УДК 316. 334:37
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Воронцова Елена Анатольевна, аспирант, LENA751@yandex.ru ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
The article deals with theoretical problems of young people socialization in modern Russia, the typology of theories, shows the main directions of practical experience researches and the assessment of technology socialization of children and youth as a goal-oriented process. The author emphasizes that the researches of the activity experience, problems of its effectiveness and ways of its optimization directly depends on the level of the theoretical elaboration of these problems of socialization.
В статье рассматриваются теоретические проблемы изучения социализации молодежи в современной России, типологии теорий, показаны основные направления изучения практического опыта и оценки технологий социализации детей и молодежи как целенаправленного процесса. Автор подчеркивает, что изучение опыта деятельности, проблем ее эффективности и путей ее оптимизации напрямую зависит от уровня теоретического проработанности проблем социализации.
Keywords: socialization, teenagers and youth, technology socialization of different level, a typology of the concepts of socialization, prospects and problems of development of the theory of socialization
Ключевые слова: социализация, подростки и молодежь, технологии социализации разного уровня, типология концепций социализации, перспективы и задачи развития теории социализации
Социология социализации является частной (вспомогательной) социологической дисциплиной, сформировавшейся во второй половине ХХ века, изучающей процесс социализации различных социально-демографических групп, ее моделей, значения и роли в социальном воспроизводстве общества. Объект и предмет социологии социализации, ее понятийно-категориальный аппарат могут быть изложены в учебном пособии или
стр. 178 из 326
специальной монографии. В данной статье предпринята попытка краткого анализа дальнейшего развития проблематики социологии социализации.
Проблемы социализации относятся к числу наиболее актуальных и изучаемых. Внимание к ним усиливается в периоды смены социальных парадигм, что относится не только к России с нашим переходом к новой общественно-политической и социокультурной системе, но и к развитым странам, где вопросы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации являются одними из основных в социологии [2, 3, 6, 7].
Процесс социализации имеет две главные цели: интеграция личности в общество на основе социальных ролей и обеспечение воспроизводства общества благодаря усвоению сложившейся системы социо-культурных в нем убеждений и образцов поведения.
Опыт изучения процесса социализации позволил А.И. Ковалевой провести его типологию в зависимости от выбранных оснований:
• по характеру социальности общества (что обусловлено механизмом регуляции социальной жизни - естественным, примитивным, сословным, стратификационным, регламентированным, единообразным, патерналистским, конформистским, гуманистическим, моносоциокультурным, полисоциокультурным);
• по содержанию социализационного процесса (познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др.);
• по результативности социализации (успешный тип, нормативный, кризисный, отклоняющийся, принудительный, реабилитационный, преждевременный, ускоренный, запаздывающий) [14, с. 14--15].
В контексте статьи особое внимание уделяется именно реабилитационной социализации, которая корректирует отклонения социализации подростков и юношества.
При этом социализация выступает как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных связей, и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [3, 4, 8 ].
Социализация осуществляется посредством двух основных позитивных механизмов - имитации и идентификации. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных «других» до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида как с конкретными «значимыми другими», так и с ориентацией на «обобщенного другого» (в понимании Дж. Г. Мида), отождествлением себя с обществом. В этом плане особую опасность представляют собой негативные условия социализации для детей и подростков, воспитывающихся в семьях с девиантным поведением, семьях группы риска или даже при трудовой перегруженности старших членов семьи, когда детям не уделяется достаточного внимания (они попадают в разряд безнадзорных).
Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации. В этой связи перспективным представляется подход к социализации П. Бергера и Т. Лукмана. Они разработали концепцию социального конструирования реальности, в которой биография человека рассматривается как последовательность жизненных фаз, каждая из которых имеет разное значение в процессе социализации. В каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способов действий, в том числе потому, что само общество может резко менять социально принимаемые и одобряемые формы деятельности молодежи [1].
Близка к их концепции по методологическим основаниям идея В.А. Ядова о социальных дискурсах личности, с тем дополнением, что в концепции В.А. Ядова дискурсы учитывают и наследуемые, и приобретенные свойства индивида [3, с. 219].
Выделяются две основные формы социализации - первичная и вторичная, при этом решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация. В первичной социализации идентификация у ребенка происходит автоматически с усвоением установок, ценностей и поведения родителей, этот мир гораздо прочнее, а в случае девиации на этом этапе гораздо труднее поддается коррекции [4, 7, 8, 11, 14]. Это значит, что нормы, интернализируемые в процессе вторичной социализации (реабилитационной и коррекционной социализации для подростков и молодежи девиантного поведения), должны быть достаточно привлекательны и надежно подкреплены системой разнообразных санкций, кроме того, требуется постоянное социальное сопровождение таких индивидов, что предполагает стабильную, согласованную, систематическую деятельность агентов вторичной социализации (системы
образования, социальных учреждений, государственных учреждений, средств массовой информации) [12, 13].
