalavrov, Agrotekhnologii XXI veka: strategiya razvitiya, tekhnologii i innovatsii : sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 90-letiyu osnovaniya universiteta / nauch. redkol. E. F. Sataev [i dr.], Perm, IPTs «Podrostok"», 2020, pp. 439-441.

4. Gitman E. K., Tokhtueva T. V. Povyshenie IKT-kompetentnosti rabotnikov obrazovaniya kak pedagogi-cheskaya problema [electronic resource], Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal), 2018, vol. 9, no. 11, pp. 68-80. URL: URL: http://ej.soc-journal.ru (date of access: 19.05.2021).

5. Zimnyaya I. A. Kompetentnost' cheloveka - novoe kachestvo rezul'tata obrazovaniya, Problemy kachestva obrazovaniya: materialy XII Vserossiiskogo soveshchaniya, Ch. 2, Moscow; Ufa, Issledovatel'skii tsentr problem ka-chestva podgotovki spetsialistov, 2003, pp. 4-13.

6. Kalyagin A. N., Zhukova E. V., Pogorelova I. G., Varavko Yu. O. Psikhologicheskie osobennosti i tipologiya lichnosti studenta meditsinskogo vuza, Sibirskii meditsinskii zhurnal (Irkutsk) [Siberian Medical Journal (Irkutsk)], 2015, no. 5, pp. 132-135.

7. Kinderknekht A. S. Professional'naya etika kak aktual'nyi aspekt podgotovki spetsialista, Formirovanie gumanitarnoi sredy v vuze: innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. Kompetentnostnyi podkhod: materialy konferentsii, 2019, vol. 1, pp. 373-379.

8. Nesterova N. B. Ierarkhicheskaya struktura motivatsionno-tselevoi osnovy ucheniya studentov, Nauchnyi zhurnal SPb NIU ITMO [electronic resource], Saint-Petersburg, SPb NIU ITMO, 2012, no. 2. Sentyabr', URL: http://economics.open-mechanics.som (date of access: 11.03.2021)

9. Odarich I. N. Formirovanie universal'nykh, obshcheprofessional'nykh i professional'nykh kompeten-tsii studentov bakalavriata po napravleniyu podgotovki Stroitel'stvo, Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal [Baltic humanitarian journal], 2018, no. 1 (22), pp. 276-278.

10. Orinina L. V., Kashuba I. V. Metodologicheskii aspekt izucheniya fenomena sotsial'no-kommunikativnoi kompetentnosti studentov vuza, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no. 3, pp. 1-15.

11. Rudenko I. V. Professional'noe vospitanie v vuze: kompetentnostnyi podkhod, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2014, no. 5 (20), pp. 89-97.

12. Senashenko V. S., Kuznetsova V. A., Kuznetsov V. S. O kompetentsiyakh, kvalifikatsii i kompetentnosti, Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education of Russia], 2010, no. 6, pp. 18-23.

13. Khutorskoi A. V. Obrazovatel'nye kompetentsii i metodologiya didaktiki. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya V.V. Kraevskogo [electronic resource], A. V. Khutorskoi Khronika bytiya [Personal'nyi sait], 2016. URL: http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/ (date of access: 12.01.2021)

14. Shekhonin A. A., Tarlykov V. A., Kleshcheva I. V., Bagautdinova A. Sh., Bud'ko M. B., Bud'ko M. Yu., Voznesenskaya A. O., Zabodalova L. A., Nadtochii L. A., Orlova O. Yu. Kompetentnostno-orientirovannye zadaniya v sisteme vysshego obrazovaniya : uchebnoe posobie, Saint-Petersburg, NIU ITMO, 2014, 98 p.

Буянова Г. В., Гитман Е.К. Роль воспитания в формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 10-16.

Buyanova G. V., Gitman Уе. K., The Role of Education in the Formation of Professional Competence of Future Bachelors, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2025, vol. 5, no. 2, pp. 10-16.

Дата поступления статьи - 06.02.2021; 0,74 печ. л.

Сведения об авторах

Буянова Галина Витальевна - старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова», Пермь, Россия; [email protected]

Гитман Елена Константиновна - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Пермь, Россия; [email protected]

Authors:

Galina V. Buyanova, Senior Teacher at the Department of Foreign Languages, State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm, Russia; [email protected].

Yelena K. Gitman, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Pedagogics, Perm State National Research University, Perm, Russia; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.