Дальнейшее развитее теории социализации связано с разработкой частных компонентов: возрастной социализации (детей, подростков, молодежи, лиц старшего возраста), проблемной социализации (лиц и групп с отклонениями в процессе социализации) и реабилитационной социализации, а также социализации профессиональной и средовой (адаптация и социализация лиц, оказавшихся в значительно измененных условиях жизни - в инонациональном и религиозном социуме, в пенитенциарной системе, и т.п.). Часть трудов посвящена ресоциализации, связанной с восстановлением после тяжелых заболеваний, адаптации к новым жизненным условиям вследствие крупных социальных перемен [8, 10, 12, 13].
Однако исследователи отмечают, что целостной концепции социализации отечественным ученым пока создать не удалось. Как считает А.И. Ковалева, исследование социализации идет скорее «не в направлении создания единой парадигмы, а в русле поиска новых интерпретаций социализации» [14], в наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы, отмечает С.П. Иваненков [11, с. 62]. Эти оценки относятся к 2003 году, но и после выхода современных статей и монографий М.К. Горшкова, Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова, И.М. Ильинского этот вывод остается в силе, несмотря на большой объем накопленного эмпирического материала [6, 12, 15].
В современных социальных исследованиях основное внимание уделено специфике социализации подростков и молодежи девиантного поведения. В связи с этим изучение теорий девиации представляет особый интерес.
Одним из важнейших направлений в изучении социализации стали работы, посвященные технологиям оптимизации социализации и преодоления девиантного поведения или склонности к девиации [5, 9, 10, 15].
Социальные технологии, применяемые в ходе целенаправленной социализации, можно классифицировать по тому, на каком уровне они применяются - на уровне макротехнологии, мезотехнологии и технологии микроуровня.
Макротехнологии - это макроуровень социальных технологий, они заключаются в разработке и реализации социальных программ общефедерального масштаба: социальная политика по отношению к молодежи, социальные проекты, такие как «Год молодежи»,
стр. 181 из 326
«Год семьи», социальные проекты в сфере образования, в средствах массовой информации, организация учреждений социальной защиты различного профиля федерального и регионального уровня.
Макротехнологии реализуются в рамках Федеральной целевой программы «Дети России», которая постепенно дополняется и меняет конфигурацию. Она была рассчитана до 2010 года и содержала три блока: первый блок касался вопросов здоровья детей, называлось «Здоровое поколение», второй блок относился к защите или поддержке и развитию талантов одаренных детей, и третий блок - «Дети и семья». В последнем блоке предусматривались решение проблем детей и семей, в том числе имеющих детей-инвалидов, проблем сиротства и его профилактики, положения детей-сирот в стране, детской беспризорности, безнадзорности и профилактики семейного неблагополучия. Срок действия программы истек, новая пока еще не разработана. В переработке подпрограмм участвуют различные министерства: Министерство образования и науки, Министерство внутренних дел России, Министерства юстиции, финансов, экономического и регионального развития при участии органов исполнительной власти субъектов.
К технологиям мезоуровня относят универсальные технологии, применимые на разных уровнях (такие как технологии диагностики и профилактики, технологии страхования, патронажа и другие). Их отличительная особенность состоит в том, что они применяются как в масштабах всего общества (в частности, оценка уровня алкоголизации населения, разработка и реализации федеральной программы профилактики преступности и т.п.), так и в малых группах, и по отношению к отдельной личности.
Воздействие оказывается различными частными технологиями, среди которых можно выделить нормативно-правовые, социально-экономические и организационные технологии, социально-медицинские, социально-психологические, социальнопедагогические технологии, собственно социальные; технологии индивидуальные, межличностные и групповые, технологии работы в определенной социальной среде; технологии диагностические, коммуникативные, информационные, консультационные, коррекционные, социально-реабилитационные; технологии работы с семьями, в сфере образования, сфере рекреации, сфере культуры и спорта и др. Все они реализуются на разных социальных уровнях.
В качестве примера социально-медицинских технологий можно рассмотреть массовую диспансеризацию детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах и др.). В ходе диспансеризации проводится обследование детей, устанавливается состояние их здоровья, выявляются болезни и патологии. По
стр. 182 из 326
итогам диспансеризации разрабатывается комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих обеспечить их социальную адаптацию и передачу на воспитание в семью. Предполагается ежегодно проводить диспансеризацию 200 тысяч детей-сирот [16].
Социальные технологии микроуровня заключаются в работе с отдельной личностью и ее ближайшим окружением (семья, круг друзей, класс или студенческая группа). В этом случае специалист идет от личности, ее особенностей, конкретных проблем и выстраивает новую траекторию развития личности, которая поможет человеку адекватно
социализироваться и достичь успехов.
На микроуровне наиболее ярко проявляются следующие черты и принципы:
• подходы к социализации личности должны быть индивидуальны, т.к. они реализуются на уровне межличностных отношений, но в основе должна лежать целостная концепция личности;
• в ходе социализации наибольший эффект могут дать технологии, направленные на использование сильных сторон личности, задатков и способностей подростка, т.е. установка на его самореализацию;
• современное применение социальных технологий микроуровня предполагает не только отношения субъекта и объекта, но субъект - субъектные отношения, процесс взаимодействия управляющих и управляемых;
• выработка технологий воздействия должна сочетать традиционные методы и подходы, а также инновационные;
• социальные технологии на микроуровне предполагают тесную связь со
всеми другими уровнями: федеральным, региональным, территориальным,
муниципальным (участковым); без этого работа на уровне личности не может дать должного эффекта; все проблемы личностного становления должны рассматриваться в комплексе, системно, с различных сторон.
Микротехнологии, применяемые в ходе целенаправленной социализации, затрагивают проблемы работы с семьями, особенно семьями группы риска.
Изучение этого направления деятельности в социальных науках ведется очень активно, но хотелось бы подчеркнуть, что эффективность практической деятельности, пути ее оптимизации во многом зависят от теории вопроса, от того насколько глубоко проработаны проблемы теории социализации детей и молодежи в современных условиях.
Общие итоги теоретического изучения проблем социализации и девиантного поведения на протяжении полутора столетий подводить еще трудно, активный поиск
продолжается. Вопросы, поставленные еще в XIX веке, сегодня звучат иначе, и иные ответы дает на них научное сообщество.
Многочисленные теории, концепции и подходы отразили данные социальные явления с разных сторон, но ни одна из концепций не ушла в прошлое, не устарела. Отчасти можно согласиться с выводом Я.И. Гилинского о том, что социология социализации в целом, и социология девиантности в частности, пока еще далека от завершенности, в чем-то эти теории находятся на периферии теоретческих разработок. [5? с. 70]. Задачей современной науки становится формирование обобщающей многосторонней и междисциплинарной концепции девиантности, концепции преодоления девиационных процессов (т.е. концепции адекватной социальной политики), а главное -формирование и обоснование комплекса технологий реабилитационно-коррекционной работы и социализации подростков и молодежи, выработка критериев эффективности этой работы.
Анализ традиционных и современных концепций социализации и девиации показывает, что, во-первых, много внимания уделяется особенностям подросткового и юношеского возраста. Рассматриваются практически те особенности, которые непосредственно связаны с социальными факторами (бедность и нищета, занятость и невнимание родителей, отсутствие позитивных условий для социализации детей и подростков, возможностей для получения образования и работы, и т.п.), в то время как социальные факторы (универсальные для многих семей и социальных групп) по-разному на них сказываются. Неблагоприятные социальные факторы не ведут автоматически к негативной социализации и девиантному поведению.
Во-вторых, изучаются технологии социализации в работе с подростками и молодежью девиантного поведения, особенно отмечается значимость индивидуального подхода и учета социальных и психологических особенностей их социализации, однако наблюдается разрыв в подходах психологов и социологов (социальных работников) к решению этих проблем.
В-третьих, анализ современных концепций показывает, что достаточно мало изучены управление в работе с подростками и молодежью девиантного поведения и процессы взаимодействия как на уровне федеральном, региональном и муниципальном, так и на уровне адаптации и реабилитации личности в социальной группе. Не определены роль и ответственность различных уровней управления в преодолении особо опасных форм девиантного поведения, представляющих угрозу для общества.
Литература
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум,
1995.
2. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: динамика изменений. //СОЦИС. 2010. № 2.
3. Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России. (Теории, наблюдения, биографические интервью. Советы студентам). /Под ред. В.А. Ядова. М.: ТАУС. 2009.
4. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал. СПб.: Интерсоцис, 2009.
5. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) //СОЦИС. 2009. № 8.
6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Социология молодежи: социологический портрет. М.: ЦСПиМ. 2010.
7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // СОЦИС. 2008. № 7.
8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia. 2008.
9. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления// СОЦИС. 2008. № 5.
10. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма //СОЦИС. 2009. № 1.
11. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Изд. 2-е, доп. СПб., 2003.
12. Ильинский, И. М., Луков Вал. А. Молодежная политика: уроки недавнего прошлого // Высшая школа XXI века. 2009. № 11.
13. Ильинский, И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3.
14. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // СОЦИС. 2003. № 1.
15. Чупров В., Зубок Ю. Молодежный экстремизм: сущность, формы
проявления, тенденции. М.: Academia, 2009.
16. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ http://www.minzdravsoc.ru (дата обращения: 30.05.2011).